Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественная власть и социальные нормы при первобытнообщинном строе.




Догосударственное общество называют первобытным, а существовавший в нем срой – первобытнообщинным (родообщинным, родоплеменным). Прошел в своем развитии несколько периодов.

· Матриархат - материнский род, в котором господствующая роль принадлежала женщине и родство велось по материнской линии. Это первобытнообщинный строй в чистом виде.

· Патриархат - отцовский род, который пришел на смену материнскому и родство в котором велось уже по отцовской линии. Процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения государства.

Экономическая сторона:

· Период присваивающей экономики.

· Период производящей экономики, с ней связывается разложение первобытнообщинного строя и возникновения государства.

Иные периодизации:

· ранний – это период становления первобытнообщинного строя (соответствует форма организации общества – локальная группа охотников, собирателей, рыболовов)

· средний – период зрелости (собственно родовая община, племя)

· поздний – период распада первобытного общества (соседская община, вождество)

Базируясь на формах организации:

· первобытного человеческого стада

· родовой общины

· соседской общины

Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя.

Род (родовая община) - э то семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве.

Племя - более крупное и более позднее общественное образование, которое возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин основанный опять-таки на родственных связях союз родовых общин, имеющий свою территорию, имя, язык, общие религиозные и бытовые обряды. Объединение родовых общин в племена вызывалось различными факторами, в том числе совместная охота на крупных животных, отражение нападения врагов, нападение на другие племена и т.д.

Фратрии и союзы племен.

Фратрии (братства) - это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Они являлись промежуточной формой между родом и племенем и имели место не у всех, а только у некоторых народов (например, у греков).

Союзы племен - это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя. Они создавались либо для ведения войн, либо для защиты от внешних врагов.

Роды, фратрии, племена, союзы племен, являясь различными, но однотипными объединениями людей, основанными на кровном или предполагаемом родстве.

Власть и управление в период зрелого первобытного общества.

Публичной власти первобытного общества, которую в отличие от государственной власти часто именуют потестарной, присущи следующие черты:

· Осуществлялась самим обществом либо выбранными им лицами, которые никакими привилегиями не обладали и в любой момент могли быть отозваны и заменены.

· Не имела специального аппарата управления, все члены общества участвовали в производстве материальных благ.

· Она не была оторвана от общества и не стояла над ним.

· Опиралась на общественное мнение и авторитет выборных лиц.

· Принуждение исходило от всего общества - рода, племени и т.д., каких-либо специальных органов принуждения в виде армии, полиции, судов и т.п., не было.

Власть в родовой общине.

Высший орган власти – общее собрание (родовое собрание) всех взрослых членов рода. Его решения обязательны для всех. Общее собрание решало наиболее важные вопросы жизни первобытного общества: вопросы войны и мира, осуществление наказания, выборы и перевыборы старейшины, вождя, жреца.

Старейшина руководил повседневной деятельностью: организацией коллективных работ, разрешением конфликтов, распределением продуктов труда и т.д.

Военный вождь избирался на период военных действий.

Жрец отвечал за связь родовой общины (племени, союза племен) с духовным миром: духами, богами, покровительствовавшими данной группе людей.

В целом организация власти в первобытном обществе характеризуется как первобытная демократия:

· самоуправление (совпадение субъекта и объекта власти) – общее собрание рода принимало решения и весь род, все его члены исполняли эти решения

· власть распространялась только по кровно-родственному признаку - только на членов данного рода

· представители власти, т.е. выборные лица (старейшина, вождь, жрец), наравне с другими общинниками участвовали в повседневном труде

· осуществляли функции управления на общественных началах и не получали за это дополнительного вознаграждения

· принуждение носило общественный характер - решение принималось на общем собрании и осуществлялось всеми взрослыми членами рода

Организация власти в племени:

· Основным органом власти и управления: совет старейшин (вождей), иногда наряду с ним могло существовать и народное собрание (собрание племени). В состав совета старейшин входили старейшины, вожди, военачальники и другие представители родов, составляющих племя. Совет старейшин решал все основные вопросы жизни племени при широком участии народа.

· Для решения текущих вопросов, а также на время военных походов избирался вождь племени, положение которого не отличалось от положения старейшины или вождя рода, он считался первым среди равных.

Организация власти и управления во фратриях и союзах племен.

Народные собрания, советы старейшин, советы вождей, военные предводители и другие органы первобытной демократии.

Выводы. Первобытное общество основано на родственных связях, коллективном труде, общественной собственности и социальном равенстве всех его членов. Власть в этом обществе носила общественный характер и строилась на началах самоуправления. Отсутствует специальный аппарат управления и принуждения, все вопросы решались самим обществом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 78; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.