КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выполнение работы
Реле в схемах управления приводом Показательными являются примеры практического использования э/м реле для управления электрическими двигателями, как в режиме ручного управления, так и для случаев автоматического управления. Электрические двигатели, системы привода на их основе являются, без преувеличения, самыми распространенными устройствами, используемыми в промышленности. Если рассматривать строительную отрасль, то и на предприятиях индустриального строительства, и на строительной площадке, и во многих строительных машинах электропривод применяется самым широким образом. Особенностью электродвигателей, как потребителей электроэнергии, являются два фактора: - большая величина потребляемого тока, особенно в момент пуска двигателя (пусковой ток может превышать рабочий в 10-30 раз); - зависимость величины потребляемого тока от величины тормозящего момента на валу (при полном затормаживании двигателя, потребляемый им ток будет равен пусковому, что в течение короткого времени может привести к сильному нагреву и повреждению обмоток двигателя). Большой пусковой ток может создавать сильное искрение -дугу в коммутирующих элементах цепи двигателя, а это способствует быстрому разрушению (обгоранию) этих элементов. По этой причине для двигателей мощностью более 0,5-1 КВт, как правило, обычные ручные выключатели не применяются, а используют специальные э/м реле - МАГНИТНЫЕ ПУСКАТЕЛИ. Отличительной особенностью магнитного пускателя являются мощные, массивные контакты и усиленный электромагнит, позволяющий замыкать-размыкать контакты за очень короткое время (в результате чего они не успевают обгорать). В некоторых случаях применяют дополнительные меры для гашения дуги на контактах, например т.н. "магнитное дутье". Суть его в том, что возле каждого контакта пускателя специальной катушкой создается магнитное поле, которое возникающую электрическую дугу, представляющую собой плазменный проводник тока, "выталкивает" из зоны контакта. Необходимо заметить, что весьма полезным для повышения безопасности эксплуатации различных электроустановок является отсутствие, как у обычных э/м реле, так и у магнитных пускателей, электрической связи между обмоткой электромагнита и контактными группами. Это позволяет цепи электромагнита и кнопок управления питать током низкого напряжения (12, 24 или 36 вольт), а силовые цепи, - через контакты, током повышенного напряжения - 220, 380, 660 вольт и выше. Реле, катушки которых питаются переменным током, имеют свои конструктивные особенности. Для исключения его нагрева сердечник электромагнита набирается из пластин электротехнической стали. Для предупреждения вибрации полюс сердечника раздваивается и на одну половину надевается короткозамкнутый виток из меди. Вследствие этого магнитный поток, создаваемый катушкой, раздваивается на два потока, сдвинутых по фазе из-за различия магнитных сопротивлений частей сердечника. Поэтому тяговое усилие электромагнита никогда не падает до нуля и, таким образом, в значительной степени устраняется вибрация якоря. Обычно, переменным током питаются катушки магнитных пускателей, что и создает характерный звук (гул) при их работе. Специфическим устройством, которое используется в схемах управления электродвигателями, является ТЕПЛОВОЕ РЕЛЕ. Основой его конструкции является БИМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ пластинка, механически связанная с единственным контактом этого реле. Рядом с биметаллической пластинкой расположена нагревательная спираль. Если ток, проходящий через спираль достаточно большой, то за счет выделяющегося тепла нагревается биметаллическая пластинка, изгибается и размыкает связанный с ней контакт. Нагревательная спираль обычно включается в цепь двигателя, а размыкающийся контакт устанавливают в цепях катушки магнитного пускателя. Если ток, потребляемый электромотором, из-за повышенной механической нагрузки, превысит некоторый предел, контакт теплового реле выключит магнитный пускатель и, тем самым, отключит двигатель от сети. На рис. 2.5 приведена типовая схема управления трехфазным асинхронным двигателем Ml. КМ1, КМ2 - катушки двух магнитных пускателей; КК1, КК1’ - нагревательные спирали теплового реле, КК1.1 - его контакт.
Рис. 2.5. Типовая схема управления реверсным электроприводом При нажатии на кнопку SB2 включается пускатель КМ1, контактами КМ1.1, КМ 1.2, КМ1.3 замыкает цепь питания двигателя Ml, контактом КМ 1.4 замыкает цепь самоблокировки, в результате чего кнопку можно отпустить. Кнопка SB1 позволяет выключить двигатель. При нажатии кнопки SB2 включится пускатель КМ2 и контактами КМ2.1... КМ2.3 подключит двигатель к сети таким образом, что будет изменен на обратный порядок чередования фаз токов в его обмотках, что приведет к вращению его в обратную сторону, разомкнувшийся контакт КМ2.5 не позволит включить пускатель КМ1 и, тем самым, позволит избежать короткого замыкания в цепях двигателя. При перегрузке двигателя нагреются спирали теплового реле КК1, разомкнётся контакт КК1.1 и будет отключен магнитный пускатель. Подобная схема реверсивного управления двигателем может применяться, к примеру, для привода лебедки подъемного крана. Необходимо отметить ещё одну эксплуатационную особенность применения схемы самоблокировки в промышленных агрегатах: при отключении и повторном включении напряжения питающей сети, схема блокировки "не позволит" устройству включиться самостоятельно, необходимо нажать кнопку SB2 или SB3. Это является фактором повышения безопасности эксплуатации привода. На рис. 2.6. приведена схема автоматизированного компрессора. Двигатель М вращает механизм воздушного насоса, который нагнетает воздух в ресивер, из которого сжатый воздух поступает потребителю. Рис. 2.6. Автоматизированный компрессор ЭКМ – электроконтактный манометр; М – двигатель компрессора.
На ресивере установлен электроконтактный манометр (ЭКМ), представляющий собой пружинный манометр, измерительный механизм которого связан с двумя контактными группами S1 и S2. Состояние контактов изменяется в зависимости от величины давления Р. Если давление Р ниже, чем Рmin, то S1 разомкнут, если Р превышает Рmin, то он замыкается. Аналогично действует и S2: при P<Pmax S2 разомкнут, при Р>Pmax - замкнут. Если давление в ресивере ниже Pmin, то замкнутый контакт К1.1 включает магнитный пускатель КМ1, который замыкает цепь питания двигателя компрессора, давление воздуха начинает возрастать. Когда давление превышает Рmin, но остается ниже Pmax, двигатель продолжает работать за счет замкнутого контакта самоблокировки КМ1.4. При достижении давлением значения Pmax замыкается S2, срабатывает реле К2 и контактом К2.1 размыкает цепь катушки КМ1, двигатель выключается и остается выключенным, пока давление не упадет ниже Рmin. Затем весь цикл повторяется. Назначение и работа теплового реле КК1 такое же, как и в схеме рис. 2.5. Питание катушек реле и силовых цепей двигателя, как и в схеме на рис. 2.5. от различных источников тока, позволяет повысить безопасность эксплуатации агрегата и его надежность. Обратите внимание на отсутствие каких-либо выключателей и кнопок; при подаче питания система сразу работает в автоматическом режиме.
2.1.3. Силовые полупроводниковые вентили в цепях управления электропитанием Рассмотренные выше электромагнитные реле и магнитные пускатели давно и надежно удерживают позиции одних из самых распространенных элементов в устройствах промышленной автоматизации. Но во многих случаях они уже не в состоянии удовлетворять возрастающим требованиям, в первую очередь по быстродействию, которые предъявляются к коммутирующим элементам в современных и вновь разрабатываемых устройствах автоматизации. Быстродействие, способность с большой частотой замыкать и размыкать электрические цепи, позволяет очень эффективно (практически без потери энергии) и в больших пределах управлять мощностью тока потребителя. Необходимость в плавном регулировании величиной тока в цепи может потребоваться, к примеру, при управлении скоростью вращения двигателей (особенно в транспорте), мощностью нагревателей или электродного прогрева бетона, режимом электродуговой и контактной сварки, режимом установок индукционного нагрева, осветительными установками и др. Современная технология полупроводников предоставляет такие возможности. Основой полупроводниковых коммутирующих элементов является кристалл полупроводникового материала (обычно кремния [Si]), в котором на стадии изготовления формируются слои со строго дозируемым содержанием других, легирующих элементов. Образовавшаяся многослойная структура обладает свойством изменять степень своей электропроводности в широких пределах: практически от непроводящего состояния (изолятор), до высокой проводимости, причем переход из одного состояния в другое может производиться за счет внешнего воздействия слабым электрическим током. Речь идет о транзисторных и тиристорных вентилях. В устройствах управления мощными потребителями энергии обычно используются тиристорные вентили (тиристоры). Тиристорные вентили, кроме управления средним значением тока в цепи, могут одновременно производить преобразование переменного тока в постоянный, т.е. выполнять функцию управляемого выпрямителя. Современные вентили могут коммутировать токи до нескольких тысяч ампер при напряжении до 10 киловольт и выше, с частотой до нескольких тысяч герц. На рис. 2.7. приведен пример схемы управления электрическим двигателем постоянного тока. Цепь двигателя М запитывается от источника переменного напряжения Un, тиристорный вентиль VS1 используется как управляемый выпрямитель. Управление средней величиной тока iM в цепи двигателя производится изменением соотношения времени замкнутого t3 и разомкнутого tр состояния вентиля, путем изменения момента подачи импульса управления в цепи управляющего электрода. На графике 1 представлена временная диаграмма переменного напряжения источника питания. На графике 2 показана последовательность импульсов управления в цепи управляющего электрода тиристорного вентиля. В момент появления управляющего импульса тиристор переходит в проводящее состояние и сохраняет это состояние и после исчезновения сигнала управления до того момента, пока ток в цепи вентиля (и двигателя) не упадет до нуля.
Рис. 2.7. Тиристорное управление приводом а – схема управления двигателем; б – временные диаграммы напряжений и токов в схеме. Таким образом, чем позже, после появления положительного значения напряжения питания будет поступать импульс управления, тем меньше времени в течение положительного полупериода напряжения питания тиристор будет находиться в проводящем состоянии, и тем меньшим будет среднее значение тока в цепи. Чем больше величина t, тем больший ток пропускается через двигатель. На графике 3 показана временная диаграмма импульсов тока через двигатель. На графике 4 - усредненное за несколько периодов значение тока. Схему (рис. 2.7.а.) можно условно представить в виде рис. 2.8. При подаче импульса управления, срабатывает реле К и остается во включенном состоянии за счет блокирующего контакта 2 до момента падения тока в цепи двигателя до нулевого значения. Импульс управления необходимо подавать в течение каждого положительного полупериода напряжения питания. Диоды VD1 VD2 выполняют функцию развязки цепей, т.е. не позволяют напряжению питания цепи двигателя Un попасть в цепь управления. Разумеется, эта эквивалентная схема является лишь моделью, позволяющей разобраться в функционировании схемы управления, а не реальной схемой тиристорного устройства управления двигателем; физически внутреннее устройство тиристора не содержит ни контактов, ни катушек электромагнитов. Для сравнения приведем некоторые характеристики э/м реле и тиристорного вентиля. Типовые, средние значения временных параметров срабатывания для реле следующие: частота срабатывания 1-5 Гц, время срабатывания – 10-2 - 10-1 сек., число срабатываний - 105- 106. Для тиристорного вентиля: частота срабатываний -103-104Гц, время срабатывания - 10-5 - 10-4 сек, число срабатываний не ограничено. Приведенные параметры показывают, что даже на промышленной частоте 50 Гц, электромагнитные реле не в состоянии обеспечить нормальное функционирование по схеме рис. 2.8 в режиме управления мощностью тока. Как видно из приведенных выше диаграмм (рис. 2.7.б.), схема формирования импульсов управления должна отслеживать моменты нулевого значения напряжения питания и формировать кратковременные импульсы тока через определенные интервалы времени. А это значит, что и схема формирования должна быть быстродействующей. Реальные устройства выполняются на основе полупроводниковой технологии, а в последние годы - микроэлектронной технологии, где вся схема, состоящая из многих десятков и даже тысяч элементов, выполнены вместе с соединениями на общем кристалле полупроводника. Рис. 2.8. Эквивалентная схема вентильного управления двигателем Кроме возможности управления мощностью тока потребителя, силовые полупроводниковые вентили позволяют производить и управление частотой переменного тока, замыкая и размыкая с соответствующей частотой силовые цепи. В этом случае вентили работают в качестве инверторов - устройств преобразования постоянного тока в переменный. Это открывает возможность бесступенчатого (плавного) управления частотой вращения асинхронных и синхронных двигателей переменного тока без необходимости коммутации секций их обмоток. При всех достоинствах рассмотренных элементов, им присущи и некоторые недостатки: полупроводники очень чувствительны даже к кратковременным перегрузкам по напряжению и току. Это заставляет разработчиков предусматривать специальные меры их защиты, что заметно усложняет и удорожает устройства. Во-вторых, ремонт таких устройств требует от персонала на порядок более высокой квалификации, вплоть до инженерной и использования специальной приборной техники. Неосторожное и неквалифицированное "вторжение" к полупроводниковым элементам может мгновенно привести к фатальным (для полупроводников) результатам. Такие, бытовавшие в прошлом «традиционные» приемы проверки электрических цепей с помощью лампы или даже «на искру» могут приводить к серьезным повреждениям полупроводниковых устройств, вплоть до полной неремонтопригодности. И, в тоже время, при соблюдении условий эксплуатации и требований современной технологии их обслуживания и ремонта, полупроводниковые устройства автоматики могут надежно работать десятилетиями. Это подтверждается лучшими образцами отечественной и импортной техники. Заканчивая тему вентильного управления электрической мощностью, коснемся вопроса экономии электроэнергии. Знакомясь с изложенным выше материалом, может сложиться мнение, что управление величиной тока достигается чрезвычайно сложным и, разумеется, дорогим способом. Ведь, казалось бы, достаточно в цепь двигателя или другого потребителя включить регулируемый реостат и цель достигнута. Да, она будет достигнута, но при этом, за такую простоту придется заплатить (а точнее платить постоянно), т.к. значительная часть мощности тока будет выделять в виде тепла в самом реостате. Наихудший случай будет иметь место, когда потребителю будет поступать половина от максимальной мощности тока, т.к. точно такая же половина будет рассеиваться в виде тепла реостатом. А вентиль может иметь либо бесконечно большое сопротивление (Rт = ∞), когда тиристор заперт, либо, когда он открыт, -почти нулевое сопротивление (Rт ≈ 0), и в том и в другом случаях мощность выделяемая на нем Рт (Pт = i2∙Rт ) будет незначительной. Что касается сложности таких устройств, то это понятие относительное, что вчера казалось сложным, сегодня выглядит привычным и простым. Развитие и совершенствование технологии полупроводниковой микроэлектроники привели к значительному опережению в развитии их "интеллектуальных" качеств в сравнении со стоимостью, это в полной мере касается и устройств управления промышленными приводами и другими мощными потребителями энергии.
2.2.1. Ознакомиться с конструкциями и принципом работы э/м реле и магнитных пускателей на лабораторном стенде. 2.2.2. Собрать схему установки по рис. 2.9 на реле МКУ-48. 2.2.3. Подключить собранную схему к клеммам источников тока на панели установки. Подключить вольтметр. Включить источник тока, установить напряжение питания 20 вольт. Убедиться в правильной работе схемы, нажимая кнопку SB1. Рис. 2.9. Схема включения реле МКУ-48
2.2.4. Установить минимальное напряжение питания (6 вольт). 2.2.4.1. Удерживая кнопку SB1 и плавно повышая напряжение питания до 24 вольт, зафиксировать напряжение срабатывания реле (замыкание контакта К 1.1 и размыкания К 1.2). 2.2.4.2. Плавно снижая напряжение питания от 24 вольт до минимального значения зафиксировать значение напряжения выключения реле. Результаты измерения занести в протокол испытаний (табл. 2.1). 2.2.5. Собрать схему установки по рис. 2.10 исследовать ее функционирование, задавая кнопками различные комбинации воздействий (напряжение источника тока установить 20-22 вольта).
Рис. 2.10. Схема включения установки 2.2.6. Собрать схему установки по рис. 2.11. 2.2.1. Убедиться в правильности ее работы, рассматривая кнопку SB2 как "пуск", a SB1, как "стоп". 2-2.8. Проверить функционирование теплового реле КК1, для чего медленно увеличивая нагрузку на валу двигателя тормозным 'устройством и контролируя по амперметрам в цепи двигателя по потребляемый ток; зафиксировать значение тока двигателя (Iтр), при котором срабатывает защита. Занести результат в табл. 2.2.
Рис. 2.11. Схема электропривода 2.2.9. Подключить к клеммам "Ч" частотомер 43-35. Установить режим его работы "прямой счет". 2.2.10. Установить рычаг регулировки тормозного механизма в положение 1. 2.2.11. Включить двигатель кнопкой SB2; записать в табл.2.2 значение тока двигателя (Iд) и время срабатывания теплового реле (tср = N/50; где N - число периодов сетевого напряжения до срабатывания защиты). 2.2.12. Повторить измерения по пункту 2.11. при установке тормозного механизма в положения 2 и 3. Результаты занести в табл.2.2
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |