КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Словесные методы изложения
Вопрос. Метод обучения является одним из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое внимание исследователи уделяют выяснению как их сущности, так и функциям. Методы обучения — это сложное явление. То, какими они будут, напрямую зависит от целей и задач обучения. Чем же определяются методы обучения? Прежде всего это зависит от эффективности приемов обучения и преподавания. Вообще методом называется способ, или система приемов, с помощью которых достигается та или иная цель при выполнении определенной операции. Так что при определении сущности метода можно выявить два характерных его признака. Во-первых, здесь следует говорить о признаке целенаправленности действия, а во-вторых, о признаке его регуляции. Это так называемые стандартные характеристики метода вообще. Причем успех осуществления метода на практике и степень его эффективности напрямую зависят от усилий не только учителя, но и самого ученика. Исходя из наличия многочисленных признаков можно дать несколько определений понятию метода обучения. Согласно одной из точек зрения, метод обучения — способ организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Если подойти к определению с точки зрения логики, то метод обучения можно назвать логическим способом, который помогает овладевать определенными навыками, знаниями и умениями. Но каждое из этих определений характеризует лишь одну сторону метода обучения. Наиболее полно понятие было определено на научно-практической конференции в 1978 г. Согласно ей методами обучения называются «упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников». В рамках этого вопроса интересна и точка зрения Е.И. Петровского, который подходил к определению содержания и сущности методов обучения с общефилософской точки зрения. Он предлагал различать в методах обучения две категории — форму и содержание. Исходя из этого исследователь представлял метод обучения как «форму содержания обучения, соответствующую ближайшей дидактической цели, которую в данный момент обучения ставит учитель перед собой и учащимися». Существуют и другие концепции содержания обучения. Согласно одной из них методы обучения рассматриваются «как способы организации познавательной деятельности учащихся, обеспечивающие овладение знаниями, методами познания и практической деятельностью». Для специальных и гуманитарных наук методы обучения будут различными. Так, например, в биологии обязательно должны присутствовать эксперименты, исследования и наблюдения. При преподавании истории непременным условием должна быть работа со справочниками, газетами, журналами, составление схем, т.е. большая исследовательская деятельность, направленная на изучение исторических памятников. Без этой составляющей историю изучать невозможно. Изучая литературу, невозможно обойтись без глубокого анализа текста, исследования биографии самого писателя, исторической эпохи, в которой он жил. Принято различать методы учения и преподавания. Методы обучения содержат не только способы, но и описание того, как организовывать обучающую деятельность. Причем для обучения может быть выбран любой метод, все зависит от того, каких целей он хочет достичь. Хотя иногда для достижения успеха в обучающей деятельности необходим один определенный метод, а другие оказываются неэффективными. От чего же зависит выбор метода обучения? Во-первых, все определяется тем, какова цель обучения. Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности.
Метод обучения зависит: 6. от цели урока. Например, учащимся 5 класса необходимо усвоить спряжение глаголов. В этом случае ни беседа, ни связное повторение не поможет ученикам их закрепить. В этом случае самым действенным методом будет самостоятельная работа учеников, допустим, выполнение упражнений; 7. от этапа урока. Так, на начальном этапе — в период объяснения нового материала — используется метод беседы или сведения, данные в новой теме,предлагаются для домашнего закрепления. Следовательно, на занятии ученики уже будут понимать,о чем идет речь. Чтобы закрепить материал, предлагается выполнить ряд упражнений дома, вспомнить пройденное ранее. Помогает и беседа учителя с учениками; ' 8. от содержания обучения. Каждый предмет обладаетсвоими специфическими особенностями, соответственно, для его освоения требуется определенный метод. Например, при изучении физики и химии ученикам предлагается сделать ряд лабораторных работ. Благодаря этому они могут закрепить и применить полученные теоретические знания; - 10. от психических особенностей и возможностей учеников. У учеников старшего и младшего возраста они 11. от местных условий. Здесь играют роль как контингент детей, так и местные условия. Например, на 12. от наличия учебных пособий. Огромную роль в выборе метода обучения играет наглядное пособие. Бы 7) от личности учителя. Например, некоторые учителя могут очень долго и интересно объяснять тему, удерживая внимание класса до конца урока. Другим, напротив, живое, долгое общение дается с трудом. Поэтому вполне естественно, что они будут использовать другой метод, для них более приемлемый. Но это вовсе не означает, что учитель должен пользоваться одними и теми же методами, которые ему нравятся. Нужно применять лучшие,- в результате чего будет повышаться эффективность обучения. Выбор метода индивидуален для каждого учителя и для каждого случая.
КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Существует несколько видов классификации методов обучения. Например, поначалу попытались классифицировать методы с точки зрения учебной деятельности. Согласно ей они делятся на две группы. ♦ Метод готовых знаний. В этом случае учащиеся воспринимают, заучивают и осознают информацию, переданную учителем. ♦ Исследовательский метод. Направлен он на самостоятельное изучение материала и приобретение знаний. . Некоторые ученые в соответствии с источниками знаний подразделяют методы на три категории: · словесные; · наглядные; · практические. Существует и классификация методов обучения согласно дидактическим задачам. В итоге получается следущее. 1. приобретение учащимися знаний: а) подготовка учеников к выслушиванию объяснения учителя. Методы: предварительные наблюдения, предварительное чтение материала; б) изложение знаний учителем. Методы: объяснение, рассказ, беседа, лекция, показ учебных пособий, наглядных объектов, проведение опытов; в) обдумывание темы, изложенной учителем, и ее закрепление на практике. Метод: изучение книжного и учебного материала, г) получение знаний учениками без предварительного объяснения учителем. Методы: работа скнигами, учебниками, практические опыты. · формирование у учащихся навыков и умений. Метод: выполнение упражнении. · применение учениками знаний на практике. Метод: составление и решение задач, проведение лабораторных и творческих работ. 4. закрепление полученных знаний и умений на практике. Методы: чтение учебного материала, повторное проведение некоторых практических работ и выполнение упражнений, проведение бесед. Заключительные беседы по изученному ранее материалу. 5. проверка знаний и умений на практике. Методы: устный опрос изученного материала, текущая проверка знаний посредством наблюдения. Выполнение письменных и практических контрольных работ.
Существует и еще одна классификация, которую предложили исследователи И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. По их мнению, методы обучения — это способы организации познавательной деятельности учащихся, с помощью которых в процессе обучения происходит овладение знаниями, умениями и навыками. 1. Объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный, метод. Этот метод связан прежде всего с усвоением учениками уже готовых знаний. Эти знания сообщает им учитель в разнообразных формах, а они, соответственно, эти знания воспроизводят.
17. Проблемный метод. В этом случае ученики активно участвуют в обсуждении и решении различного рода учебных проблем. Эти проблемы выдвигает сам учитель в познавательных целях. 18. Исследовательский метод. Здесь проблему решают сами учащиеся. Учитель же играет роль организатора самостоятельной поисковой деятельности учеников. 19. Частично-поисковый метод. Это более доступный и простой метод по сравнению с исследовательским. В связи с этим некоторые дидакты предлагают использовать следующее деление методов обучения: словесные, наглядные, практические. Но следует отметить, что все эти методы используются в совокупности или в различных сочетаниях. Существует и еще одна классификация методов обучения, предложенная М.И. Махмутовым. Она представляет собой своеобразный вариант классификации, разработанный И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Ее автор выделяет четыре метода обучения, которые он называет так: ♦ информационно-исполнительский; ♦ объяснительно-репродуктивный; ♦ информационно-поисковый; ♦ побуждающе-исследователъский. Известна и еще одна классификация, по которой методы обучения делятся на три большие группы: · методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Они способствуют обеспечению процесса опосредования личностью учебной информации; · методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Они обеспечивают важнейшие функции регулировки учебного процесса, а также его познавательную, волевую и эмоциональную активизацию; · методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательного процесса. Они помогаютучителю контролировать учебную работу учащихся, а также осуществляют самоконтроль учеников. В каждой из этих групп учитывается тесное взаимодействие между учениками и учителем. В каждой группе методов можно выделить подгруппы. В первой группе (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности) рассматривают перцептивные методы. Ко второй подгруппе относятся логические методы, или, как их еще называют, методы организации и осуществления мыслительной деятельности индуктивного, дедуктивного и другого характера. Третью подгруппу составляют гностические методы, методы репродуктивного и поискового характера. Последними в эту группу включены методы управления в обучении или, другими словами, методы управляемой и самоуправляемой учебно-практической деятельности. Говоря же о методах стимулирования и мотивации, следует различать несколько подгрупп. Так, выделяются следующие две подгруппы: ♦ методы формирования интереса к учению; ♦ методы развития долга и ответственности в учении. Помимо всех перечисленных выше методов обучения, стимулирующих работу учеников, существуют и специфические, направленные на усвоение знаний и умений и выполняющие функцию развития познавательного интереса. К.такого рода методам можно отнести следующие методы: ♦ познавательных игр; ♦ учебных дискуссий; ♦ создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, а также занимательности, опоры на полученный ранее жизненный опыт, познавательной новизны. К контролю и самоконтролю относят методы: ♦ устного контроля; ♦ письменного контроля;
♦ лабораторно-практического контроля; ♦ программированного и непрограммированного контроля; ♦ самоконтроля и т.д. К словесным методам изложения принято относить рассказ, беседу, объяснение и школьную лекцию. Продолжительность рассказа должна быть не более 10—15 мин для начальных классов и 30—40 — для старших. Особую роль здесь играют наглядные средства, внесение элементов беседы, а также подведение итогов и выводов к сказанному. Учебная лекция п рименяется обычно в старших классах. Ее отличают экономичность во времени, большая научная строгость в изложении учебного материала и огромное воспитательное значение для учеников. Как правило, темами для лекций являются фундаментальные разделы учебного курса. Лекция допускает использование кинофильмов, демонстрацию наглядных пособий и проведение опытов. Очень часто во время лекций учитель может обращаться к классу с вопросами, которые возбуждают интерес ребят. Так создаются какие-либо проблемные ситуации, затем учитель предлагает классу их разрешить. Еще одним словесным методом является беседа. Характерный признак беседы — участие в ней как учителя, так и ученика. Учитель может задавать вопросы, а ученики на них отвечают. Существует несколько видов беседы: катехизическая, эвристическая, проверочная.. Катехизическая беседа в переводе с греческого языка, означает «я поучаю, я наставляю».Эвристическая беседа в переводе с греческого языка означает «я нахожу». Новые знания при его использовании приобретаются благодаря усилиям прежде всего учеников. Получают они их в процессе самостоятельного мышления. Катехизическая беседа способствует развитию памяти и мышления учеников. В тот момент, когда ученики отвечают на вопросы учителя, они опираются уже на полученные ранее знания. Таким образом, происходит их переработка и систематизация. Используется этот метод для проверки знаний учеников. Что же касается эвристической беседы, то она направлена на получение учениками новых знаний. Во время такой беседы развиваются и логические способности самостоятельного мышления. Проверочная беседа служит для контроля уровня знаний учащегося. Знания ученика должны быть выражены не только в его собственной манере, но и со своими примерами. И учитель может убедиться, что ученик мыслит самостоятельно и понимает, о чем он говорит, а не просто заучивает темы. Герменическая беседа. Главная цель этого метода — научить ребенка самостоятельно пользоваться книгами, моделями, картинами. Кроме того, с помощью такой беседы учитель учит и направляет своих подопечных на правильное понимание и толкование текстов. Как и при остальных видах, в герменической беседе применяется вопросно-ответная форма. К этому виду беседы относят и объяснительное чтение. 2. Наглядные методы Наглядные методы обучения способствуют усвоению учебного материала. Как правило, наглядные методы не используются отдельно от словесных и практических. Они предназначены для наглядно-чувственного знакомства с различного рода явлениями, предметами, процессами и т.д. Наглядные методы принято делить на две группы: - методы иллюстраций- Метод иллюстраций характеризуется показом различного рода иллюстративных пособий, таблиц, схем, зарисовок, моделей, плакатов, картин, карт и т.д. - методы демонстраций.Метод демонстраций — включением в учебный процесс приборов, опытов, кинофильмов, технических установок, диафильмов и т.д. Используя наглядные методы, необходимо учитывать некоторые особенности: ♦ прежде всего надо брать во внимание возраст школьников; ♦ во всем должна быть мера, в том числе и при использовании наглядных пособий, ♦ наглядные пособия необходимо показывать так, чтобы их было видно каждому учащемуся; ♦ наглядные пособия призваны побуждать школьников самим искать в них необходимую информацию.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |