Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидности общения. Коммуникативные нормы




Задание 1. Прочтите текст и ответьте на вопрос: какие изобразительно-выразительные средства и фигуры речи в своем тексте использовала М. Влади, характеризуя противоречивый образ В. Высоцкого в советском обществе, обращаясь к отцу поэта?

«…Этот пьяница, этот антисоветчик, этот отступник, этот бесталанный человек, этот мерзавец, этот враг, этот сумасшедший, этот плохой сын, этот отвратительный отец, этот опустившийся человек, который якшается с иностранкой, – это ваш сын, Семен Владимирович. Этот превозносимый публикой актер, этот всеми признанный творец, этот человек, страстно влюбленный в родную землю, неутомимый труженик, патриот, ясновидец, лишенный общения с детьми отец, терпеливый и снисходительный сын, человек, свободный, счастливый в своей личной жизни, – это тоже ваш сын, Семен Владимирович…».

Задание 2. Речевой этикет – это стереотипные единицы речи, значение которых определено шаблонными ситуациями этикета поведения. По сути, речевой этикет – ритуал.

Основные составляющие речевого этикета – это речевые формулы, сопровождающие (или выражающие):

ü Извинение

ü Просьбы

ü Благодарность или отзыв на благодарность

ü Согласие или несогласие

ü Приветствие

ü Прощание

ü Переспрос (уточнение)

ü Поздравление

ü Сочувствие

ü Знакомство

ü Просьбы поговорить

Подберите на каждую ситуацию по четыре этикетные формулы: две нейтральные и две официальные. Например:

Извини(-те) меня (нейтр.) – Приношу вам (Вам) свои извинения (офиц.)

Задание 3. Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления. Какие типы лексических и стилистических ошибок представлены в каждой группе предложений?

I. 1) Известно, какую важную роль в деле воспитания нашей молодежи имеет литература. 2) Давно надо было привести в порядок библиотеку, но никак дело не доходит. 3) Первая трудность произошла со стройматериалами. 4) В настоящее время жизненный уровень сельчан продвинулся далеко вперед. 5) Еще в детстве он мечтал сделать какой-нибудь героический поступок. 6) А через год сыграли большую семейную свадьбу.

II. 1) Пейзаж города обогатился новыми зданиями. 2) Трудно определить стандарты загрязнения из-за неполной технологической и биологической информации. 3) Учитель изобразил на доске план выполнения работы. 4) Его награда на выставке – справедливая компенсация за упорный труд и высокие профессиональные достижения. 5) Вместе с тем многие обелиски давно нуждаются в обновлении и благоустройстве.

III. 1) Следует позаботиться, чтобы на предприятиях машины не простаивали без дела. 2) Меня приятно поразили успехи этого спортсмена. 3) Он подробно рассказал нам свою автобиографию. 4) Пострадавший был госпитализирован в больницу. 5) Чтобы успеть выполнить работу к сроку, я должен беречь каждую минуту времени. 6) Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческой вечеринке.

IV. 1) Тяжело занедужевшему человеку была оказана экстренная медицинская помощь. 2) Деканат вынес решение загодя планировать закупку нужных учебников. 3) Завод пролонгировал договор на поставку сахарной свеклы. 4) У нас уже стало традицией, что все вопросы производства рассматриваются на собраниях, совещаниях и других форумах. 5) Директор овощной базы обещал сегодня подкинуть в магазин машину цветной капусты. 6) Извиняюсь, товарищи, припоздал немного.

V. 1) К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала. 2) Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы. 3) В заключение рассказчик рассказал нам поучительную историю. 4) Пологий берег реки зарос густыми зарослями. 5) Мероприятия по лучшему использованию машин дали возможность лучше обрабатывать поля. 6) Следует различать различные подходы к этой проблеме.

ЗАДАНИЯ И ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Задание 1. Верно ли в словах поставлено ударение?

Варианты ответов:

ДАНЕТ

1. Ерет и к

2. Позв о нишь

3. Мимикр и я

4. Кв а ртал

5. Ф о рзац

6. Красив е е (всех)

7. А вгустовский

8. Язык о вая (система)

Задание 2. Верно ли в словах поставлено ударение?

Варианты ответов:

ДАНЕТ

1. Торт ы

2. Обеспеч е ние

3. Кр у жишь

4. Кат а лог

5. Созв о нимся

6. (Вы) пр а вы

7. Балов а ть

8. Язык о вая (колбаса)

Задание 3. Правильно напишите слова и словосочетания.
Вставьте пропущенные буквы.

Из…явить желание, вырван…ый кусок, бе…пр…стан…о л…ет дождь, бе…мол…ству…т народ, пред…юбилейные торжества, иду на…встречу с другом, имей в…виду, рас…четл…вый человек, пом…рить пос…орившихся, кован…ый шаг, испеч…н…ый хлеб, в…пол…глаза смотреть, с…маху врезат…ся, в…миг поумнел, н…большой из…ян, не…об…ятные просторы, по…многу работа…т, в…крутую, слыш…ш… щебет, гостин…ца, реж…с…ерс…кий, до…темн… гуляли, пр…крыть дверь, ше…ствуют над школой, точ…в…точ… перес…казали, не…видан…ые события, пр…дан…ое невесты, на…миг, в…открытую, запеч…н…ый, пр…мствен…ость традиций, мирово…зрение, в…следствии… н…погоды, пол…один…адцатого, рас…читывать на себя, пр…вратности судь…бы, срублен…ые дерев…я, окле…н…ые окна, песчан…ая отмель, н…ждан…ые гости, жить н…в…д…леке, грус…ный взгляд, сварен…ые овощи, н…ранен…ые пулей бойц…, р…стения выр…сли, соб…ремся в путь, соч…тание ц…фр, сестриц…н платок, огорч…н…ый вид, к…рч…ва…ые сосны, меж…ярус…ные пер…крытия, с…змала работа…т, пиш…ш… пис…мо, чере…чур разг…ворчивый, дубин…оголовый помо…ник, златокован…ый меч…, с…емные д…тали, кос…ные взгляды, почу…л н…доброе, выткан…ый ковер, меж…нформацион…ый канал, масл…н…ые блины, тер…итор…ия, воен…ая к…мпания, бл…с…нуть знаниями, как…н…в…чем н… бывало, сума…шедшие люди, серебр…н…ый перстень.

Задание 4. Правильно напишите слова и словосочетания.
Вставьте пропущенные буквы.

Пр..бывать в депрес..ии, н..дюж..н..ые силы, в..следстви.. дождя мы н..куда н..ходили, нарумянен..ое лицо, ак..уратно пиш..м, сдерж..н..о говорит, по..прежнему, очень н..умный человек, им все предусмотрен..о, деревян..ый подокон..ик, сильный ож..г руки, открыли двери настеж.., ц..кнуть на ребенка, кол..ичествен..ый перевес, длин..ая дорога, часто боле..т, жж..ная про..ка, златоко..ван..ый меч.., меж..нформацион..ый канал, масл..н..ые блины, тер..итор..ия, воен..ая к..мпания, под..тожить факты, реш..н..ый вопрос, меж..ярус..ные перекрытия, в..ширь степей, неожидан..о, обожж..ная земля, в..яв.. услыш..л, ал..юмин..евые детали, с..гран..ая пьес..а, оживлен..о говорили, кле...щи..ся обои, на..взнич.. упал, н..белен..ый н..кем потолок.

Задание 5. Спишите, раскрывая скобки, отрывок из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин». Найдите заимствованные слова. Установите по словарю, из какого языка они заимствованы.

Лес – н…пулей, н…осколком

(Н…) поране…ый (н…)чуть,

(Н…) порубле…ый без толку,

Без порядку как(нибудь),

(Н…) корчева…ый фугасом,

(Н…)повале…ый огнем,

Хламом гильз, жестянок, касок

(Н…)завале…ый кругом,

Блиндажами н… изрытый,

(Н…) застрое…ый зимой,

Н… своими (н…) обжитый,

Н…чужими под землей.

 

 

Задание 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Аб..р..ген, ак…л…матизация, ан…малия, д…магог, д…л…тант, д…ф..рамб, игн…рировать, т…рминал, экв…валентный.

 

 

Задание 7. Раскройте скобки, составьте с каждым словом предложение:

(В)виду, (В)силу, (В)связи, (В)следстви…, по причине, благодаря, за неимением.

 

 

Задание 8. Согласуйте подлежащее со сказуемым. Объясните выбранную форму.

1) Большинство собравшихся не согласил...сь с оратором. 2) Ряд столов стоял... вдоль стен. 3) Пять солдат отправил...сь в разведку. 4) Большинство этих книг издан... недавно. 5) Кафе-столовая закрыт... на ремонт. 6) Театр-студия воспитал... немало талантливых актеров. 7) Торт-мороженое разрезан... пополам. 8) От дождя укрылись плащ...-палаткой. 9) Брат с сестрой поступил... в институт. 10) В комнату вошл... молодая женщина и маленький мальчик. 11) Сестра с братом ушл... в театр. 12) Мать с ребенком пошл... в поликлинику. 13) Кто из сестер вам об этом сказал.... 14) Жара и засуха стоял... все лето. 15) В воздухе ощущал...сь свежесть и ночная прохлада.

Задание 9. Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Сформулируйте орфографические правила, которыми вы руководствовались.

Волга и Ока – две в…личайшие реки Европы – со…д…няют св…и воды под стенами с…дого (Н/н)иж…городского (К/к)ремля. Нижний Новгород с первых лет сущ…ств…вания (не/ни) р…зрывно связ…н с Волгой, к…торая как (бы) …лицетв…ря…т единство гор…да со всем (Н/н)иж…городским кра…м, с н…родами (П/п)…волжья, с (Р/Р)оссией.

П…добн… тому, как в (П/п)р…морских г…р…дах бе…крайние г…р…зонты м…рской глади (за) ч…стую опр…д…ляют их сп…ц…фический обл…к, Нижнему Новгороду (не/ни) п…вт…римый х…ракт..р пр…д…ют ш…рокое р…чное зерк…ло и ух…дящие (в) даль луга и леса (З/з)аволжья.

Первые л…т…писные известия XIII века г…в…рят о Нижнем как о крайн…м в…сточн…м ф…рпост… (Владимиро) (С/с)уздальской (Р/р)уси на Волге. В т…ж…лые годы (м…нголо) т…тарск…го ига и ф…одальных м…жд…усобиц го…д известен как …дин из центр…в (Р/р)усской культуры, где бер…жн… с…хр…нялись ее н…ц…ональные …сновы. В ст…нах (Н/н)иж…городских м…н…стырей в 1377 г…ду был с…ставл…н н…иболее древний из д…ш…дших до нас л…т…писных свод…в – (Л/л)авренть…вская лет…пись.

(Не/ни) …дин раз ж…т…ли гор…да во…тавали против пр…т…снений т…тарских хан…в, (не/ни) раз …тр…жали н…п…дения (не/ни) приятеля. В н…чал… (ст…) летия (Н/н/иж…г…родцы вп…сали г…р…ич…скую стр…ницу в мсторию св…ей (Р/р)одины, …рг…низ…вав под рук…водств…м Минина и П…жарского н…родное …полчение, к…т…рое спасло (Р/р)усскон (Г/г)…сударство от инт…рвентов.

В …крес…н…стях Нижнего Новгорода в XVII век… р…дился …дин из крупнейших де…т…лей (М/м)…сковской (Р/р)уси (П/п)…тр…арх Ник…н, а в …тст…ящ…м на 15 верст с…седн…м с…ле – его страс…ный пр…тивник, т…лантл…вый п…сат…ль и п…борник русского языка (П/п)р…т…поп (А/а)ввакум. Оба они н…ч…нали свой жизн…ный путь в стенах (М/м)…карь…вского (Ж/ж)…лт…водского м…н…стыря.

(С. Агафонов)

Задание 10. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Продолжите рассказ 7-8 предложениями.

Текст

Пока…мест дорога шла близ… болот (в)виду соснового леса все время откл…няясь (в)бок и (в)сторону мы (за)частую вспугивали целые выводки уток приютившихся …десь. Мой друг (с)ходу пр…знался что (н…)где и (н…)когда (н…)вид…л такого множества дич… и добавил что эти места знакомые ему (до)сих(пор) только (по)наслышк… (по)истин…е великолепны для охоты и (по)праву могут рас…читывать на широкую известность. Сам я шел рядом с ним и…под…лоб…я поглядывая по сторонам.

