Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русское искусство второй половины XVIII века 4 страница




Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви, и мысли – тень печали...

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела;

И будет этот взгляд, и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить – страдать – прощать – молчать...

Полные достоинства и серьезности мужские образы: портрет Гаврила Романовича Державина (1795, ГТГ), портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского (1799, ГРМ).

Идея сентиментализма нашла выражение и в портрете торжковской крестьянки Христиньи (ок. 1795, ГТГ), кормилицы в доме Львовых, в котором Боровиковский при всей пасторальности и идилличности сумел создать живой человеческий образ, полный особой сердечности, наивной прелести и чистоты.

Новые эстетические взгляды эпохи проявились в полной мере даже в изображении императрицы. Теперь это не репрезентативный портрет «законодательницы» со всеми императорскими регалиями, а изображение обыкновенной «казанской помещицы» (как иногда она называла себя), одетой в теплый салоп и чепец и гуляющей в Царскосельском парке – ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ II на прогулке в Царскосельском парке (1795, (с Чесменской колонной на фоне), ГТГ; авторское повторение – конца 1800-х годов, с Румянцевским обелиском, ГРМ). В портрете подчеркнуты интимность настроения, домашняя простота. Портрет этот имел большой успех и позже. В 1820х годах с него была сделана Уткиным гравюра; знаменательно, что Пушкин писал Екатерину в «Капитанской дочке» под впечатлением этого портрета Боровиковского.

Боровиковскому принадлежат и многочисленные парадные, в основном мужские, портреты: портрет князя Александра Борисовича Куракина (ок. 1802, ГТГ); портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена (1800, ГРМ); портрет персидского принца Муртазы-Кули-хана (1796, ГРМ), в которых он умеет сочетать неизбежную для такого жанра условность композиции с правдивой характеристикой модели.

Рубеж XVIII–XIX вв. – время наивысшей славы Боровиковского и одновременно появления новых тенденций в искусстве. Классицизм достигает своих высот, и в портретах Боровиковского этого времени наблюдается стремление к большей определенности характеристик, строгой пластичности, почти скульптурности форм; к усилению объемности, к постепенному исчезновению мягкой и изнеженной живописности, на смену которой приходит звучность плотных цветов.

Двойной портрет сестер княжон Анны Гаврииловны и Варвары Гаврииловны Гагариных (1802, ГТГ) представляет девочек с нотами и гитарой еще на фоне пейзажа, то более поздние композиции Боровиковский решает на нейтральном фоне.

Культ трогательной дружбы, семейного очага, крепких родственных уз, близкий и идеалам сентиментализма, приобретает теперь некоторый оттенок декларативности и демонстративности: портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой (1803, ГРМ); портрет А.Е. Лабзиной с воспитанницей (1803, ГТГ); портрет Г.Г. Кушелева с детьми (середина 1800х, Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник); портрет Л. И. Кушелевой с детьми (середина 1800х,– собр. Гофмансталя, Лондон); портрет мадам Анны Луизы Жермены де Сталь (1812, ГТГ); портрет М.И. Долгорукой (начало 1810х, ГТГ). Это целая галерея портретов, которые можно было бы назвать портретами ампирными. Последние произведения Боровиковского, поражающие высоким реализмом в передаче старческих лиц (портрет Д.П. Трощинского (1819, ГТГ); более ранний портрет Н. Голицыной (ГРМ)), свидетельствуют о жизненной силе его таланта.

К числу видных портретистов 1970 – 1790х годов принадлежат Петр Семенович Дрождин (1745-1805), Леонтий Семенович Миропольский (1759/54-1819), Ермолай Дементьевич Камеженков (1760-1829), гравер Евграф Петрович Чемесов (1737-1765).

В конце XVIII – начало XIX века в портретной живописи работают также Степан Семенович Щукин (1762-1828), Николай Иванович Аргунов (1771- после 1829, сын и ученик Ивана Аргунова), граверы – Иван Архипович Берсенев (1762-1789), Иван Александрович Селиванов (1776/7-?), Гавриил Иванович Скородумов (1755-1792).

Во второй половине века в России успешно работали и иностранцы – швед Александр Росли́н, француз Жан-Луи Вуаль.

Бытовой жанр не получил развития в стенах Академии. В 1770–1780е годы существовал только так называемый класс домашних упражнений, закрытый в конце века. В итоге все, что было сделано интересного в этом жанре, было сделано без прямого участия Академии.

Временем рождения русского бытового жанра можно было бы считать вторую половину 1760х годов, когда ИВАН ИВАНОВИЧ ФИ́РСОВ написал, будучи в Париже, небольшую картину под названием «Юный живописец» («В мастерской юного художника», между 1765 и 1768, ГТГ), изображающую маленькую шаловливую девочку, позирующую юному художнику, – если бы она не была написана совсем в духе Шардена и не является единственной работой Фирсова в бытовом жанре.

Первыми художниками, создавшими русский бытовой жанр, стали Михаил Шиба́нов и Иван Алексеевич Ерменёв.

Крепостной художник из крестьян МИХАИЛ ШИБАНОВ (? – после 1789), был известен как портретист. В 1770х годах он написал два полотна из крестьянской жизни –«Крестьянский обед» (1774, ГТГ) и «Празднество свадебного договора» («Сговор», 1777, ГТГ). В обеих картинах, исполненных по композиции и колориту в соответствии с академическим историческим жанром, художник сумел передать человеческое достоинство своих персонажей, их высокую нравственность. Образы написанных им крестьян очень правдивы, исполнены художником явно с натуры. В «Крестьянском обеде» перед нами усталый пожилой человек, молодой отец, старая женщина. Идеализирован лишь образ молодой матери с ребенком на руках, вызывающий ассоциации с образом мадонны. А в «Сговоре» фигуры еще более индивидуализированы, достаточно взглянуть на довольное лицо жениха и весело улыбающихся сватов. И крестьянскую трапезу в ее замедленном, почти ритуальном ритме, и торжественную минуту «сговора», и красивые национальные костюмы Шибанов изображает очень празднично. В картине нет ни одной детали, способной вызвать мысли о тяжести повседневной крестьянской жизни. Но он сумел избежать и этнографичности «костюмных» зарисовок, свойственных работам путешествующих по России иностранных художников. Это первое изображение крестьянства русским художником.

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ ЕРМЕНЁВ (1746/49–1797) по праву наряду с Шибановым может считаться первым русским жанристом. Окончив в 1767 г. Академию, он, как и все студенты этого выпуска, по невыясненным обстоятельствам получил аттестат только 4-й степени. Тем не менее Ерменев побывал в Париже.

Совершенно особняком в русском искусстве XVIII века стоит серия акварелей Ивана Ерменёва, посвященная нищим: «Поющие слепцы», «Крестьянский обед», «Нищие», «Нищая с девочкой» и другие (все, видимо, 1770х годов, ГРМ). Чаще всего это изображение двух фигур в рост на фоне неба: нищая старуха и ребенок, нищий и поводырь – или одинокая фигура нищего. Низкий горизонт, крупный силуэт, ясность композиции, мерность ритма при некоторой театральности придают этим нищим в рубище черты подлинной монументальности. «Не жалкие отверженные люди, а грозная сила», – так писал исследователь творчества Ерменева А. Савинов о персонажах акварелей Ерменева, открывающих перед нами еще одну грань искусства XVIII столетия.

В последней четверти XVIII века активно развиваться и пейзажный жанр. Этому во многом способствовало распространение в русском обществе просветительских идей единения человека и природы, увлечение естественными парками.

Русским художником-пейзажистом был СЕМЕН ФЕДОРОВИЧ ЩЕДРИН (1745-1804). Солдатский сын, воспитанник Академии художеств, продолжал свое образование в Париже и Италии, в 1776 году стал первым профессором-руководителем пейзажного класса, заложив основы преподавания пейзажа.

Характер пейзажей Семена Щедрина глубоко лирический и поэтический. Это в основном изображение окрестностей Петербурга: Павловска, Петергофа, Царского Села, Гатчины, – нерегулярные, так называемые английские, парки с их живописными речками, прудами, островами и павильонами.

Истоками пейзажного жанра послужили ведута еще петровского времени (в гравюре) и фантастические пейзажные фоны в декоративных панно середины века. Пейзажи Щедрина, особенно ранние, во многом напоминают такие панно. Художник часто употребляет один и тот же прием: на переднем плане развесистое дерево, затем водное пространство, фоном служит архитектурное сооружение, которое обычно и дает наименование пейзажу: «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» (1796, ГТГ); «Каменный мост в Гатчине у площади Конетабля» (1799-1801, ГТГ); «Вид на Большую Невку и дачу Строгановых» (1804, ГРМ), «Вид на Каменноостровский дворец и плашкоутный мост» (1800, ГРМ).

Четко прослеживается трехцветная схема, сложившаяся еще в западноевропейском классицистическом пейзаже. Постепенно вырабатывается образ безмятежно ясной, спокойной природы. Тихое течение вод, величавое движение облаков, руины, мосты, обелиски, пасущиеся стада, на этом фоне люди, созерцающие природу, находящиеся в единении с ней, – все окрашено чувством идиллическим, пасторальным, созвучно идеалу сентиментализма. Сочетание видового и декоративного начала сохранилось и в поздних работах Щедрина, в его панно для Михайловского замка, в росписях загородного дома в Жерновке (конец 90-х годов).

Из гравировально-ландшафтного класса Щедрина вышли прекрасные мастера гравированного пейзажа – С.Ф. Галактионов, АГ. Ухтомский, братья И.В. и К.В. Ческие.

Мастером акварельного пейзажа, был Михаил Матвеевич Иванов (1748–1823). Художник запечатлел виды Кавказа, Крыма, Бессарабии, Украины; обращался к образам национального прошлога в новгородских видах, в изображении древностей Старой Ладоги.

Во многих его картинах пейзаж – составная часть батальных сцен. Служа в штабе Г. Потемкина, он изображал места сражений русской армии, города, за которые только что шла битва («Штурм Измаила», 1788, ГРМ). С 1800 года М. Иванов руководил батальным классом Академии художеств, с 1804 года, после смерти Семена Щедрина, – пейзажным.

Если Щедрина можно назвать родоначальником вообще национального пейзажа XVIII века, то ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ АЛЕКСЕЕВ (1753/54–1824) заложил основы городского пейзажа.

По окончании Академии он был послан в Венецию учиться декоративной и в основном театрально-декоративной живописи, но по возвращении в Петербург главной темой его творчества становится пейзаж. Образ столицы складывался именно в эти годы, и Федор Алексеев запечатлел его в живописи одним из первых. Это глубоко лирический образ особенного города, где «смешение воды со зданиями» (Батюшков), где грандиозность и величественность архитектуры не исключают ощущения призрачности. В пейзажах Алексеева уже нет той панорамности и того понимания перспективы, которое мы видим в работах художников первой половины века. Многому научившись у театральных живописцев, Алексеев так строит перспективу, что создается ощущение полной естественности и достоверности изображаемого – «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794, ГТГ; 1799, ГРМ).

Его впечатления обогащаются в путешествиях по Новороссии и Крыму (пейзажи Херсонеса, Николаева, Бахчисарая).

В 1800 году на полтора года он поселяется в Москве и создает серию пейзажей старого города, со средневековыми постройками Кремля, с многолюдством, теснотой, шумностью – совсем другой город, нежели Петербург: «Парад в Московском Кремле. Соборная площадь» (начало 1800х годов, ГИМ), «Вид Московского Кремля и Каменного моста» (1815, ГИМ).

Работа в Москве обогатила мир художника, позволила по-новому взглянуть и на жизнь столицы, когда он возвратился туда в 1810х годах. В его петербургских пейзажах усиливается жанровость. Набережные, проспекты, баржи, парусники заполняются людьми. Меняется и манера. Живопись становится скульптурнее. Нарастают объемность и линейное начало, в колорите превалирует гамма холодных тонов. Одна из лучших работ этого периода – «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова» (1810-е годы, ГРМ). В ней найдена мера, гармоническое соотношение собственно пейзажа (основного мотива ранних петербургских работ) и архитектуры (преобладавшей в московских работах). Написанием этой картины завершилось складывание так называемого городского пейзажа. Величественная столица гигантской державы и вместе с тем шумный, живущий интенсивной частной жизнью город предстает в картине «Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца от Первого Кадетского корпуса» (1810е, Павловский дворец-музей, ГРМ).

Наряду с направлением, представленным творчеством С.Щедрина, М. Иванова, Ф. Алексеева, в конце XVIII – начале XIX века существует иное течение пейзажной живописи. Идеальный «героический» пейзаж в стиле классицизма с наибольшей силой и последовательностьюсоздает ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ МАТВЕЕВ (1758–1826).

Сын солдата лейб-гвардии Измайловского полка, отданный в возрасте шести лет в Воспитательное училище при Академии художеств, Федор Матвеев окончил ландшафтный класс Академии в 1778 году. При этом он был первым выпускником означенного класса, получившим за выпускную работу большую золотую медаль. Пенсионером Академии уезжает в 1779 году в Италию и остается в ней навсегда. Много работая и постоянно совершенствуя свое мастерство, художник становится одним из ведущих европейских пейзажистов. Его полотна, написанные по канонам классицизма, пользуются большим спросом. Он регулярно отсылает их в Россию, получает за них звание академика, знакомит петербургскую публику с красотами Италии и постоянно стремится в любезное Отечество. Не получилось, но он постоянно интересуется жизнью на родине, опекает молодых русских художников в Италии, получает с 1819 года пожизненный императорский пенсион, внушает уважение за рубежом ко все еще молодому русскому искусству.

Его пейзажи величественны, но далеки от проблем, которые решала русская пейзажная живопись того времени, – создать правдивый, глубоко прочувствованный образ русской природы.Он стремился выявить «вечную», отвлеченную красоту классической Италии, избегая конкретных особенностей, определяющих индивидуальный облик местности, а иногда создает целиком вымышленные пейзажи. Однако при всей условности итальянизированные пейзажи Матвеева, передающие величавую и «облагороженную» природу, обладают эпической широтой замысла и декоративной выразительностью: «ПЕЙЗАЖ С ФИГУРАМИ В АНТИЧНЫХ ОДЕЖДАХ» (ГРМ), «ВИД В ТИВОЛИ БЛИЗ РИМА» (1782, ГРМ, 1794, ГТГ), «ВОДОПАД» (1800е, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), «ИТАЛЬЯНСКИЙ ПЕЙЗАЖ» (1819, ГТГ).

Русский пейзажный жанр конца XVIII века развивался очень быстро. Были заложены основы национальной школы пейзажной живописи, созданы условия для успешного развития этого жанра в следующем столетии.

 

Во второй половине века работают замечательные мастера-граверы. С 1760х годов Гравировальная палата Академии наук постепенно уступает первенство в художественной гравюре Академии художеств. Г.Ф. Шмидт, приглашенный в Россию на 5 лет в 1757 году, оставил после себя руководство граверным классом своему ученику, «подлинному гению в гравюре», как он о нем отзывался, Евграфу Петровичу Чемесову (1737-1765). По свидетельству современников, Чемесов был также блестящим мастером перового рисунка. Годы руководства Чемесова граверным классом Академии были, по сути, временем его расцвета и интенсивного обучения учеников. Чемесов работал в основном в жанре портрета. Гравированный портрет развивается в конце столетия очень активно.

Помимо Чемесова можно назвать рано умершего мастера резцовой гравюры Ивана Архиповича Берсенева (1762-1789), работавшего в технике меццо-тинто (черная манера), Ивана Александровича Селиванова (1776/7-?) и особенно Гавриила Ивановича Скородумова (1755-1792), известного пунктирной гравюрой, дававшей особые возможности «живописной» трактовки (И. Селиванов. Портрет великой княгини Александры Павловны с оригинала В.П. Боровиковского, меццо-тинто; Г.И. Скородумов. Автопортрет, рисунок пером).

Рисунок в эти годы еще не стал самостоятельным видом графики, но ему уделялось много внимания, ибо в системе обучения Академии художеств рисунок был основой для постижения всех видов изобразительного искусства. Сохранилось великое множествозамечательных рисунков живописцев, скульпторов и собственно граверов.

Следует отметить рисунки Лосенко, очень разнообразные, как специально учебные, так и вспомогательные к его композициям; исполненные в основном графитным или итальянским карандашом и мелом на серо-голубой бумаге, с широким использованием светотени, они соединяют в себе живое наблюдение с умением создать обобщенный образ необычайно лаконичными средствами (рисунки натурщиков, рис. граф. кар. и мелом «Путешествующие», рисунки к картине «Владимир и Рогнеда»).

Ученики Лосенко копировали эстампы, рисунки учителя – прекрасные образцы, на которых воспиталось не одно поколение художников. Лосенко, как уже говорилось, даже составил специальное руководство по рисунку, состоящее из таблиц и пояснительного текста.

Блестящим техническим исполнением отличаются рисунки П.И. Соколова, с их тающим контуром и тончайшими переходами от света к тени (рисунок драпировки – возможно, эскиз для надгробия).

Особое место занимают пейзажные рисунки: акварели М.М. Иванова, гуаши Семена Щедрина. Как живописные, так и графические пейзажи оказали большое влияние на ведущих мастеров русского гравированного и литографированного пейзажа первого десятилетия XIX в. Примером классицистического рисунка, ясного, изысканного и лаконично-строгого, были графические пейзажи Ф.М. Матвеева.

Особую страницу в графическом наследии второй половины XVIII в. занимают графические работы архитекторов (рисунки и офорты В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, Д. Кваренги, акварели И.Е. Старова) и скульпторов (блестящие по мастерству композиции М.И. Козловского, служебного назначения беглые зарисовки И.П. Прокофьева и пр.).

Понемногу начинает развиваться книжная графика. По-прежнему живет лубок на темы сказок, былин, басен или сатирического толка–ясная, доходчивая, народная картинка, имевшая самое широкое хождение. Центр лубочных изданий, в основном, Москва.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 90; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.