Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словесные методы изложения




Вопрос.

Метод обучения является одним из главных ком­понентов процесса обучения. Если не приме­нять различные методы, то нельзя будет реа­лизовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое внимание исследователи уделяют выяснению как их сущности, так и функциям.

Методы обучения — это сложное явление. То, какими они будут, напрямую зависит от целей и задач обучения. Чем же определяются методы обучения? Прежде всего это зависит от эффективности приемов обучения и пре­подавания.

Вообще методом называется способ, или система при­емов, с помощью которых достигается та или иная цель при выполнении определенной операции. Так что при определении сущности метода можно выявить два харак­терных его признака. Во-первых, здесь следует говорить о признаке целенаправленности действия, а во-вторых, о признаке его регуляции. Это так называемые стандарт­ные характеристики метода вообще.

Причем успех осуществления метода на практике и степень его эффективности напрямую зависят от усилий не только учителя, но и самого ученика.

Исходя из наличия многочисленных признаков можно дать несколько определений понятию метода обучения. Согласно одной из точек зрения, метод обучения — способ организации и управления учебно-познавательной деятельно­стью. Если подойти к определению с точки зрения логи­ки, то метод обучения можно назвать логическим способом, который помогает овладевать определенными навыками, знаниями и умениями. Но каждое из этих определений ха­рактеризует лишь одну сторону метода обучения. Наибо­лее полно понятие было определено на научно-практиче­ской конференции в 1978 г. Согласно ей методами обучения называются «упорядоченные способы взаимосвязанной дея­тельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников».

В рамках этого вопроса интересна и точка зрения Е.И. Петровского, который подходил к определению со­держания и сущности методов обучения с общефилософ­ской точки зрения. Он предлагал различать в методах обу­чения две категории — форму и содержание. Исходя из этого исследователь представлял метод обучения как «форму содержания обучения, соответствующую ближай­шей дидактической цели, которую в данный момент обуче­ния ставит учитель перед собой и учащимися».

Существуют и другие концепции содержания обуче­ния. Согласно одной из них методы обучения рассматрива­ются «как способы организации познавательной деятельно­сти учащихся, обеспечивающие овладение знаниями, мето­дами познания и практической деятельностью». Для специальных и гуманитарных наук методы обучения будут различными. Так, например, в биологии обязательно дол­жны присутствовать эксперименты, исследования и на­блюдения. При преподавании истории непременным ус­ловием должна быть работа со справочниками, газетами, журналами, составление схем, т.е. большая исследователь­ская деятельность, направленная на изучение историче­ских памятников. Без этой составляющей историю изучать невозможно. Изучая литературу, невозможно обойтись без глубокого анализа текста, исследования биографии само­го писателя, исторической эпохи, в которой он жил.

Принято различать методы учения и преподавания. Методы обучения содержат не только способы, но и опи­сание того, как организовывать обучающую деятель­ность. Причем для обучения может быть выбран любой метод, все зависит от того, каких целей он хочет достичь. Хотя иногда для достижения успеха в обучающей дея­тельности необходим один определенный метод, а другие оказываются неэффективными.

От чего же зависит выбор метода обучения? Во-пер­вых, все определяется тем, какова цель обучения.

Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности.

 

Метод обучения зависит:

6. от цели урока. Например, учащимся 5 класса необходимо усвоить спряжение глаголов. В этом случае ни беседа, ни связное повторение не поможет ученикам их закрепить. В этом случае самым действенным методом будет самостоятельная работа учеников, допустим, выполнение упражнений;

7. от этапа урока. Так, на начальном этапе — в пери­од объяснения нового материала — используется метод беседы или сведения, данные в новой теме,предлагаются для домашнего закрепления. Следо­вательно, на занятии ученики уже будут понимать,о чем идет речь. Чтобы закрепить материал, пред­лагается выполнить ряд упражнений дома, вспом­нить пройденное ранее. Помогает и беседа учите­ля с учениками; '

8. от содержания обучения. Каждый предмет обладаетсвоими специфическими особенностями, соответственно, для его освоения требуется определенный метод. Например, при изучении физики и химии ученикам предлагается сделать ряд лабораторных работ. Благодаря этому они могут закрепить и при­менить полученные теоретические знания; -

10. от психических особенностей и возможностей учеников. У учеников старшего и младшего возраста они
будут различными. Маленькие дети очень быстроустают делать одно и то же долгое время, поэтому использовать один метод в работе с ними нецелесообразно. В этом случае лучше чередовать способы воздействия. Можно использовать метод игры, так как у младших школьников высока потребность в моторной деятельности. Но здесь учителю следуетпостоянно следить за тем, чтобы используемые ме­тоды отвечали целям обучения;

11. от местных условий. Здесь играют роль как контин­гент детей, так и местные условия. Например, на
уроках ботаники необходимо наглядно показать несколько видов растений. Это не составит трудно­стей сделать сельскому учителю, но у городского может вызвать некоторые затруднения. Если же нет возможности показать объясняемый материал наживом примере, следует воспользоваться другими средствами, например, сделать схемы или рисункии показать их на доске;

12. от наличия учебных пособий. Огромную роль в выбо­ре метода обучения играет наглядное пособие. Бы­
вает, что без него новый материал объяснить простоневозможно. Так, например, изучая геометрические фигуры, можно изготовить плоские и объемныемодели, включить в урок просмотр кинофильма или фотографий;

7) от личности учителя. Например, некоторые учите­ля могут очень долго и интересно объяснять тему, удерживая внимание класса до конца урока. Дру­гим, напротив, живое, долгое общение дается с тру­дом. Поэтому вполне естественно, что они будут использовать другой метод, для них более приемле­мый. Но это вовсе не означает, что учитель должен пользоваться одними и теми же методами, которые ему нравятся. Нужно применять лучшие,- в резуль­тате чего будет повышаться эффективность обуче­ния. Выбор метода индивидуален для каждого учи­теля и для каждого случая.

 

КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Существует несколько видов классификации методов обучения. Например, поначалу попытались классифицировать методы с точки зрения учебной дея­тельности. Согласно ей они делятся на две группы.

Метод готовых знаний. В этом случае учащиеся вос­принимают, заучивают и осознают информацию, переданную учителем.

Исследовательский метод. Направлен он на само­стоятельное изучение материала и приобретение знаний.

.

Некоторые ученые в соответствии с источниками зна­ний подразделяют методы на три категории:

· словесные;

· наглядные;

· практические.

Существует и классификация методов обучения со­гласно дидактическим задачам. В итоге получается следущее.

1. приобретение учащимися знаний:

а) подготовка учеников к выслушиванию объясне­ния учителя. Методы: предварительные наблюдения, предварительное чтение материала;

б) изложение знаний учителем. Методы: объясне­ние, рассказ, беседа, лекция, показ учебных пособий, наглядных объектов, проведение опытов;

в) обдумывание темы, изложенной учителем, и ее закрепление на практике. Метод: изучение книж­ного и учебного материала,

г) получение знаний учениками без предварительного объяснения учителем. Методы: работа скнигами, учебниками, практические опыты.

· формирование у учащихся навы­ков и умений. Метод: выполнение упражнении.

· применение учениками знаний на практике. Метод: составление и решение задач, про­ведение лабораторных и творческих работ.

4. закрепление полученных знаний и умений на практике. Методы: чтение учебного ма­териала, повторное проведение некоторых практи­ческих работ и выполнение упражнений, проведение бесед. Заключительные беседы по изученному ранее материалу.

5. проверка знаний и умений на практике. Методы: устный опрос изученного мате­риала, текущая проверка знаний посредством наблю­дения. Выполнение письменных и практических контрольных работ.

 

Существует и еще одна классификация, которую предложили исследователи И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. По их мнению, методы обучения — это способы органи­зации познавательной деятельности учащихся, с помо­щью которых в процессе обучения происходит овладение знаниями, умениями и навыками.

1. Объяснительно-иллюстративный, или репродуктив­ный, метод. Этот метод связан прежде всего с усво­ением учениками уже готовых знаний. Эти знания сообщает им учитель в разнообразных формах, а они, соответственно, эти знания воспроизводят.

 

17. Проблемный метод. В этом случае ученики активно участвуют в обсуждении и решении различного рода учебных проблем. Эти проблемы выдвигает сам учитель в познавательных целях.

18. Исследовательский метод. Здесь проблему решают сами учащиеся. Учитель же играет роль организа­тора самостоятельной поисковой деятельности учеников.

19. Частично-поисковый метод. Это более доступный и простой метод по сравнению с исследовательским.

В связи с этим некоторые дидакты предлагают ис­пользовать следующее деление методов обучения: словес­ные, наглядные, практические. Но следует отметить, что все эти методы используются в совокупности или в раз­личных сочетаниях.

Существует и еще одна классификация методов обуче­ния, предложенная М.И. Махмутовым. Она представляет собой своеобразный вариант классификации, разработан­ный И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Ее автор выделя­ет четыре метода обучения, которые он называет так:

информационно-исполнительский;

объяснительно-репродуктивный;

информационно-поисковый;

побуждающе-исследователъский.

Известна и еще одна классификация, по которой ме­тоды обучения делятся на три большие группы:

· методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Они способствуют обеспе­чению процесса опосредования личностью учебной информации;

· методы стимулирования и мотивации учебно-позна­вательной деятельности. Они обеспечивают важ­нейшие функции регулировки учебного процесса, а также его познавательную, волевую и эмоциональ­ную активизацию;

· методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательного процесса. Они помогаютучителю контролировать учебную работу учащихся, а также осуществляют самоконтроль учеников.

В каждой из этих групп учитывается тесное взаимодействие между учениками и учителем.

В каждой группе методов можно выделить подгруппы. В первой группе (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности) рассматривают перцептивные методы. Ко второй подгруппе относятся логические методы, или, как их еще называют, методы организации и осуществле­ния мыслительной деятельности индуктивного, дедуктив­ного и другого характера. Третью подгруппу составляют гностические методы, методы репродуктивного и поискового характера. Последними в эту группу включе­ны методы управления в обучении или, другими словами, методы управляемой и самоуправляемой учебно-практи­ческой деятельности.

Говоря же о методах стимулирования и мотивации, следует различать несколько подгрупп. Так, выделяются следующие две подгруппы:

♦ методы формирования интереса к учению;

♦ методы развития долга и ответственности в учении. Помимо всех перечисленных выше методов обучения, стимулирующих работу учеников, существуют и специ­фические, направленные на усвоение знаний и умений и выполняющие функцию развития познавательного инте­реса. К.такого рода методам можно отнести следующие методы:

♦ познавательных игр;

♦ учебных дискуссий;

♦ создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, а также занимательности, опоры на полученный ранее жизненный опыт, познаватель­ной новизны.

К контролю и самоконтролю относят методы:

♦ устного контроля;

♦ письменного контроля;

 

♦ лабораторно-практического контроля;

♦ программированного и непрограммированного контроля;

♦ самоконтроля и т.д.

К словесным методам изложения принято относить рассказ, беседу, объяснение и школьную лекцию.

Продолжительность рассказа должна быть не более 10—15 мин для начальных классов и 30—40 — для старших. Особую роль здесь играют наглядные средства, внесение элементов беседы, а также подведение итогов и выводов к сказанному.

Учебная лекция п рименяется обычно в старших клас­сах. Ее отличают экономичность во времени, большая научная строгость в изложении учебного материала и ог­ромное воспитательное значение для учеников. Как пра­вило, темами для лекций являются фундаментальные разделы учебного курса. Лекция допускает использова­ние кинофильмов, демонстрацию наглядных пособий и проведение опытов. Очень часто во время лекций учи­тель может обращаться к классу с вопросами, которые возбуждают интерес ребят. Так создаются какие-либо проблемные ситуации, затем учитель предлагает классу их разрешить.

Еще одним словесным методом является беседа. Ха­рактерный признак беседы — участие в ней как учителя, так и ученика. Учитель может задавать вопросы, а уче­ники на них отвечают. Существует не­сколько видов беседы: катехизическая, эвристическая, проверочная.. Катехизическая беседа в переводе с греческого языка, означает «я поучаю, я наставляю».Эвристическая беседа в переводе с греческого языка означает «я нахожу». Новые знания при его использовании приобретаются благодаря усилиям прежде всего учеников. Получают они их в процессе самостоятельного мышления.

Катехизическая беседа способству­ет развитию памяти и мышления учеников. В тот момент, когда ученики отвечают на вопросы учителя, они опира­ются уже на полученные ранее знания. Таким образом, происходит их переработка и систематизация. Использу­ется этот метод для проверки знаний учеников. Что же касается эвристической беседы, то она направ­лена на получение учениками новых знаний. Во время такой беседы развиваются и логические способности са­мостоятельного мышления.

Проверочная беседа служит для контроля уровня знаний учащегося. Знания ученика должны быть выражены не только в его собственной манере, но и со своими примерами. И учитель может убедиться, что ученик мыслит самостоятельно и понимает, о чем он говорит, а не просто заучивает темы.

Герме­ническая беседа. Главная цель этого мето­да — научить ребенка самостоятельно пользоваться кни­гами, моделями, картинами. Кроме того, с помощью такой беседы учитель учит и направляет своих подопеч­ных на правильное понимание и толкование текстов. Как и при остальных видах, в герменической беседе применя­ется вопросно-ответная форма. К этому виду беседы относят и объяснительное чтение.

2. Наглядные методы

Наглядные методы обучения способствуют усвоению учебного материала. Как правило, наглядные методы не используются отдельно от словесных и практических. Они предназначены для наглядно-чувственного знаком­ства с различного рода явлениями, предметами, процес­сами и т.д.

Наглядные методы принято делить на две группы:

- методы иллюстраций- Метод иллюстраций характеризуется показом различ­ного рода иллюстративных пособий, таблиц, схем, зарисо­вок, моделей, плакатов, картин, карт и т.д.

- методы демонстраций.Метод демонстраций — включением в учебный процесс приборов, опытов, кинофильмов, технических установок, диафильмов и т.д.

Используя наглядные методы, необходимо учитывать некоторые особенности:

♦ прежде всего надо брать во внимание возраст школьников;

♦ во всем должна быть мера, в том числе и при ис­пользовании наглядных пособий,

♦ наглядные пособия необходимо показывать так, чтобы их было видно каждому учащемуся;

♦ наглядные пособия призваны побуждать школьни­ков самим искать в них необходимую информацию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.