КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инструкция и/или методические рекомендации по выполнению
ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
ТЕМА«Алгоритм решения профессиональной задачи. Оценка решения задачи. Решение профессиональных задач». Задания: · Подберите педагогические задачи, направленные на формирование аналитических, проектировочных, конструктивных умений педагога - Педагогическое решение, его определение. - Прием выделения педагогической проблемы, ее изучения, анализ. Принятие и переработка педагогического решения. Педагогическое поведение и взаимодействие. - Педагогическое общение, его определении. Педагогический контакт, педагогическая тактичность, гуманистичность, демократичность, правдивость, искренность, убедительность.
Алгоритм решения профессиональных задач включает в себя следующие этапы работы над проблемой: - предварительное описание проблемной ситуации; - вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации; - построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия; - построение абстрактной модели решения задачи, представление идеального конечного результата (ИКР); - выявление ресурсов и выход на конкретное решение; - если решение понятно только как концептуальное, формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения; - повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага №3 и конкретизация решения; - взаимодействие с учащимся в процессе педагогического процесса. Рефлексия на поведение учащегося. Выдвижение гипотезы: – выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания; – прогнозирование их результативности; – рассмотрение различных вариантов действий педагога. Выбор организационных форм: – выбор методов педагогического воздействия; – определение соответствующих методов методических приемов; – подбор методов и форм работы, способствующих решению задачи; – структура действий педагога. Построение алгоритма решения педагогической задачи предполагает следующие этапы: – вычленение из условия задачи начальных условий (исходная ситуация); – прогнозируемый результат (что ожидается в конечном итоге); – методы, используемые для достижения прогнозируемого результата. Реализация данного подхода в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе позволяет выполнить следующие задачи: – сформировать у студентов четкое представление о каждом элементе деятельности; – научить вычленять каждый элемент деятельности в педагогической ситуации при наличии всех остальных; – научить оперировать основными элементами деятельности в решении педагогических задач разных видов с помощью ориентировочной основы действия; – научить использовать при решении педагогических задач некоторые стандартные алгоритмы и вырабатывать алгоритмы применение которых возможно в той или иной педагогической ситуации. Уровни решения поставленных задач: – 1 уровень - операционализация умения решать педагогические задачи в аудиторных условиях при работе с учебным материалом, упражнениями, текстовыми заданиями и т. д.; – 2 уровень - операционализация умения решать учебные педагогические задачи в процессе проектирования фрагментов педагогической деятельности на практических занятиях с использованием элементов ролевой игры, микропреподавания и т. д.; – 3 уровень - отработка операционального состава умения решать педагогические задачи на основе алгоритмического подхода в процессе проведения школьных практикумов, педагогических практик, пробного обучения и т. д. Понятие «Педагогическая ситуация». Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций. Решение педагогических задач в рамках профессиональных задач. В условии описывается педагогическая проблема. Условие должно включать в себя необходимые и достаточные для решения задач данные. К ним относятся: - условия и обстоятельства, при которых происходит действие; - возраст учащихся; - объекты и субъекты воспитания, действия участников, от которых зависит решение ситуации. При описании ситуации не указываются фамилии учеников, а также фамилии учителей. В то же время данные должны быть достаточными, чтобы понять суть проблемы. Вопрос педагогической задачи представляет собой одно или несколько вопросительных предложений.
Связь анализа и проектирования: проектирование развития деятельности и личности воспитанника и коллектива группы, класса (постановка целей и задач на длительный период); Понятие "педагогическая ситуация". Особенности педагогической ситуации.Виды педагогических ситуаций и конфликтов. Алгоритмом решения конфликтной педагогической ситуации. Особенности педагогических конфликтов. Причины конфликтов. Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация определяется Н. В. Кузьминой как «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них» (Психология — производству и воспитанию. — Л., 1977. — С. 212). Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые. К ситуациям, имеющим педагогическое значение, можно отнести: − Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений − Ситуации самооценки − Ситуации самокритики и самосозерцания − Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении − Ситуации пренебрежения и неуважения других − Ситуация выбора профессии − Ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам − Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов − Ситуации стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий − Ситуация стимулирования к самовоспитанию − Ситуация стимулирования ко лжи − Ситуация молчаливого одобрения − Ситуация соперничества − Ситуации выбора наиболее приемлемого варианта действий − Ситуация выбора, приводящего к неудаче − Ситуация выбора критериев оценки труда педагога − Ситуации предъявления требований − Ситуации предъявления требования-унижения − Ситуация приведения примера − Ситуации обвинения — ощущения несчастья − Ситуации доверия—лжи − Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины − Ситуации подчинения и влияния среды − Ситуация проявления ответственности − Ситуация развития самостоятельности и ответственности за свои поступки − Ситуации убеждения − Ситуации риска − Ситуации оказания помощи − Ситуация взаимопомощи − Ситуация критики − Ситуация принятия твердого решения «здесь и сейчас» (проявления чувства самообладания) − Ситуация самовыражения − Ситуации выражения своего отношения к человеку − Ситуация расхолаживания и дезорганизации − Тренинговая ситуация — правильно вести диалог и понимать партнера В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт: − недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь); − разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах); − противодействие (действие, препятствующее другому действию); − противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь); − разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь). Конфликт в психологии определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» (Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Ярошевского. - М., 1986. - С. 153). Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» (Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — Москва., 1981. — С. 185). Погасить конфликт — это значит перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 90; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |