Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательный процесс в зарубежных странах.




Законодательный процесс является одним из наиболее ста­бильных институтов конституционного права, мало подвержен­ным изменениям. Это строго формализованный, урегулированный нормативно-правовыми актами и обычаями порядок принятия закона. Несоблюдение законодательных процедур предполагает признание закона неконституционным, В федеративных государствах общенациональный парламент не вправе рассматри­вать и принимать законопроекты, отнесенные конституцион­ными нормами к сфере исключительных полномочий членов (субъектов) федерации. Важнейшими участниками законода­тельного процесса являются депутаты и само общенациональ­ное выборное представительное учреждение - парламент. В странах западной демократии парламентскому законодатель­ному процессу присущи гласность, публичность, воздействие общественного мнения.

Законодательный процесс состоит из ряда стадий:

· осуществ­ление права законодательной инициативы,

· обсуждение законо­проекта,

· принятие закона,

· одобрение его второй палатой (если таковая существует),

· промульгация закона главой государства,

· его опубликование,

· вступление закона в юридическую силу.

Официальное внесение законопроекта предполагает его про­хождение в соответствии с нормативными правовыми установ­лениями, что означает последовательное движение на основе установленных парламентских процедур.

Принятие закона зависит от реализации права законодатель­ной инициативы, под которой понимается правомочие опреде­ленных в конституционных (законодательных) нормах субъек­тов (государственных органов, депутатов и др.) по внесению законопроектов в палату парламента. Правовым последствием осуществления данного права является обязанность парламента рассмотреть внесенные законопроекты.

Конституции большинства демократических государств зак­репляют круг субъектов законодательной инициативы путем их точного перечисления, хотя этот перечень в различных странах может существенно отличаться. Как правило, к их числу отно­сят правительство и депутатов парламента; в некоторых госу­дарствах Европы, Азии и Латинской Америки - высшие (вер­ховные) суды, органы, представляющие особые социальные интересы в рамках предметов их ведения.

В парламентских государствах основным субъектом законо­дательной инициативы является правительство. В федеративных государствах этим правом наделяют законодательные легисла­туры субъектов федерации. В президентских и полупрезидент­ских республиках правом законодательной инициативы широко пользуется президент.

В большинстве стран придерживаются усложненной проце­дуры внесения законов, связанных с финансовыми обязательствами государства. Особенности принятия финансово-бюджет­ных законов:

1) право их внесения предоставлено ограниченному кругу субъектов - правительству или главе государства;

2) вносятся в нижнюю палату парламента;

3) обязательно требуется заключение правительства или главы государства;

4) существуют жестко ограниченные сроки их разработки, представления и рассмотрения;

5) инициатива и активность депутатов при их рассмотрении в парламенте ограничиваются.

Регламент палат парламента подробно регулирует саму про­цедуру осуществления законодательной инициативы. Иногда определенные законы вносятся только в верхнюю палату (ряд государств Латинской Америки, Азии, Африки).

Предшествует традиционной законодательной процедуре этап подготовки закона, который не рассматривается как часть законодательного процесса, если последний трактуется в узком смысле слова. В зарубежных странах, как правило, этот этап не урегулирован ни в регламенте парламента, ни в законодатель­ных нормах.

Однако в ряде стран существуют законодательные нормы, относящиеся к стадии, предшествующей осуществлению за­конодательной инициативы. Проект закона может быть подго­товлен гражданами и выдвинут в порядке реализации народной правотворческой инициативы. В этом случае требуется собрать большое число подписей граждан в поддержку законопроекта (в Италии - не менее 50 тыс., в Испании - 500 тыс.). В Авст­рии минимум 100 тыс. граждан или одна шестая часть граждан трех земель могут внести законопроект через Центральную из­бирательную комиссию на обсуждение парламента.

Обсуждение законопроекта - наиболее продолжительная стадия законодательной парламентской процедуры. Внесенный в нижнюю или верхнюю палату парламента проект закона пред­варительно рассматривается в комитетах (комиссиях), а затем - на пленарном заседании. Как правило, законопроект проходит три чтения. В первом чтении решается вопрос о целесообразно­сти принятия его концепции, во втором он совершенствуется и «обрастает» многочисленными поправками, а в третьем - при­нимается в целом. Достаточно редко для подготовки-законопро­екта создается специальная депутатская комиссия. Законопроект, одобренный в третьем чтении той палатой, в которую он был внесен, при необходимости направляется в верхнюю пала­ту. Процесс обсуждения во второй палате бикамерального пар­ламента проходит ту же процедуру обсуждения, что и в первой палате. Двухпалатная структура парламента требует одобрения законопроекта обеими палатами. В случае разногласий между ними применяются различные согласительные процедуры. Если разногласия преодолены и закон принят палатами парламента, то тогда он подписывается главой государства, а затем промулъгируется - официально опубликовывается.

Закон считается принятым, если за него проголосовало уста­новленное большинство депутатов.

В усложненном порядке и в течение более продолжительно­го времени принимаются конституционные и органические за­коны.

В течение определенного конституцией времени со дня при­нятия парламентом закона глава государства может воспользо­ваться правом вето. Различают абсолютное (резолютивное) вето, которым пользуется монарх, и отлагательное (суспензивное), которым обладает президент. Абсолютное вето означает невоз­можность принятия данного закона, и преодолеть его нельзя. Отлагательное вето предполагает возражения президента про­тив законопроекта. Оно может быть преодолено как путем го­лосования квалифицированным большинством депутатов пар­ламента, так и внесением в законопроект устраивающих прези­дента изменений (капитуляция).

С момента официального опубликования закона исчисляет­ся срок начала его действия (вступления в законную силу) - от одного дня до нескольких недель.

Парламент принимает разнообразные законы - конститу­ционные, органические, ординарные, кодексы. Законодатель­ный характер имеет парламентский регламент - нормативный акт, посвященный процедуре деятельности представительного (законодательного) органа государственной власти. На основе регламентных норм парламент осуществляет принадлежащие ему полномочия. Издание регламента - сфера исключительных прерогатив представительного органа, свидетельство самостоя­тельности, важной государственной и политической роли. Пар­ламент также выпускает многочисленные акты с ненорматив­ным содержанием: постановления, резолюции, декларации, за­явления, обращения, приветствия

 

Вопрос 78.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.