Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Роль государства в политической системе общества




Вопросы

Вопросы

1. Какие статьи однозначно свидетельствуют о монархической форме правления в Российском государстве?

2. Какие статьи в той или иной мере соответствуют законодательству современных демократических государств (в том числе и Россий­ской Федерации)?

II. Какое из приведенных утверждений представляется вам наиболее точным:

а) в России существует демократия;

б) в России существуют элементы демократического социально-политического устройства;

в) Россия постепенно продвигается к демократии;

г) в российской социально-политической практике сочетаются де­мо­кра­тические и антидемократические черты;

д) в России установился антидемократический режим.

Обоснуйте ваш выбор.

III. Определите, какие группы понятий характерны для ограничен­ной (парламентарной) монархии, а какие – для республики:

президент избиратели парламент граждане импичмент наследственность единовластие подданные двор парламент

IV. Отметьте знаком «плюс» (+) республики, а знаком «минус» (–) монар­хии:


а) Швеция;

б) Франция;

в) Великобритания;

г) Португалия;

д) Испания;

е) Италия;

ж) Украина;

з) Иран;

и) Бельгия;

к) Индия;

л) Непал;

м) Саудовская Аравия.


V. В США проживает не меньше национальностей, чем в России (среди них такие коренные жители, как индейцы, мексиканцы, эскимо­сы и т.д.). Как вы думаете, почему эта страна выбрала территориаль­ную федерацию, а не национально-территориальную, как Россия?

VI. Некоторые современные отечественные политики предлагают предо­ставить право выхода из Российской Федерации тем ее субъектам, которые этого пожелают. С вашей точки зрения, это было бы правиль­ным решением? Почему?

VII. Впишите в таблицу названия соответствующих форм государ­ственного устройства.

Признаки Форма государ­ст­венного устройства
Входящие в состав страны территориальные единицы (зем­ли, штаты, республики, области) имеют собственные кон­ститу­ции или уставы, законодательные, исполнительные, судебные органы при этом образуются единые для всех субъектов орга­ны государственной (федеральной) власти, устанавливается единое гражданство, денежная единица и т.д.  
Состоит из территориальных единиц, не имеющих своих за­ко­нов, конституции, правительства; в них назначаются упра­вители, которые формируют местные органы управления  

VIII. Отметьте среди приведенных утверждений:

а) наиболее правильное, точное (Пр);

б) совершенно неправильное (Н);

в) самое парадоксальное (П).

· Демократия – это право делать неправильный выбор.

· Демократия есть одурачивание народа при помощи народа ради блага народа.

· Демократия: говоришь, что хочешь, делаешь, что велят.

· Демократия – это лучший способ закрепить неравенство.

Обоснуйте свой выбор.

IX. Выпишите из Конституции РФ положение, которое, с вашей точки зрения, отражает демократический характер политического режима России.

X. Обоснуйте ваш выбор соответствующей точки зрения.

Устройство государственной власти – решающий фактор развития государств.

Первая точка зрения. Монархия – лучший способ управления об­щест­вом. Власть в монархии переходит по наследству, и поэтому общество относится к передаче власти довольно спокойно, в отличие от бурных страстей во время избирательной кампании в республике. Кро­ме того, при передаче власти по наследству не выбрасываются на ветер огромные деньги, которые неизбежно тратятся при проведении выборов.

Вторая точка зрения. Республика – более прогрессивная форма правления. Республика – это коллективное правление, учитывающее мне­ние избирателей, т.е. всего населения, при принятии решения. В наро­де говорят: один ум хорошо, а два – лучше.

XI. Современные российские политологи о средствах массовой инфор­мации

Органическая взаимообусловленность действий властей и общест­вен­ности активностью СМИ превращает последние в обоюдоострую систему контроля над поведением и сознанием этих политических контра­гентов. Будучи главными «разогревателями» общественного мне­ния, стимулирующими его активность по общественно значимым вопро­сам политического развития, СМИ в равной мере могут как спро­воцировать массовый протест, политический скандал, кризис в отно­шениях власти и общества, так и предотвратить развитие конфликта, сделав, к примеру, доступной для общества определенную информа­цию. Однако взять под контроль деятельность СМИ, заставить их дей­ст­вовать в том или ином выгодном для себя направлении не способны ни власть, ни общество. В лучшем случае им удается лишь частично направлять деятельность отдельных газет, телеканалов или радио­станций.

Таким образом, в силу своего особого положения СМИ не могут быть целиком подконтрольны ни государству, ни обществу. Практика показала, что это особая, относительно самостоятельная и автономная структура, которая занимает свое исключительное место... Такая автономность политической позиции СМИ создает трудности как для элиты, так и для гражданских структур, которые не могут добиться однозначного контроля за этим институтом. Поэтому интерес к выступ­ле­ниям СМИ всегда зависит от контекста и позиции правящих кругов и общественности по тому или иному вопросу. Однако наиболее пос­тоян­ными потребителями продукции СМИ следует считать полити­ков, для которых массовая информация является важнейшим условием их профессиональной деятельности.


1. Как следует понимать взаимообусловлен­ность действий властей и общественности активностью СМИ?

2. Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию?

3. Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу?

4. От чего зависит интерес к выступлениям СМИ? Почему важен контекст этих выступлений?

5. В чем состоит значение СМИ для политиков?

XII. Сравните два высказывания:

«Основной принцип правового, или конституционного, государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В пра­во­вом государстве власти положены известные пределы, которых она не может и не должна переступать. Ограниченность власти в правовом государстве создается признанием за личностью неотъемлемых и непри­косновенных прав».

«Если государственная власть будет слаба, то кто же тогда реально защитит человека от разгула преступности, поможет ему реализовать свои права в борьбе с сильными мира сего: крупными хозяевами, мздоимцами-чиновниками?..»

Какое из этих высказываний представляется вам правильным? Почему?

XIII. «Государство – внутренне принятый стандарт и правило пове­де­ния, дисциплина человека как целого. Вне государства нет индиви­дов или групп (политических партий, культурных объединений, эконо­ми­ческих союзов, социальных классов)», – утверждал этот мыслитель.

Какой политический режим он имел в виду, давая такое опреде­ление?

XIV. Прочитайте приведенные ниже тексты и проанализируйте госу­дарство с точки зрения формы правления.

А. Как следует из надписей, большинство вавилонских царей (Наву­хо­доносор, Набонид) проявляли интерес к археологии. Но у царя было много забот по управлению страной. Он должен был надзирать за высшими чиновниками, контролируя, как они выполняют свои функ­ции, рассматривать планы строительства крупных сооружений в сельс­ком хозяйстве и в царских имениях, а также принимать послов и лиц, приносящих дань. У царя был большой гарем, в котором жили девушки из всех частей страны и принцессы из дальних краев. Царь располагал обширным штатом придворных, на которых он, по своему усмотрению, мог возлагать различные обязанности. Дела двора контролировали выс­шие вельможи. Кроме высших, имелись многочис­ленные средние, мел­кие чины.

Б. В 50–60-е гг. XIX в. английские предприниматели укрепили свои позиции в политической жизни страны. Влияние королевской власти было сведено до минимума. Между двумя влиятельными политически­ми силами – виги и тори (современные консерваторы и либералы) – шла упорная борьба за власть. Королева Виктория (I819–1901) и ее супруг пытались оказывать давление на министров в интересах торийс­кой знати, вмешивались во внешние дела. Большую роль в жизни стра­ны играл парламент, где большее количество мест на выборах стара­лись получить те или иные партии.

В. Новгородская земля занимала огромную территорию от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки. В XII–XV вв. высшим органом ее управления было вече, на нем рассматривали важные вопросы внутренней и внешней полити­ки. Фактическими хозяевами были 300 «золотых поясов» – крупнейшие бояре Новгорода. Вече выбирало главу новгородской епархии, архи­епис­копа, распоряжавшегося казной и контролировавшего внешние сношения Великого Новгорода, торговые меры и т.д. Важным долж­ност­ным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова «посадить»). В посадники избирался боярин, который возглавлял го­род­скую власть и войско, заключал договор с князем, вел дипломати­ческие пере­говоры. Вече приглашало князя, чтобы он управлял дружи­ной во время военных походов. Его дружина поддерживала порядок в городе. Князя предупреждали: «Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать».

