Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вместо предисловия




По учебной дисциплине

ПРАКТИКУМ

«Русский язык и культура речи»

 

Для студентов заочной формы обучения

по специальности 030900.62 Юриспруденция

квалификация «бакалавр»

 

 

Нижний Новгород

Автор-составитель:

Ипатова И.С., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой

языкознания и иностранных языков ПФ РАП

 

Практикум по дисциплине «Русский язык и культура речи» содержит задания для самоподготовки к практическим занятиям по темам (согласно тематическому плану дисциплины), задания и тесты для самопроверки, а также практический материал для осознанного углубленного усвоения языка.

Практикум предназначен для студентов заочного отделения юридического факультета ПФ РАП (направление подготовки 030900.62 Юриспруденция квалификация «бакалавр»).

 

Пособие одобрено на заседании кафедры языкознания и иностранных языков федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Приволжского филиала) (протокол № ___от ____).

Утверждено Учебно-методическим советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Приволжского филиала) (протокол № ___ от ___________).

 

 

© ПФ ФГБОУВПО «РАП», 2014 © Ипатова И.С., 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия..........................................................................................  
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ....  
Тема 1. Культура. Язык. Речь. Коммуникативные качества речи.................................................  
Тема 2. Современный русский литературный язык. Лексикография......  
Тема 3. Нормированность как механизм культуры речи.........................  
Тема 4. Лексикология. Лексические нормы. Русская фразеология. Точность, богатство и выразительность речи юриста................  
Тема 5. Орфоэпические нормы...................................................................  
Тема 6. Грамматические нормы русской речи..........................................  
Тема 7. Нормы употребления имен существительных, прилагательных, числительных и местоимений.........................  
Тема 8. Нормы употребления глагола и глагольных форм.....................  
Тема 9. Синтаксические нормы и культура речи.....................................  
Тема 10. Функциональные стили русского языка......................................  
Тема 11. Юрислингвистика. Социолингвистика. Психолингвистика...........  
Тема 12. Культура общения. Законы общения. Разновидности общения. Коммуникативные нормы..................  
ЗАДАНИЯ И ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.......................................................  
Обучающие тесты............................................................................................................  
Орфоэпический «рабочий» словарь.................................................................  
Мысли великих для ваших размышлений.......................................................  

Курс «Русский язык и культура речи» не труден основами научными. Он сложен пониманием необходимости освоения этих основ – ведь столько дозволенности вокруг.

«Культура языка – это в конечном счете культура мысли», – отмечал Д.Э. Розенталь. Следовательно, при изучении курса нужно нацелиться на активный интеллектуальный поиск, способствуя этим интенсивности и культуре собственного мышления и мышления собеседников. Важно понять: качество мышления зависит от качества речи; речевое поведение человека – отражение характеристик его восприятия и переосмысления мира.

Вместе с тем наша речь не только отражение мышления, но и само мышление – в слове, в паузах между словами, в характере интонации, в постановке логических ударений. Но тогда еще критичнее многочисленные «как бы», «типа того», «короче», ровно ничего не значащие в речевом потоке и не добавляющие смысла к сказанному. Человек, широко употребляющий слова-паразиты, изъясняющийся при помощи мата и сленга, в конечном счете уродует не только речь – он уродует мышление, психику, самого себя. Он действительно уже не думает, а «как бы» думает, не говорит, а «типа того говорит», заменяя слишком сложные для него вещи (а их с каждым днем все больше) виновато-залихватским: «Ну, короче», – безуспешно пытаясь сохранить маску мыслящего человека.

И хотя языковые нормы невозможно провести в жизнь законодательным путем, уже существуют «языковые полицейские», развивается лингвистическая экология. Впрочем, еще великий М.В. Ломоносов считал, что знание нормативных образцов может вести не только «к украшению стиля, но и к поправлению нравов».

Узловым проблемам учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» посвящены предусмотренные учебным планом семинарские занятия со студентами заочной формы обучения, поэтому от качества подготовки к этим занятиям зависит эффективность изучения всего учебного курса. Для более глубокого усвоения теоретических вопросов курса рекомендуем Вам обратиться к имеющимся в библиотеке ПФ РАП электронным версиям пособий по курсу «Русский язык и культура речи». Если в процессе освоения материала у Вас возникнут трудности, то обратитесь за разъяснениями к преподавателю. Поверьте: если культура речи не является заботой каждого, то она становится проблемой для всех.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Тема 1. Культура. Язык. Речь. Коммуникативные качества речи

Задание 1. Прокомментируйте высказывания известного отечественного ученого Д.С. Лихачева. Что вы можете сказать о связи языка и культуры.

• «…Язык является не просто способом общения, но неким концентратом культуры – культуры нации и ее воплощения в разных слоях населения вплоть до отдельной личности»;

• «Язык нации является сам по себе сжатым, если хотите, алгебраическим выражением всей культуры нации».

Задание 2. Познакомьтесь с высказываниями выдающихся лингвистов и философов о языке. Какие ценностные аспекты языка выделены в этих высказываниях?

1) «...Язык – это объединенная духовная энергия народа, чудесным образом запечатленная в определенных звуках, в этом облике и через взаимосвязь своих звуков понятная всем говорящим и возбуждающая в них примерно одинаковую энергию. Человек весь не укладывается в границы своего языка; он больше того, что можно выразить в словах; но ему приходится заключать в слова свой неуловимый дух, чтобы скрепить его чем-то, и использовать слова как опору для достижения того, что выходит за их рамки. <…> Языки – это иероглифы, в которые человек заключает мир и свое воображение...» (В. Гумбольдт).

2) «Язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать ее... он не отражение сложившегося миросозерцания, а слагающая его деятельность» (А.А. Потебня).

3) Язык – это «инструмент, посредством которого человек формирует мысль и чувство, настроение, желание, волю и деятельность, инструмент, посредством которого человек влияет на других людей, а другие влияют на него» (Л. Ельмслев).

4) «Язык человека настолько глубоко и органически связан с выражением личностных свойств самого человека, что, если лишить язык подобной связи, он едва ли сможет функционировать и называться языком» (Э. Бенвенист).

5) «При творческом отношении к языку безголосых, ничьих слов нет. В каждом слове – голоса иногда бесконечно далекие, безыменные, почти безличные (голоса лексических оттенков, стилей и проч.), почти неуловимые, и голоса близко, одновременно звучащие» (М.М. Бахтин).

 

 

Задание 3. Познакомьтесь с фрагментом статьи «Слово и событие» современного русского философа В. В. Бибихина. Какой смысл вкладывает ученый в разделение понятий «говорящий человек» и «изготовитель текстов»? В чем, по-вашему, состоит «измена слову»?

Как вы понимаете заключительное предложение текста? Согласны ли вы с мнением автора о «почти нежилом состоянии теперешнего языка как среды человеческого обитания»?

«Философия языка, напоминающая о настоящем весе слова, нужна не чтобы вернуть ценность нашим речам, это невозможно, а чтобы не принять нашу собственную нищету за нищету слова. Наш язык задевает нас больше, чем мы думаем. Принять от него обиду, когда он нас разоблачает, большая удача. Говорить наивно и беспомощно горькая, но достойная человека участь. И молчащий мыслитель тоже мыслитель.

По-настоящему плохо бывает, когда из страха показаться нелепым или замолчать человек изменяет слову, каким всегда так или иначе звучит его разумное существо, и становится изготовителем текстов. Текст тратит вещую стихию на подделки, единственная цель которых, отгородиться от правды и оттянуть встречу с ней. Подделки виновны в почти нежилом состоянии теперешнего языка как среды человеческого обитания. Физическая теснота только проекция нашего мыслительного хозяйства. Наш мир никогда не бывает лучше нашей речи».

 

 

Задание 4. Прочитайте отрывок из произведения Т. Толстой «На липовой ноге». Согласны ли вы с позицией писательницы? Сформулируйте свое мнение об активизации процесса иноязычных заимствований в современной русской речи. Приведите примеры удачных и неудачных лексических, морфемных и орфографических заимствований из английского или какого-либо другого языка.

«…Давайте проделаем быструю хирургическую работу по урезанию языка и стоящих за языком понятий, ведь у нас есть прекрасные примеры. Скажем, жили-были когда-то синонимы: хороший, прекрасный, ценный, положительный, выдающийся, отличный, чудесный, чудный, дивный, прелестный, прельстительный, замечательный, милый, изумительный, потрясающий, фантастический, великолепный, грандиозный, неотразимый, привлекательный, увлекательный, завлекательный, влекущий, несравненный, неповторимый, заманчивый, поразительный, упоительный, божественный, и так далее, и так далее. И что же? – осталось только «крутой». Реже – «клевый». <…>

Круто, например, выражаться односложными словами, широким уполовником зачерпнутыми из сокровищницы английского языка или наскребанными по международным сусекам: «Дог-шоу», «Блеф-клуб», – а также украшать эти кубики туманным словом «плюс», непременно поставленным в конце. (Как раз в момент написания этих строк автор сидит и с отвращением смотрит на круглую картонную коробку, на которой американец написал так: «Parm Plus! New Improved Taste», а хотел он выразить следующую мысль: «в этой коробке находится сыр пармезан, который, благодаря вкусовым добавкам, значительно лучше пармезана, который производят неназванные злобные соперники». Операция по усекновению здоровой части слова «пармезан» и наращиванию на обрубок многозначительно-пустого «плюс» сопоставима с операцией по замене природной ноги деревянным протезом. На липовой ноге, на березовой клюке ходить, наверно, интереснее: и стучит громче, и прослужит дольше.)

Какая-то неодолимая сила заставляет наших журналистов (особенно молодых и радиовещательных) оттяпывать гроздья отечественных суффиксов – и в таз. «Блеф-клуб» проживает на канале «Культура» (клянусь!). <…> На РТР есть какой-то «Подиум д ` арт» (языковую принадлежность определить не берусь), а там, где, казалось бы, уж никак не выпендришься по западному, – поднатужились и выпендрились: «Серый волк энд Красная шапочка». Для кого этот «энд» воткнут? Кто это у нас так разговаривает? <…>

Друзья мои! Прекрасен наш соединительный союз «и». Возьмем его с собой в третье тысячелетие».

Задание 5. Прочтите отрывок из статьи писателя и публициста А. Мелихова «Кто вырождается – мы или наш язык?». Согласны ли вы с точкой зрения автора? Выскажите свое мнение о расширении сферы использования жаргонной лексики в современной русской речи. Приведите примеры уместного и неуместного использования жаргонизмов.

«Начать можно патетически: все, кому дороги богатство и красота родного языка, не могут не испытывать тревоги по поводу его вырождения, – продолжить каждый может и сам. Правда, с некоторого момента мнения тревожащихся начинают расходиться: одни считают, что надо срочно принимать какие-то языкоохранные меры вплоть до запрета иноязычных и жаргонных выражений – или хотя бы чаще требовать соблюдения литературных норм. Другие, настроенные более оптимистически, верят, что такая могучая бессмертная стихия, как русский язык, не нуждается в нашем бренном покровительстве: она усвоит (освоит) все загрязняющие ее влияния (вливания) и сделается только богаче и краше прежнего. Кто ближе к истине? Лично я склонен думать, что языки вообще не могут вырождаться – вырождаться умеют только люди. <…>

Можно вообразить ситуацию в духе «Повелителя мух»: группа тинейджеров (виноват – подростков), оказавшись на необитаемом острове, дала начало новому народу, у которого «аскать» означает «просить», а «лохануться» – «потерпеть неудачу». Проходят века, возникает разделение общественного труда, развивается наука / искусство, и вот уже на этом наречии пишутся утонченные стихи, делаются научные доклады, и почтенные профессора ловят кайф, расчухивая базар какого-нибудь крутого мена с толковым чердаком о новых методах лечения крезанутых.

Чувства тамошних образованных людей будут вполне подобны нашим, а следовательно, и язык их будет не хуже нашего. И беднее нас они будут только в одном: они не смогут в оригинале прочесть Пушкина и Толстого, в принципе понятных, но ужасно архаичных авторов. Люди филологически одаренные, вероятно, будут смутно чувствовать красоту их языка, как мы ощущаем прелесть «Слова о полку Игореве», – но и только. Поэтому самым серьезным следствием неуправляемого дрейфа русского языка может оказаться устаревание русской классики. Поэтому главная цель охраны любого языка есть, по-видимому, охрана литературных памятников, литературных шедевров, написанных на этом языке.

Осуществить такую охрану в полной, идеальной мере – дело невозможное, несовместимое с развитием живой неуправляемой реальности. В наших силах лишь несколько замедлить этот процесс, занявши в вопросах языка предельно консервативную позицию – и тем самым оскучнить собственную речь: оскучнение – неизбежное следствие консерватизма. Омертвить себя, чтобы продлить жизнь Пушкину, – призыв, пожалуй, слишком уж парадоксальный».

 

 

Задание 6. Познакомьтесь с таблицей «Типичные логические ошибки в речи». Прокомментируйте представленные в ней речевые примеры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 89; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.