КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Современные представления о микромире и мегамире.
Классическое естествознание в контексте Европейской культуры Нового времени.. 2.1. Становление европейской науки в 17 веке. 2.2. Наука в эпоху Просвещения. 2.3. Наука в 19 столетии. Литература: Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000. С. 213-258; 389-425. По каждому из выделенных вопросов назначаются по два содокладчика, которые должны представить и защитить свою компьютерную презентацию по определенной теме. Презентация должна содержать максимум наглядного материала, рисующего эволюцию естественных наук на фоне развития мирового искусства, общественной мысли и ключевых событий исторического процесса. Вопрос о становлении науки не следует сводить лишь к перечислению ее достижений и главных представителей. Ключевыми здесь являются указания на институциализацию науки (вследствие основания королевских и императорских академий). А также формирование научной картины мира. Второй вопрос должен контекстуально развивать туже мысль с подчеркиванием того, какие возможности перед естествознанием открыла классическая механика И.Ньютона и как наука стала превращаться в инструмент развития техники и промышленного производства. Необходимо также указать на сущность философских идей Просвещения в связи с их влиянием на науку, и влиянием научных открытий на эти достижения, затронуть идеи кантовской философии в связи с развитием естествознания. Соответственно, третий вопрос предполагает подчеркивание противоречивости естественно-научных достижений 19 века: триумфа классического естествознания и появления проблем, которые в его рамках были принципиально неразрешимы. Обязательно разобраться со взаимовлиянием науки и философии позитивизма, а также с тем, какую роль сыграли философы и литераторы эпохи романтизма в начале отказа от строго детерминированного понимания природы. Завершить выступление проблемой кризиса науки на рубеже 19-20 веков.
3. Естествознание в контексте мировой культуры ХХ века. (2 часа) 3.1. Европейская и американская наука между двумя мировыми войнами. 3.2. Наука как движущая сила производства во второй половине ХХ века. 3.3. Современная наука и постмодернизм. 3.4. Естественные науки и советское общество. Литература: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. Степин В.С. Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994 Философия науки. (под ред. В.И. Купцова).М., 1996 Фролов И.Т. Философия и этика науки: итоги и перспективы.// Вопросы философии. 1995. № 7. По каждому из выделенных вопросов назначаются по два содокладчика, которые должны представить и защитить свою компьютерную презентацию по определенной теме. Презентация должна содержать максимум наглядного материала, рисующего эволюцию естественных наук на фоне развития мирового искусства, общественной мысли и ключевых событий исторического процесса. В первом вопросе, не вдаваясь в тонкости содержания революционных открытий ХХ века (теории относительности, квантовой механики и исследований строения атома), сосредоточиться на вопросе взаимодействия науки и государства в связи с ростом военных потенциалов, указать, что не только наука служила военным нуждам, но и государственное финансирование соответствующих военных программ приводило к большим возмложностям для фундаментальных научных исследований.
Второй вопрос построить вокруг возможных значений понятия «научно-техническая революция» в его широких и наиболее узком смысле. Перечисляя научно-технические достижения, постоянно подчеркивать их социальную значимость. В третьем вопросе, не уходя глубоко в раскрытие содержания теории самоорганизации, стремиться показать, как постмодернистские идеи в искусстве и социальных науках привели к перестройке представлений о методах, содержании и направлениях естественно-научных исследований. Готовя четвертый вопрос, главное внимание сосредоточить на задачах, которые советское государство ставило перед естественными науками и тем. Как их реализация сказывалась на судьбах ученых и самой науки.
1. Современные представления о микромире (2 часа). 1.1. Терминология разделов физики, занимающейся строением вещества. 1.2. Почему при изучении микромира почти невозможна наглядность? 1.3. Приближает ли открытие новых частиц, законов их взаимодействия и существования к пониманию строения вещества? 2. Современные представления о строении Вселенной (2 часа) 2.1. Терминология современной астрофизики. 2.2. Как проверить, верны ли выводы современной астрономии? 2.3. Способно ли развитие астрономии и астрофизики решить вопрос об уникальности жизни на Земле? Литература (ко всей теме): Астрономия и современная картина мира. Сб. статей. – М., 1996 – 247 с. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое М., 1989 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986 Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 2009 Первый вопрос предполагает четкие представления о терминах, которые использует физика микромира. Следует разобраться, соответствует ли этимология понятий «атом» и «элементарная частица» тому смыслу, который вкладывает в них современная наука; определить корректность использования понятия «субатомная частица». Важно выяснить, как произошли понятия «позитрон» и «нейтрино», а также понять, на основании чего даются названия вновь открываемым частицам. Необходимо также проработать понятия «адрон», «Барион», «фермион», «бозон» на предмет их значения, разобраться с тем, что такое спин. Выяснить, с какой целью даются названия еще неоткрытым частицам и недоказанным кваркам. В отношении кварков разобраться, зачем введены понятия «цвет» и «аромат».
Второй вопрос предполагает режим свободной дискуссии, в ходе которой следует выяснить, на каком этапе развития физики микромира исчезает возможность представить процессы хотя бы в самом абстрактном схематическом виде. Какая именно модель атома позволила сделать это последней. Как можно отразить или представить квантово-волновой дуализм элементарной частицы? Почему не возможно изобразить «Туннельный эффект»? Можно ли хотя бы схематически представить сильное и слабое взаимодействие? Как связан отказ от наглядности с принципами неопределенности и дополнительности в квантовой механике? Какую роль в отказе от наглядности играет возмущающее воздействие прибора? Можно ли считать отказ от наглядности «платой» за проникновение в глубины строения вещества? В третьем вопросе следует определиться с количеством открытых на сегодняшний день элементарных частиц, поискать на сайтах (необязательно строго научных) наиболее необычные их названия, и попытаться понять, что дает знание о строении атомов для представлений о свойствах конкретного вещества (тела). Можно попытаться поставить философский вопрос о принципиальной возможности познания субатомной материи, связав его с концепцией кварковой модели адронов. Кроме того, в вопросе необходимо обратиться к квантовой концепции современной химии. Разбираясь с терминологией современной астрономии, необходимо прояснить для себя понятия «большие планеты», «малые планеты» и «карликовые планеты», попытаться понять, что современная астрофизика думает о строении комет и метеоритов. Далее важно разобраться с современной классификацией звезд, разобрать для себя понятия «белый карлик», «красный гигант», «сверхновая звезда», «квазары», «пульсары» и «черные дыры». Изучение понятий следует строить с учетом того, что современная астрономия является эволюционной, т.е. ставит вопросы не только о строении того или иного объекта Галактики и Вселенной, но и о их происхождении и предполагаемой эволюции и судьбе.
Второй вопрос предполагает представления о том, какие методы кроме оптической астрономии используются сегодня (всеволновые диапазоны электромагнитных волн, нейтринная астрономия, изучение космических лучей и гравитационного воздействия взрывов сверхновых звезд, формирующихся черных дыр и т.п.). Хотя бы на одном примере нужно уяснить для себя как косвенные наблюдения с планеты Земля позволяют делать выводы о глобальных процессах, происходящих во Вселенной или о ее размерах, времени существования и скорости расширения. Также важно попытаться понять. Где речь идет о гипотезах, а где – о признанных большей частью научного сообщества теориях. Третий вопрос предполагает свободную дискуссию, в которой следует развести сенсационные сообщения о внеземных цивилизациях и результаты работы уфологов с теми проблемами, которые ставит наука в отношении поиска внеземного разума. Дискуссионным должен стать и вопрос о принципиальных различиях подходов (или их отсутствии).
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 62; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |