Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие риторики




I. РИТОРИКА – ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КРАСНОРЕЧИЯ

В настоящее время огромный интерес вызывает наука об ораторском искусстве, об умении публично выступать, воздействовать на аудиторию и изменять речами действительность. Со времен античности этими проблемами занималась одна из древних филологических наук – риторика. В древнегреческом языке существовало слово rheo – говорю, лью, теку. Производное от него – rhetor – означало ритор, оратор. Отсюда и название науки – «rhetorike» (риторика), мастерство, искусство ораторской речи.

Но риторика никогда не была только искусством, и уже при зарождении, как и другие виды искусства, должна была осваивать этот мир эстетически, через категории «красивого» и «уродливого», «прекрасного» и «безобразного», «изящного» и «неуклюжего».

Древние полагали, что, как и всякое искусство, риторический талант, «некое умение увлечь душу словами» – это дар Божий. Но также они видели, что природу оратора, его мастерство можно совершенствовать благодаря знаниям, которые приумножают природные дарования и сокращают опыт. И знания эти дает наука.

Именно потому, что риторика никогда не была только искусством, определения ей давались самые разнообразные.

По определению древнегреческого философа Аристотеля, жившего в IV веке до н.э., «риторика – способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета», риторика объясняет «общие принципы ведения спора».

Русский ученый XVIII века М.В. Ломоносов давал такое толкование: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

Российский политический и общественный деятель XIX века М.М. Сперанский писал: «Красноречие есть дар потрясать сердца, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий».

Современный ученый А.А. Волков дает риторике следующее определение: «Риторика изучает те словесные приемы и формы убеждения, которые позволяют разумно оценить аргументацию и самостоятельно принять решение».

Из столь разнообразных определений видно, что отношение к риторике и понимание задач этой науки на протяжении всех веков ее существования было неоднозначным.

Суть учения классической и современной риторики не изменилась на протяжении веков. Основной риторический канон составляет также ядро и современной риторики.

Риторику можно разделить на два раздела: общую и частную.

Общая риторика изучает принципы и приемы создания замысла и его воплощения в завершенном высказывании.

Частная риторика изучает особенности построения словесных произведений в различных родах и видах словесности.

 

Общая риторика содержит Частная риторика содержит
учение о риторе; учение об аргументации; учение о риторическом построении, которое включает в себя: Ø изобретение (инвенцию); Ø расположение (диспозицию); Ø выражение (элокуцию).     Классический античный канон включает также: Ø запоминание (меморио); Ø произнесение (акцио). учение о конкретных родах и видах словесности: Ø письма; Ø документы и деловую корреспонденция; Ø диалоги, дающие представление о правилах построения и ведения дискуссии; Ø повествовательную и научно-философскую прозу; Ø ораторику (политическую, судебную, академическую); Ø проповедническую (духовную), педагогическую, пропагандистскую речь; Ø научно-философскую прозу.

Ритором, или оратором, называют человека, профессиональная деятельность которого состоит в создании публичных высказываний. Ритором является проповедник, философ, судебный оратор (обвинитель, защитник, судья), политический или общественный деятель, преподаватель, литератор – публицист. Образ ритора проявляется в трех аспектах (риторических категориях): пафосе, этосе, логосе.

Пафос – намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему.

Этос – знание уместности высказывания, условия, места, времени, сроков ведения речи, уважение к противоположной точке зрения.

Логос – словесные средства, которые используются ритором в аргументации.

В риторике существует понятие ораторских нравов – этических требований, которые предъявляет аудитория любому ритору. Общество хочет видеть человека, которому дано право на речь, честным, скромным, доброжелательным, предусмотрительным, объективным, искренним.

Риторическое построение есть учение о «внутреннем слове» или о «внутреннем высказывании».

Античный канон, классический риторический образец, если ориентироваться на «Риторику» Аристотеля, предлагал пять этапов на пути от мысли к слову.

Ø Инвенция (лат. Inventio), или «нахождение», «изобретение» (invenire quid dicere – «изобрести, что сказать»).

Ø Диспозиция (лат. Dispositio) – «расположение» (inventa disponere – «расположить изобретенное).

Ø Элокуция (лат. Elocutio) – «словесное оформление мысли», «собственно красноречие» (ornare verbis – «украсить словами»).

Ø Запоминание (лат. Memorio). Речи в античности учили наизусть, репетировали; часто автор речи (логограф) писал ее для заказчика, который только заучивал и затем произносил речь.

Ø Произнесение (лат. Actio hypocrisis). Это актерское, театральное исполнение речи – этап, на котором речь не только произносится, но и разыгрывается с соответствующим использованием жеста, мимики, голосовых данных оратора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 75; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.