Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Будущее демократического общества




Демократия

Политология

 

 

 

«Лозунг истинной демократии – не ”Пусть это сделает правительство“, а ”Дайте нам сделать это самим“» ( Д. Эйзенхауэр )

 

Выбранное мною высказывание затрагивает вопрос о сущности демократии, задачах демократического правления. Данная тема крайне актуальна в современном обществе, а особенно в современной России, так как наша страна совсем недавно вступила на путь демократии и только сейчас развивает демократические традиции, новые для общества.

Дуайт Эйзенхауэр, американский государственный и военный деятель, писал о том, что лозунг истинной демократии – «дайте нам сделать это самим». Таким образом, он усматривал огромное значение роли граждан в жизни каждого государства. Он считал необходимым для народа самому принимать решения, быть сознательным в их принятии, а не рассчитывать на государство. Эйзенхауэр считал, что граждане настоящего демократического государства должны отличаться сознательностью и самостоятельностью, и с этим невозможно не согласиться. Я также считаю, что основой демократического государства и общества являются люди, не являющиеся иждивенцами у государства, а стремящиеся развивать его.

Само слово «демократия» может быть буквально переведено с древнегреческого как «народовластие». Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается право на участие народа в разрешении государственных дел. Человек, его права и свободы ставятся во главу угла в демократических обществах. Демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, начиная с сосуществования различных форм собственности в экономической сфере и плюрализма в политической сфере, заканчивая множественностью выразительных форм и средств в искусстве. Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан. По мнению Демокрита, именно свобода – возможность самостоятельно определять свою судьбу, строить свою жизнь – является одним из главных человеческих богатств. Безусловно, каждый народ, каждый гражданин должен выносить, воспитать в себе демократические традиции. Это подтверждает рассуждения Эйзенхауэра о необходимой самостоятельности и сознательности людей. Власть народа – это не своеволие толпы, не произвол, а твёрдый и жестокий порядок, основанный на знании и соблюдении закона.

В истории известны случаи, когда именно неподготовленность народа к восприятию демократических ценностей и порядков приносила печальные плоды. Это происходило тогда, когда политический режим принимал охлократические черты. Общество захлёстывала волна митинговых страстей, в толпе принимались важнейшие решения. Ещё в «Политике» Аристотеля указывалось на то, что такие режимы недолговечны, они порождают в своей среде вождя, который ликвидирует демократию и становится тираном. От подобной демократии, а точнее, псевдодемократии, всего один шаг к деспотизму.

Как и было сказано выше, демократия в современной России только развивается. Однако свободная человеческая мысль – основа демократии – уже сформировалась. Очень важно, чтобы социальные институты были нацелены на воспитание самостоятельных, думающих людей, умеющих не только требовать что-либо от государства, но и самим брать в свои руки контроль над жизнью страны.

Таким образом, проанализировав теоретический материал и примеры, мы можем сделать вывод, что Эйзенхауэр в своём определении сущности демократии был абсолютно прав, и действительно, её истинный лозунг – «дайте нам сделать это самим».

 

 

 

«О будущем демократического общества не нужно узнавать по звёздам, его можно прочесть в лицах избирателей» ( В. Швебель )

 

В выбранном мною высказывании автор обращается к проблеме позиции электората в демократическом обществе. Эта проблема, несомненно, важна и актуальна, так как в современном мире демократия считается «образцом» политического режима. А основным механизмом выявления воли народа являются как раз выборы, о которых и идёт речь в высказывании.

Немецкий учёный и публицист Вильгельм Швебель писал: «О будущем демократического общества не нужно узнавать по звёздам, его можно прочесть в лицах избирателей». Иными словами, автор говорит о том, что, опираясь на волю народа, демократия передаёт принятие важных решений в руки электората, который путём выборов и определяет дальнейшую судьбу демократического общества. Такую позицию можно разделить, но всё же я считаю, что так как выборы – особенность не только демократического режима, то подобное высказывание будет справедливо для любого общества с выборной властью.

Рассмотрим теоретическое обоснование проблемы. В современных общественных науках под демократией понимается «народовластие», одна из форм политической самоорганизации общества. Можно выделить следующие основные признаки демократии: во-первых, суверенитет народа, то есть признание его источником власти, во-вторых, выборность основных государственных органов, в-третьих, равноправие граждан, прежде всего равенство их политических прав, в-четвёртых, приоритетность прав человека над правами государства, и, наконец, политический и идеологический плюрализм. При таком режиме народ участвует в политической жизни страны посредством своего законного права осуществлять власть через организации государственной власти и местного самоуправления и путём референдумов.

Существуют две основные формы демократии: непосредственная и представительная. Непосредственная демократия заключается в прямом участии граждан в управлении страной посредством плебисцитов, референдумов, народных комиссий, местных сходов, общественных слушаний по различным вопросам и так далее. Представительная же осуществляется в основном через выборы. То есть люди самостоятельно выбирают тех, кто будет представлять их интересы в различных органах власти. В таком случае нельзя, чтобы народ был отчуждён от власти, так как в противном случае вся система, строящаяся на всенародных выборах, теряет свою суть и основу – избирателя.

Ещё одно крайне важное в этом контексте понятие – электорат. Современные учёные определяют его как круг избирателей, голосующих за определённую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах. В более широком значении употребляется как синоним избирательного корпуса страны. В демократическом обществе крайне важно, чтобы избиратель соответствовал определённым требованиям. Это должен быть человек ответственный, образованный, понимающий и интересующийся политической жизнью страны. Демократическое государство должно само готовить такого избирателя, и тогда на его лице можно будет прочесть будущее именно демократического государства.

Итак, перейдём к конкретным фактическим примерам. В современной России выборы наряду с референдумом являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народа, формой осуществления народовластия в стране, при которой народ выражает свою политическую волю непосредственно. А значит, выбор, сделанный гражданами, при соблюдении общих принципов, перечисленных выше, становится показателем настроений, царящих в обществе.

Однако далеко не всегда совершённый выбор отвечает принципам демократии. Так, в 1921 году под руководством Бенито Муссолини была создана Национальная фашистская партия. В этом же году 38 депутатов от этой партии были избраны в парламент. К 1922 году за Италией окончательно закрепился статус фашистской. То есть избиратели, уставшие от старой власти, проникшиеся новыми идеями, царившими в обществе, сами того не подозревая, расчистили дорогу фашистам.

Также можно привести пример из личного опыта. Проводя аналогии между государством и школой, можно вспомнить такие школы, где принято избирать президента, или же классы, в которых выбирают старосту. Совершая подобный выбор, «избиратели» всегда заранее знают, чего хотят от будущего «правителя», поэтому, основываясь на пожеланиях, и выбирают кандидатуру. Иными словами, в любых выборах побеждает не сам человек, а его предложения, его программа, авторитет.

Таким образом, выборная власть (не только в демократическом обществе) всегда предполагает, что электорат играет решающую роль. А если обобщить, то даже не электорат, а его желания и настроения, написанные в глазах избирателей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 66; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.