КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обществознание
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ Предлагаемые примерные комплекты билетов по обществознанию подготовлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования, а также государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования. С учетом переходного периода в билеты для базового уровня включались вопросы, отражающие содержание, имеющееся одновременно в нормативных документах как 1998-1999 гг., так и 2004 г. («область совпадения») и, следовательно, освещаемое во всех учебниках по обществознанию, рекомендованных для использования в 2000-2005 гг. Предлагаемый экзаменационный материал базового уровня не зависит от конкретного учебника по предмету. В билеты с учетом профильного уровня включались вопросы, не входившие в нормативные документы 1998—1999 гг. Поэтому для сдающих экзамен по обществознанию потребуется привлечение адресованной школьникам дополнительной учебной литературы, более обстоятельно раскрывающей вопросы философии, социологии, политологии, социальной психологии. Экзамен в предлагаемой традиционной форме проводится по выбору учащихся. Возможны и иные формы: тестирование, для наиболее подготовленных учащихся - защита творческих работ (проектов, рефератов и т. п.). Количество билетов, предлагаемых для экзамена, не может быть менее 20 и не должно превышать 30. Объем проверяемых знаний и умений должен быть соразмерен с их объемом в существующих учебно-методических комплексах. Первые два вопроса предлагаемых билетов направлены на проверку знаний, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргументировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников. Третий вопрос направлен на выявление творческого потенциала учащихся, умения применять полученные знания для решения познавательных и практических задач. Общая экзаменационная оценка ответа ученика на экзамене складывается из трех оценок по каждому из трех вопросов билета и является их средним арифметическим. Отметка «5» за каждый из первых двух вопросов ставится при условии, что экзаменуемый: • логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня; • правильно использовал научную терминологию в контексте ответа; • верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития (на профильном уровне также раскрыл их место и значение в жизни общества как целостной системы); • объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов; • обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук; • проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности (на про-фильном уровне проявил также умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук); • показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; • на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществовед-ческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; • на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитар-ного познания. Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в процессе беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения. Отметка «4» ставится, если экзаменуемый допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение. Отметка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или экзаменуемый не смог показать необходимые умения. Оценка ответа на третий вопрос связана прежде всего с характером задания, требующего от экзаменуемого демонстрации определенных умений. В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы умения: • анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями; • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма и т, п.); • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; • различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы; • применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения; • предвидеть последствия определенных социальных действий. Отметка «4» ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки. Отметка «3» ставится, если экзаменуемый справляется с заданием лишь мосле наводящих вопросов экзаменатора. Предложенные выше рекомендации по оцениванию ответов на отдельные вопросы не носят исчерпывающего характера и не описывают все возможные случаи, а могут быть лишь общим ориентиром.
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №1 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание» 1.Глобальные проблемы современности и пути их решения. 2.Духовный мир личности. Мировоззрение. 3.Согласны ли вы с утверждением французского писателя Ф. Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположным предвидению»? Аргументируйте свой ответ. Чем объяснить, что результат не всегда совпадает с намеченной целью?
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №2 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1.Правовое государство. 2.Свобода в деятельности человека. 3.Сформулируйте линии сопоставления различных экономических систем и заполните соответствующую графу таблицы.
Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику различных систем хозяйствования.
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №3 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1.Системное строение общества: элементы и подсистемы. 2.Религия как феномен культуры. 3.По мнению социологов, государственных и общественных деятелей,
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №4 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1.Социальное взаимодействие и общественные отношения. 2.Потребности и интересы. 3.Известно, что впервые в истории вопросы, каким должно быть справедливое государство, как наилучшим образом управлять им, обсуждались в Древней Греции. В ходе обсуждения было определено, что важнейшим правом и обязанностью гражданина, независимо от того, богат он или беден, знатен или незнатен, является участие в управлении государством. Какую форму правления характеризует, во-первых, сам факт широкого обсуждения этого вопроса и, во-вторых, содержание принятого решения. Приведите примеры из истории, которые бы характеризовали данную форму правления.
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №5 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1.Основные институты общества. 2.Познание мира. Виды человеческих знаний. 3.Укажите, что из предложенного ниже списка, на ваш взгляд, характеризует демократию: • свобода высказывания мнений; • свобода мысли и свобода выбора; • равенство людей перед законом; • справедливые, хорошие отношения между людьми; • участие в управлении, в осуществлении власти всего народа; • отсутствие бюрократизма; • гласность. Свой выбор обоснуйте. Какие другие существенные проявления демократии вы могли бы указать?
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №6 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1.Многовариантность общественного развития. 2.Понятие истины, ее критерии. 3.У. Дуглас, член Верховного суда США, писал: «Мы много болтаем о Законе и Порядке, особенно когда говорим о мошенничестве, уличных
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №7 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1.Понятие общественного прогресса. 2.Политический процесс. 3.«Экономическая жизнь испытывает на себе влияние всех сторон общественной жизни и в свою очередь влияет на них». Раскройте данное утверждение с помощью конкретных примеров и социальных ситуаций.
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №8 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1.Экономика и экономическая наука. 2.Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. 3.Сравните индустриальное и традиционное общество. Заполните таблицу.
Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику двух систем.
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №9 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1.Рынок труда. Безработица. 2.Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. 3.Многие социологи считают, что семья в настоящее время переживает Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №10 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание» 1.Спрос и предложение. 2.Мораль, ее категории. 3.Противоречат ли друг другу следующие утверждения о природе че-ловека? А) Аристотель, древний философ, ученый-энциклопедист писал: «Одни люди созданы природой быть свободными, другие - рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами и полезно, и справедливо». Б) Ученый Антифонт, современник Аристотеля: «По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом - через рот и нос, и едим мы все одинаково — при помощи рук». Подумайте: если бы Аристотель и Антифонт дожили до создания теории естественного происхождения прав человека, как бы они, на ваш взгляд, к этой теории отнеслись? Обоснуйте свое мнение.
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №11 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1.Роль государства в экономике. 2.Искусство, его формы, основные направления. 3.«Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №12 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание» 1.Государственный бюджет. 2.Избирательная кампания в Российской Федерации. 3.Перечислите любые три психологические причины вхождения инди-вида в малую социальную группу и каждую из них проиллюстрируйте кон-кретным примером. Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №13 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание» 1.Экономический рост и развитие. 2.Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. 3.Сформулируйте линии сопоставления чувственного и рационального
Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику различных видов познания.
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №14 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. 2.Социализация индивида. 3.Экономисты утверждают, что отношения распределения и потребления людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Подтвердите данную связь с помощью конкретных примеров и ситуаций социальной жизни.
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №15 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание» 1.Социальные группы. 2.Общественная значимость и личностный смысл образования. 3.Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил:
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №16 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1.Социальная стратификация. 2.Отклоняющееся поведение и его типы. 3.У французского писателя и философа XVII в. Блеза Паскаля есть A) «Справедливо то, что установлено. Поэтому все наши законы, раз Б) «Справедливость без силы не имеет никакой власти; сила без спра-ведливости обращается в деспотизм». B) «Будучи не в состоянии сделать справедливое сильным, люди сде Оцените суждения философа с позиций демократических ценностей и принципов правового государства.
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №17 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1.Виды социальных норм. Социальный контроль. 2.Понятие власти. 3.Существует точка зрения: «Если органы государственной власти совершают какие-либо действия, посягающие на естественные права человека,
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №18 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1.Социальный конфликт. 2.Государство, его функции. 3.На одной из дискотек подвыпивший 16-летний С. Ванеев приставал к
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №19 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1.Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. 2.Типология политических режимов. 3.Из приведенных суждений выберите близкие по смыслу. В чем, по A) «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины» (Протагор). Б) «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее приносящее плоды» (Я. А. Коменский).) «Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу людей и самого себя» (Н. И. Пирогов).
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №20 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1.Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. 2.Политическая система. 3.О. де Бальзак писал, что воля «может и должна быть предметом
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №21 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1.Семья и брак. 2.Демократия, ее основные ценности и признаки. 3.Утверждают, что к концу XX в. лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству и человеческий интеллект, его
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №22 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1.Право в системе социальных норм. 2.Гражданское общество и государство. 3.Изучая вопрос, почему люди объединяются в группы, а не работают
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №23 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1.Система российского права. 2.Политические партии и движения. 3. В городе А. собирались разместить базу по уничтожению двигателей твердотопливных ракет стратегического назначения. Следствием этого неизбежно стало бы ухудшение экологического состояния местности. В то же время база предоставила бы несколько сотен новых рабочих мест жителям юрода, и это улучшило бы их материальное положение. В местной прессе началась дискуссия. Одни считали, что нельзя рисковать своей жизнью и здоровьем, другие настаивали на размещении базы при установлении контроля со стороны Комитета по экологии. Кого бы поддержали вы? Почему?
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №24 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1.Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое 2.Понятие культуры. Культура и духовная жизнь. 3.Французскому писателю А. Камю принадлежат слова: «Познать себя
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
ГОУНПО «Профессиональное училище №70»
«Утверждаю»: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №25 Зам. Директора по ООД _____________ Малышева К.П. По предмету «Обществознание»
1.Международная защита прав человека в условиях мирного и военного 2.Научное познание. Основные особенности научного мышления. 3.Противоречат ли друг другу следующие утверждения? А) Смысл жизни заключается в наслаждении всевозможными материальными и духовными благами, создании своего личного уютного мира, обособленного от большого мира человеческих идеалов и страстей. Б) Человека не может радовать счастье общества, если у него нет своего личного счастья. Аргументируйте свой ответ.
Преподаватель ______________ Корсукова Т.А.
МП
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |