Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и факторы конкурентоспособности и конкурентных преимуществ товара




Конкурентоспособность товара (КТ) это степень реального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность товара отражает уровень его экономических, технических, экологических и эксплуатационных параметров.

Среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью (КТ) на рынке обладает тот товар, который благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект (Эпол.) и минимальную цену потребления (Цпотр), которая определяется суммой цены приобретения и затрат потребителя по эксплуатации товара в период срока его службы (техническое обслуживание, ремонт, энергопотребления и др..). В самом общем виде, конкурентоспособность товара определяется по формуле:

.

Конкурентоспособность товара определяет его способность выдерживать конкуренцию с аналогичными товарами–конкурентами, благодаря его конкурентным преимуществам на данном рынке. При этом конкурентные преимущества товара подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним относятся:

- уровни конкурентоспособности страны, отрасли и предприятия;

- сила конкуренции на рынке товаров;

- сила конкуренции на входе в систему предприятия среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, информации;

- появление новых потребностей;

- уровень организации производства, труда и управления у производителей товаров и поставщиков сырья, материалов, комплектующих;

- активность контактных аудиторий (общественных организаций, обществ потребителей, средств массовой информации).

К внутренним конкурентным преимуществам товара относятся:

- обоснованность миссии предприятия с точки зрения ориентации его на достижение конкурентоспособности товаров;

- патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара;

- рациональность организационной и производственной структур предприятия;

- конкурентоспособность персонала предприятия;

- прогрессивность технологических процессов, оборудования и информационных технологий;

- уровень активизации инновационно-инвестиционной деятельности на предприятии;

- уровень системы управления (менеджмента) на предприятии.

М. Портер конкурентные преимущества товара делит на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность предприятия разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у аналогичных товаров-конкурентов. Дифференциация товара – это его способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового его качества, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.

Исходя из теории конкурентных преимуществ основными факторами, определяющими уровень конкурентоспособноститовара являются:

- уровень качества товара, как результат производства (в сравнении с товаром конкурирующих предприятий);

- цена потребления товара, которая определяется суммой цены продаж и издержек у потребителя этого товара за весь срок его эксплуатации;

-соотношение цены потребления товара и его качества;

- неценовые факторы, которые проявляются в сфере обращения. Это прежде всего качество сервисного обслуживания товара.

Для определения степени тесноты соотношения качества товара и цены его потребления применяется показатель эластичности (изменения) цены потребления товара при изменении его качества. Коэффициент эластичности цены по качеству (Eα) определяется как частное от деления процентного изменения цены потребления товара (%∆Ц) к процентному изменению качества товара (%∆Кач..) по формуле

,

где Кач.1 и Кач.0, Ц1 и Ц0 – соответственно качество и цена потребления товара

анализируемого (1) и базисного (0) предприятия - конкурента.

Варианты соотношения качества товара и цены его потребления при разных коэффициентах эластичности приведены на рисунке 29.3.

 

Качество

Eα<1 (неэластичная цена)

 

Eα=1 (единичная эластичность цены)

 

Eα>1 (эластичная цена)

 

 

 
 


Цена потребления

 

Рисунок 29.3 - Эластичность цены потребления по качеству товара

 

Различают три основных вида эластичности цены товара по его качеству:

- единичная эластичность, когда на каждый процент изменения комплексного показателя качества товара, цены потребления изменяются соответственно на 1% (Eα=1);

- эластичная цена, когда цена потребления товара изменяется в процентах быстрее, чем изменяется комплексный показатель качества в процентах (Eα>1);

- неэластичная цена, когда цена потребления товара изменяется медленнее, чем изменяется комплексный показатель качества в процентах (Eα<1).

Единичная эластичность уравновешивает интересы товаропроизводителя и потребителя. На неэластичной цене (если товар реализуется) в краткосрочном периоде проигрывает товаропроизводитель. Эластичная же цена обеспечивает товаропроизводителю его долгосрочное процветание и долговременный период пребывания на рынке, если проблем с реализацией товара не возникает.

Помимо частных требований к товару, выдвигаемых рынком и каждым отдельным потребителем, существуют и общие требования к производству товаров. Это нормативные параметры, которые устанавливаются: действующим законодательством, международными и отечественными стандартами; нормативно-техническими регламентами страны-экспортера и стран-импортеров, определяющими требования к ввозимой в страну продукции фирм-изготовителей данной продукции, патентной документацией. Если хотя бы одно из этих требований не будет выполнено, то риск реализации выведения товара на рынок является высоким.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 57; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.