Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная жизнь общества 3 страница




няться, но в то же время сохраняют присущий каждому народу

особый колорит, те характерные черты, по которым можно оп-

ределить, какой народ создал данное произведение. В науке со-

вокупность __________проявлений народного творчества называется фольк-

лором (от англ. folklore — народная мудрость). Фольклор принято

делить на устно-поэтическое творчество, комплекс музыкаль-

ных, игровых и хореографических видов творчества и изобрази-

тельное и декоративно-прикладное искусство. Фольклор каждого

народа отличается самобытностью, ярко выраженным этничес-

ким своеобразием, особенностями региональных и стилевых про-

явлений.

Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограничен-

ным кругом людей, которые обладают особой художественной

восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как элита

(от франц. elite — лучшее, отборное).

Элитарная, или салонная, культура была в прежние времена

Уделом высших слоев общества, например дворянства. В настоя-

щее время элитарной культурой называют сложные для понима-

ния широких слоев населения произведения музыки, драматур-

гии, литературы, кинематографа. Создание произведений в рам-

ках элитарной культуры часто служит средством самоутверждения

их авторов. Результаты такого творчества становятся предметом

оживленной полемики критиков и искусствоведов, но не всегда

востребованы как объект массового духовного потребления. Од-

нако в истории есть немало примеров, когда то явление культу-

ры, которое получало название элитарного, оказывалось вре-

менной формой самоутверждения отдельных социальных групп,

быстро становилось модным и превращалось в объект культур-

ного освоения широкими слоями населения, т.е. объект массо-

вой культуры.

Массовая культура — наиболее типичный способ существова-

ния культуры в условиях современного общества. В отличие от

элитарной массовая культура сознательно ориентирует распро-

страняемые ею ценности на усредненный уровень развития по-

требителей ее произведений. Средствами распространения массо-

вой культуры служат книги, пресса, кино, телевидение, радио,

видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократ-

но тиражироваться с помощью современных технических средств.

Запросы потребителей массовой культуры складываются стихий-

но и способствуют конкуренции в сфере «индустрии развлече-

ний». Она, будучи прибыльным делом, стала своеобразным сек-

тором экономики, называемым в обиходе шоу-бизнесом. Мас-

совая культура характеризуется общедоступностью и легкостью

усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих особо раз-

витого эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случа-

ев на проведение досуга. Она таит в себе возможности мощного

средства воздействия на общественное сознание для нивелиро-

вания взглядов и идеализации существующих общественных ин-

ститутов.

По большей части нравственная неразборчивость массовой куль-

туры, ставка на зрелищность и привлечение аудитории любой

ценой способствуют культивированию сцен насилия, низменных

инстинктов, популяризируют представителей криминального мира,

абсолютизируют западный образ жизни.

Многоплановость социальных связей и групп, специфика ис-

торических эпох обусловили обширное видовое разнообразие куль-

тур. Например, выделяют светскую и религиозную, национальную

и интернациональную, политическую, экономическую, эстети-

ческую, художественную, нравственную, научную, правовую и

другие виды культуры.

Все достижения общества в материальной и духовной сферах

можно охарактеризовать как общую культуру. В то же время об-

щество состоит из множества социальных групп, у каждой из

которых существует своя система культурных ценностей. Такая

система ценностей, установок, способов поведения и жизнен-

ных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от

господствующей в обществе культуры, но связанная с ней, назы-

вается субкультурой. Так, различают городскую и деревенскую,

молодежную и национальную, криминальную и профессиональ-

ную субкультуры и т.д. Они отличаются от доминирующей и друг

от друга ценностями, нормами поведения, стилем жизни и даже

языком.

Особую разновидностью субкультуры представляет контркуль-

тура, которая не просто отличается от доминирующей, но и

противостоит ей, находится с ней в конфликте. Если представи-

тели субкультур, хотя специфично и неполностью, но все же

воспринимают базисные ценности и нормы общества, то пред-

ставители контркультур отказываются от этих ценностей и проти-

вопоставляют себя обществу. Например, криминальная контркуль-

тура, контркультура неформальных молодежных группировок (пан-

ков, хиппи) и др.

Культура не есть нечто застывшее, неизменное. Она динамич-

на, постоянно развивается, пополняясь новыми элементами. В то

же время сохраняется преемственность между историческими эта-

пами развития культуры, что позволяет говорить об особенностях

национальных культур. В некоторых случаях изменения могут ка-

саться художественного стиля, производственных технологий,

правил поведения и т.д., но при этом сущность культуры в целом

остается неизменной.

Изменения в культуре могут происходить как в процессе целе-

направленной деятельности людей (в литературе, науке, искусст-

ве), так и в результате стихийного заимствования культурных цен-

ностей. Взаимное проникновение элементов культуры из одного

общества в другое при их соприкосновении называется диффузией.

Такое проникновение может быть двусторонним, когда оба наро-

да приобретают достижения культуры каждого из них, и односто-

ронним, когда культурное влияние одного народа преобладает над

влиянием другого. Новые образцы культуры могут насаждаться

принудительно в результате порабощения одного народа другим

или насаждаться победившей в политической борьбе социальной

группой.

Процесс эволюционного развития культуры, включающий ее

преемственность, изменение и развитие, называется культурным

воспроизводством. Культура есть способ существования общества.

Невозможно правильно понять процесс общественного развития,

его динамику, если не вникнуть в сущность ценностно-культур-

ных идеалов людей, определяющих содержание и смысл их по-

ступков. С другой стороны, общество само выступает источником

Развития культуры. Все это означает неразрывную взаимосвязь

культуры и общества. Нет общества без культуры, так же как нет и

культуры без общества.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «культура».

2. Какие виды культуры вы знаете? В чем состоит их отличие друг от

друга?

3. Охарактеризуйте основные элементы культуры.

4. Какие функции выполняет культура?

5. Какие виды культуры существуют? В чем состоят критерии их выде

ления?

6. Заполните таблицу:

Виды культуры Характерные черты

Народная

Элитарная

Массовая

7. Дайте определение понятиям «субкультура» и «контркультура». При

ведите примеры их проявления.

8. Что такое диффузия культуры? Приведите примеры взаимовлияния

культур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 79; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.