Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические советы




План семинара

ТЕМА 1

ВВЕДЕНИЕ

Калининград

Методическое пособие

Отечественного государства и права

По истории

ПРАКТИКУМ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Практикум по истории отечественного государства и права: Методическое пособие / Калинингр. ун-т. - Сост. С.В. Лонская. - Калининград, 1999. - 30 с.

 

Практикум содержит темы, планы, проблемные вопросы и задания семинаров по истории отечественного государства и права. Каждая тема снабжена методическими советами по ее изучению и списком рекомендуемой дополнительной литературы. Для студентов и преподавателей юридических факультетов вузов.

 

Составитель: С.В. Лонская, кандидат юридических наук.

 

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Калининградского государственного университета.

 

 

ãКалининградский государственный

университет, 1999.

Семинары по истории отечественного государства и права - неотъемлемая часть изучения этой дисциплины. Данная форма учебного процесса служит закреплению полученных знаний, активизирует творческое мышление, создает предпосылки к заинтересованному обсуждению проблем российской истории, содействует формированию основных знаний, умений и навыков.

В настоящем пособии содержатся 14 тем семинарских занятий, проведение которых в полном объеме рассчитано для дневной формы обучения, что не исключает возможность пользоваться материалами пособия студентам заочной и очно-заочной форм.

В каждой теме выделяются: план (основные вопросы) семинара; дополнительные проблемные вопросы и задания; список литературы; методические советы. При подготовке к семинару необходимо: ознакомиться с методическими советами, которые призваны сориентировать студента в работе над темой; изучить рекомендованную литературу, а также самостоятельно подобранные источники, используя конспектирование, составление опорных записей, схем и т.п.; расположить материал по вопросам плана; ответить на проблемные вопросы и выполнить задания.

Литература к отдельным темам является дополнительной, а в качестве основной, используемой ко всему курсу, надо обращаться к следующим учебникам и сборникам текстов юридических памятников:

История отечественного государства и права: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. Ч. 1 - 2. М., 1996 - 1997;

История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М., 1998;

Исаев И. А. История государства и права России. 3-е изд. М., 1996;

Хрестоматия по истории государства и права / Сост. Ю.П. Титов. М., 1997;

Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 - 1991 гг. / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1997;

Российское законодательство Х - ХХ веков. В 9-ти т. М., 1984 - 1990.

При подготовке пособия были использованы материалы учебного пособия И.В. Иванцовой “Как сдать экзамен по истории государства и права России” (Ростов-на-Дону, 1998 г.).

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

 

1. Норманнская теория образования древнерусской государственности.

2. Предпосылки и причины возникновения государства у восточных славян.

3. Ход образования древнерусской государственности.

 

Вопросы и задания

1. Проанализируйте отношение к норманнской теории крупнейших отечественных историков XIX - XX вв. (Карамзина, Соловьева, Ключевского, Мавродина, Юшкова и др.).

2. В чем различие в системе общественного управления в родовом строе и в период “военной демократии”?

Литература

Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. Современный взгляд. М., 1997.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М., 1995. Кн. 1. Лекции IX- X.

Мавродин В.В. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М., 1971.

Мурашова М. Была ли Древняя Русь частью великой Швеции? // Родина 1997. № 10.

Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. 1991. № 2- 3.

Пузанов В.В. У истоков восточнославянской государственности / В кн.: История России: народ и власть. СПб., 1997.

Соловьев К.А. Легитимность государственной власти в Древней Руси 9 - начала 13 вв. // КЛИО. 1997. № 1.

Фроянов И.Я. Древняя Русь: опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.- СПб., 1995.

При характеристике и оценке норманнской теории следует обратить внимание на следующие ключевые проблемы: 1) достоверность Повести Временных Лет в части сообщения о призвании русских (варяжских) князей; 2) происхождение русов (норманнское, т.е. скандинавское, или иное, в том числе особо остановиться на гипотезе В. Томсена о социальном, а не этническом происхождении имени русов от шведского roths - “гребцы”); 3) роль русов в образовании восточнославянской государственности. Решение последней проблемы непосредственно связано с анализом предпосылок возникновения Древнерусского государства. Исследуя внутренние предпосылки, необходимо уяснить, что расселение славян на Восточно-Европейской равнине происходило на обширной территории со сложными условиями для ведения сельского хозяйства, достаточно удаленной от основных центров цивилизации, но пересеченной важными и оживленными торговыми путями “из варяг в греки” (Днепровский) и в восточные страны (Волжский).

В VI - VIII вв. у славян господствует родоплеменной строй, основными чертами которого являются: коллективная собственность на средства производства; трехступенчатое самоуправление: народное собрание (вече), чьи постановления имеют решающее значение,- совет племенной знати (старцы градские) - выборный вождь-князь (каган); жесткая регламентация внутриродовых отношений на основе обычаев, поддерживаемых общественным мнением (включающая, например, институты круговой поруки и кровной мести). К IX в. эта система общественных отношений перерастает в военную демократию. Усиливается не только военная функция князя, но и административно-судебная, внешнеполитическая, религиозная - в ущерб вече и совету племенной знати; должность князя становится наследственной. Образуются военно-политические племенные союзы, крупнейшие из которых (Куяба, Славия, Артания) располагаются на стратегических узлах Днепровского и Волжского торговых путей. В связи с этим надо внимательно изучить теорию В.О. Ключевского о военно-промышленном происхождении Древнерусского государства.

Молодая русская государственность оказалась втянутой в орбиту интересов своих сильных соседей: Византийской империи, Хазарского каганата и Арабского халифата. Следует рассмотреть экономический, политический, военный, идеологический аспекты этого влияния.

Важнейшая методологическая посылка анализа хода образования государства состоит в том, что это - всегда процесс, зачастую длительный, складывания предпосылок и существенных признаков государственности (публичной политической власти, единой территории, единых правовой и налоговой систем). Для Древнерусского государства этот процесс длился в IX - XI вв.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 80; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.