Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Синергетика и исторические исследования




Происхождение человека как естественно-научная и социальная проблема.

Тема 4. Биосфера и человек.

1. Научное наследие В.И. Вернадского – коллоквиум (2 часа).

1.1. Основные положения учения о биосфере.

1.2. Понятие о ноосфере.

1.3. Проблема предназначения человека.

Вернадский В.И. Биосфера// Избранные сочинения М., 1960. – Т.5.

 

2.1. Эволюция концепций происхождения человека в 19-20 веках.

2.2. Возможно ли примирение религиозных и научных представлений в вопросе о происхождении человека?

2.3. Что общего у религиозных и научных эсхатологических концепций?

Литература:

Лоренц К. Человек находит друга. М., 1971.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987

Фрейд. З. Психология бессознательного. М., 1989.

Первое занятие строится вокруг изучения наследия В.И. Вернадского и предполагает, что в его ходе следует разобраться с принципиальными вопросами о вкладе великого русского ученого в изменение представлений о биосфере как о движущей силе эволюционного развития, оказывающего влияние на процессы в неживой природе. Необходимо вспомнить представления из школьных курсов физической географии и биологии о примерах подобного воздействия. Найти соответствующие примеры у В.И. Вернадского. Разбираясь с ноосферой. Не следует ограничиваться констатацией того факта, что ноосфера – это сфера разума. Опять же, с подтверждениями из текста следует показать, что разум стал не просто активной силой воздействия на природу (в том числе и негативного), но и фактором определяющим в том числе и биохимические и геохимические процессы, в том числе и процессы эволюции природы в целом. Как следствие, проблема предназначения человека должна решаться, прежде всего, в космическом смысле, с определенной проекцией на его социальное поведение и нравственность.

Вторая часть вопроса решается с привлечением знаний из истории первобытного общества. курс которой изучается параллельно (в перспективе возможно проведение объединенного) занятия. Принципиальным моментом является постановка проблемы о преобладании природного либо социального начала в процессе антропогенеза как определяющей его составляющей. Мировоззренческие проблемы, обозначенные во втором и третьем вопросах решаются в режиме свободной дискуссии. Не запрещается в этом случае ставить вопросы и с позиций религиозного мировоззрения.

 

1. Возможности синергетики для описания и изучения исторического процесса на глобальном уровне (история цивилизаций).

2. Возможности синергетики для описания и изучения процессов национальной истории.

3.Возможности синергетики для описания и изучения частных и локальных проявлений исторического процесса.

Литература:

Баранцев Р.Г. Синергетика в современном естествознании. М.: Едиториал УРСС, 2003. 144 с.

Васильев Л.С. История Востока. М.: «Наука», 1998

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: «Наука», 1991

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986

Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

Занятие предполагает работу в группах. Выделяется 5 групп (по 1 вопросу – одна и по две на 2 и 3 вопросы), каждая из которых предлагает свои примеры и объяснения флуктуаций и бифуркаций в историческом процессе (соответственно – глобальном, российской и какой-либо другой национальной истории, частных локальных процессов вообще и применительно к региону проживания).В качестве рекомендованных ситуаций для первого вопроса предлагается обсудить тему флуктуации в истории Древней Греции, связанную с отменой института долгового рабства при Солоне, определившей отказ от феномена власти-собственности в восточных цивилизациях и определившей становление Европейской цивилизации. В качестве ситуаций для второго вопроса рассмотреть ключевые моменты российской истории (например, Смуту начала 17 века или революционный кризис 1917-1921 гг.). альтернативы польской истории или любые сюжеты из европейских революций, нетипичность для восточного мира в развитии Японии и т.п.

Последний вопрос может опираться в том числе и на примеры из регионального краеведения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 38; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.