Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История изучения речевой культуры в соотношении и взаимосвязи с историей отечественного красноречия (краткие сведения из истории).




Русская риторика.

По материалам (Л.К. Граудина, Г.И. Миськевич. Теория и практика русского красноречия.М.: Наука, 1989. 245 с.).

Понятие о стиле и содержании хорошей речи, её основных качествах и свойствах менялось в различные эпохи, но интерес к искусству речи всегда оставался неизменным. Чистота и правильность языка на Руси во все, и даже самые древние, времена считались залогом высокой культуры. Академик М.И. Сухомлинов в статье «О языкознании в Древней России» отмечал: «В языке видели выражение внутренней жизни, мысли и чувства человека; языком – верили твёрдо – говорила душа… Слово чтили как святыню и верили в него как в благодатного вестника: «ластовици тишиноу намъ проповЪдаютъ весноую, а мудрая словеса безпечалье». Поэтому словом должно было пользоваться с уважением, а не употреблять его попусту. «Оудобь есть камень въсоуе поустити, нежели слово праздьно».

Известно, что красноречие уже в глубокой древности, во времена античного мира, оформилось в особый жанр литературы. При этом под красноречием разумелось в первую очередь ораторское искусство. Однако термин красноречие всегда имел и другое, более широкое значение, сохранившееся до нашего времени: «Дар речи, способность, умение излагать мысли красиво и убедительно».

На протяжении отечественной истории менялись типы риторик, и само понятие красноречия претерпело ряд модификаций.

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ В СООТНОШЕНИИ И ВЗАИМОСВЯЗИ С ИСТОРИЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КРАСНОРЕЧИЯ.

- Начальный этап русского красноречия.

Первое сочинение, в котором описаны риторические фигуры, появилось на русской почве довольно давно, в 11 веке. Этим сочинением был перевод статьи константинопольского библиотекаря Георгия Херобоска (Хировоска) «Об образах». Перевод был включён в «Изборник» Святослава 1073 года. Статья была похожа на словарь, в котором толкуются 27 «образов» - риторических фигур, включая и тропы. Особое внимание уделялось аллегории и метафоре. Именно эти фигуры активно использовались в русской риторической практике.

 

Первые ставшие известными истории занятия риторикой в России сосредоточены были в монастырях – центрах древнерусской книжности. Именно в монастырях обитали составители первых дошедших до нашего времени риторик.

Исследователь старинных русских риторик В.П. Вомперский констатирует формирование в 17 – начале 18 века четырёх локальных ареалов, в которых создаются самые ранние риторики. (Вомперский В.П. Старинные русские риторики //Рус. яз за рубежом. 1970. №4. С.55-58.)

Первый ареал – это северо-восточная и центральная Россия, где находились наиболее ранние центры русской книжности и образования: Вологда с Кирилло-Белозёрским монастырём, Ростов Великий, позднее Москва. В начале 17 века именно в границах этого ареала создаётся самое раннее из дошедших до нас русских сочинений – «Риторика» митрополита Макария. (1617 – 1619 гг.).

 

Второй ареал – северо-западный, возникает позднее, в середине 17 века. Это Новгород и монастыри, расположенные вокруг него. Именно к этому ареалу относится создание «Риторики» Усачёва (1699 г.).

Риторики 17 века Макария и Усачёва представляли собой «своеобразные энциклопедии лингвистических и стилистических знаний своего времени». (Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трёх стилей. С. 35.).

Третий ареал (северный) сформировался к началу 18 века. Он был создан старообрядцами в Выгорецком общежительстве. Они перерабатывают в соответствии со своими идейно-философскими и религиозными представлениями и переписывают риторики, возникшие в первых двух ареалах.

Четвёртый ареал располагался на юго-западе: это - Киев со своей Киево-Могилянской академией и Чернигов. Риторические сочинения этого ареала написаны в основном на латинском и частично на польском языке.

Подлинных высот в теории поэтики и риторики в доломоносовский период достиг Феофан Прокопович. Ему принадлежат похвальные и поздравительные слова и речи, богословские трактаты, церковные проповеди. Его проповеди приближаются к политической речи.

В Петровскую эпоху был создан «Духовный регламент», в котором излагались правила красноречия для церковных проповедников.

Вопросы красноречия стали предметом обсуждения и в светском обществе. Пётр 1 требовал, чтобы сановники излагали мысли «как можно вразумительнее», не злоупотребляя непонятными иностранными словами. Царь резко осуждал манеру государственных мужей читать речи «по бумажке», даже издал Указ 1724 года, который гласил: «Господам сенаторам в присутствии запретить речь читать по бумажке, токмо своими словами, чтобы дурь каждого всем явна была».

 

- Проблемы красноречия в теории словесности первой половины 18 века. Учение о красноречии М.В. Ломоносова.

Новые импульсы развитию теории красноречия в России этого времени дали учёные и писатели: В.К. Тредиаковский (1703 –1768 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1777 гг.), А.П. Сумароков (1717 – 1765гг.)

В.К. Тредиаковский – первый российский академик Петербургской академии и первый профессор красноречия. Лингвистическая концепция литературного языка, разработанная Тредиаковским, предусматривала аспекты нормализации языка в области правописания, грамматики, словоупотребления.

М.В. Ломоносов – глава первой русской филологической школы. Он прославил русское языкознание 18 века как автор «Российской грамматики» и как создатель новой стилистической теории. М.В. Ломоносов сыграл также огромную роль в развитии учения о красноречии в России.

Первая краткая риторика (полное название – «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное» 1743 г.) написана Ломоносовым, когда ему было 32 года.

История этой рукописи весьма примечательна. Чтобы миновать представления русской рукописи в Академическое собрание, М.Н. Ломоносов посвятил свою первую риторику наследнику престола великому князю Петру. Немецкий воспитатель великого князя профессор элоквенции (от лат. – красноречие) Штелин возвратил рукопись «для сообщения» академикам» с тем, чтобы они вынесли заключение, стоит ли её печатать. Расчёт был точным. Небезызвестный академик Миллер на заседании конференции 16 марта 1744 года огласил записку такого содержания: …Такое руководство, если дополнить его, применяясь к вкусу нашего времени, материалом из современных риторов, могло бы служить для упражнений не только в русском, но и в латинском красноречии. Поэтому я полагаю, что следует написать автору свою книгу на латинском языке, расширить и украсить её материалом из учения новых риторов и, присоединив русский вариант, представить её Академии».(ПСС М.В. Ломоносова. Т. 7.). Первый вариант русской риторики был, таким образом, отвергнут.

Однако и вторую «пространную» риторику Ломоносов написал также по-русски – простым, доходчивым и образным языком. Её первое издание появилось в 1748 г. под названием «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показывающая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии». «Пространная» риторика выдержала 9 изданий.

Обе риторики представляли собой первые русские и общедоступные руководства по красноречию. Все доломоносовские риторики, рассчитанные на узкий круг читателей, были или латиноязычными, или написаны на трудном для понимания церковнославянском языке.

Учение о красноречии Ломоносова было огромным шагом вперёд в развитии науки о языке. Оно рассматривало те актуальные проблемы, к которым впоследствии обращались современники Ломоносова. Это прежде всего вопрос о взаимоотношениях русского и славянского языка; вопрос трихотомии стилей, установления закономерностей употребления и, наконец, вопрос языкового мастерства оратора или писателя.

Направления в разработке проблем красноречия:

1. Создавались пособия и руководства по гомилетике, искусству красноречия для духовенства. Интенсивно развивались разные формы парадного и церковного красноречия.

2. Складываются взаимоотношения между риторикой и литературой.

3. Развиваются формы практического красноречия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 71; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.