Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема объективности в психологии.




Существовал ряд школ, которые ратовали за необходимость объективного, а не субъективного интростпективного, метода исследования, однако расходились в том, что именно следует изучать этим объективным методом. Да и в понимании самой объективности тоже наблюдались значительные различия.

Общая характеристика объективности в науке. “Объективный” - обозначает существующее вне человеческого сознания, не зависящее от сознания и воли человека. Под объективной истиной разумеется такое содержание наших знаний, которое правильно отражает действительность и не зависит от субъекта, т.е. от сознания и воли человека. Под объективным методом следует разуметь такой метод, который ведет к познанию объективной истины.

Первый этап: существование двух психологий: субъективной и объективной.

Субъективная психология – психология индивидуального сознания (метод самонаблюдения).

Но субъективному изучению можно подвергнуть только свое сознание, сознание других требует объективного подхода. Нужно изучать внешние проявления в деятельности организма, поскольку они являются выражением его психической жизни.

Особенность такого объективизма: объективно можно изучать внешне наблюдаемое, а не субъективную сторону.

Объективная психология рассматривает психические процессы лишь в их объективных проявлениях, не входя в рассмотрение субъективной стороны психического. Для сознательности процессов нет никаких объективных признаков. Мы не можем, руководствуясь исключительно объективной стороной дела, решить, протек ли данный процесс в сфере сознания или нет. Нет объективных критериев субъективности.

Т.е. объективная психология должна заниматься внешней деятельностью и деятельностью нервной системы как внешним проявлением единой нервно-психической деятельности (это единый процесс: одновременно материальные изменения мозга и субъективные переживания, и те и другие служат выражением одного и того же нервно-психического процесса. Но на деле эти стороны были оторваны.

Второй этап: рефлексология как преемница объективной психологии. Для рефлексологии объект и субъект взяты вместе в форме деятеля. Изучению подлежат только внешняя сторона этого деятеля, характеризующаяся совокупностью разнообразных рефлексов. Субъективная сторона не может быть объективно изучена.

Субъективные явления проявляются только как сигналы более напряженного рефлекторного процесса в центральных участках мозга, как субъективная окраска этого процесса, но в самом рефлекторном процессе эти явления никакой роли не играют.

Даже грамотный психолог не застрахован от обычной проекции своих личных переживаний на пациента, или просто влияния собственных установок или метода анализа ситуации на постановку диагноза и терапию. Исключить (пусть и частично) эту проблему можно тщательным анализом собственных действий и выводов, и/или путём контроля со стороны.

(Ребят, скинула всю найденную информацию по этому вопросу, отредактировала ее предварительно, вроде выбрала самое нужное. Так как это эссе придумывать дальше самим.)

68. Приведите примеры закрытых, открытых, прямых и косвенных вопросов для анкеты, направленной на выявления отношения к межнациональным бракам.

Закрытый: Считаете ли вы межнациональные браки нормой? да/нет

Открытый: Как вы считаете, межнациональные браки укрепляют гены последующих поколей?

Прямой: Как вы относитесь к межнациональным бракам? хорошо/ не признаю таких браков/мне все равно есть они или нет

Косвенный: Если бы ваша лучшая подруга/друг вышла замуж/женился на человеке иной национальности вы бы прекратили общение с ним? да/нет/ ваш вариант

 

73. С.Л. Рубинштейн писал: «Для человека другой человек – мерило, выразитель его человечности». Как Вы понимаете эту мысль? Раскройте на примере сущность этого высказывания.

Если я правильно поняла эта фраза говорит о том, что каждый человек одновременно является представителем человечества и выразителем человечности. Он говорит о том, что человек в отношение к себе видит свое отношение к другому, но также человек имеет отношение к самому себе в котором он относится к себе другому. Личности отделяет собственное Я от другого Я и осознает себя как существо, осознающие мир изменяющее ее.

Пример: способность в другом человеке видеть себя, и в себе видеть другого человека

 

73. С.Л. Рубинштейн писал: «Для человека другой человек – мерило, выразитель его человечности». Как Вы понимаете эту мысль? Раскройте на примере сущность этого высказывания. В 40 годы С.Л. Рубинштейн, анализируя проблему научения и развития, высказал ряд критических замечаний в адрес теории Л.С.Выготского. С.Л.Рубинштейн считал, что подлинная диалектика развития, существенно отличается от той механики, согласно которой обучение, "забегает вперед" развития, "пускает его в ход". Критикуя положение о том, что развитие - это созревание, С.Л.Рубинштейн (1998) приходит к мысли, что развитие личности ребенка происходит в процессе деятельности, целью которой, является разрешение встающих перед ребенком конкретных жизненных задач. Психические свойства в ходе обучения и воспитания не только проявляются, но и формируются. Далее ученый подчеркивает: "Поскольку образ жизни детей обусловлен организующей его деятельностью взрослых, этот образ жизни, а тем самым и все развитие ребенка, является историческим продуктом. " Таким образом, личность ребенка - "субъект практической и теоретической деятельности" в конкретный исторический период. С позиции деятельностного подхода, продолжая развивать принцип единства сознания и деятельности, С.Л.Рубинштейн (1997) рассматривает формирование "Я" индивида в своей последней работе "Человек и мир". Он пишет: "Произвольная, управляемая, сознательно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъект этой деятельности - "Я" данного инцивида." "Я" как предмет самосознания предполагает единство субъекта и объекта. Неразделенность двух форм, в которых "Я" противополагает себя самому, составляет собственно природу понятия "Я", которое формируется в результате осознания отношения других людей к нему и определяет его отношение к другим людям. Таким образом, условием существования его "Я" будет существование "Я" других людей и их отношение к "Я" ребенка. Поэтому для человека другой человек - мерило, выразитель его "человечности". Рассматривая человека как субъекта жизни, С.Л.Рубинштей решает вопрос появления рефлексии, которая в процессе развития человека определяет его нравственную позицию, "ответственность в моральном плане; ответственность за все содеянное и все упущенное". Это происходит потому, что "Я" каждого конкретного индивида - это частное значение общего "Я". Другие люди выступают в роли центров, вокруг которых организуется "мир" человека. В конечном итоге С. Л. Рубинштейн приходит к выводу, что "Я", выступая, как всеобщая характеристика познающего, действующего индивида, человека, субъекта, формируется в процессе общения, познания объективной реальности.

Если я правильно поняла эта фраза говорит о том, что каждый человек одновременно является представителем человечества и выразителем человечности. Он говорит о том, что человек в отношение к себе видит свое отношение к другому, но также человек имеет отношение к самому себе в котором он относится к себе другому. Личность отделяет собственное Я от другого Я и осознает себя как существо, осознающие мир изменяющее ее.

Пример: способность в другом человеке видеть себя, и в себе видеть другого человека

 

74. Почему в формулировке гипотез не используют выражения «возможно, что…», «или …, или»,. проанализируйте требования, предъявляемые к научной гипотезе.

Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Почему не используют выражения возможно что, или или, потому что гипотеза должна быть точной и правдоподобной, а если вы не уверены в своей гипотезе, то вы и не сможете ее доказать. А если же вы все таки ее доказана то она становится фактом.

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно.
Психологическая гипотеза, или экспериментальная, — это гипотеза о психическом явлении, инструментом проверки которой служит психологическое исследование.
Можно выделить три типа гипотезы, по ее происхождению:
1. Основывается на теории или модели реальности и представляет собой прогнозы следствия этих теорий или моделей (проверяем возможное следствие из теории).
2. Экспериментальные гипотезы, выдвигаемые для подтверждения или опровержения теорий или ранее обнаруженных закономерностей, но они не основываются на уже существующие теории (поиск противоречий, исключений).
3. Эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотносительно какой-либо теории или модели, то есть формулируются для данного случая. После проверки такая гипотеза превращается в факт (опять же только для данного случая); ее цель попытаться понять общие единые причины этого явления; это научное исследование по факту. Простой перенос на другой случай не возможен; в другом случае этих закономерностей не существует.

Существуют два требования, соблюдение которых обзательно в любой науке:
1. Фальсифицируемость. Это требование, иначе называемое критерием Поппера,говорит о том, что любая научная гипотеза должна предусматривать проведение такого опыта, в ходе которого она может быть опровергнута. 2. Принцип достаточного основания, известный ещё как принип бритвы Оккама. По этому принципу все научные гипотезы должны быть так просты, как это только возможно для описания наблюдаемого мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.