КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение философии И. Канта и Г. Гегеля для развития методологии науки.
Основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724 – 1804) внес более чем значительный вклад в развитие методологии науки и правоведения. Кант являлся создателем немецкого классического идеализма. Его учение сыграло важную роль в формировании диалектики. Одним из значимых трудов, касавшихся теории познания, была работа Канта «Критика практического разума». Его исследования в области изучения форм познания и границ познавательных способностей человека приводят к агностицизму. Он делает вывод о том, что природа вещей, как они существуют сами по себе, т. е. «вещь в себе», недоступна человеческому познанию. Оно возможно только относительно «явлений», которые представляют собой способ обнаружения вещи в нашем опыте. В области этики Кант вводит нравственный закон – категорический императив: «Действуй лишь по тому правилу, следуя которому ты можешь вместе с тем хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом». Вторая формула категорического императива гласила: «Действуй так, чтобы человечество, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, всегда употреблялось тобою как цель и никогда как только средство». В области государства и права Кант полагал, чтобы начала права не ограничивались пределами отдельных государств и народов, а получили бы распространение на все человечество в целях достижения вечного мира. Государство должно опираться на право, его устройство должно соответствовать правовым принципам. Кант является одним из создателей теории правового государства. Выдающийся представитель немецкой классич.философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель, немецкий философ, объективный идеалист. Разрабатывает систему диалектической логики, внося исключительный вклад в теорию познания. Важнейшим положением его философии - Гегель исходил из тождества бытия и мышления. Реальный мир предстает у него как проявление идеи, понятия, духа. Такое тождество рассматривается в качестве исторически развивающегося процесса самопознания абсолютной идеей самой себя. Она («мировой дух» или «разум») предстает у Гегеля активным и деятельным началом, которому свойственна деятельность в виде мышления, проявляющегося в самопознании. Учение Гегеля о государстве и праве изложено в труде «Философия права». Главной задачей философии права, по мнению Гегеля, должно быть изучение мыслей, идей, лежащих в основе права. Право, по Гегелю, есть наличное бытие свободной воли. Идея права заключается в свободе. Философ выступает за правовое ограничение войны, хотя и допускает в определенных случаях ее начало. Гегель, как писал В. Соловьев, был как бы официальным философом Прусского государства. Это не могло не отразиться в какой-то мере и на его творчестве. Однако в качестве идеальной формы правления Гегель видит конституционную монархию. Они в этот период получают широкое распространение в Европе, в том числе и в германских государствах.
31. Рационализм и учение о праве И. Фихте. По Фихте - наука о праве, определяющая внешние отношения между людьми, должна быть строго отделена от этики, задача которой – свобода во внутренней сфере человека. Право базируется не на нравственном законе, а на отношениях взаимности. Гарантией взаимного соглашения является добровольное подчинение каждого установленному в обществе закону, а это подчинение предполагает договор о гражданском общежитии. Фихте отвергает теорию деления власти на законодательную, исполнительную и судебную и исключает из сферы государственного права вопрос о принципах гос.устройства как вопрос практической политики. Государство может требовать от каждого гражданина признания прав другого только при условии, если сама организация государства в состоянии достигнуть того, чтобы у каждого была собственность. Социальный мир - мир буржуазной частной собственности. Человечество распадается на собственников и несобственников, а государство - организация собственников. Это положение содержит в себе глубокую догадку об экономической, классовой природе государства. Однако Фихте не видит, что эта организация собственников, по сути, есть политическое господство одного класса над другим. Фихтевская теория права основывается на буржуазной идеализации отношений частной собственности. Фихте ясно понимает определяющее для буржуазного общества и буржуазного государства значение частной собственности. Ограниченность Фихте – в идеализации этой частной собственности. Фихте порой выступает против тенденции исторического развития капиталистического общества Так, он мечтает о сохранении средневековых перегородок между цехами ремесленников, между сословиями феодального немецкого общества, не понимая того, что капиталистическое развитие неумолимо уничтожает экономическую изолированность феодальных государств, создает международный капиталистический рынок. Фихте мечтает о создании «замкнутого» в себе, экономически изолированного от всего остального мира национального немецкого государства. Эти идеи он изложил в сочинении «Замкнутое торговое государство» (1800). В своих позднейших работах Фихте рассматривает государство и право только как предварительную, хотя и необходимую, стадию нравственного существования человечества. Одной государственной организации, по мнению Фихте, для общества еще недостаточно, она должна быть дополнена системой общедоступных учебных и воспитательных заведений, направленных на развитие нравственного духа. С достижением полного господства нравственного закона право и государство становятся излишними и упраздняются. Философские идеи Фихте способствовали росту политического самосознания радикальной части немецкой буржуазии. В области «теоретической философии» Фихте оказал сильное влияние на последующее развитие немецкого классического идеализма. Особенно значительное влияние имели его учение о развитии сознания, попытка систематического выведения категорий, антитетический метод их дедукции, утверждение прав разума на теоретическое познание, учение о свободе как о добровольном подчинении исторической необходимости, основанном на познании этой необходимости.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |