КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Синергетика и исторические исследования
Происхождение человека как естественно-научная и социальная проблема. Тема 4. Биосфера и человек. 1. Научное наследие В.И. Вернадского – коллоквиум (2 часа). 1.1. Основные положения учения о биосфере. 1.2. Понятие о ноосфере. 1.3. Проблема предназначения человека. Вернадский В.И. Биосфера// Избранные сочинения М., 1960. – Т.5.
2.1. Эволюция концепций происхождения человека в 19-20 веках. 2.2. Возможно ли примирение религиозных и научных представлений в вопросе о происхождении человека? 2.3. Что общего у религиозных и научных эсхатологических концепций? Литература: Лоренц К. Человек находит друга. М., 1971. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987 Фрейд. З. Психология бессознательного. М., 1989. Первое занятие строится вокруг изучения наследия В.И. Вернадского и предполагает, что в его ходе следует разобраться с принципиальными вопросами о вкладе великого русского ученого в изменение представлений о биосфере как о движущей силе эволюционного развития, оказывающего влияние на процессы в неживой природе. Необходимо вспомнить представления из школьных курсов физической географии и биологии о примерах подобного воздействия. Найти соответствующие примеры у В.И. Вернадского. Разбираясь с ноосферой. Не следует ограничиваться констатацией того факта, что ноосфера – это сфера разума. Опять же, с подтверждениями из текста следует показать, что разум стал не просто активной силой воздействия на природу (в том числе и негативного), но и фактором определяющим в том числе и биохимические и геохимические процессы, в том числе и процессы эволюции природы в целом. Как следствие, проблема предназначения человека должна решаться, прежде всего, в космическом смысле, с определенной проекцией на его социальное поведение и нравственность.
Вторая часть вопроса решается с привлечением знаний из истории первобытного общества. курс которой изучается параллельно (в перспективе возможно проведение объединенного) занятия. Принципиальным моментом является постановка проблемы о преобладании природного либо социального начала в процессе антропогенеза как определяющей его составляющей. Мировоззренческие проблемы, обозначенные во втором и третьем вопросах решаются в режиме свободной дискуссии. Не запрещается в этом случае ставить вопросы и с позиций религиозного мировоззрения.
1. Возможности синергетики для описания и изучения исторического процесса на глобальном уровне (история цивилизаций). 2. Возможности синергетики для описания и изучения процессов национальной истории. 3.Возможности синергетики для описания и изучения частных и локальных проявлений исторического процесса. Литература: Баранцев Р.Г. Синергетика в современном естествознании. М.: Едиториал УРСС, 2003. 144 с. Васильев Л.С. История Востока. М.: «Наука», 1998 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: «Наука», 1991 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986 Хакен Г. Синергетика. М., 1980. Занятие предполагает работу в группах. Выделяется 5 групп (по 1 вопросу – одна и по две на 2 и 3 вопросы), каждая из которых предлагает свои примеры и объяснения флуктуаций и бифуркаций в историческом процессе (соответственно – глобальном, российской и какой-либо другой национальной истории, частных локальных процессов вообще и применительно к региону проживания).В качестве рекомендованных ситуаций для первого вопроса предлагается обсудить тему флуктуации в истории Древней Греции, связанную с отменой института долгового рабства при Солоне, определившей отказ от феномена власти-собственности в восточных цивилизациях и определившей становление Европейской цивилизации. В качестве ситуаций для второго вопроса рассмотреть ключевые моменты российской истории (например, Смуту начала 17 века или революционный кризис 1917-1921 гг.). альтернативы польской истории или любые сюжеты из европейских революций, нетипичность для восточного мира в развитии Японии и т.п.
Последний вопрос может опираться в том числе и на примеры из регионального краеведения.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 38; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |