Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные акты




Тесты

1. Административно-правовая норма — это:

1.1. источник права, внешняя форма выражения административно-правовой нормы;

1.2. правило поведения, установленное государством, рассчитанное на неоднократное применение, распространяющееся на неопределенный круг лиц, предназначенное для регулирования отношений, которые возникают в связи с организацией и осуществлением государственного управления и исполнительно-распорядительной деятельности органов местного самоуправления, обеспеченное мерами государственного принуждения;

1.3. любое правовое предписание, регулирующее отношения, входящие в предмет административного права.

 

2. Структура любой административно-правовой нормы включает:

2.1. гипотезу, диспозицию, санкцию;

2.2. диспозицию;

2.3. диспозицию и санкцию;

2.4. гипотезу и санкцию либо меру поощрения;

2.5. гипотезу и диспозицию.

 

3. В части 2 ст. 12.7 Кодекса РФ об административных правона­рушениях предусмотрено: «2. Управление транспортным сред­ством водителем, лишенным права управления транспортным средством, влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодек­сом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей». Какие элементы правовой нормы присут­ствуют в указанном положении КоАП?

3.1. гипотеза, диспозиция и санкция;

3.2. только диспозиция и санкция;

3.3. только диспозиция;

3.4. только гипотеза и санкция.

4. Материальные административно-правовые нормы отличаются от процессуальных тем, что:

4.1. материальные нормы закрепляют права и обязанности участников регулируемых отношений, а процессуальные их не устанавливают;

4.2. материальные нормы устанавливают правовое положение участников управленческих отношений, а процессуаль­ные нормы регламентируют порядок реализации прав, обязанностей и ответственности субъектов, предусмо­тренных нормами административного права;

4.3. материальные и процессуальные административно-правовые нормы между собой не отличаются;

4.4. материальные нормы регулируют права и обязанности субъ­екта права в статике, а процессуальные — в динамике;

4.5. материальные нормы регулируют права и обязанности субъ­екта права, а процессуальные нормы регулируют процедуру разрешения административных споров перед судьей.

5.Обязывающая норма содержит предписание:

5.1. действовать в предусмотренных в норме условиях определенным образом, указанным в данной норме;

5.2 указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой;

5.3. позволяющее субъектам избирать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению;

5.4. обязывающее субъектов публичной власти избирать тот или иной вариант действий, указанный в норме.

6. Уполномочивающая норма содержит предписание:

6.1. закрепляющее за органом исполнительной власти или его должностным лицом определенную компетенцию;

6.2. позволяющее субъектам избирать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению;

6.3. направленное на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в определенной нормой права сфере деятельности (поведении).

 

7. Источниками административного права признаются:

7.1. служебные документы органа исполнительной власти, ко­торые содержат внутрисистемные нормы, регулирующие отношения между управленческими звеньями системы данного органа в его внутренних пределах, и предназна­ченные для служебного пользования;

7.2. индивидуальные правовые акты;

7.3. правовые акты, содержащие нормы административного права.

 

8. Административное правоотношение:

8.1. волеизъявление уполномоченного субъекта;

8.2. связи субъектов, урегулированные нормами администра­тивного права;

8.3. любое воздействие на управляемых субъектов, в том числе переключение сигнала светофора.

 

9. Назовите элементы (структуру) административного правоотношения:

9.1. субъект и объект;

9.2. субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона;

9.3. субъект, объект, права, обязанности/компетенция

ответственность сторон;

9.4. субъект, объект и содержание правоотношения;

9.5. два субъекта и предмет правоотношения.

 

10. Выделите черты, характерные для административно-правовых отношений:

10.1. по своим юридическим свойствам административно-правовые отношения не отличаются от иных правовых отношений;

10.2. властеотношение; обязательной стороной является орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий делегированными ему государственновластными полномочиями, непосредственно или в лице его уполномоченных должностных лиц; отношения в сфере управленческой или юрисдикционной деятельности; юридическое неравенство сторон; основанием возникновения может быть инициатива любой уполномоченной стороны, в том числе и против воли другой стороны; юридическое содержание не всегда выражает взаимную связь субъективных прав и обязанностей сторон по поводу оснований возникновения правоотношений; споры разрешаются главным образом в порядке подчиненности; ответственность перед государством в лице его уполномоченных органов и должностных лиц;

10.3. только их властный характер.

 

11. Объектом административно-правового отношения, в частности, могут быть:

11.1. сбитый дорожный столб в случае нарушения правил дорожного движения;

11.2. различные предметы;

11.3. Круг регулируемых общественных отношений в сфере государственного управления;

11.4. поведение его участников;

11.5. одновременно поведение его участников и предметы, по поводу которых оно возникает.

 

12. Предпосылки возникновения административно-правовых отношений:

12.1. только административно-правовая норма;

12.2. только юридический факт;

12.3. административно-правовая норма, административная правосубъектность участников и юридический факт;

12.4. административная правосубъектность участников и юридический факт.

13. Юридическими фактами являются:

13.1. только правомерные действия;

13.2. правомерные и противоправные действия;

13.3. события и состояния;

13.4. деяния (как правомерные, так и противоправные действия и бездействие) и события.

 

14. Административная правоспособность — это:

14.1. качество воли субъекта, позволяющее ему вступать в ад­министративные правоотношения;

14.2. возможность физического лица или организации иметь права и обязанности, предусмотренные нормами админи­стративного права;

14.3. права и обязанности субъекта в конкретном администра­тивном правоотношении.

 

15. Административная дееспособность — это:

15.1. способность субъекта своими действиями осуществлять его правоспособность;

15.2. наличие условий для реализации административного пра­воотношения;

15.3. понятие, которое используется для искусственного разгра­ничения с правоспособностью, так как права и обязанности могут существовать только при наличии возможности для их реализации.

 

16. Субъекты административно-правового отношения:

16.1. любые участники правоотношения, в том числе и свидетель;

16.2. лица, обладающие субъективными правами и юридиче­скими обязанностями, которые предусмотрены нормами административного права;

16.3. светофор является субъектом административно-правового отношения, так как граждане выполняют его показания.

 

17. В систему субъектов административного права входят:

17.1. коллективные субъекты (федеральные органы исполни­тельной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, государственные и негосударственные ор­ганизации) и индивидуальные субъекты(граждане Россий­ской Федерации, иностранные граждане, лица без граждан­ства, должностные лица, государственные служащие);

17.2. только органы исполнительной власти.

18. Обязательные элементы статуса субъекта административного права:

18.1. административная правоспособность, права и обязанно­сти, ответственность;

18.2. административная правосубъектность, права и обязанно­сти, ответственность;

18.3. правоспособность, дееспособность, права, обязанности, гражданство.

19. Обязательные элементы статуса субъекта административного правоотношения:

19.1. административная правоспособность, права и обязанно­сти, ответственность;

19.2. административная правосубъектность, права и обязанно­сти, ответственность;

19.3. правоспособность, дееспособность, права, обязанности, гражданство.

20. Административное правоотношение между руководителем фе­дерального органа исполнительной власти и его заместителем является:

20.1. вертикальным;

20.2. горизонтальным;

20.3. координационным.

21. Правовые отношения между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федера­ции по вопросу о допустимости к применению отдельных био­логических препаратов являются:

20.4. вертикальными;

20.5. горизонтальными:

20.6. координационными.

Задачи и задания

1. В нормативных правовых актах из Собрания законодатель­ства Российской Федерации проанализируйте несколько актов с целью найти материальные, процессуальные, обязывающие, запре­щающие, уполномочивающие, стимулирующие, рекомендательные и дозволительные административно-правовые нормы. Определите в этих актах наличие гипотезы, диспозиции, санкции.

2. Составьте правовую норму, в которой бы присутствовали все элементы правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция.

3. Гуляя в парке с внуком, гражданин обратился к распивающим спиртные напитки и сквернословящим гражданам с требованием прекратить нарушение общественного порядка. На это один из нару­шителей ответил, что он удовлетворил бы требование органа власти или милиционера, но не гражданина. Являются ли данные правоот­ношения административными? Дайте свое решение проблемы.

4. Центральный банк Российской Федерации отозвал лицен­зию у коммерческого банка. Является ли данное правоотношение административным и имеется ли в нем обязательный субъект?

5. ­­−Гражданин обратился в органы социальной защиты с за­явлением о назначении ему пенсии;

— районный отдел внутренних дел выдвинул одного из своих сотрудников кандидатом в депутаты районного представительного органа;

— прокурор города проверил работу с обращениями граждан в аппарате городской администрации и по результатам проверки внес представление в аппарат городской администрации об устранении допущенных нарушений;

— мэр города своим распоряжением передал здание, являю­щееся объектом муниципальной собственности, из ведения одной муниципальной организации в ведение другой;

— гражданин обратился в суд с жалобой на постановление о назначении ему административного наказания;

— гражданин обратился к прокурору на предмет привлечения к ответственности гражданина К., нанесшего ему побои.

Проанализируйте приведенные ситуации и определите, какие из указанных правоотношений относятся к административно-правовым, а какие — к иным.

6. Приведите примеры юридических фактов.

7. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела 15 июня 2005 г. гражданское дело по кассационному представлению прокурора Нижегородской области и кассационной жалобе Законодательного Собрания Ниже­городской области на решение Нижегородского областного суда от 14 февраля 2005 г. по заявлению прокурора Нижегородской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях и вынесла опреде­ление от 15 июня 2005 г. по делу № 9-Г05-8. В частности, в опреде­лении указывается, что ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ закрепляет, что про­токолы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, вправе составлять должностные лица, уполномоченные законами субъектов РФ.

Анализируя законодательство о статусе государственных уни­тарных предприятий, суд пришел к выводу о том, что должностные лица государственных и муниципальных унитарных предприятий полномочиями по осуществлению государственного контроля (над­зора), а также по составлению протоколов об административных правонарушениях не наделены. Полномочиями на проведение го­сударственного контроля (надзора) наделены федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, подведомственные им учреждения.

Поскольку вышеуказанные нормы статей КоАП Нижегородской области наделяют любое должностное лицо контрольными функциями за исполнением административного законодательства и полномочия­ми по составлению протоколов об административных правонаруше­ниях, они правильно признаны судом противоречащими федерально­му законодательству. Вывод суда в этой части мотивирован, основан на анализе действующего законодательства, в том числе ст. 7 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополи­стической деятельности на товарных рынках» (с последующими изме­нениями и дополнениями), устанавливающей запрет на совмещение функций органов исполнительной власти, органов местного самоу­правления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправиль­ным у Судебной коллегии не имеется.

Является ли верным применение судом именно указанной правовой нормы Закона РСФСР от 22 марта 1991 г.?

8. Назовите особенности административного правоотноше­ния, отличающие его от иных правовых отношений.

9. Дайте отличие прав и обязанностей, полномочий, компе­тенции субъекта административного права.

10. Приведите примеры общего административно-правового статуса субъекта права и специального административно-правового статуса.

11. Проанализируйте, в какой момент прекращается админи­стративно-правовой статус зарегистрированного субъекта малого предпринимательства.

 

1. Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнитель­ных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 33. Ст. 3356.

2. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009. «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов феде­ральных органов исполнительной власти и их государственной регистра­ции» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.

3. Приказ Федерального, (фонда обязательного медицинского стра­хования от 3 июля 2007 г. № 132 «Об утверждении Правил подготовки нор­мативных правовых актов ФФОМС и их государственной регистрации» // Справочная правовая система «Гарант».

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.

Литература

1. Советское административное право. Государственное управление и административное право. М.: Юридическая литература, 1978. С. 92-122.

2. Козлов ЮМ. Административные правоотношения. М.: Юридиче­ская литература, 1976.

3. Александров Н.Г. Юридическая норма и правоотношение. М.: Изд-во Московского юридического института, 1947.

4. Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени. Теория, законода­тельство, судебная практика. М.: НОРМА, 2004.

5. Вопленко Н.Н. Источники и формы права: Учебное пособие. Вол­гоград, 2004.

6. Демин А.А. Экономическое содержание и материалистическое понимание статуса субъекта административного права // Социально-эко­номические и правовые аспекты рыночных реформ. Материалы между­народной научно-практической конференции. Часть 1: Правовая секция. Екатеринбург: Изд-во Уральского института экономики, управления и права, 2008. С. 73-91.

7. Демин А.А. Материально-правовые отношения суда и производ­ство по делам об административных правонарушениях // Вестник Ураль­ского института экономики, управления и права. Екатеринбург. N° 1(2). Февраль 2008 г. С. 24-29.

8. Демин А.А. Материальное и процессуальное в административных правоотношениях // Административное право и процесс. 2007. № 2. С. 6—9.

9. Демин А.А. Понятие административного процесса и кодификация административного законодательства Российской Федерации // Государ­ство и право. 2000. № 11. С. 5—12.

10. Костенников М. В. Теоретические проблемы кодификации адми­нистративного права России. М., 2000.

11. Максимов И. В. Терминология как первичный элемент системы науки административного права: основные свойства и предъявляемые требования // Административное и информационное право (Состояние и перспективы развития) / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева, И.Л. Бачило. М.: Ака­демический правовой университет, 2003. С. 47—51.

12. Марченко М.Н. Источники права: Учебное пособие для вузов. М.: Проспект; ТК «Велби», 2005.

13. Морозов Н.Л. Договорные отношения в публично-правовой сфе­ре // Государство и право. 2005. № 7. С. 75—81.

14. Попов JI.JI. Эффективность административно-правовых санкций. М., 1976.

15. Студеникин С.С. Военно-административные нормы и их особен­ности // Труды Военно-юридической академии Красной Армии. М., 1945.

16. Толстик В. А. К вопросу о юридической силе актов, принятых в рамках делегированных нормотворческих полномочий // Юрист. 2001. № 10. С. 31-34.

17. Томсинов В А. Заметки о русском народном правосознании // За­конодательство. 1998. № 6. С. 92—95.

18. Фролов Е С. Виды административно-правовых отношений между министерствами // Вестник Московского университета. Серия «Право». 1973. № 5.

19. Халфина P.O. Методологический аспект теории правоотноше­ний // Советское государство и право. 1971. № 10.

20. Шергин А.П. Статус норм об административных правонарушени­ях // Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития. М.: ИЗиСП, 2002. С, 399-403.

21. Ширабон О.В. Основные признаки нормативно-правового дого­вора // Вестник Московского университета. Серия 11 «Право». 2007. № 1. С. 111-119.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.