Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важнейшие религиозно-философские идеи Библии




Важнейшая идея христианства — это идея единого Бога. По­казать людям существование могущественного и единственно­го Бога, а также доказать им необходимость веры в Него — это и есть главная задача всего Священного Писания. Вся Библия проникнута духом монотеизма. Первая и главная из десяти за­поведей, дарованных Господом Моисею так и звучит: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Втор. 5:7). И да­лее: «Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой» (Втор. 5:9).

Об этом же говорит и Иисус, отвечая на вопрос книжника о том, какая заповедь первая из всех: «Господь Бог наш есть Гос­подь единый» (Мк. 12:29).

В этом заключается основное отличие христианства от иных, существовавших тогда религиозных верований. Если религия древних греков и римлян была политеистической, т.е. они при-


знавали существование многих богов, то христианство — это строго монотеистическое мировоззрение. И именно монотеизм христианство почерпнуло в иудаизме.

Более того, для христианства характерен не только моноте­изм, но и теоцентризм — единый Бог является центром всего в мире: веры, мышления, познания и т.д. Иисус, продолжая свой ответ книжнику, говорит: «И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30).

Восприятие Бога как единственной и всемогущей миро­вой силы, оказало влияние и на космологическую концеп­цию христианства. В основе этой концепции лежит идея тво­рения. Если в античных религиях и древнегреческой филосо­фии говорилось о том, что мироздание возникло из чего-то, и первоначалами космоса виделись некие божественные, но в то же время и природные объекты, то в христианстве Гос­подь Бог творит мироздание из ничего. Начало мира — это сам Бог, который Своим Словом, Своим желанием творит, создает весь мир: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало Быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1—3).

Более того, Господь не просто сотворил мир, но присутству­ет в каждом его движении, ибо все, что происходит в мире есть Промысел Божий.

С философской точки зрения, христианская идея творения снимает вопрос, который был одним из основных в древнегре­ческой философии: что такое бытие? Господь и есть несотво­ренное, вечное бытие. Все остальное — это сотворенное одним Его Словом бытие, и являющееся бытием потому, что Бог этого пожелал.

Непосредственно связанной с идеей творения оказывается и идея откровения — любое знание, доступное людям, есть Боже­ственное откровение; все, что люди знают о мире, о себе и о Боге — все это открыто им самим Богом, ибо само знание тоже является результатом Божественного творения. Бог, создав первых людей, Адама и Еву, наложил на них единственный запрет — не прикасаться к плодам дерева, которое дает знания. Люди же, подстрекаемые змеем, вкусили этих плодов и тем са­мым попытались сами стать богами. Змей говорил им: «В день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5).


Поэтому в христианском мировоззрении на всякое знание, полученное вне Божественного откровения, налагается своего рода запрет. Более того, вера в Бога, в Его абсолютное всесилие и всезнание не просто выше всякого собственно человеческого знания, а является единственным истинным знанием. Апостол Павел так формулирует эту мысль в Первом послании к Корин­фянам: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1-е Кор. 3:19).

Впоследствии христианская церковь сформулировала основ­ные, с ее точки зрения, знания о мире, человеке и о Боге в виде догматов — своеобразных установлений, истинность которых принимается без доказательства. Эти догматы не могут быть опровергнуты, ибо являются словом и волей Божиими.

Но, как мы знаем, первые люди все же нарушили заповедь Господа Бога и вкусили плоды с дерева познания добра и зла. Тем самым они совершили первое грехопадение. Грех в христи­анском понимании — это нарушение данных Богом заповедей. Отсюда вытекает еще одна важнейшая христианская идея — идея грехопадения.

С христианской точки зрения, человечество изначально греховно. Бог создал людей для вечного счастья, но они на­рушили заповедь Господа. За это, по Его воле, греховность Адама и Евы была распространена на все их потомство. И вся дальнейшая история человечества по Библии — это борьба немногих праведников, познавших Божественную ис­тину, за распространение Слова Божиего в сердцах и душах остальных людей, погрязших в своей греховности, борьба за спасение человечества.

Спасение необходимо потому, что, по христианским убеж­дениям, история человечества конечна. Учение о конце мира — это тоже одна из главных идей христианства. Земной мир, зем­ная жизнь людей — это их временное пребывание. Земная ис­тория должна будет закончиться последним сражением между силами добра и зла, после чего Господь призовет людей на последний, Страшный Суд, на котором всем будет вынесен последний и окончательный приговор. Истинно верующих Гос­подь призовет в свои божественные чертоги и дарует им новую, вечную жизнь, а нераскаявшихся грешников обречет на вечные мучения. Яркая картина этой последней битвы, Апокалипсиса, представлена в «Откровении Иоанна Богослова».

Но кто достоин спасения? И как человек может спастись? Многовековая история, изложенная в Ветхом Завете, показала,


что люди, в силу своей изначальной греховности, постоянно отворачиваются от лица Бога. И здесь в Библии возникает фи­гура Бога-Спасителя, посланного самим Отцом на Землю, что­бы дать людям последний и окончательный Завет. «Ибо Он спа­сет людей Своих от грехов их», — говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 1:21). Иисус Христос Своей земной жизнью, смер­тью и посмертным воскрешением показывает всем пример ис­тинной жизни и истинного спасения — человек может спастись только тогда, когда он на протяжении всей своей земной жизни искренне и беззаветно соблюдает все Божественные заповеди.

В этом смысле очень важна христианская идея о Богочело-веческой природе Иисуса Христа. Иисус — Сын Божий, Мес­сия, потому Он может творить чудеса, рассказами о которых наполнены все Евангелия, потому Он, единственный на Земле, Кто абсолютно точно знает Божественную истину. Однако, если бы Иисус был только Богом, Его слово было бы далеко от сознания людей — что может Бог, то недоступ­но человеку. Сам Иисус говорит: «Отдавайте кесарево кеса­рю, а Божие Богу» (Мк. 12:17).

Но Иисус не только Бог, Он еще обладает и человеческим телом — Он Богочеловек. Иисус претерпевает страшные те­лесные страдания во имя Божие. Более того, Он знает о том, что будет подвергнут мучительной казни, что тело Его будет истекать кровью. Он знает и предрекает Свою телесную смерть. Но Иисус не страшится ее, ибо знает и другое — телесные муки ничто по сравнению с вечной жизнью, кото­рую дарует Ему Господь за стойкость духа, за то, что в зем­ной, телесной жизни Он ни на секунду не засомневался в истинности Своей веры.

Человеческие, телесные страдания Христа во славу Бога, столь страстно и ярко описанные в Новом Завете, как бы показывали обычным людям, что Сам Господь снизошел до их человече­ской природы и показал им пример настоящей жизни. Именно поэтому личность Иисуса Христа оказалась столь близка ог­ромному количеству людей, уверовавших в то, что за все их земные мучения будет дано Божественное воздаяние — воскре­шение после смерти телесной и жизнь вечная, если они будут блюсти Божий заповеди.

Эти заповеди, которые Господь даровал еще Моисею и из­ложенные в Ветхом Завете, Иисус заново приносит людям. В заповедях Иисуса и заключено собственно окончательное и последнее Слово Божие человеку. По сути дела, в них излага-


ются основные правила человеческого общежития, соблюдение которых позволит всему человечеству избежать войн, убийств, насилия вообще, а каждому отдельному человеку — прожить земную жизнь праведно.

Разница же заповедей в их ветхозаветном и новозаветном толкованиях в том, что в Ветхом Завете Божественные запове­ди носят форму закона, который Бог требует соблюдать только от евреев, а в Новом Завете Иисус несет не закон, но Радост­ную Весть, Благодать и обращается уже ко всем уверовавшим в Бога, как бы показывая, что Господь примет под свое покрови­тельство каждого, кто проникся верой в Него.

Когда Иисуса спросили о главных Божественных заповедях, первой он назвал любовь к Богу, а второй — любовь к ближним своим: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». И продол­жил: «Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12:31).

По сути дела, в христианстве произошла одна из самых глобальных переоценок ценностей в истории человечества. Идеалы античности, с их культом реальной, плотской жиз­ни, культом человеческого тела, культом разума и знания оказались полностью перечеркнуты христианством. «Блажен­ны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное... Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю... Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» — говорит Иисус (Мф. 5:3-11).

Смирение, полное и добровольное подчинение самого себя Божественному Провидению — вот что становится основной христианской добродетелью. Человек должен отказаться и от спасения своей жизни во имя веры и других людей: «Кто хочет спасти жизнь свою, да потеряет ее, но кто потеряет жизнь свою, спасется».

Даже идеалы эллинистических философов, с их четко выра­женным отрицанием суетности мира и призывом сосредото­чить внимание на внутренних, духовных проблемах человека, на познании собственной души, не шли ни в какое сравнение с этой христианской проповедью. Ведь итогом жизни, по мне­нию мудрецов эпохи эллинизма, должна стать «автаркия» — признание самодостаточности, способности индивидуальным образом познать истину. Иначе говоря, они опять же концент­рировали внимание на возможностях отдельного человека са­мостоятельно, в одиночку, достичь счастья.

Идеал же христианина — жизнь во Христе и во имя Христа. Без помощи Господа человек не может ничего. Недаром Иисус


говорил: «Пребудьте во Мне, и Я в вас... Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам... Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пре­будьте в любви Моей» (Ин. 15:4—9).

Основой такой жизни в христианстве становится любовь. Но эта любовь опять же не имеет никакого отношения к любви в ее античном понимании — любви как Эроса, плотского чувст­ва. Христианская любовь — высшая духовная ипостась челове­ка. Именно на любви — любви к Богу и другим людям — поко­ится все здание христианской морали. Иисус в Новом Завете дарует людям новую заповедь: «Да любите друг друга; как Я воз­любил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Но «больше той любви» нет среди людей. Источником же человеческой любви может быть только Бог. Поэтому центром, средоточием любви вообще является Сам Бог, ибо только во­истину возлюбивший Бога способен на любовь к другим людям: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15:10).

Религиозно-философские идеи, изложенные в Библии, по­ставили перед человечеством совершенно иные, новые цели, по сравнению с теми, которые были разработаны в религиозно-мифологических и философских учениях античности. Христи­анство не только перевернуло представления человека о мире, о Боге, об обществе, но и развернуло совершенно новую кон­цепцию самого человека, учение о его способностях и жизнен­но важных" идеалах.

Христианство изменило отношение людей к самому време­ни, ибо с тех пор, как христианство стало господствующей ре­лигией у всех европейских народов, само летоисчисление стало вестись или от момента библейского сотворения мира (в России такое летоисчисление существовало до XVIII века), или же от Рождества Христова. И недаром христианские народы называ­ют период времени, начавшийся с Рождества Христова, новой эрой.

Учитывая огромное влияние, которое оказало христианское мировоззрение на развитие культуры и мировосприятия вооб­ще у всех европейских народов, мы с полным правом можем назвать современную европейскую цивилизацию христианской цивилизацией.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 64; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.