КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Зарождение средств связи
ВВЕДЕНИЕ ПРАКТИКУМ ИСТОРИЯ СВЯЗИ И. А. Цверианашвили В. И. Мосеев Т. С. Комиссарова А. Б. Гехт Практикум ИСТОРИЯ СВЯЗИ Антон Борисович Гехт Татьяна Сергеевна Комиссарова Василий Ильич Мосеев Иван Алексеевич Цверианашвили Гехт, А. Б. Практикум ИСТОРИЯ СВЯЗИ И. А. Цверианашвили В. И. Мосеев СПб ГУТ)))
Санкт-Петербург УДК ББК
Рецензент доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой телевидения и метрологии СПбГУТ А. А. Гоголь Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СПбГУТ
История связи: практикум / А. Б. Гехт, Т. С. Комиссарова, В. И. Мосеев, И. А. Цверианашвили. – СПб.: Изд-во СПбГУТ, 2016. –………..с.
Практикум включает комплекс заданий для практических занятий. Предназначен для самостоятельной подготовки к практическим занятиям и итоговому контролю (зачету) по дисциплине «История связи» студентов-бакалавров, обучающихся по всем направлениям.
УДК ББК
Ó Гехт А. Б., Комиссарова Т. С., Мосеев В. И., Цверианашвили И. А., 2016 Ó Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича», 2016 СОДЕРЖАНИЕ
Редактор ………………… Верстка ………………………… План 2016 г., п. ………….. Подписано к печати …………….. Объем ……….усл. печ. л. Тираж ……….. экз. Заказ ………… Издательство СПбГУТ. 191186 СПб., наб. р. Мойки, 61 Отпечатано в СПбГУТ
Санкт-Петербург Наш вуз был создан в 1930 г.[1] Здание вуза находилось на набережной реки Мойки, дом № 61 и было хорошо известно петербуржцам: в середине XIX в. этот участок купил титулярный советник Г. И. Руадзе на имя своей жены Марии Федоровны. Новая владелица привлекла к строительству известных архитекторов Р. А. Желязевича и Н. П. Гребенку.[2] Большой зал дома (в будущем – Актовый зал института) сдавался для концертов, любительских спектаклей, литературно-художественных вечеров. С 1859 г. в зале проводил вечера Литературный фонд, среди организаторов которого были Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, А. К. Толстой.[3] В 1929 г. в этом доме разместились Высшие курсы инженеров связи, вскоре ставшие базой для создания института. В его составе были организованы четыре факультета: телефонный, телеграфный, радиотехнический и инженерно-экономический. В том же году открылся рабочий факультет (рабфак) и техникум связи, составившие с институтом единую структуру, названную Ленинградским учебным комбинатом связи (ЛУКС). Первоначальное название вуза – Ленинградский институт инженеров связи (ЛИИС). Его создание не случайно совпало по времени с первыми пятилетками и начавшейся индустриализацией, включавшую также интенсивное развитие телефонных сетей и создание отечественной промышленности по производству телефонного и телеграфного оборудования. Стране требовались и молодые инженерно-технические кадры, и качественные изменения в технических средствах связи. В последующие годы вуз дважды переименовывался: · 1938 – Ленинградский электротехнический институт связи (ЛЭИС). В этом названии в 1940 г. было увековечено имя М. А. Бонч-Бруевича (1888–1940), одного из основоположников отечественной радиотехники.[4] В 1930-е годы в должности профессора он руководил кафедрой теоретической радиотехники, являлся заведующим радиофакультетом, заместителем директора института по учебной части. · 1993 - ЛЭИС получил статус университета и тогда же появи- лось новое название: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ). В этом названии отражена современная потребность не только в специалистах-связистах, но и в ИТ-профессионалах в области информационных систем, компьютерных технологий, т. е. направлениях, ставших главными в образовательном процессе вуза. Качественная подготовка специалистов включает в себя ряд условий, в том числе наличие знаний по истории развития науки и техники, особенно в тех областях, которые являются профессией выпускника вуза. Исходя из этого, в СПбГУТ на всех факультетах введен специальный курс «История связи». Понятие «связь» является многозначным термином и в широком смысле определяется как взаимодействие или общение с помощью природных (естественных) или технических средств. Поэтому можно считать, что средства общения (связи) в природе появились вместе с зарождением жизни и совершенствовались с эволюцией всего живого на Земле. На уровне высокоорганизованных животных мы наблюдаем определенное взаимодействие, достаточно разнообразное общение с помощью знаков, жестов, символов и звуков, заложенных на генетическом уровне. В то же время человека от животных отличают осмысленные действия и речь. Таким образом, можно говорить о появлении визуальной и звуковой связи уже на заре развития человеческой общности. С развитием общества и освоением новых территорий возросла дальность передачи сообщений: появились гонцы, барабаны, дудки, трубы и т. п. С ростом объема информации возникла письменность (произошло отделение информации от человека), которую можно рассматривать как один из первых способов сохранения информации вне памяти человека. Вместе с развитием цивилизации необходимость в обмене информацией только возрастала, что привело к появлению разнообразных способов передачи сообщений. Это же относится и к средствам записи и обработки информации. Связь нужна была не только быстрой, но и действующей на максимально возможное расстояние. Это требование отразилось в названиях постепенно формировавшихся основных видов связи, где присутствует греческое слово «теле» (вдаль, далеко) – телеграфирование (запись на расстоянии), телефонирование (передача речи на расстояние), телевидение (передача изображений на расстоянии). Кроме того, к основным видам связи относятся почта, радио и Интернет. Наш университет готовит специалистов в области современных систем передачи и приема информации, объединяемых понятием «телекоммуникации». В широком смысле слова телекоммуникации – это средства дистанционной передачи информации (радио, телевидение, телефония, телеграф, телетайп, телекс, телефакс и другие). Впервые этот термин в 1904 г. предложил Эдуард Эстонье (1862–1942), директор Высшей школы почт и телеграфов Франции.[5] Таким образом, с понятием «телекоммуникации» тесно взаимодействует понятие «информация», значение которой резко возросло на рубеже XX–XXI вв. Понятие «информация» (лат. informatio – разъяснение, изложение) можно рассматривать в научном[6] и общеупотребительном (разговорном) смыслах. В последнем случае под информацией понимаются сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.[7] XXI век невозможно представить без различных систем связи, объединяемых понятием «телекоммуникации». Однако редко кто задумывался, какой огромный путь развития прошла эта сфера человеческой деятельности. В зависимости от способа представления информации системы связи можно подразделять на знаковые (телеграф, телефакс), звуковые (телефон), видео и комбинированные системы (телевидение). Наиболее развитой системой связи в наше время является Интернет. Высокая динамичность развития информационных технологий, сфер и областей их применения вызвала ряд социокультурных проблем,[8] привела к появлению теорий информационного общества,[9] которые делят на две группы: · теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма и непосредственно из них выходящие, · концептуальные схемы, отмечающие такое общество как особую стадию в историческом развитии. При этом выделяются два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества: ü информационное общество рассматривается как как фаза индустриального общества, ü информационное общество рассматривается в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом.[10] Общими положительными признаками такого общества называются: умственная технология как ведущая (на предыдущих этапах: ручной труд; трудоемкие технологии; машинное производство; капиталоемкие технологии); широкое использование вычислительной техники для решения задач; увеличение скорости обмена информацией, разработка новых средств ее передачи; увеличение числа людей, вовлеченных в этот процесс; высокая информационная культура; равные возможности в доступе к информации всех слоев населения и др. Главная тенденция изменения технологических процессов – возрастание автоматизации, постепенная замена неквалифицированного труда работой машин и компьютеров.[11] Знание истории телекоммуникаций в дополнение к специфическим профессиональным знаниям решает и мировоззренческую, общекультурную задачу. Ведь средства коммуникации создавались усилиями многих ученых, инженеров, изобретателей всех развитых стран планеты. Мир коммуникаций интернационален и с его помощью человечество начинает преодолевать накопившуюся вражду и недоверие между народами. Содержание дисциплины распределено между лекционными и практическими занятиями, являющимися в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основными установленными видами организации учебного процесса. Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности бакалавров по овладению программным материалом учебной дисциплины. Она закладывает основы научных знаний в обобщенной форме. Практикум – комплекс заданий для практических занятий, выполняемых бакалаврами самостоятельно. Цели заданий согласуются с целями практических занятий. В этой связи цели выполнения заданий: закрепление полученных самостоятельно знаний; развитие практических умений проработки материалов из соответствующей литературы для использования полученных результатов при подготовке к рубежному контролю; закрепление знаний сложных терминов и определений по темам занятий; развитие способности к самостоятельному мышлению, индивидуальным творческим решениям, к самообучению, в том числе: · знаний процесса формирования и развития основных видов связи (почты, телеграфа, телефона, радио, телевидения, интернета), процесса развития основных технических идей в этой сфере научно-технических знаний, вклада России в развитие средств связи, · умений понимать взаимозависимость процессов развития об- щества и процессов развития средств связи, читать оригинальную литературу в области профессиональной деятельности для получения необходимой информации, · владений навыками критического восприятия информации, пониманием современного состояния связи. Практикум выступает и как средство обратной связи: бакалавры – преподаватель. Задания рассчитаны на индивидуальное (внеаудиторное при самостоятельной подготовке к практическим занятиям) и групповое выполнение (во время работы в аудитории). Выполнение заданий предусматривает ряд этапов: · предварительная работа над конспектом лекции, · знакомство с научной и учебно-методической литературой по соответствующей теме.[12] Следует знать, что для бакалавров СПбГУТ открыт доступ к электронно-библиотечной системе IPRbooks, содержащей учебники и учебные пособия, монографии, справочные издания, периодические издания.[13] Для подготовки к выполнению заданий рекомендуется использовать и другие возможности интернет-ресурсов:
Правильность выполнения заданий оценивает не только преподаватель, но и студенты-сокурсники, поэтому практикум является коллективным творчеством группы. Практикум рассчитан на 10 занятий, содержание которых включает: · Составление опорного конспекта теоретического материала по теме занятия. Опорный конспект – развернутый детализированный план. Основу составления опорного конспекта составляет анализ самостоятельно найденных данных по теме занятия. Опорный конспект включает только основные положения темы; иллюстрации, схемы, таблицы, показывающие логические взаимосвязи вопросов; краткие примеры практического применения. · Составление глоссария. Глоссарий (лат. glossarium – собрание глосс; др.-греч. глосса – непонятное слово в тексте книги с толкованием) – словарь-справочник терминов с комментариями и примерами. Рекомендации по составлению глоссария:[14] ü выделение основных понятий из опорного конспекта, ü расположение понятий в списке в алфавитном порядке, ü подготовка статьи глоссария, т. е. определение термина с комментариями и примерами. Пример составления глоссария:
· Тематику сообщений (по предложению преподавателя).[15] · Тексты с ошибками. · Обсуждение документальных и научно-популярных фильмов по проблемам истории связи. · Применение метода «экспресс-рецензии».[16] · Составление хронологических таблиц. · Вопросы для обсуждения и повторения. Самостоятельная работа включает также (помимо выполнения индивидуальных и групповых заданий): · подготовку к текущему, промежуточному и итоговому контролю с использованием тестирующих материалов, примеры которых приводятся в конце каждой темы. Авторы выражают благодарность за помощь в работе над практикумом своему коллеге по кафедре В. Н. Фролову. Задание № 1 Составить, используя учебную литературу, опорный конспект по теме 1 по предложенному плану, сопровождая его презентацией: 1. Язык как средство связи. 2. Системы передачи информации звуковыми средствами. 3. Системы передачи информации визуальными средствами. Задание № 2 Составить хронологическую таблицу:
Задание № 3 По предложению преподавателя отдельные студенты готовят «экспресс-рецензию» на опорный конспект по теме занятия. Задание № 4 По предложению преподавателя отдельные студенты готовят справку (сообщение), сопровождая его презентацией, о Полибии, описавшем изобретение Энея Тактика «Водяной телеграф». Задание № 5 По предложению преподавателя отдельные студенты готовят справку (сообщение), сопровождая его презентацией, о С. Морланде, изобретателе рупора. Задание № 6 По предложению преподавателя отдельные студенты готовят сообщение, сопровождая его презентацией, на тему: «Зачем бьют склянки на флоте?» Задание № 7 Вопросы для обсуждения и повторения: ü На какие виды можно разделить все средства связи? ü Почему речь человека рассматривается как первая информационная революция? ü В чем отличие языка человека как знаковой системы от «языка» других животных? ü Какие факторы повлияли на эволюцию простейших средств связи? ü Почему простейшая оптическая (от греческого «зрительное восприятие») связь была более совершенной по сравнению со звуковой сигнализацией? ü В каких случаях и какие средства визуальной сигнализации использовались в Древнем мире? ü Как простейшие средства связи улучшали управление обществом и обеспечивали прогресс в его развитии? ü Какие из простейших средств связи использовались в Древней Руси? ü Какое средство связи было самым быстрым до появления электросвязи? Где оно зародилось? ü Какие простейшие средства связи и сигнализации используются в современное время? Задание № 8 Выполнить тестовые задания по теме 1: Варианты ответов
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 95; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |