Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фразеологический оборот как лингвистическая единица




ФРАЗЕОЛОГИЯ

Неологизмы

Совершенно противоположным процессу устаревания слов и выпадения их из лексической системы языка является процесс появления в нём новых слов.

Неологизмы (гр. neos – новый и logos - слово ) – это слова, появившиеся в языке для обозначения новых предметов и явлений и имеющие оттенок новизны, необычности. Это слова, ещё не вошедшие в общенародное употребление.

Неологизмы постоянно появляются в языке в связи с социальными изменениями, новыми открытиями в науке и технике, например:

маркетинг – комплексный подход к управлению производством; брифинг – особый тип пресс-конференции.

Немало новых слов, появившихся сравнительно недавно (после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г.), перешли уже в пассивный запас (НЭП, наркомат, комбед, МТС, продналог, раскулачивание, коллективизация, рабфак, ликбез).

Возникшие в советскую эпоху слова комсомолец, райком, горсовет, магнитофон, вертолёт, космонавт, программирование, лавсан, дизайн, фломастер и др. уже не являются неологизмами.

Кроме неологизмов, являющихся достоянием общенародного языка, выделяются новые слова, образованные тем или иным автором. Одни из них вошли в состав общенародного литературного языка, например:

маятник, притяжение, созвездие, чертеж (М.В. Ломоносов); промышленность, влюблённость, рассеянность, трогательный (Н. Карамзин); прозаседавшиеся (В.В. Маяковский).

Другие неологизмы, которые являются индивидуальными (или окказиональными, или контекстуальными), так и остались в определенном авторском контексте.

Авторские неологизмы употребляются для свежего и яркого выражения понятий, для создания определенных художественных эффектов или тонкой словесной игры, например:

Я влюблен, я очарован,

Словом, я огончарован (А.С. Пушкин);

Мир осинам, что раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь (С. Есенин);

Кроме отдельных слов, в русском языке, как и в любом другом, в качестве лингвистических единиц употребляются и более сложные образования – фразеологические обороты, или фразеологизмы.

Фразеология (гр. phrases, род. п. от phraseos – выражение + logos - учение) – это:

1. Совокупность лексически неделимых сочетаний слов, т.е. фразеологизмов.

2. Раздел языкознания, изучающий фразеологические единицы.

Границы фразеологии, ее объём, основные понятия и типы фразеологизмов наиболее полно были разработаны в 50-х и 60-х гг. XX века академиком В.В. Виноградовым.

Фразеологизм имеет сходства и различия как со словом, так и со свободным словосочетанием. Учитывая признаки фразеологизмов, можно дать следующее определение:

Фразеологизм – это воспроизводимая значимая единица языка, состоящая из двух или более ударных компонентов словного характера, имеющая целостное значение, устойчивая в своем составе и структуре.

Например: точить лясы; бить баклуши, с бухты-барахты, выжить из ума, белая ворона, бить ключом, делать из мухи слона, попасться на удочку, заклятый враг, закадычный друг, отказаться наотрез.

Синтаксическая функция фразеологизма определяется в целом, т.е. фразеологический оборот выполняет функцию одного члена предложения: Никто ничего не промолвил, точно все в рот воды набрали (И.С. Тургенев).

Некоторые лингвисты (например, Н.М. Шанский) к фразеологизмам относят пословицы, поговорки, литературные цитаты, ставшие крылатыми, номинативно-терминологические сочетания, например:

терпенье и труд всё перетрут; мал золотник да дорог; не всё то золото, что блестит; хоть кол на голове теши;

Тридцать пять тысяч курьеров! (Н.В. Гоголь) – «сильное преувеличение»; свежо предание, а верится с трудом (А.С. Грибоедов) – «выражение сомнения в правдивости кого-, чего-либо»; с чувством, с толком, с расстановкой (А.С. Грибоедов) – «как подобает, толково, обстоятельно»; человек в футляре (А.П. Чехов) – «особо осторожный, сверхпредусмотрительный»; слона-то я и не приметил (И.А. Крылов); всё смешалось в доме Облонских (И.А. Гончаров); рождённый ползать – летать не может (М. Горький); Быть или не быть? (В. Шекспир) и др.

Фразеологические обороты могут объединяться в группы по различным признакам:

1. По главному слову:

1. именные – главное слово выражено именной частью речи, например: первая скрипка, бездонная бочка, хождение по мукам, гол как сокол, дамоклов меч, тяжёл на подъём.

2. Глагольные - главное слово выражено глагольной формой, например:

класть зубы на полку, витать в облаках, бить челом, мозолить глаза, хранить молчание.

3. Наречные (адвербиальные) - главное слово выражено наречием, например:

вверх тормашками, не покладая рук, вверх дном.

4. Междометные,например:

Мать честная! В добрый час! Вот тебе на!

2. По происхождению:

1. исконно русские:

брать за живое, заварить кашу, ни рыба ни мясо, как у Христа за пазухой, один как перст, без царя в голове, глухая тетеря, искать ветра в поле, ни кола ни двора, подложить свинью, толочь воду в ступе, держать язык за зубами, для отвода глаз, высунув язык, дела как сажа бела, с гулькин нос, хлопот полон рот;

2. заимствованные:

запретный плод, земля обетованная, в поте лица, второе пришествие,

дамоклов меч, с высоты птичьего полета, из рога изобилия, принцесса на горошине, быть или не быть, после нас хоть потоп.

3.По стилистической окраске:

1. межстилевые: из года в год, держать себя в руках, иметь в виду, не по адресу, точка зрения;

2. стилистически окрашенные:

- разговорные: моя хата с краю, обвести вокруг пальца, душа в пятки уходит; в самом соку, хоть лопни;

- книжные: посыпать главу пеплом, золотой телец, сводить к нулю, сгущать краски, точка опоры, по ту сторону баррикад.

4. По активности и пассивности употребления:

1. активного употребления: голова идет кругом, отбиваться от рук, молодой да ранний;

2. пассивного употребления: лечь костьми, забрить лоб, бить челом, ни зги не видно, око за око.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 57; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.