КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Служба ранней помощиВопрос 4 В настоящее время сложились условия для целенаправленного решения конкретных проблем, связанных с обеспечением психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с особыми потребностями и их семьям. Одна из таких конкретных и очень существенных проблем - создание системы служб ранней помощи. Необходимость ранней помощи очевидна. Современные научные исследования показывают критическое значение первых двух-трех лет жизни в развитии ребенка. Трудно переоценить роль семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребенка и развитии его мозга. В связи с этим программы ранней помощи стали семейно-ориентированными, направленными на помощь всей семье, а не только ребенку с нарушениями. Команда специалистов помогает семье создать оптимальные условия для развития ребенка, поддерживает родителей, помогает им преодолеть трудности в воспитании ребенка с особыми потребностями. При такой поддержке родители имеют реальную возможность оставить ребенка в семье, обеспечив ему оптимальные условия для роста и развития, а не отдать его в специализированное учреждение, лишив главного - родительской любви и заботы. Семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, также необходима помощь, для того чтобы адаптироваться к полноценной жизни в обществе. Такую специальную помощь семье и ребенку общество и государство могут предоставить посредством организации системы службы ранней помощи. Раннее вмешательство (прямой перевод англ. «early intervention») - система помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений и их семьям. В программах раннего вмешательства работают педагоги, логопеды, педиатры, неврологи, физические терапевты, психологи, а также социальные работники. Ранняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования, социальной защиты. Развитие и становление системы поддержки детей раннего возраста в мировой практике насчитывает уже не одно десятилетие. Еще в начале 70-х годов прошлого столетия успехи, достигнутые на этом пути, привели к тому, что во многих странах направление деятельности, получившее название Early intervention (раннее вмешательство) приобрело характер крупнейшего социального проекта, цель которого - спасение детей, имеющих проблемы развития. В Российской Федерации создание такой системы в государственном масштабе находится в стадии становления. Обеспечение своевременной и комплексной помощи детям раннего возраста и их семьям предполагает организацию структур, поддерживающих достаточными ресурсами и устойчивыми межведомственными и междисциплинарными связями. В России, как и во всем мире, побудительными причинами для создания ранней помощи детям и семьям стали следующие факторы: · рост числа детей, имеющих нарушения развития уже при рождении; · рост числа социально неблагополучных семей; · увеличение количества социальных сирот из числа детей с проблемами здоровья и нарушения развития. В нашей стране существует система специального образования для детей с различными видами нарушений. Эта система имеет давние традиции и серьезные достижения. Однако с точки зрения современных требований нормализации жизни детей с особыми потребностями традиционная система, связанная с узкоспециальным коррекционным подходом, имеет недостатки. Традиционная система не удовлетворяет важнейшие потребности семьи, воспитывающей ребят с особыми потребностями, и прежде всего она практически не организована для обслуживания детей с особыми потребностями раннего возраста. В России еще не сложилась система ранней помощи детям с особыми потребностями и их семьям, однако это не значит, что в стране нет организаций и специалистов, занимающихся ранней помощью. В нашем Ресурсном центре «Все лучшее - детям» служба ранней помощи (СРП) работает с 1 сентября 2009 года. Основной сложностью на этапе организации службы был поиск детей, нуждающихся в ранней помощи. Команда специалистов предложила разместить объявления в детских поликлиниках и больницах ЦАО. В течение месяца по собственной инициативе к нам обратились 8 семей. Самостоятельное обращение в службу было актуальным особенно для очень тревожных родителей. В настоящее время в СРП работают специалисты: дефектолог, логопед, психолог, педагог дополнительного образования, социальный педагог, медсестра. Цель СРП - оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями. Основные принципы работы СРП: · Семейно-ориентированная деятельность - профессиональная направленность сотрудников службы на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями и другими членами семьи, людьми из его ближайшего окружения. · Междисциплинарный подход - совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду. · Партнерство - установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения. · Добровольность - решение об обращении в СРП и желание включить ребенка и семью в программу обслуживания исходят от родителей или замещающих их людей. · Открытость - СРП отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием. · Конфиденциальность - информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам СРП, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ. · Уважение к личности - сотрудники СРП уважительно относятся к ребенку и родителям или заменяющим их людям, принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей, сотрудники СРП принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения. В службу ранней помощи попадают семьи, имеющие детей от 0 до 4 лет с проблемами здоровья и развития: · дети с выявленными отставаниями в развитии; · дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии: · снижение слуха 2-4 степени; · слепота, слабовидение; · церебральный и спинальный параличи любой этиологии; · генетические синдромы и хромосомные аберрации (например, синдром Дауна); · наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы (например, туберозный склероз); · врожденные аномалии развития (аномалии ЦНС и других органов и систем); · тяжелые органические поражения ЦНС; · различные формы эпилепсии; · дети с нарушениями общения; · дети биологической группы риска; · недоношенные и маловесные дети; · дети, перенесшие асфиксию в родах; · дети, находившиеся в отделениях интенсивной терапии; · дети социальной группы риска. По результатам психолого-педагогического обследования в СРП были зачислены один ребенок с диагнозом синдром Дауна (2 года), два ребенка с диагнозом РДА (3,5 года), один ребенок с диагнозом частичная атрофия зрительного нерва и симптоматическая эпилепсия (3,5 года), один ребенок с выраженной задержкой психомоторного развития (3,5 года), один ребенок с ЗРР (2,4 года), шесть детей группы риска, пять из которых девочки-близнецы (2 года). Служба ранней помощи Ресурсного центра «Все лучшее - детям» предлагает следующую схему сопровождения ребенка. Диагностический этап: · психолого-педагогический блок; · социальный блок; · медицинский блок. Коррекционный этап: · составление индивидуальной программы развития (ИПР); · реализация ИПР в ходе групповых и индивидуальных занятий. Этап перехода в другое учреждение: · мониторинг; · консультативная поддержка. ИПР, разрабатываемая в СРП, имеет следующее содержание. В психолого-педагогическом блоке реализуются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, актуальные для ребенка, и предполагаются индивидуальные, подгрупповые занятия и форма домашнего визитирования, реабилитация творческими средствами, тренинги, консультации для родителей. Лечебно-профилактический блок включает проведение общеукрепляющих мероприятий, ЛФК и массажа. В социально-педагогическом блоке организуется информационная и психологическая поддержка семей и проводятся досуговые мероприятия. Результат работы службы ранней помощи: · предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно-ориентированной помощи ребенку и семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с особыми потребностями; · обеспечение перехода ребенка и семьи в другие структуры после окончания ИПР. Расскажем подробнее на примере Лизы Ш., поступившей в СРП в возрасте 2,4 года с заключением логопеда поликлиники ЗРР. По результатам обследования специалистами ей была рекомендована следующая ИПР: 1) развитие слухового восприятия (узнавание, дифференциация, называние); неречевые звуки, бытовые шумы, речевое звукоподражание; 2) обогащение словарного запаса и общей осведомленности (формирование обобщающих понятий - игрушки, овощи, фрукты, домашние животные, посуда, одежда; понимание форм единственного и множественного числа имен существительных и глаголов); 3) развитие памяти и внимания; 4) развитие коммуникативных навыков; 5) развитие эмоциональной сферы; 6) личностное развитие. В соответствии с разработанной программой в работу с ребенком были включены следующие специалисты: логопед, психолог, социальный педагог и педагог дополнительного образования. На основе анализа динамики изменений в состоянии ребенка и семьи, произошедших в результате работы, междисциплинарная команда специалистов СРП в ИПР внесла коррективы, определяющие формы, методы и сроки работы с ребенком и семьей. По итогам работы СРП Ресурсного центра «Все лучшее - детям» один ребенок с диагнозом частичная атрофия зрительного нерва и симптоматическая эпилепсия был зачислен в лекотеку, двум детям с РДА рекомендовано посещение детского сада компенсирующего вида, один ребенок с диагнозом синдром Дауна направлен на ПМПК Центра «Тверской» для получения направления в группу со сложной структурой дефекта ЦРР - детского сада №2030. Остальные дети продолжат посещение СРП Ресурсного центра «Все лучшее - детям» в следующем учебном году.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |