Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Денежный этап приватизации 1995-1997 гг.




В «Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» изменились приоритеты – упор был сделан на привлечение инвестиций и модернизацию производства. Целью стало не количество приватизированных предприятий, а продажа госпредприятий эффективным собственникам. Поэтому широкое распространение получила конкурсная продажа акций приватизируемых предприятий через инвестиционные торги. Были уменьшены льготы трудовым коллективам.

Рисунок 5 Доходы от приватизации в 1995 – 2002 гг.

Если при чековой приватизации работникам предприятия на льготных условиях продавалось от 40 до 51% уставного капитала предприятия, а 25% – передавалось безвозмездно в виде бесплатных привилегированных акций, то теперь трудовой коллектив мог выкупить по номинальной стоимости лишь 10% обыкновенных акций или безвозмездно получить 25% уставного капитала в виде привилегированных акций. Причем уставный капитал оценивался уже с учетом переоценки основных фондов. Льготы трудовым коллективам уменьшались, с тем чтобы сохранить контрольный пакет акций для продажи крупному инвестору, который хотел контролировать предприятие. Эта программа была рассчитана на привлечение не только российских, но и иностранных инвесторов. Кроме инвестиционных торгов, массово проводились денежные аукционы по продаже акций, в том числе крупными лотами.

Сельскохозяйственным товаропроизводителям и созданным ими кооперативам было предоставлено преимущественное право приобретать акции предприятий по первичной переработке сельхозпродукции, обслуживанию и обеспечению агропромышленного комплекса. Творческие работники редакций газет и журналов получили право на получение безвозмездно передаваемых привилегированных акций и на участие в закрытой подписке на продаваемые на льготных условиях обыкновенные акции обществ, создаваемых в порядке преобразования издательско-полиграфических предприятий, в которые ранее входили эти редакции.

При продаже предприятий и акций АО начальная цена могла устанавливаться в пределах не менее 70% и не более двукратной величины номинальной стоимости.

Таблица 1

Приватизировано предприятий в 1999–2007 годах, штук

«Основные положения…» регламентировали приватизацию и недвижимого имущества, то есть сданных в аренду объектов нежилого фонда, в том числе встроенных и пристроенных помещений в жилых домах, земельных участков под приватизируемыми предприятиями, иных объектов недвижимости в частной собственности, незанятых зданий, сооружений, помещений вместе с земельными участками под ними, земельных участков с находившимся на них объектами недвижимости, предоставленными для предпринимательской деятельности.

Не допускался отказ в продаже арендаторам арендованных ими объектов нежилого фонда, включая объекты исторического и культурного значения. Исключение составляли объекты, на которые распространялись ограничения, установленные Государственной программой приватизации, а также здания и сооружения, занимаемые органами государственной власти, местного самоуправления и судами. При этом здания и строения – культурно-исторические памятники могли приватизироваться с обязательным условием их содержания новым собственником в надлежащем порядке. Отказ в продаже земельного участка собственнику расположенного на нем здания, нежилого помещения и т.п. допускался только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Собственники приватизированных предприятий и объектов нежилого фонда имели исключительное право приобрести в собственность или взять в долгосрочную аренду земельные участки под ними. [37]

Вопрос о продаже земельных участков при приватизации предприятий (напомним, что земельные участки не учитывались в активах советских предприятий – земля не имела цены), а также участков, предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности, был урегулирован еще в июне 1992 года. Но и к концу 1995 года приватизация земельных участков, занятых предприятиями, шла медленно. Хотя при переходе 75% акций в частные руки предприятия могли выкупить земельный участок, их приобрели лишь 1264 предприятия и 2295 предприятий подали заявки на выкуп (в сумме менее 3%).

Рентные доходы, извлекаемые новыми собственниками из недооцененных активов, стали источником масштабной коррупции, огромного разрыва в уровнях доходов населения, что породило неприятие итогов приватизации в обществе, а сверхконцентрация финансовых ресурсов в руках немногих вызвала к жизни "феномен российского олигархического капитализма".

Динамика криминогенной ситуации в сфере приватизации за период 1998-2005 г. отображена на рисунке 6.

Рисунок 6 Динамика криминогенной ситуации в России в сфере приватизации

По состоянию на 1 сентября 2000 г. в федеральной собственности все еще оставалось 12 277 унитарных предприятий, 29 633 учреждения, многочисленные объекты недвижимого имущества общей площадью 337 млн кв. м и свыше 900 объектов незавершенного строительства общей площадью 3,5 млн кв. м. В федеральной собственности были также пакеты акций 3359 акционерных обществ и 504 акционерных обществ, в отношении которых используется специальное право на участие в управлении ими ("золотая акция").

Указанные акционерные общества по доле Российской Федерации в их уставных капиталах распределены следующим образом:

- 100 % уставного капитала - 43 акционерных общества. Это очень мало по сравнению с 1990 г., когда государственная собственность была монопольной;

- более 50 % уставного капитала - 328 акционерных обществ. Здесь пока еще могут быть реализованы интересы государства благодаря участию его представителей в управлении акционерными обществами;

- от 25 до 50 % уставного капитала - 966 акционерных обществ.

В остальных акционерных обществах участие государства меньше 25 %. В двух последних группах интересы государства реализуются весьма условно, тем не менее идет борьба на понижение доли государства в акционерных обществах. Естественно, что "остатки" государственного сектора в экономике очень беспокоят отечественных "приватизаторов" и их зарубежных покровителей - при небольших вложениях можно завладеть "золотыми жилами". Выполняя, как и прежде, рекомендации МВФ, Правительство России и на 2001-2003 гг. представило проекты завершения приватизации. С аукциона оно продает находящиеся в федеральной собственности пакеты акций крупнейших акционерных обществ. В их числе - нефтяные компании "Лукойл", "Роснефть", "Славнефть", ОАО "Газпром", ряд комбинатов по производству хлебопродуктов и элеваторов в регионах страны, ОАО "Аэрофлот", до сих пор сопротивлявшееся поставкам в лизинг американских самолетов, две региональные авиакомпании, ОАО "Судоимпорт", ОАО "Автотрактороэкспорт", ОАО "Орловский сталепрокатный завод", ОАО "Союзпушнина", ОАО "Стройматериалинторг".

Рисунок 7 Динамика приватизированных государственных имуниципальных унитарных предприятий в России, тыс. единиц

В списках подлежащих распродаже значатся не только "легковесные" федеральные пакеты акций, от которых действительно имеет смысл избавиться, поскольку доходов по ним государство иметь уже не будет, но и очень лакомые для олигархов куски. Такие объекты потенциально высокодоходны, у них нет конкурентов на занимаемых сегментах рынка. Но есть зарубежные конкуренты. Подарки им регулярно, с завидной тщательностью готовили не только Черномырдин с Чубайсом, но и Касьянов. Остаются очень значимыми "подношения" Правительства России "отечественному" негосударственному сектору. Проект программы на 2002 г. предусматривал распродажу 365 пакетов акций, принадлежащих государству, причем в перечне подлежащих продаже пакетов акций значилось немало таких, в которых государство владеет крупными пакетами акций - свыше 50 %. [40]

В 2003 г. государство избавляется от остатков федеральной собственности, надеясь на "эффективных собственников" вне госсектора. Однако эффективные собственники как продукт криминального приватизационного бизнеса исключены. В беседе с Куликовым Чубайс однозначно высказался в том духе, что эффективные собственники - "как раз не главная цель. Главная цель – политическая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 83; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.