Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура учебного текста




В. Профессиональное обучение дидактически запущенных учащихся в учереждениях начального и среднего профессионального образования.

Рассмотрим психологические детерминанты деформаций личности, порождаемые этими факторами. Следует отметить, что одни и те же детерминанты проявляются во всех трех группах факторов.

Психологические детерминанты (особенности личности) профессиональных деструкции

Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы:

■ объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;

■ субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

■ объективно-субъективные, порождаемые системой и организацей профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

1. Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора профессии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага,– так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.

2. Пусковым механизмом деформации становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника профессионального учебного заведения. Первые же трудности побуждают начинающего специалиста к поиску «кардинальных» методов работы. Неудачи, отрицательные эмоции, разочарования инициируют развитие профессиональной дезадаптации личности.

3. В процессе выполнения профессиональной деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. В типичных условиях труда становится неизбежным образование стереотипов осуществления профессиональных функций, действий, операций.

4. К психологическим детерминантам профессиональных деформаций относятся разные формы психологической защиты. Многие виды профессиональной деятельности характеризуются значительной неопределенностью, вызывающей психическую напряженность, часто сопровождаются отрицательными эмоциями, деструкциями ожиданий. В этих случаях вступают в действие защитные механизмы психики. Из огромного многообразия видов психологической защиты на образование профессиональных деструкции влияют отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение

5. Развитию профессиональных деформаций способствует эмоциональная напряженность профессионального труда. Часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с ростом стажа работы снижают фрустрационную толерантность специалиста, что может привести к развитию профессиональных деструкции

6. В исследованиях Н.В.Кузьминой на примере педагогической профессии установлено, что на стадии профессионализации по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности личности, возникают условия для стагнации, профессионального развития2. Развитие профессиональной стагнации зависит от содержания и характера труда. Труд монотонный, однообразный, жестко структурированный способствует профессиональной стагнации. Стагнация же, в свою очередь, инициирует образование различных деформаций.

7. На развитие деформаций специалиста большое влияние оказывает снижение уровня его интеллекта. Исследования общего интеллекта взрослых показывают, что с ростом стажа работы он снижается. Конечно, здесь имеют место возрастные изменения, но главная причина заключается в особенностях нормативной профессиональной деятельности. Многие виды труда не требуют от работников решения профессиональных задач, планирования процесса труда, анализа производственных ситуаций. Невостребованные интеллектуальные способности постепенно угасают. Однако интеллект работников, занятых теми видами труда, выполнение которых связано с решением профессиональных проблем, поддерживается на высоком уровне до конца их профессиональной жизни.

8. Деформации обусловлены также тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социально-профессиональных установок, индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых характеристик. Причинами образования предела развития могут стать психологическое насыщение профессиональной деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой, отсутствием моральных стимулов.

9. Факторами, инициирующими развитие профессиональных деформаций, являются различные акцентуации характера личности. В процессе многолетнего выполнения одной и той же деятельности акцентуации профессионализируются, вплетаются в ткань индивидуального стиля деятельности и трансформируются в профессиональные деформации специалиста. У каждого акцентуированного специалиста свой ансамбль деформаций, и они отчетливо проявляются в деятельности и профессиональном поведении. Другими словами, профессиональные акцентуации – это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности.

10. Фактором, инициирующим образование деформаций, являются возрастные изменения, связанные со старением.

К. Чернисс в 1980 году определил синдром эмоционального выгорания как потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении.

«Синдром эмоционального выгорания - синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры».

Синдром эмоционального выгорания определяется как чувство эмоционального и физического истощения вместе с чувством расстройства и неудачи. Синдром эмоционального выгорания - эмоциональное истощение, невозможность сострадать.

1.Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы); 2. Эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества); 3. Поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение); 4. Интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы); 5. Социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Психологический тренинг является ведущим компонентом коррекционной программы, реализующим ее психокоррекционный принцип. В настоящее время существует множество моделей тренинга антивыгорания, среди которых особый интерес вызывают модели, основанные на когнитивно-поведенческой терапии А. Эллиса и А.Т. Бека. Они направлены на усиление чувства контроля над своей жизнью посредством обучения контролю своих эмоций. С точки зрения ученых, эмоции связаны с событиями, происходящими в нашей жизни. Разработчики терапии предполагают, что у людей могут быть неадаптивные и иррациональные способы интерпретации таких событий, вызывающие сильные эмоциональные расстройства и стресс. Считается,что настроение и поведение индивидуума в значительной степени определяются присущим ему способом толкования и объяснения мира. Эллис описывает эти конструкты как отрицательные когнитивные модели, или «схемы», подобные фильтрам, через которые происходят отбор и интерпретация определенных событийных аспектов. В соответствии с данным положением Т. Кушнир и В. Мильбауер предложили программу, основанную на том, что для профилактики стресса и выгорания необходима переоценка суждений (убеждений) относительно себя, других людей, мира и их изменения в сторону большей реалистичности и рациональности

 

 


Контингент обучаемых по возрастным характеристикам относится к подростковому и раннему юношескому возрасту, являющемуся ≪трудными, критическими возрастами≫. Не только возрастные ≪трудные≫ особенности присущи обучаемым ПУ и ССУЗ, но и ≪педагогически запущенные≫ и ≪слабые≫ ученики из школ ≪вытесняются≫ в систему начального и среднего профессионального обучения. По данным ряда исследований, процент ≪слабых≫ и ≪дидактически запущенных учеников≫ в производственных училищах в последние годы возрастает до 70-85% и это превращается в самостоятельную педагогическую проблему: как вести их обучение, какими должны быть методики обучения и учебные пособия для контингента ≪дидактически запущенных учащихся≫ (ДЗУ), поскольку обычные методы обучения и стандартные учебники во многом недоступны для них. При классно-урочной системе организации обучения изучение дозы учебного материала включает четыре явно выраженных этапа: работа над изученным учебным материалом, работа над новым учебным материалом, закрепление пройденного учебного материала и выполнение домашнего задания. Анализ особенностей применения учебного пособия на каждом этапе позволяет утверждать, что исходя из этапности изучения дозы учебного материала и особенностей задач, решаемых пособием на этих этапах, доза учебной информации должна включать следующие элементы:

1) вопросы по пройденному ранее (с указанием ≪адреса≫ необходимой информации в учебнике);

2) информацию из других учебных предметов, необходимую для изучения данной дозы (при необходимости);

3) основной блок новой информации или алгоритм действия;

4) вопросы, задания, упражнения и т. п. на практическое применение новых знаний;

5) вопросы и задания для самостоятельной домашней работы;

6) блок дополнительной информации (углубление изученного на занятии и индивидуализация обучения).

Хотя общая теория создания учебников и учебных пособий разработана, но для контингента дидактически запущенных уча щихся необходимы специфические требования к содержанию и структуре учебных пособий.

Повышению эффективности процесса усвоения учебного материала дидактически запущенными учащимися способствует адаптация учебных пособий к возможностям данного контингента. Сущность адаптации учебных пособий заключается в приведении в соответствие характеристик доз учебной информации с познавательными возможностями дидактически запущенных учащихся по следующим направлениям:

• организация учебного материала пособия в целостные дозы с явно выраженной структурой, состоящей из качественно минимизированных функциональных блоков:

1) контрольные вопросы и задания по материалу предыдущей дозы;

2) краткая информационная справка по ранее изученному материалу данного или смежных предметов, которая будет необходима при изучении данной дозы;

3) блок основной информации — дозы, разделенный на минидозы, включающие один содержательный элемент;

4) блок дополнительной информации;

5) блок закрепления, включающий вопросы и задания на практическое применение знаний;

6) блок систематизации (систематизирующие матрицы, схемы);

7) блок контроля (набор обоснованных и практически проверенных тестов второго уровня усвоения);

• оптимизация параметров содержания доз учебного материала:

— информационный объем дозы учебного материала на одно занятие составляет 4600-4650 двоичных единиц;

— ступень абстракции излагаемого материала — I—II;

— проектный уровень усвоения — II;

— система изложения учебного материала — дедуктивно-конкретная алгоритмическая;

— представление информационных основ деятельности в учебнике должно осуществляться в форме четкого и доступного алгоритма;

— обучение решению задач — в форме обучения алгоритмам решения;

— построение материала — на основе логической системности;

— при построении материала необходимо максимально возможное использование линейной структуры содержания.

Порядок адаптации учебного материала к возможностям контингента ДЗУ заключается во взаимообусловленной и соподчиненной последовательности действий исследования контингента учащихся и переработки структуры и содержания базового учебника или учебного пособия:

1) определяются оптимальные для рассматриваемого контингента учащихся значения параметров и характеристик доз учебной информации на основании анализа исходных факторов:

а) факторов, характеризующих дидактический уровень обучающихся:

— способности учащихся;

— базовая подготовка;

— уровень мотивации учебной деятельности;

б) факторов, характеризующих требуемые результаты обучения:

— уровень усвоения;

— степень осознанности усвоения;

— степень автоматизации усвоения;

2) параметры и характеристики доз учебного материала в пособии приводятся к оптимальному значению посредством корректирующих факторов:

а) факторов, характеризующих организацию процесса обучения:

— система организации обучения;

— время, отводимое на изучение данного материала;

— применяемые наглядные пособия;

б) факторов, характеризующих учебный материал:

— информационный объем;

— степень абстракции учебной информации;

УРОВЕНЬ БАЗОВОГО ОПИСАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА — (не посредственное описание изучаемого объекта) включает:

— информативные единицы и возможные способы их организации;

— абстрактные единицы описания (положения);

— иллюстративные единицы описания (примеры).

ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (цепочка логических суждений, умозаключений, выводов).

ЛОГИКО-РЕФЛЕКСИВНЫЕ УРОВНИ (указывают на смену уровня абстракции, на смену точек рефлексии: от описания целостного объекта к описанию его функций, —>его составных частей —> функций и внутренней структуры составных частей и т. п.).

СХЕМАТИЧЕСКИЙ (графические схемы синтезируют информацию в простое и удобное системно-структурное изображение изучаемого материала)

НАДСТРОЕЧНЫЕ УРОВНИ: (сами по себе не описывают объект, но обслуживают процесс описания, управляют процессом понимания базового текста):

— ОБЪЯСНЕНИЯ — если предполагается ситуация непонимания, необходимо дать дополнительные знания

— ССЫЛКИ — на уже полученное знание или отсылка к определенному источнику знаний;

— ИЛЛЮСТРАЦИИ — демонстрация абстрактного положения в ситуации предполагаемого непонимания, если абстракция сама по себе вызывает затруднения в понимании;

— КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ — контрольные вопросы различных типов

— степень научности материала;

— трудность данного материала для рассматриваемого контингента учащихся;

— сложность данного материала для рассматриваемого контингента учащихся;

— система построения учебного материала в учебнике;

— структура учебного материала в учебнике.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 58; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.