Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура рынка совершенной конкуренции




Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов или покупателей не способен оказать влияние на цену товара. Такая структура возможна лишь при наличии следующих условий:

1) наличие множества покупателей и продавцов, доля каждого из которых в объеме покупок и продаж мала;

2) однородность (стандартность) продаваемой продукции, т. е. с точки зрения покупателей все товары одинаковы и все покупатели одинаковы для продавцов. В действительности одинаковые товары разных производителей могут быть для покупателя разными в силу географического положения места продажи – рядом в магазине или в часе езды; по условиям обслуживания – вежливые продавцы; рекламы и упаковки;

3) отсутствие входных барьеров для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из нее. Входные барьеры могут быть юридическими (в виде предоставления исключительного права заниматься данной деятельностью, например, производством алкогольных напитков, табака, оружия, или необходимости лицензирования и государственной регистрации деятельности); экономическими (в виде преимуществ крупного производства, обеспечивающего низкие средние издержки, а это барьер трудно преодолимый, например, производство тракторов, автомобилей, самолетов не может быть осуществлено на малом предприятии); производство данного товара защищено патенто м; закрыт доступ к сырьевым ресурсам и другим факторам производства в силу отсутствия их на свободном рынке; расходы на рекламу;

4) одинаковая информированность всех участников рынка;

5) рациональное поведение всех участников рыночных отношений, преследующих собственные интересы.

Очевидна уникальность ситуации с подобным сочетанием условий. Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Лишь рынки некоторых товаров по своим характеристикам могут приближаться к структуре совершенной конкуренции. Поэтому совершенную конкуренцию рассматривают как научную абстракцию, анализ которой необходим для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. Она позволяет построить модель идеального функционирования экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры.

Если кто-либо из продавцов или покупателей имеет возможность оказать влияние на цену товара, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией. Простой и наиболее употребительной классификацией рыночных структур несовершенной конкуренции является: монополия (монопсония), олигополия (олигопсония), монополистическая конкуренция.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 52; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.