Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпиризм и сенситивные знания Д. Локка. Его взгляды на право.




Джон Локк(1672-1704) был одним из самых выдающихся философов Нового времени и продолжателем дела Фрэнсиса Бэкона. Главный труд Д.Локка «Опыт о человеческом разуме». Разработал сенсуалистическую теорию познания - положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. Отвергнув врожденные идеи, Локк выступил и против признания врожденных «практических принципов», нравственных правил. Всякое нравственное правило, утверждал он, требует основания, доказательства. Развивая сенсуалистическую теорию познания, Локк различает два вида опыта, два источника знаний: 1) внешний, состоящий из совокупности ощущений; 2) внутренний, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью.

Источник внешнего опыта - реальный мир вне нас. Внутренний опыт - «рефлексия» совокупность проявления всей многообразной деятельности ума. Люди не рождаются с готовыми идеями. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, - вот основной тезис Локка. Способность мыслить развивается в процессе познания человеком объективного мира. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления.

По способам образования и формирования всей идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи все получены непосредственно от самих вещей. Локк относит к простым идеям идеи пространства, формы, покоя, движения, света и т.д. По содержанию простые идеи в свою очередь, делятся на две группы. К 1ой группе он относит идеи, отображающие первичные или первоначальные качества внешних объектов, которые совершенно неотделимы от этих объектов, в каком бы состоянии они не были, (например, плотность, протяженность, форма, движение, покой). Эти качества действуют на органы чувств посредством толчка и порождают в нас простые идеи плотности, протяженности, формы, движения, покоя или числа. Ко 2ой группе он относит идеи отражающие вторичные качества, которые по его мнению, не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными качествами (например, цвет, звук, вкус и т.д.).

Сложные идеи образуются из простых идей в результате самодеятельности ума. Д.Локк выделяет три основных способа образования сложных идей: 1) Соединение нескольких простых идей в одну сложную идею; 2) Сведение вместе двух идей, все равно - простых или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну; 3) Обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной действительности.

Локк выделил три вида знания по степени его очевидности: 1) исходное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; 2) демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; 3) интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.

Самый достоверный род познания - интуиция. Интуитивное познание есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное сравнивание. После интуиции, по степени достоверности, - демонстративное познание. В этом роде познания восприятие соответствия или несоответствия двух идей совершается не непосредственно, а опосредовано, через систему посылок и выводов. Третий род познания - чувственное или сенситивное познание. Этот род познания ограничивается восприятием единичных предметов внешнего мира. По своей достоверности оно стоит на самой низкой ступени познания и не достигает ясности и отчетливости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.