XV. Прочитайте отрывок работы Б. Спинозы[8] «Богословско-полити­ческий трактат» и ответьте на вопросы.

<…> Высшая тайна монархического правления и величайший его интерес заключается в том, чтобы держать людей в обмане, а страх, которым они должны быть сдерживаемы, прикрыть громким именем религии, дабы люди сражались за свое порабощение, как за свое благополучие, и считали не постыдным, но в высшей степени почет­ным не щадить живота и крови ради тщеславия одного какого-нибудь человека. <…> Нам выпало на долю это редкое счастье – жить в госу­дарстве, где каждому предоставлена полная свобода суждения и каждо­му разрешается поклоняться богу по своему разумению, где милее и драгоценнее свободы ничего не признают, <…> я думаю, сделаю приятное и небесполезное дело, если покажу, что эта свобода не только может быть допущена без вреда для благочестия и спокойствия госу­дарства, но что скорее ее уничтожение означало бы уничтожение самого спокойствия государства и благочестия.

Вопросы

1. В чем, по мнению Б. Спинозы, заключается суть монархического правления?

2. Подтверждает ли жизнь правильность суждения Б. Спинозы о свободе? Аргументируйте свой ответ.

3. Как вы считаете, может ли человек быть свободным при монар­хи­ческом правлении?

XVI. Прочитайте отрывок работы Ш. Монтескье[9] «О духе законов» и ответьте на вопросы.

Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. <…>

Республиканское правление – это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа, или части его; монархическое – при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как деспотическое вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица. <…> В монархиях политика совершает великие дела при минимальном участии доброде­телей, подобно тому как самые лучшие машины совершают свою работу при помощи минимума колес и движений. Такое государство существует независимо от любви к отечеству, от стремления к истин­ной славе, от самоотвержения, от способности жертвовать самым доро­гим и от всех героических добродетелей, которые мы находим у древних и о которых знаем только по рассказам.

Законы заменяют здесь все эти добродетели, ставшие ненужными; государство освобождает всех от них; всякое действие, не произ­во­дящее шума, там в некотором смысле остается без последствий. <…>

Честь, т.е. предрассудки каждого лица и каждого положения, заме­няет в нем [монархическом правлении] политическую добродетель, о которой я говорю выше, и всюду ее представляет. Честь может там вдохновлять людей на самые прекрасные деяния и в соединении с силою законов вести их к целям правительства не хуже самой добро­детели. <…>

Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна. <…>

Вопросы

1. В чем, по мнению Ш. Монтескье, заключается отличие рес­пуб­ликанского правления от монархического?

2. Как вы понимаете тезис автора: «Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического прави­тельства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна»? Аргументируйте свой ответ.

XVII. Найдите и исправьте ошибки. Обозначьте признаки, прису­щие тому или иному политическому режиму, следующими знаками: Д – демокра­ти­ческий; А – авторитарный; Т – тоталитарный.

 

Демократический политический режим Авторитарный политический режим Тоталитарный политический режим
1. Провозглашение и гарантированность прав и свобод чело­века и гражданина 2. Система всеохва­ты­вающих массовых общественных орга­ни­за­ций, которые позво­ляют государ­ст­ву уста­новить тоталь­ный контроль над общест­вом 3. Милитаризация общественной жизни 4. Правовой характер деятельности государ­ственных органов 5. Политическое много­образие общественной жизни 6. Защищенность личности от произвола и беззакония 7. Демократические методы властвования 1. Насильственное установление одно­пар­тийной системы 2. Сращивание госу­дар­ственного и пар­тий­ного аппарата 3. Ликвидация прин­ци­па разделения властей 4. Слабая политическая оппозиция 5. Культ националь­но­го вождя 6. Авторитарный спо­соб мышления 7. Главенство государ­ства над правом 1. Почти полное отсут­ст­вие недемократичес­ких политических отношений 2. Определенное допу­щение экономического и политического плю­ра­лизма, до тех пор пока он не проти­во­ре­чит господствующему режиму 3. Жесткий контроль государства над различными формами непосредственной демократии (референ­думы, выборы) 4. Огосударствление общественных организа­ций 5. Массовые репрессии 6. Уничтожение оппо­зи­ции внутри самой правящей партии 7. Отсутствие демокра­ти­ческих прав и свобод 8. Унификация общест­венной жизни

 


XVIII. Заполните свободную колонку таблицы.

Критерии Демократия Тотали­та­ризм Авторитаризм
Законодательство Развитая система демократических законов   Система законов минимальна
Полномочия главы государства Строго ограни­чены законом   Фактически не ограничены
Представительные органы власти Имеют широкий круг полномочий   Отсутствуют или марионеточные
Принцип разделе­ния властей Реализован   Отвергается
Полномочия мест­ных органов власти Максимальные   Минимальные
Партии Многопартийность   Правящая партия огосударствлена
Идеология Политический плюрализм     Господство одной идеологии
Права и свободы Разрешено все, что не запрещено за­ко­ном   Разрешено только то, что указано властью
Оппозиция Действует легально   Запрещена

Задания повышенной сложности

I. Установите соответствие между понятием и определением.

1. Форма правления это особенности внутренней организации госу­дарства, порядок образования и структура органов государственной власти, территориальное распре­де­ле­ние власти и характер взаимоотношений центральной и местной властей, методы осущест­вления управленческой деятельности государства
2. Форма государства это способ организации верховной государ­ст­вен­ной власти, структура высших органов госу­дар­ства, порядок их образования, срок полно­мо­чий, распределение компетенций между ними, а также характер взаимоотношений с населением и сте­пень его участия в формировании органов власти
3. Республика это форма правления, при которой верховная госу­­дарственная власть осуществляется едино­лично, пожизненно, передается по наследству и не предусматривает ответственности перед насе­ле­нием
4. Ограниченная (конституционная) монархия это форма правления, при которой власть монарха не ограничена никаким представительным орга­ном, т.е. отсутствуют парламент и конституция
5. Парламентарная монархия это форма правления, при которой в силу основ­ного закона государства – конституции – власть распределена между монархом и парламентом
6. Абсолютная монархия это форма правления, при которой парламент имеет законодательные полномочия, а монарх является главой исполнительной власти
7. Дуалистическая монархия это форма правления, при которой законо­да­тельная власть полностью принадлежит парла­менту, а власть монарха является символической, самостоятельная его деятельность невозможна без согласия парламента
8. Монархия это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определен­ный срок и несущим ответственность перед изби­рателями
9. Смешанная республика это форма правления, при которой верховная госу­дарственная власть принадлежит парламенту
10. Парламентская республика это форма правления, при которой высшим долж­ностным лицом в государстве является президент, наделенный реальными властными полномочиями и соединяющий в своих руках функции главы государства и главы правительства
11. Президентская республика это форма правления, сочетающая черты парла­ментской и президентской республики

 

II. Заполните таблицу.

Виды монархий Характерные черты
Исторические виды монархий
Восточная деспотия  
Античная  
Раннефеодальная  
Сословно-представительная  
Абсолютная  

 

Современные виды монархий
Абсолютная  
Дуалистическая  
Парламентарная  

III. Заполните таблицу.

Виды республики Полно­мочия прези­дента Полномочия парламента Формирование правительства и его ответствен­ность Положитель­ные и отрица­тельные стороны
Парламентская        
Президентская        
Смешанная          

IV. Составьте схему, используя понятия «форма государства», «фор­ма правления», «форма государст­венного устройства», «форма по­ли­тического режима», «монархия», «респуб­лика», «абсолютная монар­хия», «ограниченная монархия», «дуалисти­чес­кая монархия», «парла­мен­тарная монархия», «парламент­ская республика», «президент­ская республика», «смешанная респуб­лика», «социалистическая респуб­лика».

V. Установите соответствие между понятием и определением.

1. Форма политического режима это внутреннее строение государства, адми­нистративно-территориальная организация государственной власти, определяющая харак­тер взаимоотношений между состав­ными частями государства, между централь­ными и местными органами власти
2. Конфедерация это целостное государство, административно-территориальные единицы которого не обла­дают признаками суверенитета
3. Унитарное государство это сложное союзное государство, составные части которого являются государственными образованиями и обладают признаками суверенитета
4. Федеративное государство это государственно-правовой союз суверен­ных государств, созданный для достижения определенных целей
5. Форма государст­венного устройства это совокупность способов и методов осущест­вления государственной власти
6. Антидемокра­ти­ческий режим это форма политического режима, которая обес­печивает защищенность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством

 

7. Демократи­ческий режим это такая форма политического режима, которая отвергает равенство во взаимоотношениях госу­дар­ства и личности и устанавливает диктат государства над обществом.

VI. Исправьте ошибки в предложениях.

Ø Форма государственного устройства не связана с территориальным признаком государства, она не дает ответы на вопросы о том, из каких территориальных единиц состоит государство, каковы их правовой статус и взаимоотношения между собой и центральными органами государственной власти.

Ø Большинство современных государств федеративные, что сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управ­ления.

Ø В конфедерации отсутствуют признаки международно-правовой и внутригосударственной организации.

Ø С изменением формы политического режима меняется форма правления и форма государственного устройства, но не изменяется курс внутренней и внешней политики.

Ø Деятельность избирательных комиссий осуществляется тайно и еди­нолично, при подготовке и проведении выборов избирательные комис­сии зависимы от государственных органов и органов местного самоуп­равления.

VII. Заполните таблицу.

Признаки формы государственного устройства
Унитарное Федеративное Конфедерация
     

VIII. Заполните таблицу.

Признаки формы политического режима
Демократический Антидемократический
   

IX. Составьте схему, используя понятия «форма государства», «фор­ма правления», «форма государствен­ного устройства», «форма по­литического режима», «унитарное госу­дар­ство», «федеративное го­су­дарство», «территориальная федера­ция», «национальная федера­ция», «смешанная федерация», «конфе­дерация», «демократический ре­жим», «антидемократический режим», «либераль­но-демократи­чес­кий ре­жим», «собственно демократический режим», «тоталитарный ре­жим», «авторитарный режим», «фашистский режим», «расистский режим».

X. Прочитайте высказывания. Назовите достоинства и недостатки демократии. Объясните, какие преимущества дает демократический строй гражданам.

Л. Питер: «Меньшинство нередко становится большинством, по­тому что встает с постели и голосует»; «Выборы – единственная гонка, в которой выигрывают большинство участников».

У. Роджерс: «После выборов и после женитьбы редко получаешь то, что хотел».

Э. Бенеш: «Она (демократия) постоянно разгорается и развивается по линии наименьшего вреда для людей, живущих в таком разви­вающемся обществе. Бывают ошибки, бывают периоды, когда трудно соблюсти врачебное требование «Не навреди». Но общество, прошед­шее по такому пути, всегда исцеляется. Демократия сама по себе имеет потенциал к развитию, саморазвитию. Она эволюционис­тич­на, если так можно выразиться. Демократия по-настоящему человечна. Да, она знает человеческие слабости и страдания, страсти, проявления эгоизма и эмоций. Но она делает эти явления очевидными, и она умеет быть строга к ним. Демократия знает, что никакой общественный строй не может быть совершенным. Она знает, такого идеального строя нет, что идеалы недостижимы – именно из-за людских слабостей... но она держит эти идеалы в памяти как урок на будущее. Демократия верит в возможности человека – и это один из источников ее совершенствова­ния. Она ведет человека по пути самоулучшения. Она заставляет быть мужественным, стойко преодоле­вать страдание. Но она делает жизнь достойной того, чтобы ее называли жизнью».

Б.Н. Чичерин: «При выборе лица избиратели руководствуются не столько его способностями, сколько соответствием его образа мыслей и направления с их мнениями и интересами, и хотя юридически он ста­новится независимым, общение мыслей должно сохраняться пос­тоян­но; остается зависимость нравственная. Если же связь исчезла, если представитель или сами избиратели отклонились от прежних убежде­ний, новые выборы дают гражданам возможность восстановить согла­сие, заменив прежнего представителя другим. Кратковременные выбо­ры имеют в виду постоянное возобновление этой нравственной связи представителя с избирателями, тогда как цель долгих сроков состоит в большем ограждении общих государственных интересов посредством большей независимости представителей от случайных перемен и колебаний общественного мнения».

[4–7, 16, 19, 21–27]

Понятие и структура политической системы общества. Элементы политической системы. Государство как элемент политической систе­мы общества. Соотношение государства с другими элементами поли­ти­ческой системы.

I. Установите соответствие между понятием и определением.

1. Государство это способность и возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей
2. Ресурсы власти это форма социальных отношений, характери­зую­щаяся способностью тех или иных социальных субъектов – индивидов, социальных групп и общностей – подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств
3. Власть это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта
4. Легальная власть это власть, основанная на признании права ее носи­телей предписывать нормы поведения другим индивидам
5. Политическая власть это власть, которая основывается на обычаях, привычке повиноваться ей, вере в непоколе­би­мость установленного порядка
6. Традиционная власть это власть, которая опирается на закон, конститу­цион­ный порядок, связана с демократическими выборами представителей власти или с назначе­ниями должностных лиц в соответствии с законом
7. Легитимная власть это власть, которая основывается на вере в исклю­чительные качества и величие личности вождя
8. Харизмати­чес­кая власть это политическая организация общества, распрост­ра­няющая власть на всю территорию страны и все ее население, располагающая для этого специаль­ным аппаратом управления, издающая общеобяза­тель­ные веления, собирающая налоги со всего населения и обладающая суверенитетом
9. Национальный суверенитет это свойство государственной власти, которая мо­жет действовать по своему усмотрению, не учитывая интересы народа
10. Сущность государства это право и реальная возможность народа участ­вовать в управлении делами государства, форми­ро­вать органы власти, контролировать деятель­ность государства
11. Суверенитет народа это право наций на самоопределение и создание различных форм национальной государствен­ности
12. Политическая система общества это то главное в государстве, что определяет его содержание, назначение и функционирование, а также принадлежность государственной власти
13. Государ­ст­вен­ный суверенитет это совокупность государственных и общест­венных организаций, участвующих в политичес­кой жизни страны

II. Заполните пропуски.

· К структурным элементам власти относятся:

....................................

объект власти;

....................................

....................................

ресурсы осуществления власти.

· К источникам власти относят:

....................................

силу;

....................................

богатство;

....................................

харизму;

......................................

статус.

· К средствам осуществления власти относят:

право;

.....................................

поощрение;

.....................................

традиции;

.....................................

принуждение;

.....................................

· Ресурсами власти являются:

экономические;

.....................................

социальные;

.....................................

политико-правовые;

.....................................

· В правовом демократическом государстве существует разделение власти:

на.....................................

исполнительную;

.....................................

· М. Вебер выделил три типа легитимности:

традиционную власть;

.....................................

.....................................

· Основными признаками государства являются:

.....................................

наличие публичной власти;

....................................

сбор налогов;

.....................................

· Суверенитет бывает двух видов:

суверенитет народа;

.....................................

· Содержание политической системы составляют:

.....................................

нормы, регулирующие политическую жизнь общества; отношения между элементами политической системы;

.....................................

· Элементами политической системы общества являются:

государство;

....................................

общественные организации;

.....................................

.....................................

фонды и др.

III. Заполните таблицу.

Теории сущности государства Содержание теории
Теория элит  
Технократическая теория  
Теория демократического государства  
Марксистско-ленинская теория  

IV. Заполните таблицу.

Роль государства в политической системе общества Влияние элементов политической системы общества на государство
Политические партии Профсоюзы Религиозные организации
       

V. Прочитайте высказывания. О каких положительных и отрица­тель­ных сторонах политики и власти говорят авторы? Согласны ли вы с ними? Совместимы ли политика и власть с моралью и ответствен­ностью? Аргументируйте свой ответ.

Солон: «Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться».

Сенека: «Наибольшей властью обладает тот, кто имеет власть над собой».

Н. Макиавелли: «Политика – это дело государства, а мораль – дело индивида».

О. Бальзак: «Существует только одна гигантская машина, управляе­мая пигмеями, и это бюрократия».

Д. Йейтс: «Бюрократия приобрела законодательные функции, по­сколь­ку она является решающей силой при выдвижении законо­да­тель­ных предложений. При этом она сохраняет и свои исполнительские функции».

Дагомер (король франков): «К чему власть, если ею нельзя злоупотреблять?»

Р. Шатобриан: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположен предвидению».

Т. Маколей: «Жизнь политического деятеля должна быть жизнью компромиссов. Государственный человек принужден давать свое согла­сие на меры, которые ему не по душе, чтобы не подвергать опас­ности успех тех мер, в которых он видит жизненную необходимость»; «В наше время многие политики имеют обыкновение с апломбом рассуж­дать о том, будто народ не заслуживает свободы до тех пор, пока не научится ею пользоваться. Это умозаключение сделало бы честь дураку из старой сказки, который решил не идти в воду, пока не нау­чит­ся плавать»; «Хорошее правительство – не то, которое хочет сделать людей счастливыми, а то, которое знает, как этого добиться».

Г. Моргентау: «Когда мы говорим о власти, мы имеем в виду осущест­вляемый человеком контроль за сознанием и действиями других людей».

Л. Бёрне: «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить».

Ж. Поль: «Лучшее правило политики – не слишком управлять».

В. Гумбольт: «Наилучшая власть – та, которая делает себя излиш­ней».

Ф. Бэкон: «Властвуя над другими, человек утрачивает свою собст­венную свободу».

Б. Рассел: «Стремление к власти порождено страхом. Тот, кто не боится людей, не испытывает желания властвовать над ними».

Б. Шоу: «Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть».

К. Гельвеций: «Назовите мне степень власти того или иного лица, по этой степени я могу заключить о его справедливости».

Валери: «Власть без злоупотребления не имеет очарования».

Э. Бенеш: «Политика должна быть наукой и искусством, покоя­щим­­ся всегда на определенной философии и морали, на определенном фило­софском и нравственном понимании всей жизни, как личной, так и общественной».

VI. Прочитайте высказывание. В чем состоит смысл сопоставления государства и нравственной идеи? Соответствует ли позиция автора сущности современного государства?

Г. Гегель: «Государство есть действительность нравственной идеи – нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциальная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает. В нравах она имеет свое непосредственное существование, а в самосознании единичного человека, его знании и деятельности – свое опосредованное существование, равно как самосознание единичного человека посредством умонастроения имеет в нем как в своей сущности, цели и продукте своей деятельности свою субстанциальную свободу».

VII. Проанализируйте высказывание русского философа Ивана Алек­сандровича Ильина (1882–1954) о тоталитарном режиме.

«Что же такое тоталитарный режим? Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, вклю­чивший всю их деятельность в объем своего управления и прину­ди­тельного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весы», «целый». Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый власт­ный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все не запрещенное – позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное – запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное госу­дарство заявляет: есть только государст­вен­ный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство тре­бует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутрен­нюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление всеобъем­лю­щее; чело­век всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой».

Вопросы и задания

1. Опираясь на текст и материал параграфа, подумайте, какой из научных подходов к рассмотрению политического режима просле­жи­вается в документе. Ответ поясните.

2. Как организована власть при тоталитарном режиме?

3. Каковы способы и средства ее осуществления? Аргументируйте ответ.

4. В чем особенности тоталитарного политического режима по срав­нению с другими политическими режимами? Используйте в ответе текст и материал параграфа.

5. Опираясь на признаки понятия «политический режим», знания о тота­литарном режиме, дополните его характеристику, приведенную в документе.

6. Проиллюстрируйте на примерах истории тоталитарный тип политического режима.

VIII. Ученые отмечают, что в настоящее время на политической карте ми­ра насчитывается около ста государств, в которых установился автори­тар­ный политический режим. Объясните, почему авторитаризм полу­чил широкое распространение в современном мире. В чем, по вашему мнению, его опасность?

IX. Ознакомьтесь с высказываниями древнегреческого философа Аристотеля (384–322 гг. до н.э.) о государстве и ответьте на вопросы.

«Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага... причем больше других к высшему из благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим. <...> Общество, состоящее из нескольких семей и имею­щее целью обслуживание не кратковременных только потреб­ностей, – селение. <...> Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потреб­ностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство – продукт естественного возникновения, как и первичные общения. <...> Из всего сказанного явствует, что государ­ст­во принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей – существо политическое, а тот, кто в силу своей при­роды, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхче­ло­век. Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства. Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части...»

Вопросы и задания

1. Опираясь на текст, покажите, что государство является продуктом естественного постепенного развития.

2. Ради каких целей существует государство?

3. Отделяет ли Аристотель государство от гражданского общества? Аргументируйте ответ.

4. В чем соответствуют, а в чем не соответствуют взгляды Аристотеля современному научному знанию о государстве?

X. Ознакомьтесь с рассуждениями русского философа и общественного деятеля Павла Ивановича Новгородцева (1866–1924) о демократии и ответьте на вопросы.

«Древний мир знал только непосредственную демократию, в кото­рой народ сам правит государством через общее народное собрание. По­ня­тие демократии совпадало здесь с понятием демократической формы правления, с понятием непосредственного народоправства. Из новых писателей это греческое словоупотребление воспроизводит Рус­со: и для него демократия есть форма правления, в которой народ не­пос­редст­венно не только законодательствует, но и управляет. Но, с другой стороны, именно Руссо дал основание теоретическое для того более широкого понимания демократии, которое утвердилось в XIX и ХХ столетиях. Поскольку он допускал, что с верховенством народа сов­мес­ти­мы различные формы правительственной власти – и демокра­ти­ческая, и аристократическая, и монархическая, он открыл теоре­ти­чес­кую возможность для нового понимания демократии как формы госу­дарства, в котором верховная власть принадлежит народу, а формы правления могут быть разные. Сам Руссо считал демократию возмож­ной только в виде непосредственного народоправства, соединяющего законодательство с исполнением. Те формы правления, в которых на­род оставляет за собой только верховную законодательную власть, а испол­нение передает монарху или коллегии немногих, он признавал законными с точки зрения народного суверенитета, но не называл их демократическими. При этом он вообще ни в каких правовых формах не допускал представительства. В отличие от Руссо позднейшая теория рас­пространила понятие демократии на все формы государства, в кото­ром народу принадлежит верховенство в установлении власти и конт­роль над нею. При этом допускается, что свою верховную власть народ может проявлять как непосредственно, так и через предста­вителей».

Вопросы и задания

1. Что нового по сравнению с текстом учебника вы узнали о демокра­тии?

2. В чем суть непосредственной формы демократии?

3. Приведите примеры проявлений непосредственной демократии, привлекая знания, полученные из курса истории, современности и свой личный опыт.

4. Какой вклад, по мнению П.И. Новгородцева, внес Руссо в теорию демократии?

5. В чем ограниченность взглядов Руссо на демократию? Ответ поясните.

6. Что такое представительная форма демократии? На конкретных примерах покажите, как она проявляется.

7. Опираясь на текст и имеющиеся знания, раскройте суть совре­менного научного знания о демократии.

8. Верны ли приведенные ниже суждения о демократии? Аргумен­тируйте свой ответ.

1) в развитых демократиях все трудоспособные граждане рабо­тают и получают по труду;

2) демократия в современных условиях осуществляется только через избранных народом представителей;

3) выскажите в лаконичной форме свое суждение о демократии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 1445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.148 сек.