Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 1.2. Древнейшая и древняя история человечества




Занятие № 3

Занятие № 2

Введение

Практикум

ИСТОРИЯ

Комиссарова Татьяна Сергеевна

Измозик Владлен Семенович

 

 

Редактор

 

План 2015 г., п. 226

______________________________________________________________________

Подписано к печати

Объем 3,0 усл.-печ. л. Тираж экз. Заказ

______________________________________________________________________

Издательство СПбГУТ. 191186 СПб., наб. р. Мойки, 61

Отпечатано в

 

 

 

Основная образовательная программа подготовки бакалавров в СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича,[1] как и во всех вузах России, включает три учебных цикла.[2] «История» – одна из обязательных дисциплин базовой части первого из них - гуманитарный, социальный и экономический цикл. Ее изучение происходит в I семестре и завершается экзаменом.

Актуальным остается мнение об истории известного русского ученого В. О. Ключевского (1841 - 1911): «в научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».[3]

Следовательно:

ü усвоение исторического опыта, знаний и методов мышления, выработанных предшествующими поколениями, позволяет на этой основе определять практическую деятельность настоящего, уменьшает риск принятия ошибочных решений в профессиональной сфере,

ü историческая подготовка становится для студентов основой для изучения последующих социогуманитарных наук (философии, культурологии, социологии, психологии),

ü изучение истории выполняет не только познавательную функцию, но и воспитательную, и просветительскую. Знание истории своего Отечества и всемирной истории формирует такие качества гражданина, как забота об интересах своего народа и государства, порядочность, ответственность, честность, позволяет понять истоки национальной культуры, место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию.

Содержание дисциплины распределено между лекционными и практическими занятиями, являющимися в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основными установленными видами организации учебного процесса.

Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины. Она закладывает основы научных знаний в обобщенной форме.

Цели практических занятий: [4]

ü расширение и детализация знаний, полученных на лекциях,

ü освоение основных принципов работы с разнообразными источниками, в т. ч. справочной и научной литературой, с таблицами и схемами,

ü формирование навыков самообразования, умения учиться самостоятельно, т. е. овладения метода­ми, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля,

ü освоение познавательных приемов изучения истории,

ü представление результатов творческой деятельности студента, приобретение практических умений, необходимых для изучения последующих дисциплин.

Практикум – комплекс заданий для практических занятий, выполняемых студентами самостоятельно.

Цель заданий согласуется с целями практических занятий, соответственно направлена на развитие самостоятельного мышления студентов, более глубокое овладение ими курса истории, ее сложных событий и явлений, приобретение умений, навыков и компетенций, которые необходимы не только для овладения последующих социогуманитарных дисциплин, но и для выполнения ими ряда своих будущих профессиональных обязанностей.

Наряду с практическими занятиями практикум выступает и как средство обратной связи: студенты – преподаватель.

Задания рассчитаны на индивидуальное (внеаудиторное при самостоятельной подготовке к практическим занятиям) и групповое выполнение (во время работы в аудитории).

Выполнение заданий предусматривает ряд этапов:

ü предварительная работа над конспектом лекции, учебником, учебным пособием по соответствующей теме,

ü знакомство с новейшей учебно-методической литературой, список которой приведен в методических рекомендациях для проведения практических занятий по истории.[5]

Следует знать, что для студентов СПбГУТ открыт доступ к электронно-библиотечной системе IPRbooks, содержащей учебники и учебные пособия, монографии, справочные издания, периодические издания.[6]

В целом для подготовки к практическим занятиям и практикуму рекомендуется использовать и возможности интернет-ресурсов:

ü http://janaberestova.narod.ru/resources.html - электронная библиотека и коллекция ссылок на полные тексты исторических документов и книг, курируется Санкт-Петербургским государственным университетом,

ü http://www.gumer.info/ - коллекция полнотекстовых источников, литературы и ссылок по отечественной истории,

ü http://www.hrono.ru – сайт всемирной истории,

ü http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - сайт исторического факультета Московского государственного университета, раздел электронной библиотеки исторической литературы и первоисточников,

ü http://www.history.pu.ru/biblioth/index.htm - сайт исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, раздел библиотеки исторической литературы.

Правильность выполнения заданий оценивает не только преподаватель, но и студенты-сокурсники, поэтому практикум является коллективным творчеством группы.

Практикум рассчитан на 17 занятий, содержание которых включает вопросы для обсуждения, комментированное чтение и анализ исторических источников, заполнение синхронистических, хронологических, сравнительных таблиц[7] и схем, составление глоссария,[8] тематику сообщений (по предложению преподавателя),[9] тексты с ошибками, обсуждение документальных и научно-популярных фильмов по проблемам истории, применение метода «экспресс-рецензии».[10]

Самостоятельная работа включает также (помимо выполнения индивидуальных и групповых заданий):

ü подготовку к текущему, промежуточному и итоговому контролю с использованием тестирующих материалов,

ü самостоятельное изучение отдельных тем по заданию преподавателя.

Выполнение предложенных заданий помогает не только самостоятельному изучению материала, но и развитию творческого мышления, повышению уровня исторического сознания.

 

 

Тема 1. Введение в историю.
Особенности становления государственности в мире

Занятие 1.1. Теория и методология исторической науки (2 часа)

1. История как наука: предмет, сущность, формы и функции исторического знания.

2. Теории исторического развития.

3. Исторический источник: понятие и классификация.

Вопросы для обсуждения:

1. Существуют ли объективные и познаваемые законы истории?

2. Влияет ли личность историка и его взгляды на трактовку исторических фактов?

3. Может ли человек влиять на ход истории? Какие он имеет для этого возможности?

4. Сравните высказывания:

ü немецкий философ Гегель: История учит лишь тому, что ничему не учит;

ü русский историк В.О.Ключевский: История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого.

Какие выводы можно сделать из этого? Чье высказывание кажется Вам более точным?

5. В чем причины особого внимания к историческому знанию на современном этапе?

6. Оцените историю России с точки зрения формационного и цивилизационного подходов к истории.

 

Задание 1

Как Вы оцените суждение русского историка В. О. Ключевского, высказанное в 1895 г.:[11]

«Здесь историческое изучение своими конечными выводами подходит вплоть к практическим потребностям текущей минуты, требующей от нас, от каждого русского человека отчетливого понимания накопленных народом средств и допущенных или вынужденных недостатков своего исторического воспитания. Нам, русским, понимать это нужнее, чем кому-либо. Вековыми усилиями и жертвами Россия образовала государство, подобно которому по составу, размерам и мировому положению не видим со времени падения Римской империи. Но народ, создавший это государство, по своим духовным и материальным средствам еще не стоит в первом ряду среди других европейских народов. По неблагоприятным историческим условиям его внутренний рост не шел в уровень с его международным положением. Мы еще не начали жить в полную меру своих народных сил, чувствуемых, но еще не вполне развернувшихся, не можем соперничать с другими ни в научной, ни в общественно-политической, ни во многих других областях. Достигнутый уровень народных сил, накопленный запас народных средств – это плоды многовекового труда наших предков, результаты того, что они успели сделать. Нам нужно знать, чего они не успели сделать; их недоимки – это наши задачи».

Задание 2

Составьте глоссарий:

Археология, бонистика, вексиллология, генеалогия, геральдика, историография, источниковедение, нумизматика, ономастика, сфрагистика (сигиллография), теория локальных цивилизаций, теория этносов, топонимика, фалеристика, формационная теория, эпиграфика.

Пример составления глоссария:

Архив (лат. archivum – присутственное место) - а) учреждение или его часть, хранящая документы, б) совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждений, предприятий и отдельных лиц. Понятие «архив» начали употреблять в России в XVIII веке, после издания 10 марта 1720 года Генерального регламента государственных коллегий. Согласно документу во всех органах власти появлялись собственные архивы, и официально вводилась должность архивариуса. Он должен был собирать, регистрировать и хранить официальные бумаги. Появились два государственных архива – Петербургский и Московский. Первый, столичный, занимался делами государства, туда поступала текущая дипломатическая переписка и прочие официальные документы. А в московском архиве собирали документы, представляющие историческую ценность. Самые ранние относились к XIV веку. Крупнейшие архивы мира – национальный архив в Париже; национальный архив и рукописный отдел библиотеки Конгресса США в Вашингтоне; в России – Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге, Российский государственный архив древних актов в Москве и др. http://www.rus.freecopy.ru/print.php?id=183530; http://www.vesti.ru/doc.html?id=346269&cid=400

(IV тыс. до н. э. – V в. н. э.) (2 часа)

1. Типы общностей в догосударственный период. Неолитическая революция.

2. Становление цивилизаций Древнего Востока.

3. Античный тип цивилизационного развития.

Вопросы для обсуждения:

1. «Неолитическая революция»: понятие и последствия.

2. В чем заключались причины особой роли государства в восточном обществе?

3. Египет и Индию называли «страной деревень», а Месопотамию – «страной городов». Почему?

4. Полис: понятие и характерные черты.

5. Чем отличаются восточный и западный типы цивилизационного развития?

6. Какова роль мировых религий в жизни различных народов, государств, цивилизаций?

 

Задание 1 Дополните таблицу хронологией:

Тип общности Хронология
  Первобытная родовая община  
  Период протогосударств (о них дошли отрывочные сведения)  
  Период древних империй  
  Период античных государств  

Задание 2

Заполните сравнительную таблицу:

Линии сравнения Цивилизации Древнего Востока Античная цивилизация
Политическая сфера    
Экономическая сфера    
Социальная сфера    
Менталитет    
Главные достижения в культурной сфере    

Задание 3

Составьте глоссарий:

Антропогенез, демократия, империя, кроманьонец, монархия, неолит, палеолит, патриции, плебеи, полис, политогенез, республика, родовая община, социогенез, теократия, цивилизация.

Задание 4

Промежуточный тест для самоконтроля (тема 1)

1. Кого принято считать «отцом истории»:

а) Полибия

б) Тацита

в) Геродота

г) Сыма Цаня

2. Особенность, отличающая историю от других гуманитарных наук:

а) изучение всех сторон развития человечества

б) изучение отдельных сторон развития человечества

в) изучение интеллектуального развития человечества

3. Укажите правильное соответствие между функцией исторического знания и ее определением:

1) Познавательная

2) социальной памяти

3) воспитательная

а) формирование гражданских и нравственных ценностей, качеств

б) выявление закономерностей исторического развития

в) сохранение духовного наследия общества, передача социально-значимой информации от поколения к поколению

4. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.

1) структурно-диахронный

2) ретроспективный

3) системный

а) последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин событий, явлений

б) изучение разновременных исторических процессов

в) раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития

5. К числу специальных исторических дисциплин относятся: а) нумизматика

б) сфрагистика

в) статистика

г) бонистика

6. Назовите подход, который рассматривал историю как процесс восхождения на все более высокий уровень развития, от простых форм к высшим:

а) эволюционизм

б) географический детерминизм

в) объективизм

г) субъективизм

7. Дайте определения терминов, используя слова: каменный век, средний, древний, новый, медно-каменный:

1) каменный век -

2) палеолит -

3) неолит –

4) мезолит –

5) энеолит -

8. Первых жителей Двуречья называли:

а) греки и римляне б) палестинцы и евреи в) шумеры и аккадцы г) египтяне и нубийцы

9.Полис в Древней Греции – это:

а) город-государство
б) прибор для определения полюсов
в) документ о страховке
г) земельный надел

 

Тема 2. Русские земли и средневековый мир (V – XV вв.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.