Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Закономерности возникновения и функционирования права




[1, 3–7, 16, 17, 19, 21–27]

Закономерность развития права. Право в системе социальных норм. Право и обычай. Право и мораль. Право и религия. Право и корпора­тивные нормы. Право и закон.

I. Установите соответствие между понятием и определением.

1. Нормы морали это мыслительная деятельность чело­века, связан­ная с познанием, оцениван­ием и отношением к праву
2. Религиозные нормы это система регулирования обществен­ных отношений, которая выражена в определенной форме (источниках пра­ва), представляет собой идеалы спра­вед­ливости и добра в обществе, имеет связь с государством и за нарушение которой предусмотрена юридическая ответственность
3. Обычаи это правила, установленные обществен­ными организациями
4. Правопони­ма­ние это правила, которые, передаваясь из поколения в поколение, вошли в при­выч­ку и стали необходимой жизненной потребностью людей
5. Корпоративные нормы это правила, основанные на нормах религии
6. Право это правила, основанные на представ­лениях людей о добре и зле, чести, долге, справедливости

II. Заполните пропуски.

· Субъектом правопонимания могут выступать:

человек, не подготовленный к специальному восприятию юридичес­кой информации;

.....................................

· Концепциями правопонимания являются:

позитивистская теория;

.....................................

.....................................

естественно-правовая теория.

· Принципами права являются:

справедливость;

.....................................

равенство;

.....................................

законность.

· Право выполняет ряд функций:

......................................

регулятивную;

.....................................

· Соотношение права и морали рассматривается с точки зрения:

.....................................

различия;

.....................................

III. Заполните таблицу.

Соотношение права и социаль­ных норм Моральные нормы Обычаи Религиозные нормы Корпоративные нормы
Сходство        
Различие        
Взаимодействие        

IV. Прочитайте выдержку из произведения гpeческогo философа второй половины V в. до н.э. Антифонта. Ответьте на вопросы: в чем, по мнению автора, заключается справедливость? Как Антифонт пони­мает право? В чем, по его мнению, отличие права от закона? Что он считает более важным – право или закон?

«Справедливость заключается в том, чтобы не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином. Так, человек будет извлекать для себя наибольше пользы из применения справедливости, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь же наедине, без свидетелей, будет следовать законам природы. Ибо предписания законов произвольны, искусственны, веле­ния же природы необходимы. И сверх того, предписания законов суть результат соглашения договора людей, а не возникшие сами собой порож­дения природы; веления же природы суть самовозникшие, врож­денные начала, а не продукт соглашения людей между собой. Итак, тот, кто нарушает законы, если это остается тайным от остальных участников соглашения, свободен от позора и наказания; если же его противозаконный поступок открывается, то его постигает позор и кара. Но если кто-нибудь попытается насильственно нарушить что-нибудь из коренящихся в самой природе требований, идя против естественной возможности, то, если это и остается скрытым от всех людей, бедствие от этого для него самого будет ничуть не меньшим и нисколько не большим, чем в том случае, если это все увидят. Ибо в этом случае вред причиняется не вследствие мнения людей, но поистине. Вообще же рассмотрение этих вопросов приводит к выводу, что многие предписания, признаваемые справедливыми по закону, враждебны природе человека... Что же касается полезных вещей, то те из них, которые установлены в качестве полезных законами, суть оковы для человеческой природы, те же, которые определены природой, приносят человеку свободу... В поступках, противоречащих природе, заключает­ся причина того, что люди страдают больше, когда можно было бы меньше страдать, и испытывают меньше удовольствий, когда можно было бы больше наслаждаться, и чувствуют себя несчастными, когда можно не быть таковыми».

V. Рассмотрите приведенные ниже ситуации, найдите пути их решения.

1. Уголовно-правовые отношения в Российской Федерации регули­руются Уголовным кодексом РФ, вступившим в действие с 1 января 1997г. Определите, как взаимодействуют нормы права и морали в указанном законе.

2. Житель одной из республик РФ Н. совершил убийство гражданина М. и был задержан сотрудниками полиции. Начальнику РОВД Н. заявил, что его тэйп объявил кровную месть тэйпу М., поэтому он и совершил убийство. После этого объяснения Н. был отпущен. Определите, как влияют обычаи на нормы права. Прав ли был начальник РОВД, отпустив Н.?

3. Проживая на квартире у К., П. неумело пользовался газовой водонагревательной колонкой, отчего радиатор засорился, колонка вышла из строя, и при очередном включении произошел разрыв одного из патрубков. В результате небрежного обращения с колонкой и аварии на кухне в месте нахождения колонки потолок почернел, обои взмокли и отошли от стен. П., испытывая чувство неловкости перед К., отремон­тировал водонагревательную колонку и произвел ремонт кухни за свой счет. Определите, по какой теории психологические пережи­вания людей признаются правом.

4. Судьей было рассмотрено дело о краже трех овец обвиняемым П. у фермера К. В ходе судебного разбирательства судья, выслушав обе стороны, постановил, что П. должен выплатить К. стоимость трех овец и отработать на ферме К. в течение трех месяцев. Определите, к какой концепции правопонимания может быть отнесена эта ситуация.

