1. Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
2. Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
Функции
Ключевые институты
Сферы общества
Основные роли
Физические черты
Символичес-кие черты
Другие институты данной сферы общества
Забота, воспитание детей
Семья,
Наследование
Социальная (семейно-брачные отношения)
Отец
Мать
Ребенок
Дом
Обстановка
Кольца
Обручение
Контракт
Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др.
Добывание пищи, одежды, жилья
Собственность
Экономичес-кая сфера
Работодатель
Наемный работник
Покупатель
Продавец
Фабрика
Офис
Магазин
Деньги Торговля
Реклама
Деньги, обмен, хозяйственные отношения и др.
Поддержание законов, правил и стандартов
Власть
Государство
Политическая сфера
Законодатель
Субъект права
Общественные здания и места
Флаг
Хартия
Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др.
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры
Религия
Духовная сфера
Священник
Прихожанин
Собор
Церковь
Крест
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам
Образование
Духовная сфера
Учитель
Ученик
Школа
Колледж
Учебник
Диплом
Степень
Общественное мнение, СМИ и др.
В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья.
Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
Социальные институты:
• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;
• включают систему санкций — от правовых до морально-этических;
• упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
3. Типы функций социальных институтов:
Явные – заявлены официально, признаны и контролируются обществом
Скрытые – выполняются скрыто или непреднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).
Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
4. Значение социальных институтов. Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;
деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;
ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
2. Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)
в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
3. Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):
материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира
духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Это деление условно.
4. Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.
5. Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.
6. Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.
7. Элементами духовной жизни общества принято считать также:
- духовные потребности; - духовную деятельность и производство (наука, искусство, религия – воспроизводство общественного сознания); - духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности); - духовное потребление (всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага – всеобщее достояние); - духовные отношения (духовные общественные связи индивидов); проявления межличностного духовного общения.
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
8. Формы и разновидности культуры. Типология культур:
национальная – мировая;
светская – религиозная;
восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы)
Характер
Коммерческий (невозможно без СМИ)
Некоммерческий
Некоммерческий
Уровень сложности
Низкий
Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение)
-
Аудитория
Массовая
Узкая
Широкая
Взаимодействие
Тесное взаимодействие и взаимодополнение
1. Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)
Клиповое мышление 2.Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности. 3.Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:
рост жизненного уровня;
развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
возрастание роли и значения свободного времени, досуга.
Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
14. Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление