Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика метода опроса.




Опрос – метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии исследователя и опрашиваемого.Положительной стороной метода опроса считается возможность опросить за короткое время большого количества людей.Отрицательной стороной метода опроса является субъективность экспериментатора в понимании и интерпретации результатов.Опросники используются для получения информации о мотивах, мнениях людей, оценках социальных явлений, о феноменах группового, общественного и индивидуального сознания.Наибольший эффект при опросе достигается при использовании его в сочетании с наблюдением, экспериментом или контент-анализом. Виды опроса – беседа, интервью, анкетирование. Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации.Интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Анкета – методической средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. Способы создания выборки для опроса. Существует 2 основных метода создания выборки для опроса:1. целенаправленный:1.1. метод стихийной выборки1.2. метод основного массива1.3. метод квотной выборки2. случайный (вероятностный):2.1. метод собственно-случайного выбора2.2. метод механической выборки2.3. метод серийного выбора

 

 

6. Этические принципы психологов и кодекс поведения.

Психологов давно волновали вопросы профессиональной этики в связи с применением их специфич. Инструментария как в научных исследованиях так и в практической работе. Конкретным примером внимания психологов к этим вопросам является систематическая эмпирическая программа, начатая в 50-х годах с целью разработки первого официального кодекса профессиональной этики. Началась подготовка системы ноо,к-рая была официально принята Американской психологической ассоциацией. Нынешняя версия –Этические принципы психологов и Кодекс поведения- включает в себя преамбулу и шесть общих принципов, предназначение которых воодушевлять психологов на служение высшим идеалам этой профессии. Кроме того туда входит 8 этических норм, с обеспеченными правовой санкцией правилами для психологов работающих в самых разных организациях. Выполнение кодекса этики обеспечивается действиями Комитета АПА по этике. Общие инструкции для поставщиков психологических услуг и Специальные инструкции по поставкам услуг- были изданы и распространены для оказания помощи тем, кто занимается профессионально психологической практикой в разных контекстах.

 

7.Виды наблюдения.

Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Виды наблюдения. По степени формализованности процедуры различают стандартизированное и нестандартизированное наблюдение.По степени участия наблюдателя в процессе наблюдения различают включенное и невключенное наблюдение.По месту проведения наблюдения различают полевое и лабораторное наблюдение.По регулярности проведения различают систематическое и несистематическое наблюдение. Несистематическое может быть случайным или эпизодическим.Наблюдение может быть констатирующим или оценивающим.В качестве отдельного вида выделяется самонаблюдение.

.

8. Оценка квалификации пользователей и профессиональная компетенция.

Входящий в Кодекс этики принцип компетентности гласит что психологи «предоставляют только те услуги и используют только те методики, кот орые соответствуют их квалификации, обеспечиваемой образованием, специальной подготовкой, опытом.»Что касается тестов, требование чтобы они использовались только специалистами с соответствующей подготовкой, является первым шагом к защите тестируемых от неправильного использования тестов. Требуемая квалификация меняется в зависимости от типа теста. Хорошо подготовленные пользователи выбирают тесты, оптимально подходящие как для той цели, с которой они проводят тестирование, так и для тех лиц, которых они тестируют. Они также знакомы с научной литературой по выбранному тесту и спосбны оценить его технические достоинства.При проведении теста они чувствительны к условиям и обстоятельствам, могущим влиять на его проведение. Они должны быть достаточно осведомлены в науке о человеческом поведении, чтобы избежать неоправданных выводов.При работе младшего психологического персонала важно чтобы их консультировал психолог, обладающий соответствующей квалификации. Квалифицированным психологам выдают аттестаты в различных сферах психологии.

 

9.Процедура проведения наблюдения.

Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Процедура проведения наблюдения. 1 этап. Определение предмета, объекта и ситуации наблюдения.2 этап. Выбор наблюдателем способа регистрации данных. 3 этап. Построение плана наблюдения. 4 этап. Определение метода обработки результатов. 5 этап. Обработка и интерпретация данных. Ошибки наблюдателя. 1. Гало-эффект (эффект ореола) – результаты оцениваются через призму репутации испытуемого. 2. Ошибка центральной тенденции – оценивание происходит через усреднение большинства наблюдаемых паттернов поведения. 3. Эффект снисхождения – весь процесс оценивается положительно, все оценки смещены в положительную сторону. 4. Ошибка корреляций – оценка одного признака на основании присутствия другого. 5. Ошибка контраста – стремление наблюдателя приписывать испытуемому собственные негативные черты.6. Ошибка первого впечатления. 7. Эффект проекции – при положительном отношении к наблюдаемому, ему приписываются положительные качества и наоборот.8. Фундаментальная ошибка атрибуции – качества и поведения наблюдаемого интерпретируются в свете его личностных качеств.9. Эффект Пигмалиона – наблюдатель стремится увидеть в наблюдаемом подтверждение своей гипотезы.10. Разного рода стереотипы – поло-ролевые, профессиональные, этнические.

 

 

10. Метод экспертной оценки или экспертный метод – речь идет об оценках более или менее приблизительных производимых путем обращения к опыту, знаниям, интуиции, восприятию неких особо сведущих людей. Метод экспертной оценки – совокупность эмпирических процедур, направленных на оценку объекта в определенной шкале путем его экспозиции экспертам (или одиночному эксперту) с последующей регистрацией их (его) оценочных суждений. Процедура проведения экспертной оценки. Наличие готового объекта, подлежащего оценке;Получение оценки объекта путем обращения к высказываниям специально отобранных людей, которых условно называют экспертами;Наличие более или менее строгих процедурных правил работы экспертов;Наличие определенной шкалы, то есть заранее обусловленного ассортимента суждений (количественных или качественных), с помощью которых эксперту предписывается выражать свое мнение об объекте. Шкала может быть балльной; или могут присваиваться номера мест в ранговом ряду; можно пользоваться понятиями – больше, меньше, равно; можно использовать разного рода классификации. Оценки даются в заранее обусловленных «терминах», но способ обоснования этих оценок не подлежит строгой регламентации.

 

11 Частные экспериментально-психологические принципы.

Одним из основных принципов построения патопсихоло­гического исследования является принцип моделирования психической деятельности, которую обычно человек осущест­вляет в своей повседневной жизни: при выполнении профес­сиональных задач, в процессе учения, общения с окружающи­ми людьми. Во время исследования в деятельности человека искусственно вычленяются отдельные действия: анализ и синтез различного материала – наглядного или вербального; сравнение различных предметов, понятий или суждений, ус­тановление между ними логических связей (причинных, ассо­циативных, нахождение аналогий и т.д.); расчленение, диф­ференциация объектов или отношений между объектами и по­нятиями. В ходе эксперимента организуется выполнение этих действий в непривычных для человека условиях. Эксперимен­татор, наблюдая за характером действий больного, тщатель­но фиксирует весь процесс работы: способы выполнения заданий, ошибки в ходе решения, продолжительность и темп действий больного.Следовательно, применяемые экспериментальные методы построены по известному в медицине принципу функциональ­ных проб. Другим важнейшим принципом, которому следует пост­роение патопсихологического исследования, является прин­цип учета отношения больного к ситуации исследования. Отношения человека связаны со структурой его мотивационной сферы, с его потребностями, эмоциональными и волевыми особенностями. Таким образом, названный принцип построе­ния патопсихологического исследования адресуется, прежде всего, к учету личностного аспекта деятельности больного. принцип качественного анализа осо­бенностей протекания психической деятельности больного. Принцип качественного анализа деятельности предполагает учет не только (и даже не столько) результатов выполнения каждого отдельного задания, а тщательное рассмотрение всего процесса работы: общего её темпа, последовательнос­ти смены операций, характера ошибок и того, чем они выз­ваны, возможности самостоятельно или с помощью экспери­ментатора замечать и исправлять ошибки. Тесно связанным с принципом качественного анализа деятельности является требование исследования больного не одной какой-либо методикой, а использование целого комп­лекса экспериментальных приемов. Только при использовании нескольких методов для изучения больного можно получить материал, всесторонне характеризующий особенности психи­ческой деятельности больного, её сохранные и нарушенные компоненты. Отсюда же вытекает и требование многократных повторных исследований одного и того же больного. Послед­нее позволяет также определить, какие особенности психи­ческой деятельности больного зависят от его состояния, а какие являются стабильной характеристикой его психики.Всякий эксперимент требует точной и объективной ре­гистрации фактов.Обязательным является тщательное протоколирование хода исследования. Даже при магнитофонной записи выска­зываний больного необходимо вести протокол исследования. В нем следует при этом записывать сведения о поведении больного, его действиях, эмоциональных реакциях в ходе исследования. Кроме того, в протокол экспериментатор вносит все свои оценочные суждения, которые возникают в ходе работы с больным. Подобные замечания в дальнейшем помогут психологу при составлении заключения.Для каждой экспериментальной методики существует своя особая форма ведения протокола, знание которой не менее важно, чем знание инструкции и порядка проведения исследования. Основным принципом построения психологического эксперимента является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов больного в противоположность задаче лишь одного количественного их измерения. Важно не только то, какой трудности или какого объема задание больной осмыслил или выполнил, но и то, как он осмыслял, чем были обусловлены его ошибки и затруднения. Именно анализ ошибок, возникающих у больных в процессе выполнения экспериментальных заданий, представляет собой интересный и показательный материал для оценки того или иного нарушения психической деятельности больных. Само собой разумеется, что полученные экспериментальные данные должны быть надежны, что статистическая обработка материала должна быть использована там, где поставленная задача этого требует и допускает, но количественный анализ не должен ни заменить, ни оттеснить качественную характеристику экспериментальных данных.
Принцип количественного измерения врожденных способностей лег в основу психологических методов исследования в психиатрических и неврологических клиниках.

 

12. Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Ошибки наблюдателя. 1. Гало-эффект (эффект ореола) – результаты оцениваются через призму репутации испытуемого.2. Ошибка центральной тенденции – оценивание происходит через усреднение большинства наблюдаемых паттернов поведения. 3. Эффект снисхождения – весь процесс оценивается положительно, все оценки смещены в положительную сторону.4. Ошибка корреляций – оценка одного признака на основании присутствия другого.5. Ошибка контраста – стремление наблюдателя приписывать испытуемому собственные негативные черты. 6. Ошибка первого впечатления. 7. Эффект проекции – при положительном отношении к наблюдаемому, ему приписываются положительные качества и наоборот.8. Фундаментальная ошибка атрибуции – качества и поведения наблюдаемого интерпретируются в свете его личностных качеств.9. Эффект Пигмалиона – наблюдатель стремится увидеть в наблюдаемом подтверждение своей гипотезы.10. Разного рода стереотипы – поло-ролевые, профессиональные, этнические.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.