Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструкция и/или методические рекомендации по выполнению




ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

ТЕМА«Алгоритм решения профессиональной задачи. Оценка решения задачи. Решение профессиональных задач».

Задания:

· Подберите педагогические задачи, направленные на формирование аналитических, проектировочных, конструктивных умений педагога

- Педагогическое решение, его определение.

- Прием выделения педагогической проблемы, ее изучения, анализ. Принятие и переработка педагогического решения. Педагогическое поведение и взаимодействие.

- Педагогическое общение, его определении. Педагогический контакт, педагогическая тактичность, гуманистичность, демократичность, правдивость, искренность, убедительность.

 

Алгоритм решения профессиональных задач включает в себя следующие этапы работы над проблемой:

- предварительное описание проблемной ситуации;

- вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации;

- построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия;

- построение абстрактной модели решения задачи, представление идеального конечного результата (ИКР);

- выявление ресурсов и выход на конкретное решение;

- если решение понятно только как концептуальное, формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения;

- повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага №3 и конкретизация решения;

- взаимодействие с учащимся в процессе педагогического процесса. Рефлексия на поведение учащегося.

Выдвижение гипотезы:

– выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания;

– прогнозирование их результативности;

– рассмотрение различных вариантов действий педагога.

Выбор организационных форм:

– выбор методов педагогического воздействия;

– определение соответствующих методов методических приемов;

– подбор методов и форм работы, способствующих решению задачи;

– структура действий педагога.

Построение алгоритма решения педагогической задачи предполагает следующие этапы:

– вычленение из условия задачи начальных условий (исходная ситуация);

– прогнозируемый результат (что ожидается в конечном итоге);

– методы, используемые для достижения прогнозируемого результата.

Реализация данного подхода в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе позволяет выполнить следующие задачи:

– сформировать у студентов четкое представление о каждом элементе деятельности;

– научить вычленять каждый элемент деятельности в педагогической ситуации при наличии всех остальных;

– научить оперировать основными элементами деятельности в решении педагогических задач разных видов с помощью ориентировочной основы действия;

– научить использовать при решении педагогических задач некоторые стандартные алгоритмы и вырабатывать алгоритмы применение которых возможно в той или иной педагогической ситуации.

Уровни решения поставленных задач:

– 1 уровень - операционализация умения решать педагогические задачи в аудиторных условиях при работе с учебным материалом, упражнениями, текстовыми заданиями и т. д.;

– 2 уровень - операционализация умения решать учебные педагогические задачи в процессе проектирования фрагментов педагогической деятельности на практических занятиях с использованием элементов ролевой игры, микропреподавания и т. д.;

– 3 уровень - отработка операционального состава умения решать педагогические задачи на основе алгоритмического подхода в процессе проведения школьных практикумов, педагогических практик, пробного обучения и т. д.

Понятие «Педагогическая ситуация». Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций. Решение педагогических задач в рамках профессиональных задач. В условии описывается педагогическая проблема. Условие должно включать в себя необходимые и достаточные для решения задач данные. К ним относятся:

- условия и обстоятельства, при которых происходит действие;

- возраст учащихся;

- объекты и субъекты воспитания, действия участников, от которых зависит решение ситуации.

При описании ситуации не указываются фамилии учеников, а также фамилии учителей. В то же время данные должны быть достаточными, чтобы понять суть проблемы. Вопрос педагогической задачи представляет собой одно или несколько вопросительных предложений.

 

Связь анализа и проектирования: проектирование развития деятельности и личности воспитанника и коллектива группы, класса (постановка целей и задач на длительный период);

Понятие "педагогическая ситуация". Особенности педагогической ситуации.Виды педагогических ситуаций и конфликтов. Алгоритмом решения конфликтной педагогической ситуации. Особенности педагогических конфликтов. Причины конфликтов. Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.

Педагогическая ситуация определяется Н. В. Кузьминой как «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них» (Психология — производству и воспитанию. — Л., 1977. — С. 212).

Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.

К ситуациям, имеющим педагогическое значение, можно отнести:

− Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений

− Ситуации самооценки

− Ситуации самокритики и самосозерцания

− Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении

− Ситуации пренебрежения и неуважения других

− Ситуация выбора профессии

− Ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам

− Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов

− Ситуации стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий

− Ситуация стимулирования к самовоспитанию

− Ситуация стимулирования ко лжи

− Ситуация молчаливого одобрения

− Ситуация соперничества

− Ситуации выбора наиболее приемлемого варианта действий

− Ситуация выбора, приводящего к неудаче

− Ситуация выбора критериев оценки труда педагога

− Ситуации предъявления требований

− Ситуации предъявления требования-унижения

− Ситуация приведения примера

− Ситуации обвинения — ощущения несчастья

− Ситуации доверия—лжи

− Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины

− Ситуации подчинения и влияния среды

− Ситуация проявления ответственности

− Ситуация развития самостоятельности и ответственности за свои поступки

− Ситуации убеждения

− Ситуации риска

− Ситуации оказания помощи

− Ситуация взаимопомощи

− Ситуация критики

− Ситуация принятия твердого решения «здесь и сейчас» (проявления чувства самообладания)

− Ситуация самовыражения

− Ситуации выражения своего отношения к человеку

− Ситуация расхолаживания и дезорганизации

− Тренинговая ситуация — правильно вести диалог и понимать партнера

В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт:

− недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь);

− разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах);

− противодействие (действие, препятствующее другому действию);

− противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь);

− разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).

Конфликт в психологии определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» (Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Ярошевского. - М., 1986. - С. 153).

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» (Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — Москва., 1981. — С. 185).

Погасить конфликт — это значит перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 81; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.