КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое и моральное наказание
Закон Право
«Закон должен быть строг, а люди снисходительны» ( Л. Вовенарг )
В выбранном мною высказывании автор обращается к проблеме сопоставления норм права и норм морали. Эти социальные регуляторы во все времена имели наибольший вес в обществе, именно поэтому многие учёные и философы пытались сравнить их, выделить характерные для каждого стороны. Автор высказывания, французский философ и моралист Люк Вовенарг, убеждён в том, что закон в широком смысле (нормы права) должен быть строг и неоспорим, а вот к моральным нормам отношение должно быть другим: «люди должны быть снисходительны». Иными словами, несмотря на всю строгость закона, люди должны быть терпимы по отношению друг к другу. Причём строгость закона, по Вовенаргу, вовсе не означает его жестокости. Я разделяю такую точку зрения и считаю также, что необходимая строгость закона не должна ожесточать отношений между людьми. Мораль не должна гарантироваться силой. Рассмотрим теоретические обоснования проблемы. Под правом в системе общественных наук принято понимать регулятор социальных отношений, обязательный к исполнению и связанный с государственными силами принуждения. Под строгостью закона автор, скорее всего, понимает его единство, непротиворечивый характер и строгое отношение государства к его исполнению. Право обладает следующими отличительными чертами: фиксированность, обязательность, формальность санкций. В отличие от других социальных норм, право стоит на страже наиболее важных общественных отношений, поэтому гарантированность его соблюдения должна быть приоритетной задачей государства. Мораль, в отличие от права, охватывает гораздо более широкий диапазон социальных отношений. Она регулирует повседневную жизнь людей, отделяя добро от зла. Под моралью принято понимать как раз совокупность неписаных норм и правил, за исполнение которых отвечает сам человек перед собой и перед обществом. Морали присущи неформальные санкции, определяемые общественным мнением. Пожалуй, именно поэтому автор призывает людей к снисходительности, ведь от этого и зависит тяжесть наказания за аморальное поведение. Более того, официальные санкции назначаются государством по всей строгости закона. Следовательно, подобный вердикт вполне может считаться справедливым. Тогда как общественное мнение субъективно и носит стихийный характер. Оно контролируется исключительно настроениями, и поэтому часто применяемые им методы наказания едва ли можно назвать справедливыми и заслуженными. Например, на протяжении всей истории люди правовыми методами пытались бороться с таким явлением, как самосуд. Дело в том, что вердикты, выносимые обществом самостоятельно, без опоры на закон, обычно отличаются необоснованной жестокостью, несоизмеримостью наказания с проступком. Поэтому именно институт права должен заниматься вынесением приговора, опираясь исключительно на закон, который при всей своей строгости должен являться гарантией справедливого решения. Другим примером может служить следующая ситуация. В фашистской Германии женщины-немки, чьи мужья-евреи оказались в концлагерях, собрались, устроили митинг, обратились к властям с официальной просьбой выпустить их мужей. В итоге, несмотря на всю строгость военного закона, более 6000 заключённых вернулись в семьи. Это говорит о том, что люди остались людьми и отнеслись с пониманием к чужим проблемам. Можно также привести пример из личного опыта. В любой школе есть свой устав – свой свод правил и норм поведения в стенах данного учреждения. Каждый понимает, что обязан ему следовать, и принимает наказание за его нарушение. Однако если, например, весь класс объявляет однокласснику бойкот за то, в чём он не видит своей вины, он ощущает чувство несправедливости, незаслуженности наказания, что только обостряет конфликт. Именно поэтому люди всегда должны оставаться терпимыми к поступкам других людей, а многое даже прощать, тогда как закон должен быть жесток, строг, един и неоспорим. Думаю, только так можно добиться порядка, не отказываясь от нравственного общества.
«Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права)
Выбранное мною высказывание посвящено проблеме правового и морального наказания за правонарушение. С тех самых пор, как только человек впервые преступил негласную норму морали, было придумано наказание. Позднее, чтобы человек знал, как себя вести, были введены чётко зафиксированные нормы и чётко зафиксированные наказания за их нарушения. Но, согласно римскому праву, не столько зафиксированное наказание карает человека, сколько его собственная совесть. Оно гласит: «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек». То есть с правовой точки зрения человек не может быть наказан вечно, а с моральной, психологической точки зрения человек сам себя наказывает навечно чувством вины. С этим высказыванием можно и согласиться, и не согласиться. С одной стороны, всё, несомненно, так: сознательный человек, сошедший с верного пути, просто не сможет избавиться от преследующего его чувства вины. Но, с другой стороны, не следует забывать и об индивидуальных психологических характеристиках каждого человека: психологами доказано, что одни люди подвержены чувству вины в гораздо большей степени, нежели другие. Также не стоит забывать и том, что моральные нормы, которые как раз и караются совестью, могут достаточно сильно расходиться с правовыми нормами. Можно привести ряд теоретических обоснований. Рассмотрим правовую сторону вопроса. Право определяется современными обществоведами как система общеобязательных правил (норм) поведения, санкционированных или установленных государством, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства. Любое нарушение права в общественных науках называется правонарушением и определяется как виновное деяние праводееспособного лица, причиняющее вред людям и обществу, нарушающее нормы права, влекущее за собой юридическую ответственность. Юридическая ответственность и есть то самое наказание, которое применяется к правонарушителю. Рассмотрим другую сторону вопроса – морально-психологическую. Мораль – особая культурно-нормативная форма небиологической регуляции человеческих отношений. Субъект (исполнитель) нравственности – личность, а высшая инстанция – совесть (внутренний нравственный регулятор поведения человека). Это отсылает нас к моральным санкциям – они идеальны, так как не носят характер внешнего насилия – материального или духовного. Процесс «наказания» происходит внутри человека. Значит, это и есть то самое наказание виной, которое, по мнению римлян, должно длиться вечно. В общем, мы можем признать данное суждение справедливым только в случае совпадения ряда факторов. Это идеальная ситуация, когда нарушенные нормы права совпадают с моральными, и индивид имеет особо развитую совесть – «триединство права, морали и совести». Но первое условие может быть соблюдено с большой вероятностью, принимая во внимание, что для законопослушного гражданина нормы права тождественны нормам морали. Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкретные примеры. Полностью соответствует выбранному изречению следующий пример. Психологические тестирования среди преступников раннего юношеского возраста показали, что 60 % исследуемых испытывают чувство вины и угрызения совести, учитывая то, что не все опрошенные находились в заключении на момент опроса. Это как раз и демонстрирует «триединство права, морали и совести». Герой романа Альбера Камю «Посторонний» Мерсо совершил нарушающий как норму права, так и моральную норму поступок – он убил человека. За своё деяние он понёс юридическую ответственность. Но Мерсо вовсе не раскаивается в содеянном, и маловероятно, что его терзают муки совести. То есть совесть и её развитость также играют огромную роль в том, будет ли человек, помимо права, наказан ещё и виной. В других случаях противоправное поведение может быть морально оправдано, и этому существует масса примеров и подтверждений. Ярким примером можно считать «бульдозерную» выставку 1974 года. Молодые советские художники-авангардисты устроили несанкционированную выставку своих картин под открытым небом. Власти посчитали выставку противоправным действием, и она была жестоко подавлена с помощью большого количества милиции и бульдозеров. Однако вряд ли хоть один из участников выставки считал свои действия аморальными. Также можно привести и пример из личного опыта. Я думаю, что все в своей жизни совершали ошибки, нарушали правила. И наличие чувства вины в случае наказания зависит лишь от того, считает ли человек свой поступок морально оправданным, не противоречит ли он его убеждениям. Например, сомневаюсь, что школьник, которому ставят двойку за то, что тот подсказал другу, ощущает чувство вины. Таким образом, можно сделать вывод, что чувство вины, основанное, прежде всего, на морали, преобладает над правовыми мерами, в основе которых лежат правовые нормы, и оказывает решающее действие на внутреннее состояние человека. Иначе говоря, «наказание», действительно, качественно проигрывает «вине».
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |