Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Украшение материала (словесное выражение)




Тема 4. Расположение материала

Тема 3. Нахождение материала

Инвенция – раздел риторики, содержащий сведения о том, как: 1) выбирать тему речи; 2) вырабатывать авторскую позицию; 3) определять цели выступления.

Выбор темы. Произвольные и навязанные темы. Определение темы и интересы аудитории. Факторы, влияющие на выбор темы: интересы аудитории, границы проблемы, освещаемой в выступлении, собственные интересы, предпочтения, знания. Виды тем: общечеловеческие, групповые и личные. Формулировка темы. Широкие и узкие темы. Требования к формулировке темы: краткость, уместность, конфликтность, новизна.

Типы точек зрения на ситуацию: моральная, профессиональная, общественно-политическая. Три типа ораторов (очевидцы, технические эксперты и системные аналитики). Выработка собственной позиции.

Целевые установки речи. Общие и конкретные цели. Виды целей в зависимости от способа их реализации в речи: императив, убеждение, провокация. Классификация целевых установок речи: проинформировать, убедить, развлечь, соблюсти некоторый протокол, побудить к действию. Виды речей в зависимости от цели: информационная, убеждающая, протокольно-ритуальная, развлекательная, побуждающая.

Подбор материала. Как собирать материал? Четыре источника: личный опыт, размышления и наблюдения, интервью и беседы, чтение. Как искать литературу? Изучение отобранной литературы. Составление заметок. Карточки.

 

Сущность композиции. План – основа композиции. Составные элементы композиции. Пропорции текста. Вступление, его значение и функции. Две части вступления: зачин и завязка. Типы вступлений: естественное, искусственное, внезапное. Приёмы захвата внимания аудитории..

Заключение как важнейшая часть выступления. Варианты концовок. Виды неудачных концовок.

Главная часть. Методы изложения материала: индуктивный, дедуктивный, концентрический, ступенчатый, исторический, метод аналогии. Смысловые модели. Некоторые основные топы: «генезис», «сопоставление», «причина и следствие», «определение», «свойства», «род и вид» и т.д.

Композиционные приемы привлечения внимания аудитории. Недостатки композиции.

 

Понятие речевой компетентности: соответствие аудитории, предмету и цели речи.

Различие устной и письменной речи. Основные требования к устному тексту публичного выступления: простота изложения, разговорность стиля, конкретность лексики, изобразительность и выразительность. Принципы отбора слов для выступления: простота, точность, специфичность для данного предмета.

Изобразительность речи. Специальные средства изобразительности. Словесные фигуры: фигуры убавления, прибавления, размещения и перестановки, фонетические т графические фигуры. Фигуры мысли: тропы и амплификации. Неспециальные средства усиления изобразительности: гипонимизация, атрибуция и экспрессивная синонимия. Выразительность речи: правильная расстановка логических ударений и пауз, отсутствие монотонности, эмоциональность и т.п.

Техника речи. Дыхание. Артикуляция. Темп речи. Громкость голоса. Ритм речи и паузы. «Слова-паразиты» и «звуки-паразиты». Тембр, диапазон голоса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 63; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.