КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Виды правонарушений и юридическая ответственность
[3–7, 16, 17, 19, 22–27] Понятие и виды правонарушений. Состав правонарушения. Понятие и виды юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. I. Установите соответствие между понятием и определением.
II. Заполните пропуски. · Выделяют виды правового поведения: правомерное поведение; ...................................... злоупотребление правом; ..................................... · Юридическая наука выделяет несколько видов правомерного поведения: ....................................
конформистское; ..................................... привычное; .................................... · Признаки правонарушения: правонарушение связано с волей и сознанием людей; ..................................... противоправные поступки связаны с нарушением нормы права; .................................... · В состав правонарушения входят: ..................................... объект; .................................... субъективная сторона. · Вина выражается в форме: умысла; .................................... · Умысел бывает: .................................... косвенный. · Неосторожность выражается в виде: .................................... небрежности. · Проступки бывают нескольких видов: ..................................... гражданско-правовые; ...................................... · Признаки юридической ответственности: связана с государственным принуждением; ..................................... реализуется в процессе деятельности правоприменительных органов; ..................................... · Суть «презумпции невиновности» заключается в следующем: ...................................... обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; ...................................... · Функциями юридической ответственности являются: воспитательная; ..................................... ..................................... карательная. · Выделяют принципы юридической ответственности: ....................................... справедливость; неотвратимость ответственности; ..................................... · Существуют следующие виды юридической ответственности: ..................................... административная; ..................................... дисциплинарная; ..................................... III. Заполните таблицу.
IV. Составьте схему, используя следующие понятия: «Правонарушение», «признаки правонарушения», «виды правонарушений», «состав правонарушения», «преступления», «проступки», «субъект правонарушения», «объект правонарушения», «объективная сторона правонарушения», «субъективная сторона правонарушения», «вина», «мотив», «цель», «умысел», «неосторожность», «прямой умысел», «косвенный умысел», «самонадеянность», «небрежность». V. Исключите лишнее понятие и назовите объединяющее в перечисленных терминах: маргинальное поведение, конформистское, привычное, обычное, социально-активное поведение, правонарушение. VI. Проанализируйте ГК РФ, УК РФ, ТК РФ, КоАП и найдите нормы, устанавливающие основания прекращения юридической ответственности, и обстоятельства, исключающие ответственность. VII. Рассмотрите приведенные ниже ситуации, найдите пути их решения. 1. Общественная организация «Ветераны МВД» направила на имя начальника УВД города Н. оформленные в виде официального документа предложения по улучшению организации охраны общественного порядка в городе и использованию опыта ветеранов. Данный документ был рассмотрен, и отдельные его предложения применены на практике. Определите, к какому виду поведения можно отнести действия этой общественной организации. Отвечает ли это поведение интересам государства? 2. Гражданин Петров предложил гражданину Сидорову поохотиться, зная, что охотничий сезон еще не открыт. Гражданин Сидоров отказался в связи с тем, что в данное время силами полиции и егерей проводятся рейды по задержанию браконьеров. Ссылаясь на нежелание иметь конфликты с полицией, Сидоров предложил перенести охоту на начало охотничьего сезона. Петров согласился. Установите, будет ли поведение Петрова и Сидорова противоправным. Определите, к какому виду поведения относятся действия этих граждан и отвечает ли оно интересам государства. 3. В городе П. был поврежден газопровод, проложенный под землей. В течение нескольких часов, пока не были приняты определенные меры, газ вырывался в атмосферу, загрязняя ее и создавая опасность возникновения пожара. Газопровод был поврежден в результате строительных работ. Строители, проводившие работы, не знали о наличии газопровода. Однако руководство строительного объекта имело документ, подтверждающий наличие на данной территории газопровода, но своевременно не поставило в известность об этом строителей. Установите, кто виноват в данной ситуации. В чем выразилось правонарушение со стороны руководства – в действии или бездействии? Определите, какая форма вины присутствует в этом деянии. Определите вид формы вины. 4. Два подростка 12 и 13 лет были задержаны за сознательное повреждение телефона-автомата. Решением суда был определен размер штрафа, который обязаны были заплатить родители подростков. Определите форму вины в противоправном поведении подростков. Разъясните, почему мерам воздействия подверглись не сами подростки, а их родители. 5. Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок. Они приставали к прохожим, мусорили, нецензурно выражались. Определите, будет ли такое поведение проступком или преступлением. Укажите, каким законодательством рассматривается противоправное поведение такого характера. Определите вид правонарушения, форму вины. 6. Решением суда был установлен размер содержания престарелых нетрудоспособных родителей гражданина Б., который обязан был по решению суда выплачивать указанную сумму, однако от уплаты уклонялся в течение длительного времени. Определите, какой вид правонарушения описан в данной ситуации. Установите форму, в которой выразилось правонарушение, – в действии или бездействии. Определите вид ответственности за него. 7. При разгрузке в складское помещение товара грузчик случайно задел ящики с бьющимися предметами. За причиненный имущественный ущерб грузчик возместил определенную сумму денег. Определите форму вины и ее вид. Определите вид ответственности, которую понес грузчик. 8. При управлении автотранспортом в нетрезвом состоянии гражданин Пронин совершил наезд на пешехода. Разберите ситуацию с точки зрения состава правонарушения. Определите вид юридической ответственности: а) если Пронин не совершил наезд, а был задержан за управление автотранспортом в нетрезвом состоянии; б) если Пронин совершил наезд на пешехода, который получил тяжелые травмы. 9. В ходе расследования причин пожара на одной из ферм было установлено, что причиной возгорания послужила молния во время грозы, от удара которой ветхое строение тут же загорелось. Определите, является ли пожар результатом правонарушения. Установите, будет ли в данной ситуации применяться юридическая ответственность. 10. Рядовой Егоров, находясь в самовольной отлучке, стал свидетелем происшествия: некий гражданин, угрожая ножом, требовал у мужчины деньги. Егоров помог мужчине избавиться от посягательств грабителя, обезвредить его и доставить в отделение полиции. Разберите характер поведения рядового Егорова: а) если совершено правонарушение – определить его вид и вид юридической ответственности: б) если поведение рядового правомерно, определить его вид. 11. На железнодорожной станции произошла драка между молодыми людьми. В драке А. перочинным ножом нанес ранение в руку Б. После значительной потери крови, Б. был помещен в больницу, перевязан и положен на кровать у окна до прихода врача. Сердобольная медсестра открыла форточку, чтобы пострадавшему легче дышалось. Ослабление организма от потери крови в сочетании с действием сквозняка привело Б. к смерти. Итак, смерть Б. в данном случае мы рассматриваем как результат. Что, по-вашему мнению, явилось причиной этого результата? Иначе говоря, кого следует привлекать к ответственности? 12. Работник Мишин в магазине случайно задел ящики с сервизами, которые упали на пол и разбились. Должен ли он нести юридическую ответственность? 13. Разговаривая между собой, два друга вдруг начали ссориться. Из-за нахлынувших эмоций один из них схватил лопату и бросил в сторону. В этот момент именно там проходила соседка, по руке которой и пришелся удар. Будет ли нести юридическую ответственность тот, кто бросил тяжелый предмет и нанес телесные повреждения? 14. В ООО «Белый аист» работодатель не выплачивал заработную плату своим работникам в течение двух месяцев. Тогда сотрудник организации похитил пять смесителей и другой товар, торговлю которым осуществляла фирма. Может ли быть подвергнут юридической ответственности этот работник, если сумма похищенного соответствует сумме его заработной платы? 15. Верно ли утверждение, что юридическая ответственность – это всегда государственное принуждение, но государственное принуждение не всегда связано с юридической ответственностью? С какого момента, по-вашему, наступает юридическая ответственность у субъекта права: с момента совершения правонарушения или с момента решения компетентного органа о наказании за содеянное? VIII. Прочитайте текст «Девиация и моральные различия» современного социолога Питера Бергера. «…Начиная с самого раннего детства повседневная жизнь содержит множество восприятий нами людей, которые тем или иным образом отличаются друг от друга. В классе белых детей есть один черный ребенок; есть девушка, подпирающая стену на вечеринке; есть физически увечные и психически неуравновешенные. Однако имеется и другой тип различий. Есть мальчик, который выражает свое возмущение, когда остальные в группе смеются над грязной шуткой; есть голубь в офисе, наполненном ястребами, или, коли уж на то пошло, – ястреб на вечеринке с коктейлями, устроенной голубями. Эти различия непохожи на упомянутые прежде (или кажутся таковыми), поскольку являют собою преднамеренное отрицание ценностей или норм группы. Быть черным, или застенчивым, или калекой – это условие, налагаемое на индивида. С другой стороны, быть жеманным или политическим нонконформистом – это акт выбора. <...> Термин, который обычно используют сегодня социологи для такого типа различий, именуется девиация [12]. Как мы увидим далее, девиацию определяли и объясняли по-разному. Однако среди социологов существует широко распространенное согласие по поводу этого базового понятия: девиация всегда относится к такому поведению, которое является нарушением правил, выработанных данным сообществом или группой. Другими словами, понятие девиация подразумевает прежде всего моральное отличие. Оно относится к отказу или, может быть, неспособности индивида или группы придерживаться тех моральных норм, которые превалируют в том социальном контексте, о котором идет речь. <..,,> Типичное – это то, о чем думают как о нормальном. Отклонение от типичности всегда вызывает тревогу, потому что ставит под вопрос то, в чем люди убеждены как в нормальности. <...> Представления людей о нормальности упорядочивают их опыт…»[13]. Вопросы и задания 1. Какие из приведенных автором примеров относятся к девиантному поведению? 2. В чем различие между девиантным поведением и другими поведенческими актами? 3. Сформулируйте определение «девиантное поведение». 4. Какое поведение, по мнению автора, является девиантным? 5. Приведите примеры (из жизни или литературы), когда индивид отказывался от моральных норм, превалирующих в какой-то социальной группе. 6. Приведите примеры (из жизни или литературы), когда индивид был неспособен выполнять моральные нормы, превалирующие в какой-то социальной группе. 7. Как социальная группа реагирует на тех, кто не может или не хочет придерживаться моральных норм, превалирующих в данном социальном сообществе? Приведите примеры. 8. В чем, по-вашему, причина отторжения социальной группой людей с девиантным поведением? 9. Какую причину отторжения социумом людей с девиантным поведением называет автор? 10. Чем автор объясняет, что данная причина приводит к отторжению социумом людей с девиантным поведением? 11. Опираясь на свой жизненный опыт, приведите примеры, иллюстрирующие утверждение автора. IX.Исследователи девиантного поведения придерживаются разных точек зрения на его причины. Познакомьтесь с некоторыми из них: · Девиантами не становятся, а рождаются. · Причиной девиантного поведения являются ошибки в воспитании. · Причиной девиантного поведения является асоциальная внешняя среда. · Причины девиантного поведения заложены в национальной субкультуре. · Причиной девиантного поведения является нищета. С какими точками зрения вы согласны? Обоснуйте свою позицию. X. Гражданка Н. каждый день без просьб с чьей-либо стороны подметает лестничную клетку на своем этаже, а раз в неделю ее моет. Соседи не раз обращали ее внимание на то, что это должен делать уборщик, который за это получает зарплату. На это она постоянно отвечает, что не хочет, чтобы ее дети и приходящие к ней друзья видели грязь на лестничной клетке, так как ей из-за этого стыдно. Является ли поведение гражданки Н. отклоняющимся? Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу оценку поведения гражданки Н. XI. Государство Х объявило войну государству Y. Узнав об этом, группа молодых граждан государства Х провела митинг протеста перед зданием своего парламента. Назовите условия, при которых данное поведение молодых граждан будет рассматриваться как девиантное, а также те, при которых оно будет рассматриваться как нормальное. XII. Люди c отклоняющимся поведением, особенно в самых крайних его проявлениях, такие как преступники, приносят обществу немалый вред, калечат жизни, судьбы людей, поэтому издревле проблема защиты общества от преступников занимала умы человечества. Высказывались и высказываются как пессимистические, так и оптимистические точки зрения. С какой позицией вы согласны? Аргументируйте свою точку зрения. 1. Человека формирует среда, и вина общества в том, что вырос преступник, значительнее, чем его самого. Поэтому общество не имеет права лишать преступника жизни, оно должно искупить свою вину перед оступившимся человеком и сделать все, чтобы превратить его в полноценного члена общества. 2. Преступники своей жестокостью порождают зло. Их безнаказанность способствует развращению слабых, а особенно несовершеннолетних, поэтому преступность должна караться очень жестоко, чтобы люди, склонные к преступлению, боялись последующего возмездия. 3. Нельзя всю вину сваливать на общество. Человек может и должен сам себя воспитывать, поэтому вина каждого преступника в собственном нравственном падении ничуть не меньше, и он должен нести ответственность в зависимости от тяжести совершенного правонарушения.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |