Основная образовательная программа подготовки бакалавров в СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича,[1] как и во всех вузах России, включает три учебных цикла.[2] «История» – одна из обязательных дисциплин базовой части первого из них - гуманитарный, социальный и экономический цикл. Ее изучение происходит в I семестре и завершается экзаменом.
Актуальным остается мнение об истории известного русского ученого В. О. Ключевского (1841 - 1911): «в научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».[3]
Следовательно:
ü усвоение исторического опыта, знаний и методов мышления, выработанных предшествующими поколениями, позволяет на этой основе определять практическую деятельность настоящего, уменьшает риск принятия ошибочных решений в профессиональной сфере,
ü историческая подготовка становится для студентов основой для изучения последующих социогуманитарных наук (философии, культурологии, социологии, психологии),
ü изучение истории выполняет не только познавательную функцию, но и воспитательную, и просветительскую. Знание истории своего Отечества и всемирной истории формирует такие качества гражданина, как забота об интересах своего народа и государства, порядочность, ответственность, честность, позволяет понять истоки национальной культуры, место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию.
Содержание дисциплины распределено между лекционными и практическими занятиями, являющимися в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основными установленными видами организации учебного процесса.
Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины. Она закладывает основы научных знаний в обобщенной форме.
Цели практических занятий: [4]
ü расширение и детализация знаний, полученных на лекциях,
ü освоение основных принципов работы с разнообразными источниками, в т. ч. справочной и научной литературой, с таблицами и схемами,
ü формирование навыков самообразования, умения учиться самостоятельно, т. е. овладения методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля,
ü освоение познавательных приемов изучения истории,
ü представление результатов творческой деятельности студента, приобретение практических умений, необходимых для изучения последующих дисциплин.
Практикум – комплекс заданий для практических занятий, выполняемых студентами самостоятельно.
Цель заданий согласуется с целями практических занятий, соответственно направлена на развитие самостоятельного мышления студентов, более глубокое овладение ими курса истории, ее сложных событий и явлений, приобретение умений, навыков и компетенций, которые необходимы не только для овладения последующих социогуманитарных дисциплин, но и для выполнения ими ряда своих будущих профессиональных обязанностей.
Наряду с практическими занятиями практикум выступает и как средство обратной связи: студенты – преподаватель.
Задания рассчитаны на индивидуальное (внеаудиторное при самостоятельной подготовке к практическим занятиям) и групповое выполнение (во время работы в аудитории).
Выполнение заданий предусматривает ряд этапов:
ü предварительная работа над конспектом лекции, учебником, учебным пособием по соответствующей теме,
ü знакомство с новейшей учебно-методической литературой, список которой приведен в методических рекомендациях для проведения практических занятий по истории.[5]
Следует знать, что для студентов СПбГУТ открыт доступ к электронно-библиотечной системе IPRbooks, содержащей учебники и учебные пособия, монографии, справочные издания, периодические издания.[6]
В целом для подготовки к практическим занятиям и практикуму рекомендуется использовать и возможности интернет-ресурсов:
ü http://janaberestova.narod.ru/resources.html - электронная библиотека и коллекция ссылок на полные тексты исторических документов и книг, курируется Санкт-Петербургским государственным университетом,
ü http://www.gumer.info/ - коллекция полнотекстовых источников, литературы и ссылок по отечественной истории,
ü http://www.hrono.ru – сайт всемирной истории,
ü http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - сайт исторического факультета Московского государственного университета, раздел электронной библиотеки исторической литературы и первоисточников,
ü http://www.history.pu.ru/biblioth/index.htm - сайт исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, раздел библиотеки исторической литературы.
Правильность выполнения заданий оценивает не только преподаватель, но и студенты-сокурсники, поэтому практикум является коллективным творчеством группы.
Практикум рассчитан на 17 занятий, содержание которых включает вопросы для обсуждения, комментированное чтение и анализ исторических источников, заполнение синхронистических, хронологических, сравнительных таблиц[7] и схем, составление глоссария,[8] тематику сообщений (по предложению преподавателя),[9] тексты с ошибками, обсуждение документальных и научно-популярных фильмов по проблемам истории, применение метода «экспресс-рецензии».[10]
Самостоятельная работа включает также (помимо выполнения индивидуальных и групповых заданий):
ü подготовку к текущему, промежуточному и итоговому контролю с использованием тестирующих материалов,
ü самостоятельное изучение отдельных тем по заданию преподавателя.
Выполнение предложенных заданий помогает не только самостоятельному изучению материала, но и развитию творческого мышления, повышению уровня исторического сознания.
Тема 1. Введение в историю.
Особенности становления государственности в мире
Занятие 1.1. Теория и методология исторической науки (2 часа)
1. История как наука: предмет, сущность, формы и функции исторического знания.
2. Теории исторического развития.
3. Исторический источник: понятие и классификация.
Вопросы для обсуждения:
1. Существуют ли объективные и познаваемые законы истории?
2. Влияет ли личность историка и его взгляды на трактовку исторических фактов?
3. Может ли человек влиять на ход истории? Какие он имеет для этого возможности?
4. Сравните высказывания:
ü немецкий философ Гегель: История учит лишь тому, что ничему не учит;
ü русский историк В.О.Ключевский: История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого.
Какие выводы можно сделать из этого? Чье высказывание кажется Вам более точным?
5. В чем причины особого внимания к историческому знанию на современном этапе?
6. Оцените историю России с точки зрения формационного и цивилизационного подходов к истории.
Задание 1
Как Вы оцените суждение русского историка В. О. Ключевского, высказанное в 1895 г.:[11]
«Здесь историческое изучение своими конечными выводами подходит вплоть к практическим потребностям текущей минуты, требующей от нас, от каждого русского человека отчетливого понимания накопленных народом средств и допущенных или вынужденных недостатков своего исторического воспитания. Нам, русским, понимать это нужнее, чем кому-либо. Вековыми усилиями и жертвами Россия образовала государство, подобно которому по составу, размерам и мировому положению не видим со времени падения Римской империи. Но народ, создавший это государство, по своим духовным и материальным средствам еще не стоит в первом ряду среди других европейских народов. По неблагоприятным историческим условиям его внутренний рост не шел в уровень с его международным положением. Мы еще не начали жить в полную меру своих народных сил, чувствуемых, но еще не вполне развернувшихся, не можем соперничать с другими ни в научной, ни в общественно-политической, ни во многих других областях. Достигнутый уровень народных сил, накопленный запас народных средств – это плоды многовекового труда наших предков, результаты того, что они успели сделать. Нам нужно знать, чего они не успели сделать; их недоимки – это наши задачи».
Задание 2
Составьте глоссарий:
Археология, бонистика, вексиллология, генеалогия, геральдика, историография, источниковедение, нумизматика, ономастика, сфрагистика (сигиллография), теория локальных цивилизаций, теория этносов, топонимика, фалеристика, формационная теория, эпиграфика.
Пример составления глоссария:
Архив | (лат. archivum – присутственное место) - а) учреждение или его часть, хранящая документы, б) совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждений, предприятий и отдельных лиц. Понятие «архив» начали употреблять в России в XVIII веке, после издания 10 марта 1720 года Генерального регламента государственных коллегий. Согласно документу во всех органах власти появлялись собственные архивы, и официально вводилась должность архивариуса. Он должен был собирать, регистрировать и хранить официальные бумаги. Появились два государственных архива – Петербургский и Московский. Первый, столичный, занимался делами государства, туда поступала текущая дипломатическая переписка и прочие официальные документы. А в московском архиве собирали документы, представляющие историческую ценность. Самые ранние относились к XIV веку. Крупнейшие архивы мира – национальный архив в Париже; национальный архив и рукописный отдел библиотеки Конгресса США в Вашингтоне; в России – Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге, Российский государственный архив древних актов в Москве и др. | http://www.rus.freecopy.ru/print.php?id=183530; http://www.vesti.ru/doc.html?id=346269&cid=400 |
(IV тыс. до н. э. – V в. н. э.) (2 часа)
1. Типы общностей в догосударственный период. Неолитическая революция.
2. Становление цивилизаций Древнего Востока.
3. Античный тип цивилизационного развития.
Вопросы для обсуждения:
1. «Неолитическая революция»: понятие и последствия.
2. В чем заключались причины особой роли государства в восточном обществе?
3. Египет и Индию называли «страной деревень», а Месопотамию – «страной городов». Почему?
4. Полис: понятие и характерные черты.
5. Чем отличаются восточный и западный типы цивилизационного развития?
6. Какова роль мировых религий в жизни различных народов, государств, цивилизаций?
Задание 1 Дополните таблицу хронологией:
№ | Тип общности | Хронология |
Первобытная родовая община | ||
Период протогосударств (о них дошли отрывочные сведения) | ||
Период древних империй | ||
Период античных государств |
Задание 2
Заполните сравнительную таблицу:
Линии сравнения | Цивилизации Древнего Востока | Античная цивилизация |
Политическая сфера | ||
Экономическая сфера | ||
Социальная сфера | ||
Менталитет | ||
Главные достижения в культурной сфере |
Задание 3
Составьте глоссарий:
Антропогенез, демократия, империя, кроманьонец, монархия, неолит, палеолит, патриции, плебеи, полис, политогенез, республика, родовая община, социогенез, теократия, цивилизация.
Задание 4
Промежуточный тест для самоконтроля (тема 1)
1. Кого принято считать «отцом истории»:
а) Полибия
б) Тацита
в) Геродота
г) Сыма Цаня
2. Особенность, отличающая историю от других гуманитарных наук:
а) изучение всех сторон развития человечества
б) изучение отдельных сторон развития человечества
в) изучение интеллектуального развития человечества
3. Укажите правильное соответствие между функцией исторического знания и ее определением:
1) Познавательная
2) социальной памяти
3) воспитательная
а) формирование гражданских и нравственных ценностей, качеств
б) выявление закономерностей исторического развития
в) сохранение духовного наследия общества, передача социально-значимой информации от поколения к поколению
4. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.
1) структурно-диахронный
2) ретроспективный
3) системный
а) последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин событий, явлений
б) изучение разновременных исторических процессов
в) раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития
5. К числу специальных исторических дисциплин относятся: а) нумизматика
б) сфрагистика
в) статистика
г) бонистика
6. Назовите подход, который рассматривал историю как процесс восхождения на все более высокий уровень развития, от простых форм к высшим:
а) эволюционизм
б) географический детерминизм
в) объективизм
г) субъективизм
7. Дайте определения терминов, используя слова: каменный век, средний, древний, новый, медно-каменный:
1) каменный век -
2) палеолит -
3) неолит –
4) мезолит –
5) энеолит -
8. Первых жителей Двуречья называли:
а) греки и римляне б) палестинцы и евреи в) шумеры и аккадцы г) египтяне и нубийцы
9.Полис в Древней Греции – это:
а) город-государство
б) прибор для определения полюсов
в) документ о страховке
г) земельный надел
Тема 2. Русские земли и средневековый мир (V – XV вв.)
|
|
|
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет