Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Понятие общественного прогресса.
1. Различные взгляды на направленность общественного развития 1.1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорот. 1.2. Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах общества. 1.3. Французские просветители — непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества. 1.4. Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем). 2. Понятие прогресса и регресса. Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
3. Традиционные критерии прогресса: - развитие человеческого разума - совершенствование нравственности людей - прогресс науки и техники - развитие производительных сил, включая самого человека - возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку 4. Относительность прогресса: Есть области, к которым понятие прогресса не применимо 5. Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет. 6. Гуманистические критерии прогресса: - средняя продолжительность жизни человека, - детская и материнская смертность, состояние здоровья, - уровень образования, - развитие различных сфер культуры, - чувство удовлетворенности жизнью, - степень соблюдения прав человека, - отношение к природе и др.
I. Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация
1. Реформы, их виды и направления.
1.1. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)
1.2. Виды реформ:
Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)
Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III )
1.3. Направления реформ
Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)
Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)
Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
2. Революции и их виды.
2.1. Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
2.2. Виды революций:
Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.)
Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)
3. Инновации. В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа — инновация», где инновация –рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
4. Модернизация. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Классические теории модернизации:
«первичная» модернизация (развития западного капитализма).
«вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
1. Различные классификации обществ
Критерий
Типы обществ
Наличие письменности
Дописьменные
Письменные
Число уровней управления обществом и степень его дифференциации
Простые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных)
Сложные (несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения)
Уровень развития
Развитые, развивающиеся, отсталые общества
Формационный признак
Бесклассовые общество:
первобытное общество,
коммунистическое общество
Классовые общества:
рабовладельческое общество,
феодальное общество,
капиталистическое общество,
2. Формационный и цивилизационный подходы
Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой
Структура:
Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него
Способ производства
Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства)
Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду
Производственные отношения – отношения людей, складывающиеся в процессе производства
Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя принадлежность того или иного общества.
3. Традиционное, индустриальное, информационное общество
Линии сравнения
Традиционное
(доиндустриальное)
Индустриальное
Постиндустриальное
(информационное)
Основной фактор производства
Земля
Капитал
Знания
Основной продукт производства
Пища
Промышленные изделия
Услуги
Характерные черты производства
Ручной труд
Широкое применение механизмов, технологий
Автоматизация производства, компьютеризация общества
Характер труда
Индивидуальный труд
Преимущественно стандартная деятельность
Резкое повышение творческого начала в труде
Занятость населения
Сельское хозяйство — около 75%
Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — 85%
Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, услуги — около 66%
Основной вид экспорта
Сырье
Продукты производства
Услуги
Социальная структура
Сословия, классы, включенность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность
Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур
Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации
Продолжительность жизни
40—50 лет
Свыше 70 лет
Свыше 70 лет
Воздействие человека на природу
Локальное, неконтролируемое
Глобальное, неконтролируемое
Глобальное, контролируемое
Взаимодействие с другими странами
Несущественное
Тесная взаимосвязь
Открытость общества
Политическая жизнь
Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй
Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство
Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса»
Духовная жизнь
Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью
Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов
Особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование
1. Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.
Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.
2. Основные причины глобализации:
Переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям
Использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения
Переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбор
Переход от централизации экономики к ее децентрализации
Переход от национальной экономики к мировой
3. Основные направления глобализации
Деятельность транснациональных корпораций
Глобализация финансовых рынков
Глобализация миграционных процессов
Мгновенное перемещение информации
Международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов
Создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.
4. Последствия процесса глобализации
Позитивные
Негативные
• Стимулирующее влияние на экономику:
— появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле;
— возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;
— снижение издержек производства;
— появление возможностей для дальнейшего развития производства;
— рост прибыли;
— концентрация усилий на разработке новых передовых технологий;
— плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования.
• Сближение государств
• Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике
• Возникновение социокультурного единства человечества
• Насаждение единого стандарта потребления
• Создание препятствий для развития отечественного производства
• Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран
• Навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества
• Оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах
• Утрата каких-то специфических черт национальных культур
5. «Глобальные проблемы» (термин появился в конце 1960-х гг. — совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.
6. Эти проблемы являются глобальными, потому что:
затрагивают все человечество;
проявляются как объективный фактор развития общесмтва;
настоятельно требуют решения;
предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);
от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации.
7. Причины глобальных проблем:
активный преобразующий характер деятельности человечества;
противоречия и конфликты становятся из локальных общемировыми из-за растущей взаимозависимости человечества.
8. Главные (приоритетные) глобальные проблемы
Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны
Демографическая
Преодоление отсталости развивающихся стран
Продовольственная
Сырьевая
Энергетическая
Экологическая
Использования Мирового океана
Мирового освоения космоса
Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.
9. Основные направления разрешения глобальных проблем
Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах.
Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем
Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации.
Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень
Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.
Четкая международная система прогнозирования.
Глава 2. Экономика
Тема 1. Экономика: наука и хозяйство
Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила):
I. система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.
Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.
II. наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности
I. Экономика как система хозяйствования (общественного производства):
1. Экономическая деятельность – это производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.
производство (процесс создания экономических благ и услуг);
распределение (разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве);
обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт);
потребление (стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта).
2. Производство:
Материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание))
Нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т. д.)
Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».
Товар — продукт труда, произведенный для продажи на рынке. Признаки товара:
должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью — овеществленным в товаре трудом);
должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью – полезностью для потребителя);
должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью)
Услуга — результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.
3. Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Кривая производственных возможностей. Дефицит ресурсов.
Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.
Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.
Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства (см. п. 2.2.).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление