КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Справочник по командам языка Ассемблера
Обозначение регистров Команды, использующие регистр, могут содержать три бита, указывающих на конкретный регистр, и один бит «w», определяющий размер регистра: байт или слово. Кроме того, лишь некоторые команды обеспечивают доступ к сегментным регистрам. Байт способа адресации Байт способа адресации, если он присутствует, занимает второй байт машинного кода и состоит из следующих трех элементов: 1) mod — двухбитового кода, имеющего значения 11 для ссылки на регистр и 00, 01 и 10 для ссылки на память; 2) reg — трехбитового указателя регистра; 3) r/m — трехбитового указателя регистра или памяти (r — регистр, m — адрес памяти). Кроме того, первый байт машинного кода может содержать бит «а», который указывает направление потока между операндом 1 и операндом 2. Биты MOD Два бита mod определяют адресацию регистра или памяти. Биты REG Три бита reg (вместе с битом w) определяют конкретный восьми- или шестнадцатибитовый регистр. Биты R/M Три бита г/m (регистр/память) совместно с битами mod определяют способ адресации.
Команды в алфавитном порядке addr адрес памяти addr-high первый байт адреса (старший) addr-low левый (младший) байт адреса data непосредственный операнд (8 бит при w=0 и 16 бит при w= 1) data-high правый (старший) байт непосредственного операнда data-low левый (младший) байт непосредственного операнда disp смещение (относительный адрес) rеg ссылка на регистр. AAA Коррекция ASCII-формата для сложения Операция: Корректирует сумму двух ASCII-байтов в регистре AL. В случае, если правые четыре бита регистра AL имеют значение больше 9 или флаг AF установлен в 1, то команда AAA прибавляет к регистру АН единицу и устанавливает флаги AF и CF. Команда всегда очищает четыре левых бита в регистре AL. Флаги: Команда воздействует на флаги AF и CF (флаги OF, PF, SF и ZF не определены). Объектный код: 00110111 (без операндов). AAD Коррекция ASCII-формата для деления Операция: Корректирует ASCII-величины для деления. Команда AAD используется перед делением неупакованных десятичных чисел в регистре AХ (удаляет тройки ASCII-кода). Эта команда корректирует делимое в двоичное значение в регистре AL для последующего двоичного деления. Затем умножает содержимое регистра AН на 10, прибавляет результат к содержимому регистра AL и очищает AН. Команда AAD не имеет операндов. Флаги: Команда воздействует на флаги PF, CF, ZF (флаги AF CF и OF не определены). Объектный код: |11010101|00001010|. AAМ Коррекция ASCII-формата для умножения Операция: Команда AAM используется для коррекции результата умножения двух неупакованных десятичных чисел. Команда делит содержимое регистра AL на 10, записывает частное в регистр AН, а остаток в регистр AL. Флаги: Команда воздействует на флаги PF, SF и ZF (флаги AF CF и OF не определены). Объектный код: |11010100|00001010| (без операндов). AAS Коррекция ASCII-формата для вычитания Операция: Корректирует разность двух ASCII-байтов в регистре AL. В случае, если первые четыре бита имеют значение больше 9 или флаг CF установлен в 1, то команда AAS вычитает 6 из регистра AL и 1 из регистра АН, флаги AF и CF при этом устанавливаются в 1. Команда всегда очищает левые четыре бита в регистре AL. Флаги: Команда воздействует на флаги AF и CF (флаги OF PF SF и ZF не определены). Объектный код: 00111111 (без операндов). ADC Сложение с переносом Операция: Обычно используется при сложении многословных величин для учета бита переполнения в последующих фазах операции. В случае, если флаг CF установлен в 1, то команда ADC сначала прибавляет 1 к операнду 1. Команда всегда прибавляет операнд 2 к операнду 1, аналогично команде ADD. Флаги: Команда воздействует на флаги AF, CF, OF, PF, SF и ZF. ADD Сложение двоичных чисел Операция: Прибавляет один байт или одно слово в памяти, регистре или непосредственно к содержимому регистра или прибавляет один байт или слово в регистре или непосредственно к памяти. Флаги: Команда воздействует на флаги AF, CF, OF, PF, SF и ZF. AND Логическое И Операция: Команда выполняет поразрядную конъюнкцию (И) битов двух операндов. Операнды представляют собой одно- или двухбайтовые величины в регистре или памяти. Второй операнд может содержать непосредственные данные. Команда AND проверяет два операнда поразрядно. В случае, если два проверяемых бита равны 1, то в первом операнде устанавливается единичное значение бита, в других случаях — нулевое. Флаги: Команда воздействует на флаги CF, OF, PF, SF и ZF (флаг AF не определен). CALL Вызов процедуры Операция: Выполняет короткий или длинный вызов процедуры для связи подпрограмм. Для возврата из процедуры используется команда RET. Команда CALL уменьшает содержимое SP на 2 и заносит в стек адрес следующей команды (из IP), а затем устанавливает в регистре IP относительный адрес процедуры. Впоследствии команда RET использует значение в стеке для возврата. Существует четыре типа команды CALL для вызова внутри сегмента и между сегментами. Команда межсегментного вызова сначала уменьшает SP, заносит в стек адрес из регистра CS, а затем загружает в стек внутрисегментный указатель. Флаги: Не меняются. CBW Преобразование байта в слово Операция: Расширяет однобайтовое арифметическое значение в регистре AL до размеров слова. Команда CBW размножает знаковый бит (7) в регистре AL по всем Битам регистра АН. Флаги: Не меняются. Объектный код: 10011000 (без операндов). CLC Сброс флага переноса Операция: Устанавливает значение флага переноса, равное 0, так что, например, команда ADC не прибавляет единичный бит. Команда CLC не имеет операндов. Флаги: Команда воздействует на флаг CF (устанавливается в 0). Объектный код: 11111000. CLD Сброс флага направления Операция: Устанавливает значение флага направления, равное 0. В результате такие строковые операции, как CMPS или MOVS обрабатывают данные слева направо. Флаги: Команда воздействует на флаг DF (устанавливается в 0). Объектный код: 11111100 (без операндов). CLI Сброс флага прерывания Операция: Запрещает маскируемые внешние прерывания по процессорной шине INTR посредством установки значения флага прерывания IF в 0. Флаги: Команда воздействует на флаг IF (устанавливается в 0). Объектный код: 11111010 (без операндов). CMC Переключение флага переноса Операция: Инвертирует флаг CF, то есть, преобразует нулевое значение флага CF в единичное и наоборот. Флаги: Команда воздействует на флаг CF (инвертируется). Объектный код: 11110101 (без операндов). CMP Сравнение Операция: Сравнивает содержимое двух полей данных. Фактически команда CMP вычитает второй операнд из первого, но содержимое полей не изменяет. Операнды должны иметь одинаковую длину: байт или слово. Команда CMP может сравнивать содержимое регистра, памяти или непосредственное значение с содержимым регистра; или содержимое регистра или непосредственное значение с содержимым памяти. Флаги: Команда воздействует на флаги AF, CF, OF, PF, SF и ZF. CMPS/CMPSB/CMPSW Сравнение строк Операция: Сравнивают строки любой длины. Этим командам обычно предшествует префикс REPn, например REPE CMPSB. Команда CMPSB сравнивает память по байтам, а команда CMPSW — по словам. Первый операнд этих команд адресуется регистровой парой DS:SI, а второй — регистровой парой ES:DI. В случае, если флаг DF установлен в 0, то сравнение происходит слева направо, регистры SI и DI при этом увеличиваются после каждого сравнения. В случае, если флаг DF установлен в 1, то сравнение происходит справа налево, а регистры SI и DI при этом уменьшаются после каждого сравнения. Флаги: Команда воздействует на флаги AF, CF, OF, PF, SF и ZF. Объектный код: 1010011w. CWD Преобразование слова в двойное слово Операция: Расширяет арифметическое значение в регистре АХ до размеров двойного слова в регистровой паре DX:AX, дублируя при этом знаковый бит (15-й бит в регистре АХ) через регистр DX. Обычно используется для получения 32-битового делимого. Флаги: Не меняются. Объектный код: 10011001 (без операндов). DAA Десятичная коррекция для сложения Операция: Корректирует результат сложения двух BCD (десятичных упакованных) элементов в регистре AL. В случае, если четыре правых бита имеют значение больше 9 или флаг AF установлен в 1, то команда DAA прибавляет 6 к регистру AL и устанавливает флаг AF. В случае, если регистр AL содержит значение больше, чем 9F, или флаг CF установлен в 1, то команда DAA прибавляет 60Н к регистру AL и устанавливает флаг CF. Флаги: Команда воздействует на флаги AF. CF, PF, SF и 2F (флаг OF неопределен). Объектный код: 00100111 (без операндов). DAS Десятичная коррекция для вычитания Операция: Корректирует результат вычитания двух BCD (десятичных упакованных) чисел в регистре AL. В случае, если четыре правых бита имеют значение больше 9 или флаг AF установлен в 1, то команда DAS вычитает 60Н из регистра AL и устанавливает флаг CF. Флаги: Команда воздействует на флаги AF, CF, PF, SF и ZF. Объектный код: 00101111 (без операндов). DEC Декремент Операция: Вычитает 1 из байта или слова в регистре или в памяти например DEC СХ. Флаги: Команда воздействует на флаги AF, OF, PF, SF и ZF. DIV Деление Операция: Выполняет деление беззнакового делимого (16 или 32 бит) на беззнаковый делитель (8 или 16 бит). Левый единичный бит рассматривается как бит данных, а не как минус для отрицательных чисел. Для 16-битового деления делимое должно находиться в регистре АХ, а 8-битовый делитель возможен в регистре или в памяти, например DIV BH. Частное от деления получается в регистре AL, а остаток — в регистре AН. Для 32-битового деления делимое должно находиться в регистровой паре DX:AX а 16-битовый делитель возможен в регистре или в памяти, например DIV СХ. Частное от деления получается в регистре AХ, а остаток — в регистре DX. Флаги: Команда воздействует на флаги AF, CF, OF, PF SF и ZF (все не определены). ESC Переключение на сопроцессор Операция: Обеспечивает использование сопроцессора для выполнения специальных операций. Команда ESC передает в сопроцессор инструкцию и операнд для выполнения необходимой операции. Флаги: Не меняются. HLT Останов микропроцессора Операция: Приводит процессор в состояние останова, в котором происходит ожидание прерывания. При завершении команды HLT регистры CS:IP указывают на следующую команду. При возникновении прерывания процессор записывает в стек регистры CS и IP и выполняет подпрограмму обработки прерывания. При возврате из подпрограммы команда IRET восстанавливает регистры CS и IP из стека и управление передается на команду, следующую за командой HLT. Флаги: Не меняются. Объектный код: 11110100 (без операндов). IDIV Целое деление знаковых величин Операция: Выполняет деление знакового делимого (16 или 32 бит) на знаковый делитель (8 или 16 бит). Левый единичный бит рассматривается как знак минус для отрицательных чисел. Для 16-битового деления делимое должно находиться в регистре АХ, a 8-битовый делитель возможен в регистре или в памяти, например IDIV DL. Частное от деления получается в регистре AL, а остаток — в регистре АН. Для 32-битового деления делимое должно находиться в регистровой паре DX:AX, а 16-битовый делитель возможен в регистре или в памяти, например IDIV BX. Частное от деления получается в регистре АХ, а остаток — в регистре DX. Флаги: Команда воздействует на флаги AF, CF, OF, PF, SF и ZF. IMUL Целое умножение знаковых величин Операция: Выполняет умножение на знаковый множитель (8 или 16 бит). Левый единичный бит рассматривается как знак минус для отрицательных чисел. Для 8-битового умножения множимое должно находиться в регистре AL, а множитель возможен в регистре или в памяти, например IMUL BL. Произведение получается в регистре АХ. Для 16-битового умножения множимое должно находиться в регистре АХ, а множитель возможен в регистре или в памяти, например IMUL BX. Произведение получается в регистровой паре DX:AX. Флаги: Команда воздействует на флаги CF и OF (флаги AF PF SF и ZF не определены).
IN Ввод байта или слова из порта Операция: Передает из вводного порта один байт в регистр AL или два байта в регистр АХ). Порт кодируется как фиксированный числовой операнд (IN АХ,порт#) или как переменная в регистре DX (IN AX,DX). Флаги: Не меняются. INC Инкремент Операция: Прибавляет 1 к байту или слову в регистре или в памяти, например INC СХ. Флаги: Команда воздействует на флаги AF, OF, PF, SF и ZF. INT Прерывание Операция: Прерывает выполнение программы и передает управление по одному из 256 адресов (векторов прерывания). Команда INT выполняет следующее: 1) уменьшает значение SP на 2 и заносит в стек флаговый регистр, сбрасывает флаги IF и TF; 2) уменьшает значение SP на 2 и заносит регистр CS в стек, старшее слово из вектора прерывания помещает в регистр CS; 3) уменьшает значение SP на 2 и заносит регистр IP в стек, младшее слово из вектора прерывания помещает в регистр IP. Флаги: Команда воздействует на флаги IF и TF. INTO Прерывание по переполнению Операция: Приводит к прерыванию при возникновении переполнения (флаг OF установлен в 1) и выполняет команду IRET 4. Адрес подпрограммы обработки прерывания (вектор прерывания) находится по адресу 10Н. Флаги: Не меняются. Объектный код: 11001110 (без операндов).
IRET Возврат из обработки прерывания Операция: Обеспечивает возврат из подпрограммы обработки прерывания. Команда IRET выполняет следующее: 1) помещает слово из вершины стека в регистр IP и увеличивает значение SP на 2; 2) помещает слово из вершины стека в регистр CS и увеличивает значение SP на 2; 3) помещает слово из вершины стека во флаговый регистр и увеличивает значение SP на 2. Флаги: Команда воздействует на все флаги. Объектный код: 11001111 (бег операндов). JA/JNBE Переход по «выше» или «не ниже или равно» Операция: Используется после проверки беззнаковых данных для передачи управления по другому адресу. В случае, если флаг CF равен нулю (нет переноса) и флаг ZF равен нулю (не нуль), то команда прибавляет к регистру IP значение операнда (относительное смещение) и выполняет таким образом переход. Флаги: Не меняются. JAE/JNB Переход по «выше или равно» или «не ниже» Операция: Используется после проверки беззнаковых данных для передачи управления по другому адресу. В случае, если флаг CF равен нулю (нет переноса), то команда прибавляет к регистру IP значение операнда (относительное смещение) и выполняет таким образом переход. Флаги: Не меняются. JB/JNAE Переход по «ниже» или «не выше или равно» Операция: Используется после проверки беззнаковых данных для Передачи управления по другому адресу. В случае, если флаг CF равен единице (есть перенос), то команда прибавляет к регистру IP значение операнда (относительное смещение) и выполняет таким образом переход. Флаги: Не меняются. JBE/JNA Переход по «ниже или равно» или «не выше» Операция: Используется после проверки беззнаковых данных для передачи управления по другому адресу. В случае, если флаг CF равен единице (есть перенос) или флаг AF равен единице, то команда прибавляет к регистру IP значение операнда (относительное смещение) и выполняет таким образом переход. Флаги: Не меняются. JC Переход по переносу Операция: Идентична JB/JNAE. JCXZ Переход по «CX равно нулю» Операция: Выполняет передачу управления по указанному в операнде адресу, если значение в регистре CX равно нулю. Команда JCXZ может быть полезна в начале циклов LOOP. Флаги: Не меняются. JE/JZ Переход по «равно» или по «нулю» Операция: Используется после проверки знаковых или беззнаковых данных для передачи управления по другому адресу. В случае, если флаг ZF равен единице (нулевое состояние), то команда прибавляет к регистру IP значение операнда (относительное смещение) и выполняет таким образом переход. Флаги: Не меняются. JG/JNLE Переход по «больше» или «не меньше или равно» Операция: Используется после проверки знаковых данных для передачи управления по другому адресу. В случае, если флаг ZF равен нулю (не нуль) и флаги SF и OF одинаковы (оба 0 или оба 1), то команда прибавляет к регистру IP значение операнда (относительное смещение) и выполняет таким образом переход. Флаги: Не меняются. JGE/JNL Переход по «больше или равно» или «не меньше» Операция: Используется после проверки знаковых данных для передачи управления по другому адресу. В случае, если флаги SF и OF одинаковы (оба 0 или оба 1), то команда прибавляет к регистру IP значение операнда (относительное смещение) и выполняет таким образом переход. Флаги: Не меняются. JL/JNGE Переход по «меньше» или «не больше или равно» Операция: Используется после проверки знаковых данных для передачи управления по другому адресу. В случае, если флаги SF и OF различны, то команда прибавляет к регистру IP значение операнда (относительное смещение) и выполняет таким образом переход. Флаги: Не меняются. JLE/JNG Переход по «меньше или равно» или «не больше» Операция: Используется после проверки знаковых данных для передачи управления по другому адресу. В случае, если флаг ZF равен единице (нулевое состояние) и флаги SF и OF различны, то команда прибавляет к регистру IP значение операнда (относительное смещение) и выполняет таким образом переход. Флаги: Не меняются. JMP Безусловный переход Операция: Выполняет переход по указанному адресу при любых условиях. Команда JMP заносит в регистр IP необходимый адрес перехода. Существует пять типов команды JMP для передачи управления внутри сегмента или между сегментами. При межсегментном переходе в регистр CS заносится также новый сегментный адрес. Флаги: Не меняются. JNC Переход если нет переноса Операция: Идентична JAE/JNB. JNE/JNZ Переход по «не равно» или по «не нуль» Операция: Используется после проверки знаковых данных для передачи управления по другому адресу. В случае, если флаг ZF равен нулю (ненулевое состояние), то команда прибавляет к регистру IP значение операнда (относительное смещение) и выполняет таким образом переход. Флаги: Не меняются. INO Переход, если нет переполнения Операция: Используется для передачи управления по определенному адресу после проверки на отсутствие переполнения. В случае, если флаг OF равен, нулю (нет переполнения), то команда прибавляет к регистру IP значение операнда (относительное смещение) и выполняет таким образом переход. Флаги: Не меняются. JNP/JPO Переход, если нет паритета или паритет нечетный Операция: Приводит к передаче управления по определенному адресу, если в результате операции обнаружено отсутствие паритета или паритет нечетный. Нечетный паритет в данном случае означает, что в результате операции в младших восьми битах получено нечетное число битов. В случае, если флаг PF равен нулю (нечетный паритет), то команда прибавляет к регистру IP значение операнда (относительное смещение) и выполняет таким образом переход. Флаги: Не меняются. JHS Переход, если нет знака Операция: Приводит к передаче управления по определенному адресу, если в результате операции получен положительный знак. В случае, если флаг SF равен нулю (положительное), то команда JNS прибавляет к регистру IP значение операнда (относительное смещение) и выполняет таким образом переход. Флаги: Не меняются.
JO Переход по переполнению Операция: Приводит к передаче управления по определенному адресу, если в результате операции получено состояние переполнения. В случае, если флаг OF равен единице (переполнение), то команда JO прибавляет к регистру IP значение операнда (относительное смещение) и выполняет таким образом переход. Флаги: Не меняются. JP/JPE Переход, если есть паритет или паритет четный Операция: Приводит к передаче управления по определенному адресу, если в результате операции обнаружен четный паритет. Четный паритет в данном случае означает, что в результате операции в младших восьми битах получено четное число битов. В случае, если флаг PF равен единице (четный паритет), то команда прибавляет к регистру IP значение операнда (относительное смещение) и выполняет таким образом переход. Флаги: Не меняются. JS Переход по знаку Операция: Передает управления по определенному адресу, если в результате операции получен отрицательный знак. В случае, если флаг SF равен единице (отрицательно), то команда JS прибавляет к регистру IP значение операнда (относительное смещение) и выполняет таким образом переход. Флаги: Не меняются. LAHF Загрузка флагов в регистр АН Операция: Загружает значение флагового регистра в регистр АН. Команда LAHF заносит правый байт флагового регистра в регистр АН в следующем виде: SZ * A * P * C (* обозначает неиспользуемые биты) Флаги: Не меняются. Объектный код: 10011111 (без операндов)
LDS Загрузка регистра сегмента данных Операция: Инициализирует начальный адрес сегмента данных и адрес смещения к переменной для обеспечения доступа к данной переменной. Команда LDS загружает в необходимые регистры четыре байта из области памяти, содержащей относительный адрес и сегментный адрес. Сегментный адрес помещается в регистр DS, а относительный адрес — в любой из общих или индексных регистров или в регистровый указатель. Следующая команда загружает относительный адрес в регистр DI:
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 79; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |