КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контрольная работа № 1
Контрольные работы для студентов очной формы обучения Контрольная работа для студентов заочной формы обучения Комплект заданий для контрольной работы по дисциплине «Риторика»
Примечание: 1. Контрольная работа сформирована по темам, что позволяет давать задания студентам с учетом пройденного материала или на выбор преподавателя; 2. Контрольная работа предлагается студентам по вариантам (вариант может быть выбран по усмотрению преподавателя или студента). 3. Контрольная работа предназначена для студентов заочного отделения, но задания к контрольной работе могут быть использованы как форма контроля для студентов очной формы обучения (как отдельных студентов, так и группы в целом).
Тема 1 «Понятие риторики»
Вариант 1 Задание 1 Прочитайте статью Б.Н. Лозовского «В лабиринтах доверия» (см. Приложение 3 в учебном пособии «Риторика»), ответьте на следующие вопросы, составив цельный текст: - Что включает в себя понятие «доверительные отношения между людьми»? - Что понимается под доверием? - Какую информацию можно считать доверительной, почему? - Что значит поверить в искренность и честность человека? - Что необходимо делать журналисту для того, чтобы установить доверительные отношения в общении?
Задание 2 Прокомментируйте слова Сенеки с точки зрения целевой установки в публичном выступлении: «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра».
Вариант 2 Задание 1 Прочитайте статью «Причины коммуникативных неудач» Е.М. Лазуткиной (см. Приложение 4 в учебном пособии «Риторика») и отрывок из статьи «Психологические трудности общения и пути их преодоления» А.А. Бодалева (см. Приложение 5 в учебном пособии «Риторика»), проанализируйте те причины неудачного общения, которые необходимо учесть журналисту в его профессиональной деятельности, и ответьте на следующие вопросы, составив цельный текст: - В чем заключается «коммуникативная неудача»? - Какие внешние обстоятельства приводят к коммуникативному провалу? - Как влияет на результат общения низкий уровень владения языком? Задание 2 Прокомментируйте слова Сенеки с точки зрения целевой установки в публичном выступлении: «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра». Тема 2 «Функционирование риторики в обществе» Вариант 1 Задание 1 Прочитайте представленный материал. Составьте текст о соотнесении понятий «слово» и «изображение» с учетом их функционального использования на телевидении. «Слово и изображение - две главные знаковые системы, история которых восходит к древнейшему человеку. У каждой системы есть свои преимущества и свои недостатки, которые определяют их роль и место в человеческом общении. Достоинство изобразительных знаков в их большой доступности, ибо они сохраняют в себе сходство с обозначенным объектом. Достоинство слова – в способности абстрагироваться от конкретного. На протяжении многих лет неоднократно вспыхивает дискуссия о том, что важнее на телевидении: слово или изображение? Конечно, слово имеет исключительно важное значение в телепередачах, ибо оно несет основную, понятийную информацию. Но не следует забывать при этом, что телевизионные передачи все же, прежде всего, - зрелище, и не случайно тот, кто воспринимает телепрограмму, называется телевизионным зрителем, а не телевизионным слушателем. Естественно в одних случаях большую роль в передаче информации несет слово, в других - изображение. Вероятно, только синтез устного слова и изображения как основных языков может обеспечить телевидению наилучшие коммуникативные возможности. Важно только, чтобы изображение «не молчало», как это часто бывает, и чтобы использовались все знаковые системы: и слово, и изображение, и музыка».
Задание 2 Отечественный психолог А.А. Леонтьев обратил внимание на ряд психологических трудностей, с которыми не встречается выступающий в «живой» аудитории, но которые возникают у человека во время выступления по радио или телевидению. Прочитайте параграф «Особенности использования знаний по риторике в разных сферах деятельности. СМИ» из учебного пособия «Риторика» и выделите характерные особенности радио- и телевизионной аудитории. Вариант 2 Задание 1 Прокомментируйте данные советы с точки зрения журналистики. Согласны ли вы с ними? 1. Готовьте свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным. 2. Следите, чтобы ваши вопросы содержали слова: «почему», «когда», «как». Это исключит односложные ответы «Да» и «Нет». 3. Если на ваш вопрос последуют возражения, то выслушивайте их до конца. 4. Уточните, не говорите ли вы с собеседником о разных вещах. 5. Не отвечайте на возражения в категорическом тоне, даже если вы не согласны с излагаемой точкой зрения. 6. Вопросы задавайте так, чтобы собеседник оказался перед выбором между двумя вариантами ответа. 7. Начинать разговор следует с интересов собеседника. 8. Слушать ответ необходимо внимательно и т.д. Задание 2 Прочитайте статью С.И. Бернштейна «Общие вопросы радиоязыка» (см. Приложение 6 в учебном пособии «Риторика») и ответьте на следующие вопросы в виде цельного текста: - Что является спецификой радиовещания? - Какие правила устной речи необходимо соблюдать радиожурналисту? - Почему «живая» речь слушается с большим вниманием, чем чтение текста? - Каким образом радиослушатель может определить, что текст рассказывается, а не читается? - Какие типы лекционного вещания выделяет автор? Тема 3 «Воздействие как базисный фактор речевой коммуникации»
Вариант 1 Задание 1 Прокомментируйте слова И. Гете с точки зрения воздействия как базисного фактора речевой коммуникации: «Нет ничего внутри, ничто не исходит оттуда, поскольку все, что внутри, - снаружи».
Задание 2 Поразмышляйте над понятием «журналистский имидж». Что включает в себя это понятие? Что необходимо журналисту для формирования индивидуального имиджа? Вариант 2 Задание 1 Прокомментируйте высказывание Лорда Честерфильда из «Письма к сыну» с точки зрения восприятия человека человеком: «Образование приобретается чтением книг, но другое, более важное образование - знание мира, - приобретается только чтением людей и изучением различных их изданий».
Задание 2 Поразмышляйте над понятием «журналистский имидж». Что включает в себя это понятие? Что необходимо журналисту для формирования индивидуального имиджа? Тема 4 «Социально ориентированный диалог»
Вариант 1 Задание 1 Прочитайте материал М.П. Сенкевича «Эфирное выступление – разновидность ораторского искусства» раздел «Диалог на радио и телевидении» (см. Приложение 27 из учебного пособия «Риторика») и докажите, что на радио и телевидении возможно ведение диалога, стремящегося к нахождению истины.
Задание 2 Прокомментируйте представленные высказывания (одно по выбору студента) с точки зрения следующего определения диалога: диалог – «это не простой обмен репликами и не … «обмен информацией», а сложное явление – «разговор», когда двое (или более) людей производят, на основе собственных знаний, позиций, некий общий «третий смысл», «третью ценность»: не ту, которая раскрывает первый и второй, а совершенно особую, непредсказуемую до диалога смысловую сущность, решительно влияющую на индивидуальную траекторию последующего существования и развития каждого из участников разговора» (Л.Н. Куликова): 1. «Человеческое общение основано на этой глубинной диалектике различия партнеров и их стремления к единству, которое, однако, должно привести не к стиранию этих различий, а к «единству многообразия», как издавна определяли философы гармонию» (М.С. Каган). 2. «Общение двух людей не отношение «двух монад, замкнутых в себе, между которыми существует некая предустановленная гармония; скорее это два скрещивающихся взгляда, две отталкивающиеся свободы, два партнера, завязывающие диалог» (М. Дюфрен). 3. Диалог с другим человеком, по В.С. Библеру, – это «основа человеческого взаимопонимания», «диалог различных разумов, различных логик».
Вариант 2 Задание 1 Прочитайте статью «Радио- и телевизионная речь как вид общения» (см. Приложение 20 из учебного пособия «Риторика») и поразмышляйте над понятием «социально ориентированное общение». Задание 2 Прокомментируйте представленные высказывания (одно по выбору студента) с точки зрения следующего определения диалога: диалог – «это не простой обмен репликами и не … «обмен информацией», а сложное явление – «разговор», когда двое (или более) людей производят, на основе собственных знаний, позиций, некий общий «третий смысл», «третью ценность»: не ту, которая раскрывает первый и второй, а совершенно особую, непредсказуемую до диалога смысловую сущность, решительно влияющую на индивидуальную траекторию последующего существования и развития каждого из участников разговора» (Л.Н. Куликова): 1. Диалогическое общение – «наиболее радикальный путь, ведущий к организации продуктивных контактов одного человека с другим» (А.А. Бодалев). 2. «Группу людей, следующих одному и тому же мнению и ссылающихся на тот же авторитет, ведущий их за собой, с мнением которого они все согласны, можно рассматривать как один разум, а один разум может заблуждаться... Когда же различные умы сойдутся после размышления, самопроверки, споров, прений, дебатов, рассмотрения с противоположных сторон, то тогда не будет ничего вернее того убеждения, к которому они придут» (Аль-Фераби). 3. «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один» (Ж.Ж. Руссо). Тема 5 «Современный публичный монолог»
Вариант 1 Задание 1 Прокомментируйте слова Н.Б. Сиговой: «Монологические высказывания, являясь по существу микромонологами, в реальной речевой ситуации совершаются, как правило, в экстремальных условиях и являются практически неподготовленными». Можно ли согласиться с мнением автора? Ответьте на этот вопрос с точки зрения журналистики.
Задание 2 Прокомментируйте представленное высказывание с точки зрения подготовки монологичного выступления: Один меценат, наблюдая за Микеланджело, когда тот тщательно обрабатывал детали своего произведения, удивленно воскликнул: «Все, что ты изменяешь, в сущности мелочи!» На что художник отвечал: «Конечно, мелочи. Но к совершенству ведут мелочи, а совершенство - то, в чем мелочей нет».
Вариант 2 Задание 1 Прокомментируйте слова Н.Б. Сиговой: «Монологические высказывания, являясь по существу микромонологами, в реальной речевой ситуации совершаются, как правило, в экстремальных условиях и являются практически неподготовленными». Можно ли согласиться с мнением автора? Ответьте на этот вопрос с точки зрения журналистики. Задание 2 Прокомментируйте слова Поля Сопера с точки зрения использования его советов в речи радио- и тележурналиста: «Вводные замечания должны быть краткими, целеустремленными и интересными, все последующие - свободными от общих мест. Пример вплотную идет за примером, заранее намечены пункты, освежающие внимание. Переход от одного раздела к другому происходит быстро, фразы коротки - не более чем в 20 слов. Слово должно быть насыщено смыслом, обладать ритмом и отличаться образностью. Финал не следует затягивать: он должен состоять из одной-двух энергичных фраз или коротенького примера и ни в коем случае из пространных выводов». Тема 6 «Публичное выступление как условие решения коммуникативных задач в профессиональной деятельности» Вариант 1 Задание 1 Прокомментируйте слова М. Монтеня с точки зрения подачи журналистом публицистического материала как публично, так и в печатном виде: «Вместо того, чтобы стремиться узнать других, мы хлопочем только о том, как бы выставить себя напоказ, и наши заботы направлены скорее на то, чтобы не дать залежаться своему товару, нежели приобрести для себя новый».
Задание 2 Подготовьте одно из публичных выступлений (информационное, протокольно-этикетное, развлекательное, убеждающее), выбрав определенный его вид: - Вас пригласили первого сентября выступить перёд первоклассниками. Поздравьте их с началом школьной жизни. Что бы вы могли им пожелать, посоветовать? - Составьте поздравительную речь в адрес своей любимой вещи (сумки, бейсболки, телевизора, любимого кресла, подоконника, на котором вы любите сидеть в перерыве, своей любимой ручки, футболки и т.д.). Поздравьте их с каким-нибудь юбилеем, праздником. - Вам поручили сказать приветственное слово на встрече американской делегации преподавателей и студентов из штата Канзас, которая приехала в ваш университет. Вам надо за 2 мин. поприветствовать гостей от имени студентов; сказать, что у вас замечательный вуз и гостям будет очень интересно с ним познакомиться; рассказать об университете, его основных достижениях, факультетах, о том, чем ваш вуз отличается от других учебных заведений; пригласить гостей осмотреть университет, сказав, на что они в первую очередь должны обратить внимание. Вариант 2 Задание 1 Прокомментируйте высказывание Гамильтона с точки зрения подготовки публичного выступления: «Не довольствуйся ни мыслью, ни выражением в той форме, в которой они предстаются тебе впервые, но стремись к улучшению их более и более». Задание 2 Подготовьте одно из публичных выступлений (информационное, протокольно-этикетное, развлекательное, убеждающее), выбрав определенный его вид: - Вам поручили сказать приветственное слово на встрече американской делегации преподавателей и студентов из штата Канзас, которая приехала в ваш университет. Вам надо за 2 мин. поприветствовать гостей от имени студентов; сказать, что у вас замечательный вуз и гостям будет очень интересно с ним познакомиться; рассказать об университете, его основных достижениях, факультетах, о том, чем ваш вуз отличается от других учебных заведений; пригласить гостей осмотреть университет, сказав, на что они в первую очередь должны обратить внимание. - Проводится фестиваль риторики. Студенты разных факультетов будут соревноваться в искусстве публичного выступления. Вы должны произнести минутную приветственную речь перед открытием этого фестиваля. Расскажите о важности фестиваля, риторики, пожелайте всем успеха. - Составьтепохвальную речь, с которой вы выступите на открытии памятника Белому Биму, Волку и Зайцу из мультфильма «Ну, погоди», футбольному мячу, телевизору, видеомагнитофону, лавочке у подъезда, шоколадке «Аленка», компьютеру и т.д. Тема 7 «Риторические средства выражения»
Вариант 1 Задание 1 Подберите один литературный текст и один - публицистический. Найдите в них по примеру риторических вопросов, восклицаний и обращений. Проанализируйте их синтаксическую структуру и определите риторическую функцию.
Задание 2 Прочитайте публицистические тексты, находящиеся в Приложениях 10, 11, 12 в учебном пособии «Риторика») и найдите в них риторические средства выражения. Ответьте на следующие вопросы: - Какую роль они играют в тексте? - Правильно ли их использовали авторы? - Вы могли бы предложить свои варианты использования риторических средств выражения в данных текстах? Задание 3 Прокомментируйте высказывание (одно на выбор) об использовании риторических средств выражения в речи: - «Повторение - способ убеждения, с ярко выраженной эмоцией» (Лаусберг). - «Небольшая доза повторения действует ободряюще, но слишком большая усыпляет или разочаровывает». - «Искусство речи в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился» (Науманн). - «Повтор не должен быть бесконечным, как народная процессия в «Орлеанской деве» Шиллера в сцене коронации: первое впечатление сменяется разочарованием: Ах, да ведь это все те же самые люди, которые проходили по сцене!». - «Острота освещает глубже, чем трагическая серьезность». Вариант 2
Задание 1 Составьте текст, содержащий обращения, вопросы и восклицания. Покажите не только саму фигуру, но и ее текстовое окружение. Попытайтесь определить эффективность этих средств.
Задание 2 Прочитайте публицистические тексты, находящиеся в Приложениях 14, 16, 17 в учебном пособии «Риторика») и найдите в них риторические средства выражения. Ответьте на следующие вопросы: - Какую роль они играют в тексте? - Правильно ли их использовали авторы? - Вы могли бы предложить свои варианты использования риторических средств выражения в данных текстах? Задание 3 Прокомментируйте высказывание (одно на выбор) об использовании риторических средств выражения в речи: - «Юмор и шутки особенно необходимы, когда трудные места речи уже позади». - «Смех - выражение некоторой приятности ощущений» (Буш). - «Острота высмеивает, юмор смеется. Острота умна, юмор полон любви. Острота сверкает, юмор излучает тепло. Острота разоблачает несовершенство мира, юмор помогает нам преодолевать его» (Людвик Райнере). - «Слагать хорошие метафоры, значит подмечать сходства (в природе)» (Аристотель). - «Сравнение представляет большую ценность, поскольку оно объясняет неизвестные отношения с помощью известных» (Шопенгауэр). Тема 8 «Взаимодействие оратора с аудиторией» Вариант 1 Задание 1 Прокомментируйте слова Вольтера с точки зрения взаимодействия оратора с аудиторией: «Я не согласен ни с одним словом, которое Вы говорите, но готов умереть за Ваше право это говорить». Задание 2 Придумайте начало выступления к следующим концовкам (одна концовка по выбору студента): - слово не воробей, вылетит - не поймаешь; - петь хорошо вместе, а говорить порознь. Вариант 2 Задание 1 Прокомментируйте высказывание Фридриха Наумана, описывающего суть речи, с точки зрения взаимодействия оратора с аудиторией: «Речь является диалогом, при котором один говорит, а другие, слушая, участвуют в разговоре». Задание 2 Придумайте начало выступления к следующим концовкам (одна концовка по выбору студента): - слово - серебро, молчание - золото; - говорить, не думая, что стрелять, не целясь. Тема 9 «Убеждающее выступление и его основные особенности»
Вариант 1
Задание 1 Вам предлагаются пословицы для выступления и возможные тезисы убеждающего выступления:
Составьте убеждающую речь (одну по выбору), в начале и в конце которой прозвучат предложенные примеры. Приведите несколько аргументов, если можно - случай из жизни, сделайте вывод (например, Таким образом, правильно говорят, что…; Таким образом, не всегда права пословица…). Продолжительность выступления - от 1 до 2 мин, выступления менее 1 мин не засчитываются.
Задание 2 Согласны ли вы со следующим мнением, докажите свою точку зрения: «Не следует требовать от оратора точных доказательств, - указывал Аристотель, - точно так же, как от математика не следует требовать эмоционального обсуждения». Вариант 2
Задание 1 Вам предлагаются пословицы для выступления и возможные тезисы убеждающего выступления:
Составьте убеждающую речь (одну по выбору), в начале и в конце которой прозвучат предложенные примеры. Приведите несколько аргументов, если можно - случай из жизни, сделайте вывод (например, Таким образом, правильно говорят, что…; Таким образом, не всегда права пословица…). Продолжительность выступления - от 1 до 2 мин, выступления менее 1 мин не засчитываются.
Задание 2 Согласны ли вы со следующим мнением, докажите свою точку зрения: «Не следует требовать от оратора точных доказательств, - указывал Аристотель, - точно так же, как от математика не следует требовать эмоционального обсуждения». Тема 10 «Публичные дебаты и полемика» Вариант 1 Задание 1 Прочитайте высказывание И. Канта и ответьте на вопрос: почему умение ставить правильно вопросы является важным в споре? «Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето».
Задание 2 Приведите примеры публичных дискуссий (в СМИ, в профессиональной деятельности и т.д.). Оцените их проведение с точки зрения эффективности. Какими приемами, правилами, законами пользовались участники дискуссии? Вариант 2 Задание 1 Прокомментируйте высказывание Аль-Фераби о публичных дебатах и полемике: «Группу людей, следующих одному и тому же мнению и ссылающихся на тот же авторитет, ведущий их за собой, с мнением которого они все согласны, можно рассматривать как один разум, а один разум может заблуждаться... Когда же различные умы сойдутся после размышления, самопроверки, споров, прений, дебатов, рассмотрения с противоположных сторон, то тогда не будет ничего вернее того убеждения, к которому они придут».
Задание 2 Приведите примеры публичных дискуссий (в СМИ, в профессиональной деятельности и т.д.). Оцените их проведение с точки зрения эффективности. Какими приемами, правилами, законами пользовались участники дискуссии?
Темы: 1. «Понятие риторики». 2. «Функционирование риторики в обществе». 3. «Воздействие как базисный фактор речевой коммуникации». 4. «Социально ориентированный диалог».
Задание 1 Прокомментируйте слова Сенеки с точки зрения целевой установки в публичном выступлении: «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра». Задание 2 Прочитайте представленный материал. Составьте текст о соотнесении понятий «слово» и «изображение» с учетом их функционального использования на телевидении. «Слово и изображение - две главные знаковые системы, история которых восходит к древнейшему человеку. У каждой системы есть свои преимущества и свои недостатки, которые определяют их роль и место в человеческом общении. Достоинство изобразительных знаков в их большой доступности, ибо они сохраняют в себе сходство с обозначенным объектом. Достоинство слова – в способности абстрагироваться от конкретного. На протяжении многих лет неоднократно вспыхивает дискуссия о том, что важнее на телевидении: слово или изображение? Конечно, слово имеет исключительно важное значение в телепередачах, ибо оно несет основную, понятийную информацию. Но не следует забывать при этом, что телевизионные передачи все же, прежде всего, - зрелище, и не случайно тот, кто воспринимает телепрограмму, называется телевизионным зрителем, а не телевизионным слушателем. Естественно в одних случаях большую роль в передаче информации несет слово, в других - изображение. Вероятно, только синтез устного слова и изображения как основных языков может обеспечить телевидению наилучшие коммуникативные возможности. Важно только, чтобы изображение «не молчало», как это часто бывает, и чтобы использовались все знаковые системы: и слово, и изображение, и музыка».
Задание 3 Поразмышляйте над понятием «журналистский имидж». Что включает в себя это понятие? Что необходимо журналисту для формирования индивидуального имиджа?
Задание 4 Прокомментируйте представленные высказывания (одно по выбору студента) с точки зрения следующего определения диалога: диалог – «это не простой обмен репликами и не … «обмен информацией», а сложное явление – «разговор», когда двое (или более) людей производят, на основе собственных знаний, позиций, некий общий «третий смысл», «третью ценность»: не ту, которая раскрывает первый и второй, а совершенно особую, непредсказуемую до диалога смысловую сущность, решительно влияющую на индивидуальную траекторию последующего существования и развития каждого из участников разговора» (Л.Н. Куликова): 1. «Человеческое общение основано на этой глубинной диалектике различия партнеров и их стремления к единству, которое, однако, должно привести не к стиранию этих различий, а к «единству многообразия», как издавна определяли философы гармонию» (М.С. Каган). 2. «Общение двух людей не отношение «двух монад, замкнутых в себе, между которыми существует некая предустановленная гармония; скорее это два скрещивающихся взгляда, две отталкивающиеся свободы, два партнера, завязывающие диалог» (М. Дюфрен). 3. Диалог с другим человеком, по В.С. Библеру, – это «основа человеческого взаимопонимания», «диалог различных разумов, различных логик».
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |