Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Фирма в системе рыночных отношений.




Q

Руб

Q

Руб

Q1 Q2 Q3 Q4 Q,шт.

B

A

Руб

 

 

Р1

D2

D1

Р2

 

 

 

Рис. 4 Изменение объема спроса и изменение спроса

Предположим, что первоначально линия спроса занимала положение Д1. При понижении цены с Р1 до P2 объем спроса увеличивается с Q1до Q2. Мы движемся вдоль линии спроса Д1 из точки А в точку В. Здесь увеличивается только объем спроса. Другой случай — возросли денежные доходы населения и оно теперь желает покупать большее количество товара при каждом значении его цены. При цене Р1 объем спроса теперь составляет не Q1, а О3. При цене Р2 — не Q2, a Q4. Следователь­но, линия спроса сдвинулась вправо, т. е. увеличился сам спрос.

В том случае, если речь идет о потребительском товаре, то изменение спроса может произойти по следующим причинам:

1. В связи с изменением доходов населения, которые способствуют увеличению спроса на абсолютное большинство товаров. Товары, спрос на которые увеличивается в результате роста доходов, называются «нормативными». В свою очередь спрос на некоторые потребительские товары (перловая крупа, маргарин, черный хлеб) с увеличением доходов уменьшается. Их принято называть «неполно­ценными».

2. В результате изменения цен на другие, как правило, взаимозаменяющие, товары. Так увеличение спроса на маргарин может произойти в результате роста цен на продукт — заменитель сливочное масло.

3. Меняются вкусы и предпочтения потребителей. Например, если некоторый вид ткани «вошел» в моду, то спрос на него может возрасти.

4. С изменением цены на дополняющие товары. Например, автомобили и бензин. Рост цены на бензин снижает спрос на автомобили и наоборот.

5. Изменения в ожидании будущих цен. Если ожидается увеличение цен, например, на соль, то при прочих равных условиях линия спроса сместится вправо.

6. На спрос влияет увеличение населения.

Между ценой и объемом спроса существует обратная зависимость—при снижении цены объем спроса увеличивается и наоборот. Это закон спроса.

Известно одно исключение из этого закона, которое получи­ло название «Парадокс Гиффена». Английский экономист Роберт Гиффен (1837—1910 гг.) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого возросла, существенно увеличился. Но это, в принципе, не отрицает закона спроса, так как повышение цены на картофель заставило их резко сократить потребление более дорогих и качественных продук­тов.

Понятие «эластичность спроса» в экономическую теорию ввел А. Маршалл.

Эластичность показывает степень реакции одной величины на изменение другой. В практике наиболее широко применяемой зависимостью является изменение объема спроса в связи с изменением цены. На графиках 3 и 4 зависимостью между ценой (P) и объемом товаров и услуг (Q) представлены два основных вида кривых. В первом' случае изменение цены от 1000 до 2000 руб. приводит к сокращению объема спроса с 10 до 6 ед., а во втором случае такое же изменение цены привело к снижению объема с 10 до 9 ед. В этих двух случаях наблюдается неодинаковая степень зависимости объема спроса от цены. В одном случае спрос эластичен (1.3.), во втором— неэластичен (5).

 

Р,

2000 Рис. 5

1000 Эластичный спрос.

 

 

Р,

Рис. 6

Неэластичный спрос.

 

 

Для количественной оценки эластичности спроса необходи­мо сопоставить прирост объема спроса ко всему его объему и прироста цены к цене. Покажем это на примере.

 

 

Т а б л и ц а 3 Эластичность спроса

Цена, (Р), тыс. руб. Количество товаров (Q) Выручка, тыс. руб. Изменение в спросе Изменение в цене ЭС
      10:20=58% 2:8=25% Эласти-чен >1
      10:30=33.3% 2:6=33.3% Равный 1
      10:40=33.3% 2:4=33.3% неэластичен <1
     

 

При эластичности спроса больше единицы снижение цены вызывает такой рост величины спроса, что общая выручка возрастает. В данном случае спрос эластичен. Общая выручка остается неизменной при эластичности спроса, равной едини­це. Когда же спрос неэластичен, т. е. спрос меньше единицы, снижение цены вызывает такое падение спроса, что общая выручка падает.

Таким образом, при эластичности спроса меньше единицы продавец может повышать цены на свою продукцию и увеличи­вать объем реализации, т. е. выручку. Но если спрос эластичен, то цены лучше не повышать, так как выручка от реализации будет снижаться.

Поведение потребителя при различной эластичности спроса можно представить в виде таблицы.

 

Т а б л и ц а 4 Поведение потребителя при различной эластичности

Характер спроса Поведение потребителя
При снижении цены При росте цены
     
Эластичный (ЭС >1) Значительно повышает объем покупок (спрос растет быстрее, чем снижается цена). Выручка у продавца растет Значительно снижает объем покупок (спрос снижается более высокими темпами, чем растет цена.) Выручка продавца падает
Единичная эластичность (ЭС=1) Спрос растет теми же темпами, что падает цена. Выручка растет. Спрос снижается теми же темпами, что растет цена. Выручка не изменяется.
Неэластичный (ЭС<1) Темпы роста спроса меньше темпов снижения цены. Выручка падает. Темпы снижения спроса меньше темпов роста цены. Выручка растет.

 

Эластичность спроса ниже всего на товары, являющиеся для потребителя самыми необходимыми. Особенно она низка на товары и услуги первой необходимости. Таков, например, спрос на хлеб, цветы в предпраздничные и праздничные дни, соль, спички, мясо и т. д.

При прочих равных условиях, при неэластичном спросе цены могут расти, а при эластичном—они могут снижаться.

Как же количественно измеряется эластичность спроса?

По цене эластичность спроса измеряется отношением про­центного изменения спрашиваемой продукции к процентному изменению цены.

процентное изменение количества спрашиваемой продукции

= ————————————————————————————— ИЛИ,

 
 

процентное изменение цены

, коэффициент эластичности спроса;

— прирост предлагаемой продукции;

— прирост цены на данную продукцию.

Если Еа>1, спрос считается эластичным, и спрос неэласти­чен при Еа<1. Кривая совершенно неэластичного спроса изоб­ражается на графике линией, параллельной вертикальной оси, кривая совершенно эластичного спроса представляет собой линию, которая расположена выше и параллельно горизонталь­ной оси.

Как правило, спрос эластичен на те товары и услуги, которые к повседневным и обыденным не относится. Спрос неэластичен на товары повседневного спроса. Поэтому рост цен на них может не приводить к сокращению объема или, во всяком случае, рост цен при неэластичном спросе ведет к отно­сительному падению объема предложенной продукции.

Эластичность спроса — показатель, который широко ис­пользуется в практике налогообложения, дотаций государства отдельным производителям, как правило, производящим неэластичные товары, в инвестиционной политике.

Таким образом, спрос—явление довольно сложное, оно включает в себя и такие элементы, которые учитывают индиви­дуальные потребности отдельного потребителя, его особенности. С другой стороны, спрос зависит не только от экономических факторов, но и от психологии покупателя, от духа соревнования в потреблении, который ему присущ. Эти явления не всегда поддаются количественной оценке. Поэтому уровень профессио­нализма при изучении спроса зависит не только от знаний и умений количественно его определить, исходя из тех переменных, которые на него влияют, и которые можно измерить, так и тех факторов, которые не поддаются исчислению и их количе­ственно определяют методом экспертных оценок. Эксперты — профессионалы высочайшего класса, подобно дегустаторам вина, определяют его качественные характеристики. Поэтому это дорогостоящее мероприятие. Все это в конечном итоге приносит гораздо больший экономический эффект, если спрос определен, тогда известным становятся самые сокровенные «тайны» рынка — цена и объем предложения.

3. Предложение отдельного производителя. Закон предложения. Эластичность предложения

Предложение характеризует собой готовность продавца (фирмы или отрасли) продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.

Зависимость объема предложения от факторов, его опреде­ляющих, называется функцией предложения. В общем виде функция предложения выглядит следующим образом:

= ( …), (1.5)

где:

— объем предложения товара А в единицу времени;

— цена товара А;

— цены других товаров и ресурсов;

— величина (или вектор), характеризующая применяе­мую в производстве товара А технологию;

—величина (или вектор), характеризующая установ­ленные налоги или дотации;

— величина (или вектор), характеризующая природно-климатические условия.

В том случае, если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены данного товара, положить фиксиро­ванными, то от функции предложения (1.5.) можно перейти к функции предложения от цены:

= (1.6)

Так же, как и функция спроса от цены, функция предложе­ния от цены может быть представлена тремя способами: табличным, аналитическим, графическим. На графике 7линия 5 представляет собой графическое отображение функции предложения от цены. Она называется линией предложения. Из рисунка 5 видно, что при цене 30 руб. объем предложения составляет 200 тыс. штук. Если

цена товара повышается до 40 руб., объем предложения возрастает до 400 тыс. штук, для абсолютного большинства товаров

Рис. 7- Линия предложения.

Линия предложения имеет положительный наклон, с ростом цены

увеличивается и объем предложения.

Необходимо различать изменения объема предложения и изменение предложения.

Изменение объема предложения возможно при изменении цены данного товара и при фиксированных значениях других факторов, определяющих объем предложения. В этом случае происходит движение вдоль линии предложения. Неценовые факторы смещают всю кривую.

Рассматривая функцию; предложения была установлена зависимость объема предложения от многих переменных, важ­нейшими из которых является рыночная цена товара. Поэтому влияние изменения цен на количество товара, предлагаемого производителями, экономисты определяют показателем ценовой эластичности предложения.

Эластичность предложения измеряется отношением про­центного изменения объема предложения к процентному изме­нению цены. Она, как и эластичность спроса мо­жет колебаться в пределах от бесконечности до 0. Трудно переоценить практическую значимость эластичности предложения. По своему характеру она оказывает обратное воздействие на поведение производителя и потребителя, нежели эластичность спроса.

4. Равновесие спроса и предложения

Равновесие в экономике играет чрезвычайно важную роль. Экономическая мысль уже давно пришла к выводу, что в про­цессе функционирования экономическая система достигает эффективности при стремлении к состоянию равновесия. Но, как правило, достижение и пребывание в равновесии скорее случай нежели закономерность.

При наличии резких отклонений от равновесного состояния и про­исходят экономические катаклизмы, спады, уменьшение эконо­мической активности и т. д. Неравновесное состояние экономики конкретно выражается в росте степени неудовлетворенности потребностей, в неэффективном использовании ограниченных ресурсов.

Наиболее наглядно равновесие можно рассмотреть по отно­шению к спросу и предложению. Исследовать взаимодействие спроса и предложения можно путем построения на одном графике функции спроса и предложения. На основе ранее используемых на рисунке 6 представлены кривые спроса и предложения, пересекающиеся в точке Е, которая и названа точкой равновесия. А цена, которая соответствует данной точке — равновесной ценой. А объем предложения — равно­весным предложением.

Цена Ре такая цена, при которой не существует ни избытка, ни недостатка товаров, т. е. достигается равенство спроса и предложения.

Являются ли реальные цены на рынке ценами равновесия? В принципе цена равновесия это реальная цена, но в то же время она настолько подвержена колебаниям под воздействием различных факторов, что в каждый данный момент равновесие зависит от рыночной ситуации. Изучение последней с целью определения цены равновесия настолько сложное явление, которое позволяет количественно «улавливать» только тенден­цию ситуации», а не саму ситуацию, а потому и исследовать не цену равновесия, а тенденции ее движения.

В том случае, если по каким-то причинам рыночная цена сложится на уровне выше равновесной цены, то объем предложения превысит объем спроса. Производители вынуждены будут снизить цену, чем поддерживать выпуск продукции, существенно превышающей объем спроса. Предположим, что по каким-то причинам, например (рост денежных доходов, изменение вкусов покупателей) увеличился спрос на данный товар. В этом случае произойдет увеличение равновесной цены и равновесного количества товаров.

 

 

 

P

 

S

D

 

PE E

 

 
 


0 QE Q

 

Рис. 8 Рыночное равновесие.

 

Если же рынок, выведен по каким-то причинам из состояния равновесия, возникают силы, возвращающие систему в исходное равновесное состояние, то такое состояние равнове­сия называется стабильным (устойчивым). В противном случае равновесие называется нестабильным (неустойчивым).

Проблема стабильности имеет важное значение. Если ры­ночное равновесие стабильно, то государственное вмешатель­ство в динамику рынка представляется необязательным, так как рыночный механизм автоматически обеспечивает достижения равновесного состояния. В том случае, если рыночное равнове­сие нестабильно, то государственное вмешательство становится необходимым, поскольку без него рыночное равновесие может оказаться недостижимым.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 88; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.