5. Постановлением правительства Н-ской области было установ­ле­но, что на работу на предприятия, учреждения, в организации могут при­ни­мать­ся только лица, имеющие городскую либо областную регист­ра­цию. Определите, какой принцип права нарушен данным норматив­ным актом.

VI. Проанализируйте две формулировки права:

а) право есть социальное явление, без которого невозможно существо­вание цивилизованного общества;

б) право есть мера поведения, установленная и охраняемая гocyдap­cт­вом.

Дайте определение, что такое право, и определите, какая формули­ровка является неверной.

VII. Существует мнение, что законы рождаются из обычаев. Приве­ди­те примеры обычаев и порожденных ими законов (в самой общей формулировке).

Обычаи Законы
   

VIII. Вспомните или выпишите из соответствующих сборников посло­ви­цы и поговорки, в которых право (законы) ассоциировалось бы с моралью (нравственностью), прослеживались бы их непосредст­вен­ная связь и взаимозависимость.

IX. «Хорошие законы порождены дурными нравами» (Тацит, римский историк). Как вы понимаете эту мысль?

X. Сократ, часто вступавший в диспуты, подвергался не только сло­вес­ным нападкам, но и оскорблению действием. После того как он однаж­ды был побит, его спутник выразил удивление, почему он не жа­луется. На что Сократ ответил: «Что же, мне тоже жаловаться, если и осел лягнет меня?» Оцените позицию Сократа с точки зрения морали и права.

XI. В знаменитом учебнике римского права, принадлежащем римс­кому юристу Гаю (II в. н.э.), говорится, в частности, следующее: «Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил; плебейское решение (плебисцит) есть то, что плебеи одобрили и постановили. Плебс же отличается от народа тем, что словом... «плебс» обозначаются...граж­да­не, за исключением патрициев. Вот почему патриции некогда утверж­дали, что постановления плебеев для них не обязательны, так как они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии... было определено, чтобы постановления плебейских собраний были обя­за­тельны для всего народа. Таким образом, решения плебеев постав­лены были наравне с настоящими законами». Что в современной российской действительности перекликается с тем, что описано в учебнике Гая?

XII. Судебный поединок в Средние века считался способом доказы­ва­ния обвинения при спорах между свободными людьми. Побежден­ный признавался неправым и приговаривался к наказанию. Судебные поединки (дуэли) получили большое распространение в XVI–XVII вв. В этот период на поединках было убито около 8000 человек (при тогдашней численности населения очень много).

Как вы думаете, почему судебные поединки пользовались такой популярностью?

XIII. В Салической правде (Lex Salica) – своде правовых норм, состав­лен­ном в королевстве франков, подробно описываются различ­ные ситуации, связанные с хищением скота или с нанесением телесных повреждений. При этом перечисляются все мыслимые телесные по­вреж­дения, которые один франк мог нанести другому. Каждой ране посвящена отдельная статья – даже в тех случаях, когда закон устанавливал одинаковое возмещение ущерба.

Свидетельствует ли такая структура свода законов о развитых правовых представлениях франков? Поясните свой ответ.

XIV. Около 15 лет назад в газете было опубликовано сообщение о том, что американец из города Рок-Айленд (штат Иллинойс) подал в суд на зубного врача, который по ошибке вырвал ему вместо больного зуба здоровый. Истец требовал применить к зубному врачу закон середины XIX в., по которому тому, кто неправильно вырвал зуб, в наказание должны удалить такой же зуб, какого лишился пострадавший.

Какой принцип права закреплен в законе, на который ссылался истец? Соответствует ли этот принцип духу современного права? Обоснуйте свой ответ.

XV. Как вы думаете, какие меры нужно принять, чтобы в нашей стране закон было выгоднее соблюдать, чем нарушать?

XVI. Назовите несколько правовых актов, принятых властями ваше­го региона (органами государственной власти субъекта РФ, муници­паль­ными властями). Как эти правовые акты повлияли на развитие региона?

XVII. Какому понятию соответствует определение: «Система уста­нов­лен­ных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполне­ние которых обеспечивается силой государственного принуж­де­ния»:

а) мораль;

б) право;

в) политика.

XVIII. Какое слово часто используется как синоним термина право:

а) канон;

б) кодекс;

в) закон.

XIX. Какое утверждение в наибольшей степени соответствует сущности законов:

а) законы были бы идеальным средством регулирования обществен­ных отношений, если бы их не принимали люди;

б) лишь в одном законе может существовать истинная свобода;

в) ничто так не сковывает силы человека и общества, как законы.

Поясните свой выбор.

XX. Один испанский анархист требовал: «Отмените все правила улич­ного движения. Почему я должен поворачивать направо, когда мне нужно налево? Это против принципов свободы».

Итальянский историк и поэт К. Ботта утверждал: «Общественная свобода есть не что иное, как пунктуальное соблюдение общественных законов, справедливых и равных для всех».

Сопоставьте эти высказывания. Какое является правильным? Почему?

XXI. Вспомните и напишите сложные слова, имеющие в своем составе слово «право» (например, правоведение).

XXII. Право – это совокупность общеобязательных к исполнению норм, установленных государством, универсальный регулятор общественных отношений.

В чем заключается универсальность права?

XXIII. Как вы думаете, что побудило римского комедиографа Теренция утверждать: «Высшее право – высшая несправедливость»?

XXIV. «...Правовая норма живет только благодаря ее моральному, нравственному содержанию. Как только это содержание исчезнет, правовая норма перестанет существовать де-факто».

Вы согласны с этим тезисом? Обоснуйте свое мнение.

XXV. Попытайтесь объяснить, почему право любого человека на внима­ние со стороны окружающих не приобрело юридического стату­са, не стало правовой нормой.

XXVI. «Правовая норма живет только благодаря ее моральному, нравст­венному содержанию. Как только это содержание исчезнет, правовая норма перестанет существовать де-факто».

Вы согласны с этим тезисом? Обоснуйте свое мнение.

XXVII. Попытайтесь объяснить, почему право любого человека на внима­ние со стороны окружающих не приобрело юридического стату­са, не стало правовой нормой.

XXVIII. Укажите, какие из перечисленных ниже признаков относят­ся к нор­мам морали (М), а какие – к нормам права (П):

Регулируют наиболее важные общественные отноше­ния, затрагивающие существенные интересы людей и общества  
Регулируют общественные и личные отношения в сфе­ре: «человек – человек», «человек – группа», «человек – общество»  
Закреплены в законах  
Складываются постепенно в общественном сознании  
За их нарушение следует ответственность в виде осуж­де­ния обществом, группой, отдельными людьми  
За их нарушение следует ответственность в виде госу­дар­ственного принуждения  

XXIX. «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий возле мир обратился в Царствие Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад» (В. Соловьев, русский философ).


Оцените позицию философа:

а) она пессимистична, потому что Соловьев не верил в силу права;

б) она оптимистична, потому что он верил в профилактическую мощь права;

в) она сдержанно-конструктивна, потому что философ возлагал на право только ту функцию, которая для него реальна.

Поясните свой выбор.

XXX. Придумайте любой правовой конфликт. Кратко изложите его суть. Предложите варианты его решения в виде таблицы.

Подходы к решению Положительный аспект Отрицательный аспект
С позиции силы    
С позиции морали    
С позиции права    

XXXI. Прочитайте изложенную ниже позицию правоведа, социоло­га, философа Льва Иосифовича Петражицкого (1867–1931) о сущ­нос­ти права. Как вы ее понимаете?

«Когда подается милостыня, имеет место односторонняя импера­тив­ная эмоция, возникающая в виде чувства обязанности дающего по­дать милостыню. Нищий не переживает при этом чувства притязания, права потребовать выполнить эту обязанность, поэтому не возникает атрибу­тив­ной эмоции. Другое дело, когда кредитор требует у должника выполнить долг. Здесь имеет место переживание обязанности, с одной стороны (у должника), и переживание притязания, права выполнить обязанность – с другой (у кредитора). Интуитивное право индиви­дуаль­но. То, что переживает в виде права один субъект, может другим субъек­том правом не признаваться».

XXXII. Отметьте цифрами: 1 – признаки морали, 2 – признаки права.

1. Свод неписаных правил в виде поучений и притч  
2. Охрана интересов личности и государства  
3. Исполнение норм различными принудительными мерами  
4. Наличие идеала человеческого поведения, к которому должен стремиться каждый человек  
5. Формулирование требований в абстрактной форме  
6. Предъявление требований не только к поступкам, но и к мыслям и чувствам  
7. Признание формального равенства между людьми  
8. Формулирование норм государственными органами  
9. Обеспечение исполнения норм посредством давления общественного мнения  
10. Регулирование поступков и действий людей без вмешательства в сферу мыслей и чувств  

XXXIII Определите, к какому виду источника права относится то или иное утверждение.

А. Извлечение:

§229. Если строитель построил человеку дом и сделал свою работу не прочно, так что построенный им дом обвалился и причинил смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.

§230. Если он причинил смерть сыну хозяина дома, то должны убить сына этого строителя.

Б. Извлечение:

Хамер против Сайдвея, штат Нью-Йорк, 1981 г.

Луиза Хамер – правопреемница Вильяма Стори (истица) предъявила иск к Сайдвею, исполнителю завещания покойного Вильяма Стори (ответчику), о возмещении убытков, вызванных нарушением договора. Состоялось решение в пользу Хамер; Сайдвей принес апелляционную жалобу. Решение было оставлено в силе.

В. Извлечение – статья 8:

1. Государства-участники могут осуществлять свою деятельность по исследованию и использованию Луны в любом месте ее поверх­нос­ти или недр при условии соблюдений положений настоящего Согла­шения.

2. В этих целях государства-участники могут, в частности:

а) осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны;

б) размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны или ее недр.

Г. Извлечение:

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 1221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.