Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обновление юридической науки в Новое время.




Становление классической научной рациональности в Новое время. Ее влияние на юриспруденцию.

Глоссаторы и постглоссаторы.

Глоссаторы, или экзегеты (толкователи), творчество которых приходится на XI—XII вв., были заняты объяснением смысла отдельных законов, логически-связным из­ложением целых учений о назначении тех или иных правовых институтов с опорой на знание и пользование источниками права (элемент собственно догматический). Римское право из­лагалось в целом, без увязки с расположением титулов и книг в Своде Юстиниана: здесь уже имел место элемент систе­матический с более самостоятельной и творческой формой все той же догматической обработки позитивного римского права.

Особую проблему для глоссаторов составило расхождение между нормой права и соображениями справедливости. В доглоссаторский период исходили из того, что несправедливая норма может быть отвергнута в процессе применения и заменена пра­вилом, сообразующимся с требованием справедливости. Позднее Ирнерий, глава школы глоссаторов, и Болонская школа требова­ли отказа от "субъективных представлений о справедливости" и возлагали разрешение конфликта между нор­мой закона и справедливостью на усмотрение законодательной власти.

Болонская школа глоссаторов превратилась из городской в общую для всех народов, в Общую школу (так поначалу назы­вали университеты). Начиналось это обучение с богословия и юриспруденции. В XI в. здесь возникло объединение учащихся, прибывших из разных мест для изучения юриспруденции. Болон­ская школа была создана на пожертвования знатного семейства и при поддержке папы римского.

Отказ от работы с первоисточниками привел к упадку школы глоссаторов. С середины XIII в. ее сменила школа постглоссаторов (или комментаторов). Постглоссаторы стремились свести юр.нормы к общим понятиям, чтобы затем дедуктивно вывести из них понятия частные. Постглоссаторы уже практически не работали с римскими первоисточниками, они занимались только комментированием глосс. Но их большая заслуга заключается в том, что, опираясь на принципы естественного права, они смогли приспособить римское право к нуждам практической жизни. В целом деятельность школ глоссаторов и постглоссаторов заложила основу для дальнейшего изучения и применения норм римского права в эпоху Возрождения и Нового времени.

 

В эпоху Нового времени появляется технологическая цивилизация со свойственным ей рациональным типом сознания. Наука становится одним из факторов развития культуры. Становление классической науки обусловлено 2 факторами: 1) накоплением знаний и развитием методов обучения; 2) социальным запросом: освобождается сознание человека от традиций и формируется активный субъект.

На передний план в науке выходит квантитатизм - от латинского «количество». Явления познаются при их переводе на количественный язык; познать - значит измерить, - тезис классической науки. «Дайте мне протяженность и движение, и я построю вселенную» - утверждал Декарт. Мир сравнивался с механизмом, например, с часами. В соответствии с ней природа (и общество) -- то, что проявляет себя в условиях эксперимента. Задача человека состоит в открытии законов функционирования этого механизма, для этого природу нужно «пытать». Новоевропейское знание -- практико-ориентированное: на первом месте стоит получаемый эффект (Бэкон: «Знание -- сила»).

Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту (исследователю), средствам и операциям его деятельности. Это было необходимым условием получения объективно-истинного знания о мире.

 

Правовая наука в Новое время полностью обособляется от философии и богословия и образует самостоятельную систему научных знаний. Правоведение приобретает статус социальной, общественной науки, призванной исследовать процессы функционирования и развития государства и права и вырабатывать обоснованные рекомендации о путях модификации совершенствования политико-правовой практики, способствовать прогрессивному развитию общества и государства.

С утверждением буржуазного общества и переходом гос.власти из рук феодалов в руки буржуазии как экономически господствующего в этом обществе класса, правовая наука должна была обосновать правомерность претензий буржуазии на гос.власть, создать систему норм, обеспечивающих успешное функционирование гражданского общества на началах равенства, свободы и справедливости. Правоведам пришлось: 1) изменить свои философские воззрения; 2) модифицировать представления о сущности государства и права и их роли в жизни общества; 3) дополнить систему правовой науки рядом новых отраслевых наук конституционного, административного,финансового права; 4) создать развитую систему внутринационального права.

В трудах представителей теории естественного права: Г.Гроция, Т.Гоббса, Дж. Локка. Основополагающий тезис теории естественного права о наличии естественных прав человека, имеющих приоритет пред волеустановленным правом государства, и об обязанности государства следовать нормам естественного права послужила теоретической основой дальнейших революционных преобразований правовой науки, государственной власти и юридической практики.

Признание общественного договора между государством и населением как правовой основы их взаимодействия ориентировало буржуазные государства на интенсивное формирование публичного права, создание норм конституционного, административного, процессуального права, способных закрепить правовые пределы государственной власти, обязать свято исполнять принятые законы как население, так и государственные органы и должностных лиц.

В этот же период государства Западной Европы начинали отказываться от применения римского права и создавать собственные кодифицированные акты в сфере частного права в целях приспособления общего (римского) права к специфике существующих национальных имущественных отношений. Пример этому подала Франция, подготовив и приняв Гражданский кодекс, который был воспринят в Бельгии, Нидерландах, Италии, Польше.

Чтобы успешно справиться с процессами формирования национального позитивного права и обеспечить его эффективное действие, в т.ч. в сфере правосудия, государства вынуждены стимулировать развитие правовой науки и создавать образовательные учреждения для подготовки высококвалифицированных юридических кадров.

Ученые-юристы в 19 в. создали позитивистскую теорию права, в основе которой лежало понимание права как любого властного веления государственной власти, направленное на создание нормативных установлений. Одним из первых критиков теории естественного права был англ. философ и юрист И.Бентам (1748-1832), по убеждению которого правом являются повеления и запреты, установленные государством, тогда как естественные права представляют собой не более чем субъективные оценки действующего законодательства. Основы юридического позитивизма были сформулированы в работах его ученика Дж.Остина (1790-1859), полагавшего, что право – это приказ власти, обязанный для исполнения под угрозой применения санкций. Он не отрицает наличия норм, установленных Богом - «Божественного (естественного) права», но выводит его за пределы юриспруденции, предметом которой является только право, закрепленное в действующих законах и иных нормативных правовых актах государства. Недостаток позитивистской доктрины состоит в отсутствии критериев, позволяющих отличать правовые нормы от возведенного в закон законодательного произвола государства.

Политико-правовая мысль уже в 19 в. преодолела позитивизм как консервативное правовое течение и разработала ряд доктрин. Практически одновременно с позитивизмом в Европе основоположниками марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом были заложены основы материалистической теории права, раскрывающей генезис становления и развития права как социального явления и закономерности его функционирования в современном обществе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.