КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Платон (427 – 347 гг. до н.э.).
Сократ. Великий реформатор Греции Солон. Первые учителя красноречия. Профессиональных учителей красноречия называли софистами. Одни из них занимались преимущественно теоретической и практической разработкой общих правил риторики, другие обучали учеников составлению и произнесению политических и судебных речей, третьи учили вести споры. Среди первых учителей красноречия древние называли Корака и Тисия – сицилийцев, преподававших в Афинах. Уже на Сицилии Корак был известным государственным деятелем, который «задумал с помощью слова склонить демос к полезному и отклонить от неполезного». Однако он вскоре оставил общественное поприще и открыл школу, где стал преподавать то, что вынес из судебной практики по поводу имущественных дел, возникших после падения сицилийской тирании. Вскоре он выпустил сборник «общих мест» - хрестоматию готовых примеров для заучивания, чтобы вставлять их в произносимую речь. Его ученик и соратник Тисий завершил работу, создав теоретическое пособие, которое не содержало примеров, но давало рекомендации относительно самой структуры ораторских выступлений.
Классическая афинская демократия формировалась в конце 6 – начале 5 в. до н.э. усилиями прославленных реформаторов родоплеменной общины Солона, Клисфена, Эфиальта. Солон – отец-реформатор афинской демократии. Именно при Солоне в Афинах был создан суд присяжных – демократический верховный суд, судьёй в котором мог быть любой гражданин Аттики вне имущественного ценза, достигший тридцати лет. Другим достижением Солона стала реформа экклесии – вече. Именно вече принимало решение о войне и мире, об отношениях с другими государствами, о праве высылки, выбирало должностных лиц и осуществляло контроль за их обязанностями. Наконец, совет, или буле, тоже был создан Солоном. При Солоне в совет избирались 400 граждан. Клисфен увеличил его до 500. Совет пятисот стал высшим административным органом демократических Афин. В результате демократических реформ, проводимых в Афинах в конце 6 – начале 5 в. до н.э. ораторское слово превратилось в необходимое звено государственной системы. Сама структура афинской рабовладельческой демократии способствовала развитию ораторского искусства: дебаты в народном собрании, Совете пятисот, в суде присяжных, необходимость отстаивать свои взгляды и убеждать в своей правоте слушателей вознесли на невиданную доселе высоту роль звучащего слова.
Главным занятием Сократа (470 – 399 гг. до н.э.) в течение всей жизни стало стремление убедить граждан «заботиться о добродетели». Сократовский «канон» добродетелей включал в себя несколько нравственных свойств: воздержанность, храбрость, благоразумие, справедливость, благочестие. Сократ переносил мерило оценки человеческих поступков внутрь самого человека. Сократ также в совершенстве владел диалектическим методом диалога. Он разработал метод поиска истины путём постановки наводящих вопросов (так называемый «сократовский метод»). Для Сократа диалектика – это искусство вести беседу, рассуждение с целью нахождения истины. Чаще всего вопросы, задаваемые Сократом, формулировались так, что на них можно было получить только однозначный и заранее предсказуемый ответ. Среди сократовских доводов нередко встречались игра слов, этимологические доказательства и искусные аналогии с бытовыми явлениями. Не случайно наименее образованные из оппонентов упрекали Сократа в пустословии и мелочности рассуждений. Однако при всей кажущейся простоте речь Сократа не только по существу, но и по форме была довольно изощрена. Исходя из внешнего подобия обыватель объединил Сократа с софистам и приговорил к смертной казни за развращение молодёжи и отрицание богов. Смерть Сократа стала примером смерти истинного философа, прожившего благочестивую жизнь и не желавшего прибегнуть к уловкам и лжи ради сохранения этой жизни. Сократ выпивает чашу цикуты во имя главной идеи своей жизни: «говорить правду». Сократ создал не только новую этику, новую методику спора, но и новое мышление.
Платон – ученик Сократа, его духовный наследник. Платон сделал своего учителя главным действующим лицом большинства диалогов и сохранил для потомков не только обаятельный образ Сократа, но и многочисленные идеи афинского мудреца.
Если Сократ был связан с софистикой многими узами, то Платон превращается в её главного разоблачителя и гонителя. Платон от риторики в первую очередь потребовал знания объекта, о котором шла речь. «Знание» состояло в умении постигнуть суть предмета: определить его род и вид с точки зрения целого и единого, проанализировать его состав и взаимосвязи.
Платон в своих беседах ставил целью найти те коренные основы, от которых зависит наилучшая структура общества. Исследованию этих основ, прежде всего основ полисной этики, посвящена большая часть его произведений. И огромное место в них заняла разработка программы воспитания нового типа граждан.
Он обратился к психологии слушателя, находя необходимый оратору ориентир в знании различных типов человеческой души. Итак, платоновская идея связывала воедино логику, которую ещё называли диалектикой, и знания о душе, то есть психологию, и этим отличалась от субъективистского подхода софистов, рассчитывавших лишь на собственную ловкость.
Платон создал учение о правильности имён. Так великому философу удалось превратить в науку эмпирические знания софистов об орфоэпии, этимологии и просто грамматики.
Он также создал живые портреты Протагора, Продика, Гиппия в диалогах «Протагор», «Гиппий больший», «Гиппий меньший» и других.
В роще бога Академа он создал самую знаменитую школу – Академию, которая просуществовала около девяти веков.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |