Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания и решение ситуации




Постановка задачи

Используя исходные данные: а) оцените степень сплоченности группы; б) выявите «социометрические позиции» членов группы по признакам симпатии - антипатии; в) выявите существующие внутригрупповые подсистемы, или очаги неформальной сплоченности, разобщенности группы.

Количественными характеристиками межличностных отношений являются социометрические индексы, которые можно разделить на два класса. Первый класс - персональные социометрические индексы, отражающие индивидуальные социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в отношении к членам группы. Второй класс - групповые индексы, характеризующие группу в целом.

Таблица 8.2

ГРУППОВАЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МАТРИЦА

Структура анализируемых групповых отношений может быть наглядно представлена и в графической форме, в виде социограммы (рис. 8.1). Визуальный анализ социограммы позволяет судить о сложившихся взаимоотношениях в группе в аспекте того, как члены группы выбирают и кого, кто более активно выбирается, кто чаще отвергается.

Представленная социограмма может быть упрощена (и соответственно, упрощен проводимый анализ групповых отношений), если отдельно представить существующие «положительные» (рис. 8.2) и «отрицательные» (рис. 8.3) связи.

По количеству отданных выборов можно судить о степени и характере потребности отдельных членов и группы в целом в общении. В нашем примере члены группы, стоящие в списке под № 1, 3-6, проявляют умеренную потребность в общении (два-три отданных выбора из пяти возможных). Денисов (№ 2) обнаруживает по результатам анализа наименьшую потребность в общении.

- положительное отношение;

- отрицательное отношение;

- взаимоположительное отношение;

- взаимоотрицательное отношение.

Рис. 8.1. Социограмма групповых отношений

Рис. 8.2. Положительные выборы по критерию

Рис. 8.3. Отрицательные выборы по критерию

По количеству полученных выборов можно судить о характере и степени влияния того или иного члена группы на других коллег по работе.

Используя данные табл. 8.2 и социограммы, можно сделать вывод о том, что наивысшим статусом в группе обладает Гусев (№ 3) - три положительных выбора. Члены группы - Гусев, Новиков и Зимин образуют неформальную группу, выбирая друг друга. Глазунов (№ 1) и Давыдов (№ 6) испытывают взаимную неприязнь. Из социограммы видно, что в сложившихся отношениях сотрудники (№ 2, 3 и 6) могут работать в единой рабочей группе, так как имеют замкнутый контур положительных выборов. Единая рабочая группа с учетом сложившихся отношений не может быть сформирована из сотрудников № 1, 3 и 6.

Сплоченность группы может быть охарактеризована соотношением положительных, отрицательных и нейтральных выборов. Используя исходные данные, можно получить следующие соотношения.

 

Всего получено выборов по группе В том числе
положительных отрицательных нейтральных
шт. % шт. % шт. % шт. %
               

По полученным результатам группа характеризуется средней степенью сплоченности (57% составляют нейтральные выборы и только 33% положительных выборов).

Интегральную характеристику сплоченности в группе можно получить с помощью индекса сплоченности группы (Iгр). Он рассчитывается как отношение разности взаимоположительных и взаимоотрицательных выборов по группе к общему количеству всех возможных выборов:

где ВП - число взаимоположительных выборов в группе; ВО - число взаимоотрицательных выборов в группе; N - число членов группы, участвовавших в опросе.

В нашем примере

Полученное значение Iгр подтверждает ранее сделанный вывод о невысоком уровне сплоченности группы:

Анализ уровня связанности группы по выделенному критерию следует проводить, используя индекс социометрической когерентности (Iког). Данный индекс можно рассчитать как отношение количества отданных (или полученных) выборов к общему количеству всех возможных выборов:

где Ко - число отданных выборов по группе;

Кп - число полученных выборов по группе;

N - число членов группы, участвовавших в опросе.

В нашем примере

Сплоченность группы может быть изменена с помощью индекса взаимности (Iв). Сплоченность группы проявляется прежде всего в количестве взаимоположительных связей, поэтому индекс сплоченности рассчитывается по формуле

В нашем примере

Это невысокое значение межгрупповой взаимности.

Наиболее распространенными персональными социометрическими индексами являются социометрический статус члена группы, индекс эмоциональной экспансивности и индекс объема взаимодействия.

Социометрический статус (Ci) отражает отношение членов группы к каждому ее представителю:

где - количество голосов (выборов), полученных i-м членом группы.

Одновременно принято исчислять положительный и отрицательный статусы, являющиеся частями общего социометрического статуса индивида:

где - положительный (отрицательный) социометрический

статус i-го члена группы;

- количество положительных выборов, полученных i-м членом группы;

- количество отрицательных выборов, полученных i-м членом группы.

Для характеристики степени активности каждого члена группы, его отношения к окружающим можно использовать индекс эмоциональной экспансивности (Ё(), исчисляемый по формуле

где - количество выборов (голосов), отданных i-м членом

группы.

Аналогично рассчитываются индексы положительной и отрицательной экспансивности:

где - положительный (отрицательный) индекс эмоциональной экспансивности;

- количество положительных выборов, отданных i-м членом группы;

- количество отрицательных выборов, отданных i-м членом группы.

Дополняет эти социометрические показатели индекс объема взаимодействия (А;), который характеризует каждого члена группы одновременно и как субъекта выбора, и как объекта:

где - количество положительных выборов, полученных i-м членом группы;

- количество отрицательных выборов, полученных i-м членом группы.

В табл. 8.3 приведены расчетные значения указанных выше персональных социометрических индексов для нашего примера.

Если расположить полученные значения индекса взаимности членов группы в порядке убывания, то можно сформировать относительные оценки авторитетности.

Социометрические соотношения довольно динамичны вследствие изменчивости отношений людей, их взглядов, восприятия происходящих событий и т.д. В этой связи не следует абсолютизировать возможности и результаты социометрического анализа. Их следует рассматривать как первичную информацию для более содержательного анализа отношений в рабочем коллективе.

Таблица 8.3

ЗНАЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ИНДЕКСОВ

 

 

 

№ п/п Члены группы Социометрический статус Эмоциональная экспансивность Индекс объема взаимодействия
положительный отрицательный общий положительная отрицательная общая
  Глазунов   0,2 0,2 0,2 0,4 0,6 -0,2
  Денисов 0,4   0,4 0,2   0,2 +0,4
  Гусев 0,6 0,2 0,8 0,6   0,6 +0,4
  Новиков 0,4   0,4 0,4   0,4 +0,4
  Зимин 0,4   0,4 0,4   0,4 +0,4
  Давыдов 0,2 0,2 0,4 0,2 0,2 0,4  

8.1.2. Задача «Повышение активности подчиненных»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 89; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.