Перейдя (в)брод (не)большое озерко мы вышли к горной реч…нке. Комары и мошки (в)переме…ку кружились вокруг и обл…пляли нас лишь только мы останавливались.

На новом месте охота не была удач…ной ранен…ые нами птиц… упали слишком далеко что(бы) их отыскивать. Движения (в)переме…ку с ост…новками развлекали нас (не)смотря на сильную усталость.

(В)последствии… начался дождь и нам пришлось повернуть (на)зад. Где(то) рядом с нами бл…с…нули з…рницы. (Во)что(бы)то(н…)стало мы должны были успеть к пол…одиннадцатому домой. (В)следствии… холода и слякоти нам пришлось какое(то) время пережидать (н…)погоду под раскидистым деревом. (В)виду дождя одежда наша намокла. Поэтому и движения наши стали скован…ыми и отню…ь (н…)торопливыми.

Во время пр…бывания в лесу мы узнали много нового и интересного. Дождь закончился и мы двинулись (в)глубь леса…

 

 

Задание 11. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Я возвр..щался из..за границ.. домой. В..переди прост..ралась живописная р..внина. Рядом с ней расп..л..жилась мес..ная д..лина которую пересекала реч..нка как..будто кем..то проведен..ая серебр..ная нить.

Солн..це чуть показалось из..за темно..синих гор. Мы подл..жили цепи под к..леса телеги вместо тормозов что..бы они н.. раскат..вались и стали спускат..ся в..низ г..ры. На..прав.. был утес а на..лев.. расп..л..галась ужас..ная пропасть. Дорога же была до того у..ка что две повозки н.. могли на ней раз..ехат..ся. Я содр..гнулся подумав что часто..десь на этой дорог.. в глухую полночь какой..нибудь кур..ер бес..ч..тное кол..ичество раз проезжа..т н.. выл..зая из своего тряского экипажа.

Один из наших изво..чиков был русский бес..трашный мужик. Его равнодушие к опас..ности и бе..чу..ствен..ость меня пор..зили. Он во время нашего пр..бывания на краю обрыва даже н.. разу н.. слез с коня. Я ему заметил что н.. мешало бы побеспокоит..ся хотя..бы о моем чемодане за которым у меня вовсе нет охоты лаз..ть в эту без..ну. Он отвечал мне: «Н.. волнуйся барин!». К тому же он пр..бавил что езд..т..десь уже н.. в первый раз.

И он оказался прав н..смотря н.. на что нам все же удалось благ..получно м..новать перевал. Мне каж..т..ся что если б люди помен..ше рас..уждали то убедились бы что жизнь н.. стоит того что..бы о ней так много заботит..ся.

 

 

Задание 12. Прочтите отрывок из воспоминаний князя В.А. Оболенского, депутата I Государственной думы в России. Расставьте недостающие буквы. Какой прием использовал оратор, о котором рассказывает автор? Чем объяснить успех его выступления?

«…Но среди мас…ы скуч…ных и однообразных крестьянских речей была произнесен…а одна, произведшая на нас потрясающее впеч…тление. Это была реч... тамбовского крест…янина Лосева. Серенький мужич...к, н...взрач…ный, с ре...кой белокурой боро...кой, он заговорил тихим, мя…ким голосом. И от первых его слов глубокое в...лнение охватило Думу. Он рас...казал историю Самсона, осл...плен...ого филистимлянами и пр...кован...ого к колон..е храма. Русский народ – это сл...пой Самсон. Он чу...ству…т свою силу, но, пр.ю.кован...ый, н... может себе помочь... И вот настал последний срок разв…зать руки могуч…му Самсону. А то повторит…ся библейская история: когда у Самсона отр...сли волосы, он сказал: «Умри, душа моя, вместе с филистимлянами», и потряс колон...у, к которой был пр...кован. И храм рухнул, погр...бя под своими развалинами и филистимлян, и Самсона...

Впеч…тление от этой речи было так сильно и так неожидан….о, что мы с минуту с…дели как зач...рован...ые…».

Задание 13. Выполните тестовое задание. Проверьте себя по словарям. Все затруднения обсудите на занятии или консультации.

 

Часть А:

А1: Буква -И- пишется в слове
1) г…нетика 3) м…нировать
2) в…ртуоз 4) закл…нание
А2: -А- пишется в слове
1) к…мфортный 3) иск…лечить
2) мар…фонец 4) иск…ренить
А3: -Ь- пишется в слове
1) бреш… 3) познаком…те
2) русалоч…ий 4) об…ятия
А4: -О- пишется в слове
1) ч...рствый 3) утонч…нный
2) подж…гший 4) кумач…вый
А5: -С- пишется в слове
1) и…казить 3) во…главить
2) …гладить 4) ра…чертить
А6: Согласная буква пропущена в слове
1) под...ернуться инеем 3) бал...он с кислородом
2) лес...ное внимание 4) скромпроме…тировать
А7: -Е- пишется в слове
1) пр...сытиться 3) пр...имущество
2) кресл...це 4) пр…станционный
А8: -Е- пишется во всех словах ряда
1) о быстрой лан...; об унижени...;
2)к выявивш...мся разногласиям; об иногородн...м студенте;
3) стоять на якор...; о лотере...;
4) задир...; лежать в изголовь...
А9: -А(Я)- пишется в слове
1) знач…щий 3) ве...щий
2) окле...нный 4) они во всем пока…тся
А10: -НН- пишется в слове
1) балова...ый 3) муче...ик
2) неосозна...ый 4) лебеди…ый
А11: -НН- пишется в предложении
1) Далекие горы тума...ы и недоступны для простых смертных.
2) Слое...ый торт выглядел очень аппетитно.
3) Вспомним всех поимё...о, горем вспомним своим: это нужно не мертвым – это надо живым.
4) Над каждым отделением вывеше...ы доски с золотыми буквами.
А12: Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
1) (не)звучавшая здесь музыка; отнюдь (не)удачливый бизнесмен;
2) (не)поняв; (не)цензурные слова;
3) возражение (не)уместно; (не)дооценить спортсмена;
4) постоянное (не)везение; (не)торопливый, а спокойный..
А13: Частица -НИ- пишется в предложении
1) Меня разбудили н... свет н... заря и велели готовиться к отъезду.
2) Джунгли – это н... рай и н... ад, это просто чистилище
3) Н... один из его друзей не догадывался о его честолюбивых планах.
4) Какой бы интересной н... была книга, она не заменит живого общения.
А14: Пишется НЕ и раздельно
1) Этой застенчивости я не могла объяснить (н...)какими особенностями воспитания.
2) На пороге стоял (н...)кто-то, а сам директор гимназии..
3) Я прошу тебя ждать меня здесь и (н...)куда не отлучаться.
4) Народу на вечере было (н...)мало, многих я видел впервые.
А15: Слитно пишется
1) показать (в)место сериала 3) (вице)премьер
2) залезть (на)верх строения 4) (авантюрно)детективный сюжет
А16: Тире на месте пропуска ставится в предложении
1) Хвалиться __ без всякой учтивости говорить другим: я лучше вас.
2) Стихи __ не подобранные поэтом в рифму строки.
3) Стихи __ есть выражение чувств поэта, настолько высоких, что прозой не высказать.
4) Один студент учит, чтобы сдать, другой __ чтобы знать.
А17: Запятая на месте пропуска ставится в предложении
1) Граф Тулупов ехал вниз по Рейну __ и от нечего делать беседовал с молодым человеком.
2) Его собеседник был молодой сухопарый немец, говорил он долго и скучно __ и упорно не хотел свернуть с надоевшего разговора о каменном угле.
3) Много воды утекло в море __ и много карасей и перепелов поймал он, но наконец получил ответ на свое письмо.
4) Сознание безвыходного плена мучило его __ и ему казалось, что он никогда больше не увидит родного Рейна.
А18: Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1) Хороший путеводитель экономит время и заменяет не только гида, но и переводчика.
2) Солнце высвечивало черепицу на крышах, и плоские окна каменных домиков, и узкие улицы.
3) Влево вела косая, ничем не примечательная, улочка.
4) Внезапно по стеклам, по серому камню стен – повсюду заструился зыбкий блеск от реки.
А19: Второстепенный член необходимо обособить в предложении
1) Пошли мы розовые и трепещущие к дому, чтобы волю нашим родителям объявить.
2) Его подернутые маслом губы расплылись в льстивой улыбке.
3) Учитель чистописания Сергей Капитонович Ахинеев выдавал свою дочку Наталью за учителя истории и географии Ивана Петровича Лошадиных.
4) Постояв немного Ахинеев щелкнул от удовольствия пальцами.
А20: Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1) С ними каталась их кузина, маленькая шестнадцатилетняя провинциалка-помещица, приехавшая на днях в Питер погостить и постоянно вскрикивала от восторга.
2) Наивная девочка, отродясь не ездившая в ландо, и неслыхавшая столичного шума, с любопытством рассматривала обивку в экипаже.
3) Промокшие и уставшие путники сидели у стен на скамьях и, прислушиваясь к ветру, ждали проводника.
4) Ветер выл волком, визжал, беснуясь и пытался сорвать дверь с петель.
А21: Запятая на месте пропусков ставится в предложении
1) Писатель _ вероятно _ и не должен погружаться во что-то слишком, с головой, иначе/ рискует быть поглощенным одной темой.
2) Ему достаточно быть в курсе и понимать существо проблемы _ в принципе, а остальное он допридумает, дофантазирует, досочинит.
3) Автор _ наверное _ не должен знать больше читателя.
4) Он _ просто _ должен уметь лучше рассказывать.
А22: Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1) Ничто так не снижает первого впечатления, как неряшливость в словах.
2) Он понимал бизнес, как искусство преумножать свой капитал.
3) Каждый муж недоволен тем, как тратит деньги его жена и правительство.
4) Люди как реки.
А23: Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1) Эти люди предложили мне оперировать вас там, где я до сих пор резал кроликов и отказаться от моей смотровой.
2) У меня нет возможности повторить все что они говорили.
3) Явам говорю, что мне нужна такая бумажка, при наличии которой, ни Швондер, ни кто-либо другой не мог бы даже подойти к двери моей квартиры.
4) Это должна быть окончательная бумажка, чтобы мое имя больше не упоминалось.
А24: Чужая речь неправильно оформлена в предложении
1) Онегин знает, что у Лариных его ждет «варенье, вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор».
2) «Чтобы защитить отечество от врагов, Петр опустошил его больше всякого врага», – писал историк Ключевский.
3) А. Моравиа считает, что: «Процент неграмотных – величина постоянная, только в наше время неграмотные умеют читать».
4) Он говорил о себе, что «я филолог, то есть учитель медленного чтения».
А25: Укажите, в каком месте допущена пунктуационная ошибка
Громадный порт, (I) один из самых больших (2) торговых портов мира, всегда был переполнен судами; здесь (3) с утра до вечера (3) развевались сотни флагов со всех концов земного шара, (4) и раздавалась ругань на всевозможных языках.
А26: Орфоэпическая ошибка допущена в слове
1) вила'сь (дорога) 3) интеграция [т'э]
2) приобре'тенный 4) музейный [з'э]]
А27: Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании
1) Уверенность в победе. 3) Понимать об ответственности.
2) Глубокое сопротивление. 4) Управляющий департаментом.
А28: Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении
1) В братоубийственной войне нет правых и виноватых, апофеоз войны – слезы женщин и смерть мужчин.
2) Дорохову обычно отводилась роль арбитра в наших спорах.
3) Она часто приглашала меня на следующий день после официального приема, чтобы угостить останками вчерашнего пиршества.
4) Аннотация к книге включала развернутый анализ творческого метода писателя.
А29: Речевая ошибка допущена в предложении
1) Жители микрорайонов могут сами образовывать и распоряжаться общественными фондами.
2) На фоне голубой лазури по-весеннему ясного неба празднично белели катера и яхты.
3) «Да ты не бойся, едь ко мне!» – крикнул брат, стоящий на лыжах у подножья горы.
4) Не зная страха, шли атаки бойцов.
А30: Речевая ошибка допущена в предложении
1) Эту группу студентов мы сразу заметили на берегу, которые ждали парома.
2) Многие не поддерживают реформу орфографии, но большинство могут быть инеправы.
3) Я привык, путешествуя, вести дневник и фиксировать свои впечатления.
4) Гостиница был еще наиболее заполнена туристами, чем мы ожидали.
       

Часть Б:

 

В1. Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно употреблено в предложении).

Турки разрешали порабощенным христианам строить низкие церкви, которые не затмивали бы ни мечетей, ни минаретов, потому все болгарские церкви снаружи ни дать ни взять низкие, продолговатые каменные сараи.

 

В2. Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно употреблено в предложении).

В раннем детстве дядя Вася и все, что ему принадлежало: множество фарфоровых пятнистых кошек, его перстни и запонки, невероятные феолетовые гвоздики в его оранжерее, целая роща черешен, застекленная в защиту от климата петербургской губернии, – все это казалось мне совершенно сказочным.

 

В3. Найдите слово или словосочетание с речевой ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно употреблено в предложении).

Каждая женщина надеется, что дорогие кремы, лосьоны, шампуни сделают ее кожу более мягкой и свежей, волосы – блестящими, a ее моложе. Однако установлено, что более девяносто процентов кремов только ускоряют старение кожи.

 

В4. Укажите цифрой количество грамматических основ в предложении.

Когда мы достигли Санты, солнце уже взошло и горы стали золотисто-зелеными, но к склонам еще лепились полоски тумана и дома были неясно различимы в слабом утреннем свете.

 

В5. Укажите тип каждого предложения по структуре

1) Таксист – анонимный свидетель любви и смерти – остается вечно посторонним, он чужой как на тризне, так и на празднике жизни. А. Простое.  
2) Таксист часто попадает в герои, как это случилось в фильме Мартина Скорсезе «Таксист» или Павла Лунгина «Такси-блюз». Б. Сложносочиненное.  
3) В русском фильме свобода приводит таксиста хоть и к неумышленному, но преступлению, а в американском – хоть и к сомнительному, но подвигу. В. Сложноподчиненное.  
  Г. Бессоюзное сложное.

 

В6. На месте пропуска в предложении следует поставить

1) Дачный облик американского дома _ не примета времени, это скорее свидетельство игровой природы американского быта. А. Двоеточие.
2) Об этом говорит уже характер флоры и фауны _ клумбы здесь водятся чаще грядок, деревья дают тень, а не фрукты. Б. Тире.
3) На работе окружение выбирает вас _ здесь окружение выбираете вы. В. Запятую.
  Г. Не следует ставить никакого знака.

 

В7. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

(Цифра относится к следующему за ней слову)

Театр – (1) первое в мире массовое искусство, обращенное к аудитории, (2) он (3) невозможен без (4) соучастия толпы, которая служила лучшим украшением древнему амфитеатру.

А) Существительное. Б) Прилагательное. В) Числительное. Г) Местоимение. Д) Наречие.

 

В8. Установите значение слова

1) Тщетный А. Нарочито усложненный, замысловатый,
2) Прозорливый Б. Чрезмерно строгий в соблюдении приличий.
3) Чопорный В. Бесполезный, напрасный.
4) Вычурный Г. Честолюбивый, выставляющий напоказ свои достоинства.
  Д. Проницательный, умеющий предвидеть.
  Е. Заносчивый, презрительно относящийся к окружающим.

 

В9. Определите стиль приведенного ниже текста.

Он вылез из экипажа и пошел в правление. Парадная дверь была заперта, на задний ход был настежь. Пересолин воспользовался последним и через какую-то минуту стоял уже у дверей дежурной комнаты. Дверь была слегка отворена, Пересолин, заглянув в нее, увидел нечто необычайное. За столом, заваленным большими счетными листами, сидели четыре чиновника и играли карты. Сосредоточенные, с неподвижными лицами, окрашенными в зеленый цвет от абажуров, они выглядели как сказочные гномы, или, чего, избави, фальшивомонетчики.

 

В10. Укажите, как называется подчеркнутое в тексте средство выразительности речи.

Задание 14. Для самопроверки усвоения дисциплины выполните тесты. Сверьте свои ответы по «Сборнику тестовых заданий по дисциплине «Русский язык и культура речи»[1]. Прорешайте сборник тестовых заданий для полного усвоения дисциплины.

Тесты состоят из заданий с выбором одного варианта из четырех или нескольких вариантов из пяти предложенных ответов, заданий на установление соответствия, заданий с пропуском слова.

ВАРИАНТ 1.

1. _________ – система материальных единиц (звуков, слов и т.д.) и правил их употребления, используемая для создания конкретных высказываний в конкретной ситуации; средства общения в возможности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.