Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дождевая вода.




Виды воды.

Виды воды

Урок 4

Часть II

Урок 3

Урок 2

Урок 1

Часть I

Реализация принципа диспозитивности в особом производстве

ГПК РФ[2] уже неоднократно претерпевал изменения, связанные с быстрым темпом развития нашей страны. В литературе подчеркивается, что нормы ГПК РФ отражают изменения, происходящие в общественной жизни[3], а также «непосредственно связаны с нормами материального права»[4].


[1] Для докладов по юридическим секциям несоответствие общей тематике конференции может быть основаниям для отклонения доклада.

[2] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

[3] Гражданский процесс / Под ред. М.В. Иванькина. М., 2014. С. 26-17 (автор параграфа – И.В. Петренко).

[4] Манукян А.И. Взаимодействие норм частного права и цивилистического процесса // Право и процесс. 2014. № 5. С. 29.

 

Следование фетвам религиозного авторитета (таклид)


﴿... فَسْأَلُوا أَهْلَ الذّ‌ِكْرِ إِن كُنتُم لاَ تَعْلَمُونَ

«… Спрашивайте же людей Напоминания,

если вы сами не знаете»

Коран – 16:43.

Следование фетвам религиозного авторитета (таклид)

Предисловие – Методы познания религиозных предписаний – Виды таклида – Действия без таклида

1. Предисловие.

Для четкого соблюдения повседневных религиозных предписаний религиозно обязанный должен получить необходимый запас знаний. К примеру, он должен научиться основным вопросам, касающимся ритуальной молитвы, поста, ритуальной чистоты, некоторым сделкам и т.п. и если необучение предписаниям приведет к несоблюдению обязательного (ваджиб) или совершению греховного (харам), то в таком случае он будет считаться грешником.

Внимание!

● Религиозно обязанный (мукаллаф) – это тот, кто отвечает обязывающим его к соблюдению условиям.

● Условия, обязывающие к соблюдению:


1 – совершеннолетие;

2 – наличие ума;

3 – наличие возможности для соблюдения.

 

● Признаки совершеннолетия:


1 – появление волос на лобке;

2 – семяизвержение;

3 – достижения возраста 15-ти лет у мужского пола и 9-ти лет – у женского (по лунному календарю).

● Интимная близость без семяизвержения в отдельности не является признаком совершеннолетия, но становится причиной для полового осквернения (джанабат) и в таком случае, если человек не совершит полное ритуальное омовение категории гусл, он должен совершить его по достижении совершеннолетия.

● До тех пор, пока человек не будет обладать признаками совершеннолетия с точки зрения исламского закона (шариат) он не будет считаться совершеннолетним и не обязан соблюдать религиозные предписания.

● Одного лишь предположения о том, что появление волос на лобке или семяизвержение осуществились раньше возраста совершеннолетия недостаточно для суждения о совершеннолетии.

● Кровь, которую видит девочка до девятилетнего возраста, не является признаком совершеннолетия с точки зрения исламского закона.

● Как было сказано ранее, критерием для определения возраста совершеннолетия является лунный календарь. В случае если дата рождения будет известна по солнечному календарю, можно просчитать его путем определения разницы в днях между лунным и солнечным годом. (Каждый лунный год на 10 дней и 21 час 17 секунд меньше солнечного года).

2. Методы познания религиозных предписаний.

Для познания и соблюдения предписаний религиозно обязанный может воспользоваться тремя методами:

1 – иджтихад;

2 – ихтийат (предосторожность);

3 – таклид.

 

1 – Иджтихад.

Иджтихад – это извлечение практических религиозных предписаний и Божественных законов из достоверных с точки зрения мусульманских законоведов источников.

2 – Ихтийат (предосторожность).

Ихтийат – это такое действие, с помощью которого человек обретает уверенность в исполнении своей религиозной обязанности. К примеру, не совершает действие, которое запрещают некоторые мусульманские законоведы (муджтахид ы), а некоторые другие разрешают, или совершает действие, которое вменяют в обязанность некоторые мусульманские законоведы, а некоторые другие не считают его обязательным.

3 – Таклид.

Таклид – это обращение в практических религиозных вопросах к мусульманскому законоведу, отвечающему всем условиям, иными словами, соблюдение религиозных законов согласно фетвам и суждениям ученого.

Внимание!

● Кроме того, что само положение о таклид е имеет повествовательные доказательства[1], разум также говорит, что неосведомленный в практических вопросах религии человек должен обращаться к ученому, отвечающему всем необходимым условиям.

● Если религиозно обязанный не является муджтахид ом в практических предписаниях религии, то должен следовать фетвам муджтахид а или проявлять предосторожность (ихтийат).

● По причине того, что для проявления предосторожности (ихтийат) требуется достаточная осведомленность в вопросах исламского закона (где и как применять) и, следовательно, большего расхода времени, предпочтительней следовать фетвам религиозного законоведа (муджтахид), отвечающему всем условиям.

Таклид является обязанностью того, кто соответствует трем условиям:

1 – должен быть религиозно обязанным (мукаллаф);

2 – не должен быть муджтахид ом;

3 – не должен быть тем, кто проявляет предосторожность (ихтийят).

3. Виды таклид а.

Следование фетвам умершего муджтахид а бывает двух видов:

1. Первоначальный (ибтида’и) таклид. Подразумевает начало следования фетвам умершего муджтахид а после его смерти, без следования ему при жизни, что согласно (обязательной) предосторожности не дозволяется.

2. Продолжительный (бака’и) таклид. Подразумевает продолжение следования фетвам умершего муджтахид а, которому следовал при его жизни, что достаточно и дозволено во всех вопросах, даже в таких, с которыми он не сталкивался.

Внимание!

● В продолжительном таклид е нет разницы между тем, является ли умерший муджтахид самым компетентным или не является, во всяком случае это дозволяется, однако не следует пренебрегать предосторожностью при продолжении следования фетвам самого компетентного умершего религиозного законоведа.

● Первоначальный таклид умершему муджтахид у или продолжение следования его фетвам и все связанные с этим вопросы должны решаться и осуществляться с разрешения живого религиозного законоведа и, согласно обязательной предосторожности, он должен быть самым компетентным. В случае, если религиозные авторитеты определенного времени будут единогласны в вопросе дозволенности продолжения следования фетвам умершего, то разрешение самого компетентного необязательно.

● Можно продолжать следовать фетвам религиозного законоведа после его смерти в случае, если человек правильным образом следовал ему при его жизни, даже до достижения ритуального совершенолетия.

● Лицо, следовавшее фетвам религиозного законоведа, а после его смерти перешедшее в некоторых вопросах исламского закона к другому муджтахид у, который тоже скончался, может, как и прежде, следовать фетвам первого муджтахид а в вопросах, в которых он не перешел от него к другому муджтахид у. Также, в вопросах, в которых он перешел ко второму муджтахид у, может продолжать следовать его фетвам или перейти к мнениям живого.

4. Действия без таклид а.

Действия лиц, которые не следуют фетвам религиозного законоведа или чей таклид неправилен, считаются действительными в следующих случаях:

  1. Если будут соответствовать ихтийат у (предосторожности).
  2. Если будут соответствовать действительности.
  3. Если будут соответствовать мнениям и фетвам муджтахид а, которому они обязаны следовать.

 


Следование фетвам религиозного авторитета (таклид)

Условия, которым должен соответствовать муджтахид, фетвам которого можно следовать – Частичное следование

5. Условия, которым должен соответствовать муджтахид, фетвам которого можно следовать.

Внимание!

● Можно следовать лишь тому муджтахид у, кто отвечает всем необходимым условиям.

 

1. Должен быть мужчиной.

2. Должен быть совершеннолетним.

3. Должен быть дееспособным.

4. Должен быть шиитом (признающим всех 12 имамов).

5. Должен быть законнорожденным.

Условия, которым должен соответствовать муджтахид, фетвам которого можно следовать:
6. Согласно (обязательной) предосторожности должен быть живым.

7. Должен быть праведным и справедливым.

8. Принимая во внимание всю важность и щекотливость положения религиозного законоведа, взглядами которого руководствуются верующие, исходя из обязательной предосторожности, от него требуется, чтобы он не был рабом своих страстей и не обладал излишней любовью к мирскому.

9. Должен быть муджтахид ом (достигшим уровня иджтихад а и способным самостоятельно извлекать религиозные законы из соответствующих источников – прим. перев.).

10. Согласно обязательной предосторожности, он должен быть самым компетентным в вопросах исламского закона.

Положения о праведности (‘адалят) и справедливости.

  1. Под праведностью подразумевается душевное состояние, способствующее тому, чтобы человек постоянно был богобоязнен и благочестив, что будет препятствовать совершению грехов и отказу от выполнения обязательных предписаний.
  2. Праведный – это человек, достигший такого уровня богобоязненности, при котором он умышленно не грешит.
  3. Для выявления праведности в человеке достаточно его внешней порядочности.

Положения об иджтихад е.

  1. Иджтихад бывает двух уровней:

1. Абсолютный (мутлак) иджтихад: это такой иджтихад, когда его обладатель достигает способности выносить фетвы во всех разделах исламской юриспруденции. Обладателя такого иджтихад а называют «муджтахид мутлак».

2. Неабсолютный (мутаджаззи) иджтихад: это такой иджтихад, когда его обладатель может выносить фетву лишь в некоторых разделах исламского права. Обладателя такого иджтихад а называют «муджтахид мутаджаззи».

  1. Фетва муджтахид а уровня «мутлак» является доводом для самого себя, и другие тоже могу следовать его фетве, также обстоит дело касательно фетв муджтахид а уровня «мутаджаззи», хотя исходя из желательной предосторожности, лучше не следовать фетвам такого муджтахида.

Положения о наибольшей компетентности (аль-а‘лямиййа).

  1. Наиболее компетентным является тот, кто лучше других может извлекать религиозные предписания из источников, иными словами, тот, кто по сравнению с другими муджтахид ами, обладает большей способностью познавать Божественные заповеди и лучше других может извлекать религиозные предписания из первоисточников, а также, он должен быть наиболее компетентен в понимании особенностей своего времени, когда это необходимо для определения области применения предписаний исламского закона и вынесения суждения по данному вопросу.
  2. Доказательством необходимости следования фетвам более компетентного муджтахид а является рациональность данного метода и то, что разумные люди обращаются к более компетентным.
  3. В случаях, когда мнение более компетентного законоведа отличается от остальных, исходя из обязательной предосторожности, необходимо руководствоваться мнением более компетентного.
  4. Исходя из обязательной предосторожности, не разрешается в вопросах, где есть разногласия, следовать мнению не самого компетентного религиозного законоведа по причине одного лишь неподтвержденного предположения отсутствия у самого компетентного требуемых для следования ему условий.

Несколько положений об условиях, которым должен отвечать религиозный законовед, фетвам которого можно следовать.

Наличие сборника фетв и последователей не является обязательным условием для следования мнению законоведа, отвечающему всем прочим требованиям. Если мусульманину, намеревающемуся следовать мнению определенного законоведа, станет ясно, что тот отвечает всем необходимым условиям, то следование его фетвам не предосудительно.

Для следования мнению религиозного законоведа, отвечающего всем требованиям, не обязательно проживать в одной стране с ним.

В вопросе выбора муджтахид а родители обязаны просветить своих детей, достигших возраста выполнения религиозных обязанностей, которые сами пока не способны определить свой выбор.

6. Частичное следование.

1. Частичное следование означает разделение фетв и в определенных вопросах следование одному муджтахид у, а в других – другому.

2. Мусульманин может частично следовать фетвам одного муджтахид а по причине того, что считает его более компетентным в этой части, например, в обрядовой молитве, а также следовать в других вопросах, например, в сделках и торговых отношениях, другому муджтахид у, который по его мнению более компетентен в этих вопросах. Также, мусульманин может в индивидуальных предписаниях следовать одному религиозному законоведу, а в социальных, политических и экономических вопросах следовать другому муджтахид у. И если большая компетентность каждого из них (в вопросах, в которых религиозно обязанный намеревается следовать ему) будет доказана, согласно обязательной предосторожности, следование нескольким религиозным законоведам обязательно в случае наличия разногласия в их мнениях.


Следование фетвам религиозного авторитета (таклид)

Методы распознавания муджтахид а, отвечающего всем условиям – Методы получения фетвы муджтахид а – Положения о переходе от одного муджтахид а к другому - Разные положения о таклид е

7. Методы распознания муджтахид а, отвечающего всем условиям.

Узнать, отвечает ли муджтахид всем необходимым условиям, можно двумя методами:

1. Появлением уверенности в том, что муджтахид отвечает всем необходимым условиям (в случае широкой известности данного муджтахид а, которая, как правило, говорит о его компетентности, или посредством личного опыта и знакомства).

2. Свидетельством двух праведных и компетентных людей, даже если это не дает уверенности.

Внимание!

● Если будет приведено соответствующее исламскому закону доказательство, что религиозный законовед является более компетентным и отвечает всем требуемым для вынесения фетвы условиям, то пока не будет обнаружено противоречащих этому фактов, оно имеет для нас доказательную силу и на него можно положиться, даже если не будет получена уверенность. В таком случае, нет необходимости в поисках противоречащих фактов и выявлении их отсутствия.

8. Методы получения фетвы муджтахид а.

Методы получения фетвы муджтахид а:

- услышать от самого религиозного законоведа;

- услышать от двух или даже одного праведного человека;

- услышать от человека, чьи слова заслуживают доверия;

- увидеть в сборнике фетв, принадлежащем религиозному законоведу, в случае отсутствия ошибок в сборнике.

Внимание!

● Для передачи и разъяснения мнения религиозного законоведа не требуется специального разрешения. Однако не разрешается заниматься этим тому, кто часто допускает ошибки при передаче фетвы. И если такой человек ошибся в передаче предписания и потом понял свою ошибку, то ему необходимо сообщить об этом тому, кому он передал ее в ошибочном виде. В любом случае, получившему фетвы не разрешается следовать передаваемым положениям, если нет уверенности в достоверности и правильности слов передающего.

9. Предписания о переходе от одного муджтахид а к другому.

1. Обстоятельства, при которых можно перейти к фетве менее компетентного религиозного законоведа:

1. В вопросах, в которых самый компетентный религиозный законовед не вынес суждение, а менее компетентный не вынес фетву о соблюдении предосторожности и имеет конкретную фетву. (При условии соблюдения порядка следования мнению самого компетентного, затем менее компетентного согласно обязательной предосторожности).

2. Когда фетва менее компетентного не противоречит мнению самого компетентного.

3. Когда фетва самого компетентного издана вопреки предосторожности, а фетва менее компетентного соответствует предосторожности.

2. Обстоятельства, при которых нельзя переходить к фетве менее компетентного религиозного законоведа:

1. Исходя из обязательной предосторожности, нельзя переходить от живого религиозного законоведа к другому, разве что он не будет обладать одним из условий, необходимым для муджтахид а, которому можно следовать. К примеру, второй муджтахид будет более компетентным, чем первый, и его фетва в определенном вопросе будет противоречить фетве первого муджтахид а.

2. Не разрешается переход к мертвому муджтахид у в вопросах, в которых человек перешел от него к живому.

Внимание!

● Одного лишь предположения о несоответствии фетвы религиозного законоведа специфическим условиям времени и местности или затруднительности ее выполнения недостаточно для перехода от самого компетентного религиозного законоведа к другому.

10. Разные положения о таклид е

1. Всякий раз, когда религиозно обязанный во время совершения молитвы сталкивается с вопросом, ответ на который не знает, дозволено поступить в соответствии с одним из предполагаемых вариантов ответа и завершить молитву. После молитвы он должен узнать ответ на свой вопрос, и если его действие аннулировало молитву, он должен совершить ее заново.

2. «Джахил» («невежда») бывает двух видов:

  1. «Джахил касир» («невиновный невежда»): это тот, кто вообще не знает о своем невежестве или же не осведомлен о методах его устранения.
  2. «Джахил мукассир» («виновный невежда»): это тот, кто знает о своем невежестве и о методах его устранения, но не делает этого.

3. Под «обязательной предосторожностью» (аль-ихтийат аль-ваджиб) подразумевается необходимость выполнения или невыполнения определенного действия из предосторожности. В вопросах, в которых самый компетентный религиозный законовед выносит суждение о необходимости соблюдения обязательной предосторожности, обращение к другому законоведу, который имеет конкретное суждение по данному вопросу, не предосудительно, при условии соблюдения порядка следования мнению самого компетентного.

4. Такие слова, как «предосудительно» и «порицается», которые приведены в книгах по исламскому праву, означают, что нужно проявить предосторожность, кроме слов «непредосудительно» и «не порицается», которые являются фетвами.

5. Нет разницы в исполнении между словами «не дозволяется» и «запретно».


Ритуальная чистота (тахарат)

 

Ислам придает очень большое значение чистоте. Некоторые действия и религиозные предписания действительны только при соблюдении ритуальной чистоты. С точки зрения исламского закона некоторые вещи являются нечистыми, следовательно, или всегда или в определенных случаях их надо избегать. В исламском правоведении кроме чистоты, что очень рекомендовано, есть еще определенные категории омовения (вуду и гусл), которые предназначены для обретения ритуальной чистоты. Некоторые из этих омовений являются обязательными, другие – желательными. Предписания по поводу ритуальной чистоты, очистителей (мутаххират), способа очищения тела, одежды и других нечистых и оскверненных вещей, а также все вопросы, касающиеся этой темы, изложены в этой главе, названной «ритуальная чистота» (тахарат).


﴿... مَا يُرِيدُ اللّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِنْ حَرَجٍ وَلكِن يُرِيدُ لِيُطَهّـِرَكُمْ وَلِيُتِمَّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

«… Аллах не хочет создавать для вас трудности,

а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость

по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны»

Коран – 5:6.

Виды воды – Смешанная (мудаф) – Вода без примесей (мутлак) – Предписания по поводу воды мутлак - Предписания по поводу сомнений относительно воды

 

смешанная (мудаф)

 

Вода дождевая вода

 

без примесей (мутлак) проточная вода

 

в большом количестве (кур)

стоячая вода

в малом количестве (калиль)

 

2. Смешанная (мудаф) вода.

1. Значение воды мудаф.

Вода мудаф – это такая жидкость, которую саму по себе нельзя назвать водой, будь она взята из чего-либо (сок и т.п.) или смешана с чем-либо настолько, что ее нельзя назвать просто водой, например, сироп и т.п.

2. Предписания по поводу воды мудаф.

1. Вода мудаф не очищает скверну (наджис) и не является одним из очистителей (мутаххират).

2. При соприкосновении со скверной (наджис) оскверняется (даже если скверны настолько мало, что не изменится запах, цвет или вкус воды и даже если вода мудаф будет в количестве воды кур).

3. Ритуальные омовения категории вуду и гусл водой мудаф недействительны.

Внимание!

● Иногда добавляют в воду вещества, придающие ей молочный цвет. Подобная вода не считается смешанной (мудаф). Можно использовать такую воду для омовений вуду и гусл, а также для очищения от скверны (наджис).

3. Вода без примесей (мутлак).

1. Значение воды мутлак.

Вода мутлак – это вода, которую саму по себе можно назвать водой, например, вода рек, озер и т.п.

2. Виды воды мутлак.

дождевая вода

 

Вода мутлак проточная вода

 

вода кур (приблизительно в количестве 384 литров)

стоячая вода

вода калиль (меньше количества воды кур)

Внимание!

● Вода может быть дождевой или проточной. Вода, которая не является ни дождевой, ни проточной относится к категории «стоячей» воды. Если ее объем будет превышать 42 7/8 пядей (около 384 литра), то она будет называться водой кур, если же не будет превышать- то это вода калиль.

3. Предписания по поводу воды мутлак.

1. Вода без примесей (мутлак) очищает оскверненные вещи (является одним из очистителей).

2. Вода мутлак, кроме воды калиль, считается чистой (тахир) до тех пор, пока вследствие попадания внее (мутляк) скверны (наджис) не изменит свой цвет, запах или вкус.

3. Малое омовение (вуду) и большое омовение (гусл) водой мутлак действительны.

Внимание!

● Вода является для нас «чистой от примесей» (мутлак) тогда, когда люди считают ее таковой. Таким образом, наличие примесей из-за содержания в воде солей не является поводом для того, чтобы считать ее непригодной для совершения омовения. Вода, в которой содержится большой процент солей, пригодна для очищения от скверны (наджис), а также для совершения полного (гусл) и малого (вуду) омовения.

4. Предписания по поводу разных видов воды мутлак.

Если дождь прольется на оскверненную (мутанадджис) вещь, тем самым он очистит ее от скверны (наджис).

2. Вода кур и проточная вода.

1. Если оскверненную вещь опустить в воду кур, эта вещь станет чистой (тахир) и сама вода не осквернится.

2. Если вследствие попадания скверны в воду кур или проточную воду изменится цвет, запах или вкус воды, то она становится оскверненной. В таком случае эти два вида воды не очищают оскверненные вещи.

Внимание!

● Нет разницы между водой большого количества (кур) и проточной в очищении вещей от скверны.

3. Вода калиль.

1. Если скверну (наджис) опустить в воду малого количества (калиль), она оскверняется, и эта вода уже не пригодна для очищения оскверненной вещи.

2. Если воду малого количества (калиль) налить на оскверненные вещи, то они станут чистыми, но вода, смывшая скверну, будет оскверненной.

3. Если часть медленно стекающей вниз малой (калиль) воды попадет на скверну, то та часть воды, что выше места соприкосновения со скверной остается ритуально чистой (тахир).

4. Если малое количество воды (калиль) будет соединено с проточной или большим количеством воды (кур), то эта вода будет считаться такой же, как и проточная или вода кур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 50; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.