Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы жизненного цикла авиатехники и их характерная длительность

Жизненный цикл (ЖЦ) авиационной техники включает в себя следующие основные этапы:

 

· фундаментальные и поисковые исследования;

· маркетинг и внешнее проектирование;

· рабочее проектирование;

· изготовление опытных образцов, испытания и доводку;

· технологическую подготовку производства (ТПП);

· серийное производство;

· эксплуатацию и послепродажное обслуживание;

· утилизацию.

 

Как видно на схеме, этапы могут частично перекрываться. Также ЖЦ одного поколения изделий может переходить в ЖЦ следующего поколения, и т.д.

 

ЖЦ авиатехники характеризуется большой протяженностью отдельных этапов. Например, создание самолета или авиадвигателя длится до 5...10 лет. Но наиболее протяженными являются последующие стадии жизненного цикла изделий (ЖЦИ). Например, серийное производство первого широкофюзеляжного пассажирского самолета – Боинг-747 – продолжается с 1970 года по настоящее время, а полный вывод из эксплуатации основного стратегического бомбардировщика ВВС США – В-52 – намечен лишь на 2040-е гг., притом, что последний экземпляр наиболее современной модификации В-52Н был построен в 1962 году. Т.е., эксплуатация отдельных экземпляров длится уже около 40 лет, и планируется продолжать ее почти до 80 лет.

 

 

Наибольший интерес представляют стоимостные характеристики ЖЦИ. Показатель стоимости ЖЦИ может быть применим для решения следующих задач:

· оценки потребности в инвестициях;

· оценки конкурентоспособности новой разработки;

· оценки эффективности новой разработки;

· оценки целесообразности и реализуемости проекта создания инновационного изделия.

 

 

В общем случае СЖЦ может быть представлена в следующем виде:

 

СЖЦ = + + + ,

 

где:

- затраты на НИОКР (включая и стоимость фундаментальных и поисковых НИР, результаты которых необходимы для создания новых поколений авиатехники);

- затраты на технологическую подготовку серийного производства изделий (ТПП), включая строительство производственных мощностей, приобретение оборудования, и т.п.;

- затраты на серийное производство изделий данного типа за весь ЖЦИ;

- затраты на эксплуатацию и последующую утилизацию всех выпущенных изделий данного типа.

 

 

В случае учета фактора времени и с использованием метода дисконтирования (то есть приведения разновременных затрат к начальному моменту моменту времени), критериальный показатель СЖЦ будет выглядеть следующим образом:

где - суммарная стоимость жизненного цикла инновационного изделия с учетом полной программы выпуска, в денежных единицах;

t - порядковый номер года расчетного периода, первый год условно обнуляется в связи с тем, что расчеты проводятся на начало периода;

Тр - расчетный период - период, включающий все этапы жизненного цикла инновации – от разработки до снятия с эксплуатации, годы;

– стоимость работ этапа жизненного цикла инновационного изделия, приходящаяся на t-й год расчетного периода, руб.;

- коэффициент дисконтирования.

 

 

Коэффициент дисконтирования определяется:

,

где Е - номинальная ставка дисконтирования, рассчитанная с учетом доходности, инфляции и риска;

t - порядковый номер года расчетного периода.

 

 

Расчет стоимости жизненного цикла техники военного назначения включает следующие этапы.

Этап 1 – создание научно-технического задела (НТЗ).

Этап 2 – формирование концепции и облика образца. Данный этап включает:

· концептуальные и обликовые исследования,

· разработка технического задания на аванпроект,

· разработка аванпроекта.

 

 

 

 

 

Этап 3 – опытно-конструкторские работы (ОКР). Включает:

· разработка технического задания на ОКР,

· разработка эскизного проекта,

· разработка технического проекта (ТП) или изготовление макета,

· разработка рабоче-конструкторской документации (РКД),

· изготовление опытной партии,

· предварительные (доводочные, заводские) испытания,

 

 

 

· летно-конструкторские испытания (ЛКИ),

· государственные (государственные совместные) испытания (ГСИ),

· корректировка РКД и доработка опытного образца (опытной партии) по результатам испытаний.

 

 

Калькуляция стоимости работ этапа «Разработка»:

Этап 4 – серийное производство. Включает:

· постановка на производство;

· серийное производство;

· поставка;

· снятие с серийного производства.

 

 

 

Этап 5 – эксплуатация и ремонт. Включает:

· испытания и опытная эксплуатация,

· эксплуатация,

· модернизация серийных образцов,

· заводской ремонт.

 

Основные статьи эксплуатационных затрат:

· горюче-смазочные материалы, специальные жидкости и газы;

· заработная плата с отчислениями на социальное страхование;

· запасные части;

· ремонты (капитальные восстановительные);

· содержание дополнительных технических средств;

· накладные расходы;

· прочие расходы.

 

 

 

Этап 6 – утилизация образцов. Комплексная утилизация включает следующие этапы:

· подготовка к демонтажу;

· демонтаж;

· выделение лома и отходов, содержащих драгоценные металлы;

· вывоз лома и отходов.

 

 

Расчет стоимости жизненного цикла (с учетом всей программы выпуска):

 

 

Специфика затрат разработчиков и производителей авиатехники:

В стоимости всех этапов ЖЦ авиатехники чрезвычайно сильно проявляется отраслевая специфика. Прежде всего, авиационную промышленность принято относить к наукоемким отраслям, поскольку при создании авиатехники относительно высока доля затрат на НИОКР (в т.ч. и на фундаментальные НИР). Причем, затраты на НИОКР и ТПП относятся к постоянным затратам разработчиков и производителей авиатехники, т.е., практически не зависят от объема выпуска:

Вклад постоянных затрат в среднюю себестоимость одного изделия – средние постоянные затраты AFC. Они сокращаются обратно пропорционально суммарному объему выпуска за весь ЖЦИ Q:

 

 

Себестоимость серийного производства авиатехники уже относится, преимущественно, к переменным затратам, т.е., зависит от объема выпуска:

Эта зависимость в авиационной промышленности является весьма специфической. Удельные (в расчете на одно изделие) затраты существенно сокращаются с ростом накопленного выпуска изделий данного типа. Себестоимость первых серийных экземпляров обычно высока, поскольку необходимо освоить новые технологии, приемы, и т.п. Но с каждым выпущенным экземпляром изделия накапливается опыт, что приводит к значимому сокращению удельных затрат. В этом состоит суть эффекта обучения, характерного для авиастроительных и некоторых других высокотехнологичных производств.

 

 

Специфика затрат на стадии эксплуатации авиатехники:

Затраты на этапе эксплуатации – наиболее сложная, с точки зрения прогнозирования, компонента СЖЦ. Прежде всего, это вызвано тем, что условия эксплуатации авиатехники в парках различных авиакомпаний (или в ВВС различных стран, если речь идет об авиатехнике военного назначения) существенно различаются.

Затраты на этапе эксплуатации авиатехники (для всего парка изделий данного типа) можно упрощенно представить в следующем виде:

 

 

В свою очередь, затраты на ГСМ и ТОиР всего парка изделий данного типа за весь ЖЦИ могут быть приближенно оценены следующим образом:

где - установленный ресурс изделия данного типа, в летных часах;

- среднечасовой расход топлива, в тоннах на летный час;

- средняя цена тонны авиатоплива;

- средняя трудоемкость ТОиР, в человеко-часах на летный час;

- стоимость нормо-часа ТОиР.

Эти величины являются усредненными, а эксплуатационные затраты каждой конкретной авиакомпании будут зависеть от множества индивидуальных причин. Поэтому СЖЦ не может служить критерием экономической эффективности, поскольку каждого потенциального заказчика интересуют не усредненные эксплуатационные затраты, а индивидуальные, которые придется нести именно ему.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Показатели инвестиционного проекта | Сутність і склад капітальних вкладень.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 1277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.