Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Виды правонарушений и юридическая ответственность




[3–7, 16, 17, 19, 22–27]

Понятие и виды правонарушений. Состав правонарушения. Понятие и виды юридической ответственности. Принципы юридической ответственности.

I. Установите соответствие между понятием и определением.

1. Делинквентное поведение это поступки людей, совершаемые ими в мире права
2. Правомерное поведение это отклонение в поступках людей от общепризнанных норм
3. Девиантное поведение это нарушение закона, влекущее серьезные наказания
4. Правовое поведение это поведение, которое соответствует пра­во­вым предписаниям и носит в основном полезный для общества характер
5. Конформистское поведение это правомерное поведение, но представ­ляющее собой чрезвычайно вредный и неудоб­ный для окружающих образец поступков людей
6. Правонарушение это поведение, которое связано с наруше­нием права, но не наносит вреда
7. Злоупотребление правом это поведение, которое проявляется в том случае, если люди сознательно подчиняют­ся законам и добровольно совершают свои поступки
8. Объективно противоправное поведение   это поведение, которое характеризуется низ­кой степенью активности людей, ста­раю­щих­ся вести себя так, как поступают другие, не заду­мываясь над сущностью тех или иных поступков
9. Привычное поведение это такое поведение, при котором люди не ува­жают право и соблюдают его лишь из-за стра­ха быть подвергнутыми ответствен­ности
10. Социально активное поведение это поведение, которое становится внут­ренней потребностью людей следовать нормам права и исполнять его предписания
11. Преступление это наиболее высокий уровень правомер­но­го поведения, которое проявляется в общест­венно полезной, одобряемой госу­дарством и обществом активной деятель­ности в правовой сфере
12. Законопослушное поведение это виновное общественно вредное деяние, которое совершает дееспособный субъект и которое противоречит праву
13. Вина это совокупность признаков правонару­шения, совершаемого в реальной жизни
14. Цель это психическое отношение лица к соб­ст­венному противоправному поведению и его результатам, выраженное в форме умысла или неосторожности
15. Проступки это обусловленное потребностями и инте­ре­сами осознанное побуждение, которым руководствовался субъект при совершении правонарушения
16. Мотив это мысленная модель будущего резуль­тата, к достижению которого стремится субъект при совершении правонарушения
17. Состав правонарушения это запрещенное уголовным законом про­ти­воправное, виновное, наказуемое деяние, обладающее высшей степенью общест­вен­ной опасности, посягающее на конститу­цион­ный строй государства, его полити­чес­кую и экономическую систему, установ­лен­ные формы собственности, жизнь, здо­ровье, права и свободы граждан
18. Маргинальное поведение это правонарушения, которые характери­зуют­ся меньшей степенью общественной опасности, чем преступления, и посягают на отдельные стороны правопорядка

II. Заполните пропуски.

· Выделяют виды правового поведения:

правомерное поведение;

......................................

злоупотребление правом;

.....................................

· Юридическая наука выделяет несколько видов правомерного поведения:

....................................

 

конформистское;

.....................................

привычное;

....................................

· Признаки правонарушения:

правонарушение связано с волей и сознанием людей;

.....................................

противоправные поступки связаны с нарушением нормы права;

....................................

· В состав правонарушения входят:

.....................................

объект;

....................................

субъективная сторона.

· Вина выражается в форме:

умысла;

....................................

· Умысел бывает:

....................................

косвенный.

· Неосторожность выражается в виде:

....................................

небрежности.

· Проступки бывают нескольких видов:

.....................................

гражданско-правовые;

......................................

· Признаки юридической ответственности:

связана с государственным принуждением;

.....................................

реализуется в процессе деятельности правоприменительных органов;

.....................................

· Суть «презумпции невиновности» заключается в следующем:

......................................

обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

......................................

· Функциями юридической ответственности являются:

воспитательная;

.....................................

.....................................

карательная.

· Выделяют принципы юридической ответственности:

.......................................

справедливость;

неотвратимость ответственности;

.....................................

· Существуют следующие виды юридической ответственности:

.....................................

административная;

.....................................

дисциплинарная;

.....................................

III. Заполните таблицу.

Вид юридической ответственности За какие правонару­шения наступает ответственность Мера ответственности
Уголовная    
Административная    
Гражданско-правовая    
Дисциплинарная    
Материальная    

IV. Составьте схему, используя следующие понятия:

«Право­нару­шение», «признаки правонарушения», «виды правонару­ше­ний», «состав правонарушения», «преступления», «проступки», «субъект правонарушения», «объект правонарушения», «объективная сторона правонарушения», «субъективная сторона правонарушения», «вина», «мотив», «цель», «умысел», «неосторожность», «прямой умы­сел», «косвенный умысел», «самонадеянность», «небрежность».

V. Исключите лишнее понятие и назовите объединяющее в перечислен­ных терминах: маргинальное поведение, конформистское, привычное, обычное, социально-активное поведение, правонарушение.

VI. Проанализируйте ГК РФ, УК РФ, ТК РФ, КоАП и найдите нормы, устанавливающие основания прекращения юридической ответ­ствен­ности, и обстоятельства, исключающие ответственность.

VII. Рассмотрите приведенные ниже ситуации, найдите пути их решения.

1. Общественная организация «Ветераны МВД» направила на имя начальника УВД города Н. оформленные в виде официального доку­мента предложения по улучшению организации охраны общественного порядка в городе и использованию опыта ветеранов. Данный документ был рассмотрен, и отдельные его предложения применены на практике. Определите, к какому виду поведения можно отнести действия этой общественной организации. Отвечает ли это поведение интересам государства?

2. Гражданин Петров предложил гражданину Сидорову поохотиться, зная, что охотничий сезон еще не открыт. Гражданин Сидоров отка­зал­ся в связи с тем, что в данное время силами полиции и егерей проводятся рейды по задержанию браконьеров. Ссылаясь на неже­лание иметь конфликты с полицией, Сидоров предложил пере­нести охоту на начало охотничьего сезона. Петров согласился. Уста­но­вите, будет ли поведение Петрова и Сидорова противоправ­ным. Опре­делите, к какому виду поведения относятся действия этих граж­дан и отвечает ли оно интересам государства.

3. В городе П. был поврежден газопровод, проложенный под землей. В течение нескольких часов, пока не были приняты определенные меры, газ вырывался в атмосферу, загрязняя ее и создавая опасность возникновения пожара. Газопровод был поврежден в резуль­тате строительных работ. Строители, проводившие работы, не знали о наличии газопровода. Однако руководство строительного объекта имело документ, подтверждающий наличие на данной территории газопровода, но своевременно не поставило в известность об этом строителей. Установите, кто виноват в данной ситуации. В чем выразилось правонарушение со стороны руководства – в действии или бездействии? Определите, какая форма вины присутствует в этом деянии. Определите вид формы вины.

4. Два подростка 12 и 13 лет были задержаны за сознательное повреж­дение телефона-автомата. Решением суда был определен размер штра­фа, который обязаны были заплатить родители подростков. Определите форму вины в противоправном поведении подростков. Разъясните, почему мерам воздействия подверглись не сами под­рост­ки, а их родители.

5. Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нару­шала общественный порядок. Они приставали к прохожим, мусо­рили, нецензурно выражались. Определите, будет ли такое поведе­ние проступком или преступлением. Укажите, каким законо­датель­ст­вом рассматривается противоправное поведение такого характера. Определите вид правонарушения, форму вины.

6. Решением суда был установлен размер содержания престарелых нетрудоспособных родителей гражданина Б., который обязан был по решению суда выплачивать указанную сумму, однако от уплаты уклонялся в течение длительного времени. Определите, какой вид правонарушения описан в данной ситуации. Установите форму, в которой выразилось правонарушение, – в действии или бездейст­вии. Определите вид ответственности за него.

7. При разгрузке в складское помещение товара грузчик случайно задел ящики с бьющимися предметами. За причиненный имущест­венный ущерб грузчик возместил определенную сумму денег. Определите форму вины и ее вид. Определите вид ответственности, которую понес грузчик.

8. При управлении автотранспортом в нетрезвом состоянии гражданин Пронин совершил наезд на пешехода. Разберите ситуацию с точки зрения состава правонарушения. Определите вид юридической ответ­ственности: а) если Пронин не совершил наезд, а был задержан за управление автотранспортом в нетрезвом состоянии; б) если Пронин совершил наезд на пешехода, который получил тяжелые травмы.

9. В ходе расследования причин пожара на одной из ферм было установлено, что причиной возгорания послужила молния во время грозы, от удара которой ветхое строение тут же загорелось. Определите, является ли пожар результатом правонарушения. Установите, будет ли в данной ситуации применяться юридическая ответственность.

10. Рядовой Егоров, находясь в самовольной отлучке, стал свидетелем происшествия: некий гражданин, угрожая ножом, требовал у муж­чи­ны деньги. Егоров помог мужчине избавиться от пося­га­тельств грабителя, обезвредить его и доставить в отделение поли­ции. Разбе­ри­те характер поведения рядового Егорова: а) если совершено пра­во­нарушение – определить его вид и вид юри­дической ответст­вен­ности: б) если поведение рядового правомерно, определить его вид.

11. На железнодорожной станции произошла драка между молодыми людьми. В драке А. перочинным ножом нанес ранение в руку Б. После значительной потери крови, Б. был помещен в больницу, перевязан и положен на кровать у окна до прихода врача. Сердо­больная медсестра открыла форточку, чтобы пострадавшему легче дышалось. Ослабление организма от потери крови в сочетании с действием сквозняка привело Б. к смерти. Итак, смерть Б. в данном случае мы рассматриваем как результат. Что, по-вашему мнению, явилось причиной этого результата? Иначе говоря, кого следует привлекать к ответственности?

12. Работник Мишин в магазине случайно задел ящики с сервизами, которые упали на пол и разбились. Должен ли он нести юриди­ческую ответственность?

13. Разговаривая между собой, два друга вдруг начали ссориться. Из-за нахлынувших эмоций один из них схватил лопату и бросил в сто­рону. В этот момент именно там проходила соседка, по руке ко­то­рой и пришелся удар. Будет ли нести юридическую ответст­вен­ность тот, кто бросил тяжелый предмет и нанес телесные повреждения?

14. В ООО «Белый аист» работодатель не выплачивал заработную пла­ту своим работникам в течение двух месяцев. Тогда сотрудник орга­ни­за­ции похитил пять смесителей и другой товар, торговлю кото­рым осуществляла фирма. Может ли быть подвергнут юриди­чес­кой ответственности этот работник, если сумма похищенного соот­ветствует сумме его заработной платы?

15. Верно ли утверждение, что юридическая ответственность – это всег­да государственное принуждение, но государственное принуждение не всегда связано с юридической ответственностью? С какого момента, по-вашему, наступает юридическая ответственность у су­бъек­та права: с момента совершения правонарушения или с момента решения компетентного органа о наказании за содеянное?

VIII. Прочитайте текст «Девиация и моральные различия» современ­ного социолога Питера Бергера.

«…Начиная с самого раннего детства повседневная жизнь содержит множество восприятий нами людей, которые тем или иным образом отличаются друг от друга. В классе белых детей есть один черный ребенок; есть девушка, подпирающая стену на вечеринке; есть физи­чески увечные и психически неуравновешенные. Однако имеется и дру­гой тип различий. Есть мальчик, который выражает свое возму­щение, когда остальные в группе смеются над грязной шуткой; есть голубь в офисе, наполненном ястребами, или, коли уж на то пошло, – ястреб на вечеринке с коктейлями, устроенной голубями. Эти различия непохожи на упомянутые прежде (или кажутся таковыми), поскольку являют собою преднамеренное отрицание ценностей или норм группы. Быть черным, или застенчивым, или калекой – это условие, налагаемое на индивида. С другой стороны, быть жеманным или политическим нонконформистом – это акт выбора. <...> Термин, который обычно используют сегодня социологи для такого типа различий, именуется девиация [12]. Как мы увидим далее, девиацию определяли и объясняли по-разному. Однако среди социологов существует широко распростра­ненное согласие по поводу этого базового понятия: девиация всегда относится к такому поведению, которое является нарушением правил, выработанных данным сообществом или группой. Другими словами, понятие девиация подразумевает прежде всего моральное отличие. Оно относится к отказу или, может быть, неспособности индивида или группы придерживаться тех моральных норм, которые превалируют в том социальном контексте, о котором идет речь. <..,,> Типичное – это то, о чем думают как о нормальном. Отклонение от типичности всегда вызывает тревогу, потому что ставит под вопрос то, в чем люди убеждены как в нормальности. <...> Представления людей о нормаль­ности упорядочивают их опыт…»[13].

Вопросы и задания

1. Какие из приведенных автором примеров относятся к девиантному поведению?

2. В чем различие между девиантным поведением и другими поведен­ческими актами?

3. Сформулируйте определение «девиантное поведение».

4. Какое поведение, по мнению автора, является девиантным?

5. Приведите примеры (из жизни или литературы), когда индивид отка­зы­вался от моральных норм, превалирующих в какой-то социальной группе.

6. Приведите примеры (из жизни или литературы), когда индивид был неспособен выполнять моральные нормы, превалирующие в какой-то социальной группе.

7. Как социальная группа реагирует на тех, кто не может или не хочет придерживаться моральных норм, превалирующих в данном социальном сообществе? Приведите примеры.

8. В чем, по-вашему, причина отторжения социальной группой людей с девиантным поведением?

9. Какую причину отторжения социумом людей с девиантным пове­дением называет автор?

10. Чем автор объясняет, что данная причина приводит к отторжению социумом людей с девиантным поведением?

11. Опираясь на свой жизненный опыт, приведите примеры, иллюст­рирующие утверждение автора.

IX.Исследователи девиантного поведения придерживаются разных точек зрения на его причины. Познакомьтесь с некоторыми из них:

· Девиантами не становятся, а рождаются.

· Причиной девиантного поведения являются ошибки в воспитании.

· Причиной девиантного поведения является асоциальная внешняя среда.

· Причины девиантного поведения заложены в национальной субкультуре.

· Причиной девиантного поведения является нищета.

С какими точками зрения вы согласны? Обоснуйте свою позицию.

X. Гражданка Н. каждый день без просьб с чьей-либо стороны под­метает лестничную клетку на своем этаже, а раз в неделю ее моет. Соседи не раз обращали ее внимание на то, что это должен делать уборщик, который за это получает зарплату. На это она постоянно отвечает, что не хочет, чтобы ее дети и приходящие к ней друзья виде­ли грязь на лестничной клетке, так как ей из-за этого стыдно. Является ли поведение гражданки Н. отклоняющимся? Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу оценку поведения гражданки Н.

XI. Государство Х объявило войну государству Y. Узнав об этом, группа молодых граждан государства Х провела митинг протеста перед зданием своего парламента. Назовите условия, при которых данное пове­дение молодых граждан будет рассматриваться как девиантное, а также те, при которых оно будет рассматриваться как нормальное.

XII. Люди c отклоняющимся поведением, особенно в самых край­них его проявлениях, такие как преступники, приносят обществу нема­лый вред, калечат жизни, судьбы людей, поэтому издревле проблема защи­ты общества от преступников занимала умы человечества. Выска­зы­вались и высказываются как пессимистические, так и оптимистичес­кие точки зрения. С какой позицией вы согласны? Аргументируйте свою точку зрения.

1. Человека формирует среда, и вина общества в том, что вырос преступник, значительнее, чем его самого. Поэтому общество не имеет права лишать преступника жизни, оно должно искупить свою вину перед оступившимся человеком и сделать все, чтобы превра­тить его в полноценного члена общества.

2. Преступники своей жестокостью порождают зло. Их безнаказан­ность способствует развращению слабых, а особенно несовершен­нолетних, поэтому преступность должна караться очень жестоко, чтобы люди, склонные к преступлению, боялись последующего возмездия.

3. Нельзя всю вину сваливать на общество. Человек может и должен сам себя воспитывать, поэтому вина каждого преступника в соб­ст­вен­ном нравственном падении ничуть не меньше, и он должен нести ответственность в зависимости от тяжести совершенного правонару­шения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.