Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения в лазании 1 страница




Лазание — циклическое движение. В лазании и слезании с ле­сенки имеется кратковременная повторяемость элементов движе­ний, похожих на ходьбу. Лазание осуществляется посредством по­очередного движения рук и ног с опорой каждой ноги на рейки лестницы и задержкой обеих ног на них. Непрерывность повторе­ния циклов при лазании определяется высотой гимнастической стенки (от 1 до 2 м).

Ребенок овладевает следующими видами лазания: подлезание, перелезание, пролезание, ползание на четвереньках по горизон­тальной и наклонной плоскости (на полу, на гимнастической ска-


шейке), лазание по вертикальной (гимнастической) стенке, стре­мянке, веревочной лесенке, канату и шесту. I Физиологическую основу лазания определяет формирование си­стемы координированной деятельности ребенка. Лазание способ­ствует познанию ребенком окружающей среды. Ползая на четве­реньках, ребенок снимает отягощение с позвоночника, что спо­собствует укреплению опорно-двигательного аппарата. i Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатыва­емым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в рабо­ту значительную массу мышц и повышает функциональную дея­тельность всего организма ребенка, а также помогает формирова­нию правильной осанки.

[ Лазание характеризуется попеременным сокращением и рас­слаблением мышц, что позволяет восстанавливать энергетические затраты на движение и более длительно проявлять физическое уси­лие. Упражнения в лазании улучшают координацию движений, спо­собствуют совершенствованию функций дыхания и кровообраще­ния, повышают обмен веществ.

При ползании на четвереньках, которое ребенок осваивает на 8—9-м месяце жизни, так же как и при лазании, укрепляются мышцы спины, брюшного пресса и конечностей. Кроме того, бла­годаря опоре на четыре конечности при ползании происходит раз­грузка позвоночника, что очень важно в период роста ребенка.

Сначала дети ползают на животе, а затем на четвереньках, опи­раясь на ладони и колени. По данным М. Ю. Кистяковской, у не­которых детей сразу возникает наиболее совершенная форма пол­зания: они поочередно переставляют руки и ноги. Постепенно взрос­лый усложняет упражнения — вводит ползание по доске при го­ризонтальном и наклонном ее положении, затем по скамейке, бревну. Помимо этого, дети упражняются в проползании под во­ротца, стул, в подлезании под шнур, воротца, переползании че­рез бревно, скамейки. В целях выпрямления позвоночника после этих упражнений детям -«предлагается подбросить и поймать мяч, поднять высоко флажок и т. п.

Когда ребенок становится достаточно самостоятельным, ему предлагаются упражнения в лазании по наклонной и вертикаль-Ной гимнастической лесенке высотой 1 м.

'. Исследования, проведенные М. Ю. Кистяковской и 3. С. Уваро­вой, свидетельствуют, что лазание формируется на втором году Жизни ребенка. Постепенно у него появляется цикличность в дви­жениях влезания, уточняется направление и амплитуда движений Рук и ног. Сначала это регулируется зрительным анализатором, в Дальнейшем — кинестетическим. Приставной шаг заменяется сперва Смешанным, а затем чередующимся. При обучении чередующийся


шаг удается сформировать только у 20% двухлетних детей, у 60% трехлетних детей при лазании по наклонной лесенке и у 40% де­тей трех лет при лазании по вертикальной лесенке.

По данным А.Д. Удалой, в пятилетнем возрасте чередующийся шаг появляется у ребенка спонтанно, без обучения. Максимальное количество детей, пользующихся этим шагом, наблюдается в воз­расте 6—6,5 лет. Однако до 7,5 лет 40% мальчиков и 47% девочек применяют смешанный с преобладанием приставного шага при вле­зании и особенно при слезании с лестницы. Перекрестная коорди­нация движений рук и ног при этом не выявляется. Наибольший прирост скорости при лазание наблюдается в 5—5,5 лет, причем мальчики лазают быстрее, достигая максимума в 7—7,5 лет.

При систематическом обучении дети старшей и подготовитель­ной групп лазают быстро и ритмично с выполнением дополни­тельных заданий (влезть на трибуну и перешагнуть на другой ее пролет, достичь площадки на трибуне и поднять флажок, забрать­ся на самый верх трибуны с разбега — игры «Обезьянки и охотни­ки», «Ловишки с лентами» и др.).

Эти упражнения во всех возрастных группах должны непремен­но проходить под непосредственным постоянным наблюдением воспитателя.

Детям старшего возраста доступно лазание по шесту и канату. Это также циклическое движение. Вначале ребенок, стоя вплот­ную к канату (шесту), совершает хват руками, поднятыми вверх, затем виснет на прямых руках, подтягивает согнутые в коленях ноги и упирается стопами о канат (шест). Затем ребенок выпрям­ляет ноги, тело подается вверх, руки одновременно сгибаются в локтях. Только после этого совершается перехват каната (шеста) выше головы поочередно каждой рукой. Этим заканчивается цикл


При влезании (рис. 5). Такая же последовательность, только в об­ратном порядке, сохраняется при слезании. Съезжание с каната или шеста вниз не допускается (учитывается легкая ранимость рук И ног ребенка при трении).

Сначала дети обучаются качаться на канате и шесте, имеющих незакрепленный нижний конец, затем учатся влезать на непод­вижный, закрепленный в землю шест. Воспитатель должен удер­жать кистями своих рук стопы ребенка, чтобы они не соскальзы­вали. После этого дети осваивают лазанье по канату.

Результаты исследований О.Г.Аракеляна и Л.В.Кармановой (1981) показали, что время влезания (при систематическом обу­чении) на высоту в 2,5 — 3 м по шесту (канату) у детей старших групп колеблется в пределах 1 — 1,5 мин. Дети 7 лет, особенно маль­чики, влезают на канат и шест и слезают с них несколько раз подряд (2—4 раза).

Ежедневное упражнение в лазании обеспечивает ребенку необ­ходимый жизненный навык и воспитывает координацию движе­ний. Для этого рекомендуется в групповых комнатах устанавливать гимнастические лестницы хотя бы в один пролет, а на участке — трибуны с вышками, заборчики, стойки с канатами и шестами. В процессе лазания воспитываются необходимые волевые качества: смелость, решительность, сообразительность.

Детям-дошкольникам не рекомендуется долго виснуть на ру­ках: это вызывает длительное статическое напряжение мышц, преж­девременное растяжение суставов и связок, утомляет нервную си­стему. Однако непродолжительные висы на турниках разной высо­ты, гимнастической стенке могут использоваться, начиная с пяти­летнего возраста, но не дольше 1—1,5 с, и чередоваться с опорой тела на ноги. Такие упражнения укрепляют мышечную систему пле­чевого пояса и способствуют формированию правильной осанки.


 




Упражнения в ходьбе

Ходьба — циклическое основное дви­жение, естественный способ передви­жения ребенка (см. рис. 6). > Для ходьбы характерно однообразное Повторение одинаковых фаз движений. При этом различаются чередующиеся Фазы: опора одной ногой, перенос ноги, °пора двумя ногами. Эти фазы движе­ний, повторяющиеся при каждом двой­ном шаге, составляют цикл. Таким об­разом, в ходьбе отмечается наличие ха-



рактерных черт циклических движений: закономерная последова­тельность и связь фаз движений в цикле и такая же закономерная последовательность и связь циклов (Д.П.Букреева, С.А.Косилов, Н.П.Тамбиева).

Ходьба является сложным движением. В ее нервной регуляции принимают участие различные отделы центральной нервной си­стемы, включая и кору больших полушарий головного мозга.

Она оказывает значительное физиологическое воздействие на организм: во время ходьбы в работу включается более 60% мышц, активизируются обменные, дыхательные процессы; повышается работа сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

В сложном акте ходьбы непосредственным регулятором движе­ний являются конкретные кожно-мышечные ощущения, перво-сигнальные раздражители. И.М.Сеченов отмечал: «В течение каж­дого шага есть момент, когда обе ноги касаются пола, и чувство­вание в этот момент опоры служит для сознания сигналом отсла­ивать от пола подошву одной ноги и прислаивать другую — сигна­лом, регулирующим правильное чередование деятельности обеих ног во времени и пространстве» [18, с. 388].

Формируя навык правильной ходьбы у ребенка, педагог воспи­тывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, что развивает и укрепляет свод стопы» «При обыкновенной ходьбе, — как указывал П.Ф.Лесгафт, — передви­гаемая вперед нога становится на почву пяткой, а затем при пере­движении центра тяжести тела вперед опора с пятки переходит постепенно к носку стоп... При ходьбе ребенка необходимо наблю­дать за положением груди: она должна быть направлена вперед; необходимо также устранить все препятствия для дыхательных дви­жений нижней ее части. Голова должна быть при этом направлена свободно вперед, что также содействует правильному дыханию» [46, с.361-362].

Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.

Благодаря автоматизму и ритмичности, чередованию сокраще­ния и расслабления работы мышц ходьба при определенной дози­ровке не утомляет ребенка, так как когда опорная нога выдержи­вает тяжесть всего тела — другая, отделяясь от земли, производит маятникообразное движение и имеет меньшую нагрузку.

Ребенок начинает овладевать ходьбой в конце первого или на­чале второго года жизни. В этом возрасте организм располагает спо­собностью к осуществлению лишь разрозненных движений, по­добных рефлексам сгибания, разгибания, хватания и т.п. Затем эти разрозненные двигательные реакции интегрируются в акты по-


комоции. На этом этапе развитие циклических движений происхо­дит в связи с формированием нервных подкорковых интегрирую­щих центров локомоции.

У человека уже на ранних этапах освоения локомоторных актов в деятельности включаются высшие отделы коры больших полуша­рий, поскольку к совершенствованию движений привлекается ин­дивидуальный опыт и сознательный контроль за деятельностью (Д.П.Букреева, С.А.Косилов, Н.П.Тамбиева). На начальной ста­дии овладения ходьбой автоматизм и координация движений у ре­бенка развиты слабо. Овладевая ходьбой, ребенок широко расстав­ляет ноги, балансирует руками, разводя их в стороны, вытягивая вперед и вверх. Это связано с необходимостью сохранить равнове­сие. Известно, что при вертикальном положении тела центр тяже­сти у ребенка находится выше, чем у взрослого, поэтому он легко падает. При ходьбе ребенок не полностью выпрямляет ноги (они у него согнуты в коленях и тазобедренных суставах), стопы ставит па­раллельно или слегка повернутыми носками внутрь. При постановке стопы ребенок шлепает всей ступней без переката с пятки на носок. Иногда наблюдается раскачивание из стороны в сторону, при этом ребенок прижимает руки к туловищу; нередко наблюдается легкое помахивание одной рукой, шарканье ногами. Темп движения нерав­номерный: ребенок то быстро идет, почти бежит, то замедляет шаг.

На втором году жизни ребенок ходит в удобном для него темпе. На третьем году жизни у него наблюдаются согласованные движе­ния рук и ног, он уже умеет соблюдать равновесие.

Определяющим условием формирования ходьбы является обу­чение. Оно, согласно исследованию А.А.Саркисяна, осуществля­ется в игровой форме. Ребенка обучают способам правильной ходьбы методом целостного упражнения.

В старшем дошкольном возрасте движения в ходьбе совершен­ствуются благодаря накоплению двигательного опыта.

У ребенка пятого года жизни, особенно во второй половине, появляется согласованность движений рук и ног, свобода в ориен­тировке в пространстве, в изменении направления; правильная осанка: туловище сохраняет вертикальное положение, плечи раз­вернуты, живот подобран, голова слегка приподнята (зрительный контроль на 2—3 м от ног). Дыхание ритмичное, спокойное. Все Шаги одинаковые, сохраняется ритмичность, координация дви­жений рук и ног правильная. У него закрепляются и совершенству­ются навыки ходьбы: выполняется ходьба на носках, пятках, внеш­ней стороне стопы и т. п. По заданию воспитателя каждый ребенок Может быть ведущим и ориентироваться в пространстве.

Ходьба ребенка шестого года жизни имеет устойчивый и мед-Ленный темп, большую ширину шага.

" Степаненкока 161


Педагог должен обращать внимание на правильную осанку, ко­ординацию рук и ног, регуляцию дыхания (3 шага — глубокий вдох; 4 шага — длительный выдох); правильную, уверенную, спо­койную манеру ходьбы, умение изменять ее: ходить, не сгибая колен, в полуприседе, с высоким подъемом колена, широким ша­гом, на пятках и т.д.

Совершенствованию ходьбы, а также профилактике плоскосто­пия способствуют специальные упражнения: ходьба на носках вы­полняется на уменьшенной площади опоры и требует напряжения мышц голени и стопы, тем самым укрепляя свод стопы. Короткий шаг, меньший взмах руки способствуют выпрямлению позвоноч­ника. Ребенок младшего дошкольного возраста выполняет разные виды ходьбы: ходьбу на наружном крае стопы («косолапый миш­ка»); ходьба крадучись, на полусогнутых ногах; босиком по лежа­щей на полу ребристой лесенке с захватыванием ее перекладин пальцами ног; ходьба с фиксированным перекатом с пятки на

носок.

В старшем дошкольном возрасте применяется ходьба:

1) с высоким подниманием бедра, которая укрепляет мышцы спины, брюшного пресса и ног, требует сильного взмаха рук, спо­собствующего развитию мышц плечевого пояса и укреплению свя­зочного и суставного аппарата;

2) ходьба скрестным шагом, развивающая ловкость;

3) ходьба приставным шагом.

Детям предлагается ходьба с различными заданиями, выполня­емыми по сигналу, — на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между пред­метами; ходьба с дополнительными движениями рук, с предмета­ми; ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъе­мом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, брев- ' на), содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, ловкости, экономии движений.

Очень полезна ходьба гимнастическая с носка, с хорошим взма­хом рук, укрепляющая мышцы плечевого пояса, брюшного прес­са, ног, стопы.

Дети 7-го года жизни при целенаправленном руководстве хо­рошо и свободно двигаются, имеют правильную осанку, коорди­нацию движений, ориентируются в различных условиях и пользу­ются в связи с этим различными приемами ходьбы, успешно ов­ладевают ее техникой. В целях совершенствования ходьбы им пред­лагаются более сложные упражнения: ходьба в приседе — ноги согнуты в коленях, при шаге нога ставится на стопу с пятки, затем с перекатом на носок выполняется отталкивание от плоско­сти. Ходьба выпадами — согнутая в колене нога выносится вперед,


ставится на всю стопу и при шаге выпрямляется; другая нога — прямая, стоящая сзади на носке, производит толчок, руки про­извольны. Кроме того, дети 7-го года жизни упражняются в ходь­бе с закрытыми глазами (короткими шагами), ходьбе спиной впе­ред (при этих упражнениях следует обеспечивать ребенку без­опасность).

Упражнения в ходьбе содействуют образованию динамического стереотипа, определяющего осанку при ходьбе или походку.

Совершенствование ходьбы продолжается на протяжении всего периода дошкольного детства. С возрастом изменяются не только качественные, но и количественные показатели овладения навы­ком ходьбы: увеличивается длина шага с 39—40 см у детей 4 лет до 51—53 см у детей 7 лет, соответственно уменьшается количество шагов в минуту со 170—180 до 150.

Качественные и количественные показатели правильной ходьбы

Правильная ходьба строится от бедра активным перекатом с пятки на носок, что обеспечивает наилучшее продвижение вперед. Наряду с этим одним из важных показателей являются угол разво­рота стоп, обеспечивающий устойчивость и прямолинейность ходь­бы. У детей на протяжении всего дошкольного возраста происхо­дит постепенное его увеличение. У детей раннего возраста харак­терна параллельная постановка стоп. К младшему дошкольному возрасту угол разворота стоп достигает 13,5°, к среднему 15°, а у детей старшего дошкольного возраста составляет приблизительно 17,2° (А.А.Саркисян). Правильная ходьба предполагает соблюде­ние определенной осанки: корпус располагается прямо, плечи расслаблены и расправлены, немного отведены назад и вниз. Живот подобран. Положение головы свободное, взгляд направлен впе­ред. Голова располагается прямо и ровно, не напрягая шеи. Дети контролируют обстановку при движении взглядом перед собой на 1,5—2 м.

В процессе правильной ходьбы наблюдается устойчивое прояв­ление перекрестной координации и согласованности в работе рук и ног. Руки и кисти рук расслаблены, двигаются спокойно, без напряжения, с достаточной амплитудой вперед—назад.

При ходьбе бедро выносится вперед—вверх, но поднимается не высоко. Голень толчковой ноги после отталкивания немного складывается и вместе с бедром выносится вперед—вверх. После Достижения бедром определенного положения, перед его сниже­нием срабатывает тормоз и после небольшой паузы, одновремен­но с постепенным опусканием бедра вниз, раскрывается голень, Подготавливаясь к загребающему движению под себя.


 


Правильной ходьбе способствует принятие определенной стой­ки перед началом движения, где положение головы, корпуса, а также разворот стоп соответствуют вышеописанному. Здесь же от­метим, что принятие стойки предполагает такую расстановку стоп, при которой расстояние между пятками у младших дошкольников составляет приблизительно 10 см, а у старших — 12,5 см.

В процессе обычной ходьбы целесообразно не расставлять ши­роко стопы, а стремиться соблюдать данное расстояние между пят­ками, так как в противном случае ходьба не будет носить прямо­линейного характера.

В ходьбе стопа приземляется в последовательности пятка—но­сок. При этом бугры пальцев как бы чуть прихлопывают стопой после касания земли пяткой.

Средний темп ходьбы ребенка-дошкольника составляет 148— 172 шага в минуту, что значительно больше, чем у взрослых (120 шагов в минуту), а длина шага у них короче и колеблется в преде­лах 42—68 см, у взрослых — 70—90 см. С возрастом темп ходьбы детей замедляется, а длина шага увеличивается.

Упражнения в беге

Бег — циклическое, локомоторное движение, имеющее "стро­гую повторяемость цикла двигательных действий. В анализе бе­говых движений общепринятым является деление на периоды, фазы, моменты. Выделена такая последовательность фаз в цикле беговых движений ноги: в периоде опоры и в периоде полета (см. рис. 7).

Во время бега имеется фаза полета, когда обе ноги бегущего отрываются от почвы. Момент полета усиливает быстроту пере­движения ребенка, увеличивает длину шага, что дает возможность двигаться вперед с расслабленными мышцами. Возникающее при этом торможение в деятельности нервных центров обеспечивает


Восстановление работоспособности мышц и нервно-мышечной ■истемы (Е.Г.Леви-Гориневская).

Все двигательные действия в беге обусловлены, прежде всего, активным взаимодействием стопы с опорой. Поэтому, раскрывая качественные показатели бега, необходимо учитывать особенно­сти строения и функций стопы.

Имея ярко выраженное сводчатое строение, она является чрез­вычайно важным опорным, рессорным и толчковым аппаратом организма, влияющим на целостную характеристику движения. Опорные функции стопы обеспечиваются средними плюсневыми костями. Крайние плюсневые кости (первая и пятая) выполняют преимущественно рессорные функции, способствуя амортизации в постановке стопы на грунт. Нормальная стопа имеет два свода: продольный и поперечный, обеспечивающие рессорную функцию и выносливость мышц к осевой нагрузке.

Говоря о мышцах стопы ребенка-дошкольника, отметим, что они недостаточно подготовлены к осевой нагрузке бега. С одной стороны, имеется незавершенность возрастного развития опорно-двигательного и суставно-связочного аппаратов. (По данным Л. Г. Голубевой, относительная слабость мышц голеностопного су­става отмечена у практически здоровых детей до 6—7-летнего воз­раста.) С другой стороны, у детей наблюдается недостаточная тре­нированность самих мышц голеностопного сустава и стопы, свя­занная с однонаправленностью физических нагрузок и отсутстви­ем специальных физических упражнений в практике работы с деть­ми. Во время ходьбы и бега основные нагрузки приходятся на ик­роножные мышцы и ахиллово сухожилие. Движения стопы обес­печиваются именно этими мышечными группами, работающими преимущественно в уступающе-преодолевающем режиме. Осталь­ные мышцы голеностопного сустава и стопы задействованы в мень­шей степени.

В этой связи особенно опасным является использование в рабо­те с детьми физических^ нагрузок, превосходящих функциональ­ные возможности опорно-двигательного аппарата, костно-мышеч-ной системы. Систематически возникающие перенапряжения мышц голеностопного сустава и стопы (особенно в беге) могут способ­ствовать постепенному опущению свода стопы, снижению ее рес­сорных (упругих) свойств. А это уже чревато различными травма­ми суставно-связочного аппарата, позвоночника, сотрясениями внутренних органов, развитием плоскостопия.

В обеспечении бегового шага важная роль принадлежит не толь­ко стопе, но и всей нижней конечности, которая усиливает свой­ства стопы. Известно, что бег как совокупность ряда прыжковых Движений с ноги на ногу включает в себя приземление, в ходе


которого задействованы звенья нижней конечности. Приземление срабатывает как амортизирующее звено, препятствующее сотря­сению организма, его жизнеобеспечивающих органов и систем. В момент приземления стопа испытывает перегрузки, в три раза пре­восходящие вес тела ребенка (А. В.Чоговадзе, И. И. Бахрах, Р. Н.До­рохов).

Для более физиологичной амортизации в момент приземления в беге необходимо, чтобы все суставы нижней (опорной) конеч­ности были полусогнуты. В момент опоры мышцы-разгибатели ниж­ней конечности испытывают рефлекторное напряжение. Под воз­действием уступающей работы они производят, в некоторой сте­пени, дальнейшее сгибание в суставах. Именно это и способствует амортизации, в которой принимают участие многие мышцы: по­дошвенной стороны стопы, голеностопного сустава (трехглавая го­лени, задняя болынеберцовая, длинного сгибателя пальцев, длинного сгибателя большого пальца, малоберцовая мышца); ко­ленного сустава — четырехглавая мышца бедра, большая приво­дящая и др.

В момент постановки стопы спереди, от центра тяжести тела, нога немного согнута в колене. Это обеспечивает хорошую амор­тизацию при соприкосновении стопы с землей. Амортизация про­исходит также и за счет правильной постановки стопы, работы голеностопного сустава.

Постановка стопы на грунт во время бега является сложной динамической системой двигательных действий. Она во всех случа­ях сопровождается значительным мышечным напряжением и тре­бует особого внимания со стороны педагогов. Основываясь на строго организованной цепочке двигательных действий, постановка сто­пы на грунт обеспечивается не только работой отдельного звена (стопы), а вовлекает в движение всю нижнюю конечность. При этом значительная физическая нагрузка падает на мышцы тазо­бедренного, коленного, голеностопного суставов и непосредственно на суставы стопы. Ее постановка сопровождается разновременной работой всех звеньев. Так, движения бедра заканчиваются раньше, чем движения голени, а движения голени — раньше движений стопы.

Во время бега значительную физическую нагрузку испытывает позвоночник, фиксация изгибов которого у детей дошкольного возраста не завершена. В шейном и грудном отделах позвоночника она происходит только в 6—7 лет, в поясничном отделе — к 12 годам (Н.Н.Леонтьева, К.В.Маринова). «Мышечный корсет» ту­ловища также непрочен. Даже при незначительной слабости мыши, при нарушениях осанки осевая нагрузка на позвоночник во время бега существенно возрастает. Незавершенность развития мышц го-


■деностопного сустава и стопы, снижение ее рессорных свойств, а ■также слабое развитие мышц нижних конечностей провоцируют I возрастание физической нагрузки на позвоночник.

Анатомо-физиологическое строение голеностопного сустава у Идетей предполагает наличие значительно большей подвижности ■топы в тыльную сторону, и меньшей — в подошвенную (по срав­нению со взрослыми). Для того чтобы выполнить постановку сто-■пы на грунт с пятки, необходимо оттянуть носок стопы на себя. Это увеличивает длину шага, уменьшает эффект противоотдачи. В переднем шаге данное движение не встречает значительного со­противления со стороны мышц голени, что создает благоприят­ные условия для оптимального выполнения движения. При поста­новке стопы с пятки передние мышцы голени выполняют уступа­ющую работу, сопровождающуюся незначительным сгибанием в голеностопном суставе. Регулирование силы движений стопы про­исходит за счет работы передних мышц голени: передней больше-берцовой, длинного разгибателя большого пальца, длинного раз-■ибателя пальцев стопы. Выполнение упругого бега напрямую за­висит от их силы.

При постановке стопы на грунт с пятки М.Ф.Иваницкий вы­деляет шесть фаз движения:

1) постановка стопы и передний шаг опорной ноги;

2) период вертикали опорной ноги;

3) задний шаг с использованием носка стопы и отталкивание; [ 4) задний шаг свободной ноги;

 

5) период вертикали свободной ноги;

6) передний шаг свободной ноги.

В беге возможна постановка стопы с носка. В некоторых случаях ребенок бегает на наружном крае передней части стопы. Преиму­щества такой постановки состоят в значительно большей эластич­ности мышц, меньшей противоотдаче. Амортизация достигается всеми сводами стопы, суставно-мышечным аппаратом голено­стопного сустава. В то же время постановка с носка требует пере­напряжения мышц-сгибателей стопы и пальцев. Она может произ­водиться очень незначительное время (при выполнении быстрого бега или бега на носках как одного из видов) и не может высту­пать показателем обычного бега (в среднем и медленном темпе) Для детей дошкольного возраста. Исследования М.Н.Поняева, О.Сытеля и др. свидетельствуют, что при беге на носках нагрузка На позвоночник ребенка увеличивается в 20 раз.

Во время постановки стопы с носка передние мышцы голени сильно растянуты. Мышцы задней и наружной поверхности — на­пряжены, в то время как они должны быть расслаблены и срабо­тать только во время отталкивания. Постановка с наружного края


 


передней части стопы крайне ограниченна. Она возможна только в случае полного расслабления мышц голени, во время «полета», когда стопа принимает супинированное положение. Однако детям дошкольного возраста крайне затруднительно выполнить полное расслабление голени. При приземлении с наружного края стопы в движение отталкивания непроизвольно включаются мышцы длин­ного сгибателя пальцев и длинного сгибателя большого пальца.

Постановка стоп при беге осуществляется параллельно. Возмо­жен незначительный разворот внутрь. В последнем случае существенно возрастает мощность отталкивания стопой, так как в движении ста­новятся задействованными все мышцы задней поверхности голени, подошвенной стороны стопы, а не только мышцы со стороны боль­шого пальца. После постановки стопы на грунт с пятки она энер­гично отрывается пяткой от земли и совершает вращательные дви­жения вокруг носка. Одновременно с этим происходит «сгибание стопы вокруг поперечной оси голеностопного сустава и полное раз­гибание голени в коленном суставе. В отталкивании стопы принима­ют участие все мышцы голени и подошвы стопы» [49, с. 213].

В момент постановки нога должна быть согнута в коленном су­ставе. В положении вертикали происходит некоторое выпрямле­ние, а в момент отталкивания — нога полностью разгибается. Пос­ле отталкивания наблюдается сильное сгибание голени, что умень­шает момент инерции ноги, ускоряет и облегчает ее перенос из заднего шага в передний.

Отталкивание является важнейшим звеном локомоторного акта. Оно характеризуется сложным взаимодействием в работе нервно-мышечного аппарата, обеспечивающим перемещение тела в про­странстве. В нем выделяются следующие основные фазы: постанов­ка ноги на грунт; амортизация, сопровождающаяся сгибанием ноги в коленном и разгибанием в голеностопном суставах; отталкива­ние — стремление к активному выпрямлению ноги во всех суста­вах. Эффективность отталкивания непосредственно связана с уров­нем физической подготовленности детей. Чем выше ее уровень, тем оптимальнее момент отталкивания.

Во время бега имеет место значительный наклон корпуса вперед. Величина его непосредственно связана со скоростью передвижения. Наклон туловища во время быстрого бега — больше, чем во время продолжительного бега. Он обеспечивается активным выведением центра тяжести тела впереди, от границы площади опоры, в самом начале выполнения движения. Именно благодаря первым активным двигательным действиям туловище приобретает характерный наклон вперед. Во время бега наблюдаются вращательные движения тулови­ща вокруг вертикальной оси. В период опоры корпус немного накло­няется вперед, а во время «полета» — несколько выпрямляется.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 83; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.