КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сценарий коллоквиума
Средневековые империи Востока КОЛЛОКВИУМ (Арабский халифат, Монгольская империя, империя Великих Моголов, Османская империя)
Вопросы 1. Предпосылки и этапы формирования империй. 2. Идеологические основы. 3. Политическая структура империй Востока. 4. Формы собственности и их эволюция. 5. Восточные империи и Западная Европа. Хорошо известно, что самые крупные империи в средневековье были созданы на Востоке. Цель коллоквиума, с одной стороны, в рамках предлагаемых вопросов рассмотреть каждую из таких империй, а с другой стороны, провести их сравнительный анализ. В связи с поставленной целью начать следует с рассмотрения такого вопроса, как предпосылки и этапы формирования империй на Востоке в период Средневековья. Отвечая на этот вопрос, следует обратить внимание на предпосылки внутреннего порядка и внешние факторы в процессе формирования империй; насколько процесс формирования был сходен и различен применительно к разным империям. Рассматривая устройство этих империй, следует остановиться на роли идеологических факторов (в частности, религии), характеристике политической основы (восточный деспотизм, отсутствие механизма наследования власти и последствие этого фактора для существования самих империй) и экономических устоев империй. При освещении роли и значения экономических основ следует рассмотреть механизмы их реализации и то, какую роль на разных этапах они играли. В последнем вопросе необходимо показать характер отношений каждой из империй Востока и Западной Европы и ответить на вопрос, в какой мере военные и мирные факторы определяли эти отношения. Важно выявить последствия этих контактов для каждой из сторон. Литература Антонова, К. А. История Индии / К. А. Антонова, Г. М. Бонгард-Левин, Г. Г. Котовский. – М., 1973. Беляев, Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье / Е. А. Беляев – М., 1965. Большаков, О. Г. История Халифата / О. Г. Большаков. – М., 1989-1993. Т. I–II. Васильев, Л. С. История религий Востока/ Л. С. Васильев. – М., 1988. Васильев, Л. С. История Востока / Л. С. Васильев. – М., 1994; 2001; 2003. Т.I. Васютин, С. А. Типология потестарных и политических систем кочевников // Кочевая альтернатива социальной эволюции / С. А. Васютин. – М., 2002. – С. 86-98. Вернадский, Г. В. Монголы и Русь / Г. В Вернадский. – Тверь; М., 1997. Говоров, Ю. Л. История стран Азии и Африки в средние века / Ю. Л. Говоров – Кемерово, 1998. Грюнебаум, Г. Э. Классический ислам. 600-1258 / Г. Э. Грюнебаум. – М., 1986. Ерасов, Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / Б.С. Ерасов. – М., 1990. Еремеев, Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д. Е. Еремеев. – М., 1991. Журнал «Родина» (Монголы). 1997. № 3-4. Журнал «Родина» (Турция). 1998. № 5-6. Зарин, В. А. Запад и Восток в мировой истории XIV-XIX вв. / В. А. Зарин. – М., 1991. Иванов, Н. А. О типологических особенностях арабо-османского феодализма. // Типы общественных отношений на Востоке в средние века / Н. А. Иванов. – М., 1982. История Востока. – М., 2000. Т. II: Восток в средние века. История Индии в средние века. – М., 1968. Конрад, Н. И. Запад и Восток / Н. И. Конрад. – М., 1972. Крадин, Н. Н. Кочевники, мир-империи и социальная эволюция // Альтернативные пути к цивилизации / Н. Н. Крадин. – М., 2000. – С. 314–336. Крадин, Н. Н. Структура власти в кочевых империях // Кочевая альтернатива социальной эволюции / Н. Н. Крадин. – М., 2002. – С. 109–128. Османская империя: система государственного управления, социальные и религиозные проблемы. – М., 1986. Очерки экономической и социальной истории Индии. – М., 1973. Паниккар, К. М. Очерк истории Индии / К. М. Паниккар. – М., 1961. Петросян, Ю. А. Османская империя: могущество и гибель / Ю. А. Петросян. – М., 1990. Скрынникова, Т. Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана / Т. Д. Скрынникова. – М., 1997. Скрынникова, Т. Д. Монгольское кочевое общество периода империи // Альтернативные пути к цивилизации / Т. Д. Скрынникова. – М., 2000. – С. 344–355. Скрынникова, Т. Д. Структура власти монгольских кочевников эпохи Чингис-хана // Кочевая альтернатива социальной эволюции / Т. Д. Скрынникова. – М., 2002. – С. 204–219. Татаро-монголы в Азии и Европе. – М., 1977. Трепавлов, В. В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. / В. В Трепавлов. – М., 1993. Чистяков, Т. А. Арабский халифат / Т. А. Чистяков. – М., 1962. Хазанов, А. М. Кочевники евразийских степей в исторической ретроспективе // Кочевая альтернатива социальной эволюции / А. М. Хазанов. – М., 2002. – С. 37–58.
Содержание Тема №1. Традиционное общество в средневековом Китае………...6 Тема №2. Религии и религиозно-этические учения в странах Среднего и Дальнего Востока………………..…………..32 Тема №3. Ислам и Арабский халифат…………………………..…..34 Тема №4. Османская империя: образование и специфика……...…46 Коллоквиум «Средневековые империи Востока»………………….60
Бурганова Вера Николаевна
Учебно-методическое пособие для практических занятий по истории стран Азии и Африки (Ч. 1. История стран Азии и Африки в средние века)
Редактор: Л. Г. Барашкова Технический редактор: Г. В. Белозёрова Ответственный за выпуск: Л. Д. Домбраускайте
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» 650043, ул. Красная, 6
[1] Западная Сычуань. [2] Цзинь – от 597 до 604,5 г. [3] Ли - мера длины, равная 576 м, а также административно-фискальное объединение из 110 крестьянских дворов. [4] My – от 4 до 6 ар (т.е. единица земельной площади, равная 100 м2). [5] Цянь - название китайской мелкой монеты. [6] Чжан – около 3,2 м. г [7] Чи – 35,79 см. [8] Бань – мера объема, равная примерно 0,75 л. [9] Название улицы в Кайфыне («Большая улица южных ворот»). [10] Вэньчжоу – город в провинции Фуцзянь на морском побережье. [11] Баоцзы – пирожки с начинкой из мяса или овощей, приготовленные на пару – распространенное национальное блюдо в Китае. [12] Хаи – торгово-ремесленная организация, объединяющая цехи и гильдии. [13] Что выручают – не указано. [14] Счет времени в китайских городах производился ударом в барабан. 5-я стража (или 5-й барабан) – около 6 часов утра. [15] Вацзы (букв, черепица) – квартал или несколько улиц, где были сосредоточены постоялые дворы, гостиницы, всевозможные увеселительные места (театры теней, цирк, опера, выступали рассказчики и т. д.), чайные и харчевни и т. п. [16] Баоцзы – популярное китайское блюдо, представляет собой небольшой пирожок, приготовляемый на пару. [17] Здесь и далее в тексте опущены названия китайских блюд, которые трудно передать по-русски. [18] Вэнь – мелкая монета. [19] Имбирь - это ароматный корень тропического растения, родиной которого является Северная Индия; специя. [20] 3-я стража – около 2 часов ночи. [21] Сянго – буддийский монастырь на территории г. Кайфына. [22] По-видимому, существовали различия в правовом положении лавок чжэндянь и цзяодянь: первые находились в более привилегированном положении. [23] Названия улиц и переулков. [24] Хохан – букв, ряд с товарами, торговый ряд. Здесь «хохан» обозначает уже цеховое объединение торговцев или ремесленников. [25] Снабжение императорского двора происходило в форме преподнесения даров императору всеми провинциями. Сроки внесения даров были различны – обычно 2–3 раза в год, но по некоторым видам продукции и реже. [26] Цзинь, ци, ло – узорчатые ткани; вань – тонкий белый шелк. [27] Лян равен 37,3 г. [28] Шёлк-сырец, техническая нить натурального шёлка, получаемая в кокономотании соединением нескольких (чаще 5–10) продольно сложенных коконных нитей в одну; при этом нити прочно склеиваются. [29] Иероглифом «тао» в XI–XII вв. обозначались и керамика, и фарфор, Можно предположить, что в этот период в Цзиндэчжене производились уже сосуды из фарфоровидной массы. [30] Чжоуский Сяньдэ (Гунди) – император последнего периода «Пяти Династий» (954-959). [31] Туань – одна из форм принудительной организации ремесленников в Сунское время. Туани находились под строгим контролем феодальных властей. Из текста следует, что туани керамических мастеров находились даже под военным надзором туаньцзюня. Гаотансян, Линцзянли – местности в уезде Цзиндэ, провинции Цзянси. [32] Чжэнь – административно-территориальная единица в средневековом Китае, стояла по положению выше уездного центра, но прав города не имела. [33] Столица Северо-Сунского Китая – г. Кайфын. [34] Бу – мера длины около 1,6 м. [35] Жужуба – это субтропическое растение известно как ююба, китайский финик. [36] Тут (шелковица, тутовник) – род деревьев семейства тутовых; плоды – съедобны. [37] Ху = 51,77 л. [38] Цзинь – от 597 до 604,5 г. [39] Чи – 35,79 см. [40] Эти и другие названия дней, идущие ниже, – условные термины китайского календаря. [41] Ван Ань-ши (1021–1086), –первый министр с 1070 г.; реформатор, писатель, материалист, патриот. [42] Предоставление государством ссуды крестьянам под залог будущего урожая. [43] 1068-1077 - годы правления сунского императора Шэнь-цзуна. [44] Организации, специально созданные для проведения реформ, во главе которых стоял Ван Ань-ши. Их общее название саньсы. [45] Чанпингуанхуэй – казенные амбары, созданные по проекту Ван Ань-ши для оказания помощи крестьянам и для ограничения деятельности ростовщиков. [46] Впервые выдача ссуды под зеленые побеги была осуществлена Ли Цанем в провинции Шэньси. [47] Тисинсы (тидяньюйсы) – контрольный орган, осуществляющий надзор за финансами. [48] Кэху – букв, пришлый. В X–XII вв. этот термин обозначал крестьян – держателей земли, находившейся во владении феодалов. [49] Чжуху – налогоплательщики, держатели государственной земли. [50] Квадрат – единица измерения, принятая реформаторами [51] Сезон равен трем месяцам. [52] Гэ – мера объема, равная 1/10 шэна, т. е. 0,104 л. [53] Фэнь – мера длины, равная 1/10 Дунь, т. е. 3,2 мм. [54] Фаюныни – чиновник, ведающий переправой налогов в столицу. [55] Место уплаты налога назначалось произвольно в зависимости от потребности государства в данный момент, в результате чего к обычному налогу прибавлялись расходы на перевозку. [56] Обычно один вид продовольствия заменялся более дорогим. [57] Ушр ‑ десятая часть урожая, выплачиваемая в качестве поземельного налога арабами-мусульманами в пользу государства. [58] Харадж ‑ 1) поземельный налог, уплачиваемый в пользу государства завоеванными народами, сохранившими свою религию; 2) единый фиксированный налог ‑ дань, уплачиваемая в пользу государства народами, заключившими с завоевателями договор о сохранении земли в их владении, покровительстве со стороны государства. [59] Аш-Шафи'Мухаммад ибн-Идрис ‑ основоположник юридической школы шафийтов (ум. в 820 г.). [60] Малик Абу-Абдаллах ибн-Анас ‑ основоположник юридической школы маликитов (ум. в 795 г.). [61] Вакф ‑ государственная собственность, изъятая из гражданского оборота. [62] Абу-Ханифа ан-Ну'ман ‑ основоположник юридической школы ханифитов (ум. в 767 г.). [63] Словом «субстанция» переведено сочетание слов «ракабат ал-ард» ‑ букв, шея земли. [64] Эту категорию, по мнению других законоведов, составляют земли, завоеванные посредством оружия. Ал-Маварди признает наличие договора с их владельцами, но собственность на эти земли, по его мнению, принадлежит мусульманам, а право пользования ‑ владельцам, обязанным платить в пользу государства расчлененный налог: харадж ‑ поземельный налог; джизью ‑ подушный налог. [65] Эту категорию, по мнению некоторых законоведов, составляют земли, приобретенные на основе договора. Согласно ал-Маварди, отличительная черта этой категории ‑ принадлежность права собственности на землю ее владельцам, плата не расчлененного, а единого налога ‑ хараджа, который по своему существу то же, что и джизья (единый налог, дань), платимый в пользу государства. Дозволена купля и продажа этих земель без ограничения круга покупателей. [66] Икта ат-тамлик ‑ пожалование земли на правах собственности. Ал-Маварди знает и другой вид пожалования: икта ал-истиглал ‑ пожалование дохода с земли. [67] Согласно мусульманским законоведам, мертвыми считались все земли, которые не находились во владении или в собственности кого-либой не обрабатывались. [68] Зубайр ‑ один из близких сподвижников Мухаммада, участник завоевания Египта, был убит в «сражении верблюда». [69] До возникновения ислама и государства. [70] Названия древних племен, употребляемые в значении древнего происхождения. Ал-Маварди имеет в виду земли, которые были в собственности племен или отдельных лиц до возникновения ислама, запустевшие Ио разным причинам, в том числе по причинам переселения племен. [71] Дар ал-ислам, согласно ал-Маварди, ‑ территории, подчиненные мусульманской юрисдикции [72] Дар ал-харб противопоставляется дар ал-исламу. Согласно ал-Маарди, дар ал-харб ‑ территории, не подчиненные мусульманской юрисдикции и могущие стать объектом завоеваний. [73] Когда успех военных мероприятий еще не определился. [74] Хира ‑ столица Лахмидского царства арабов, существовавшего арабского завоевания на территории современного Южного Ирака. [75] Бинт Нафила ‑ имя девушки. [76] Халид ибн ал-Валид ‑ знаменитый полководец, Хиру завоевал при халифе Абу Бакре. [77] По установленным еще при Мухаммаде правилам 4/5 добычи, взятой арабскими войсками, делили между собой воины, а 1/5 ‑ хумс ‑ шла в распоряжение главы государства, который раздавал ее определенным лицам. [78] Умар ибн-ал-Хаттаб ‑ второй халиф (634‑644), при котором были завоеваны Ирак, Сирия, Египет и большая часть собственно Ирана. [79] Всего в руки государства перешло 10 категорий земель, а основная масса земли Савада была оставлена прежним владельцам. [80] Усман ‑ третий халиф (644‑656); при его правлении раздача на правах икта из фонда конфискованных земель приняла особенно широкие размеры, хотя, по утверждению исторических источников, к такой практике частично прибегал и халиф Умар. [81] Фай ‑ добыча. Часть законоведов считает, что это доход с земель, завоеванных арабскими войсками, присваиваемый государством в «пользу всех мусульман», а другая часть ‑ сторонники развитой концепции государственной собственности на землю ‑ считает, что фай ‑ это земли, завоеванные арабскими войсками. Прежним владельцам государство уступило право пользования, а собственность на сами земли принадлежит государству, «мусульманской общине». [82] Иджара ‑ аренда. Таким образом, ал-Маварди признает за владельцами этих земель не право собственников, а право арендаторов, имевших право пользования. Тем самым этот вид земли выпадает из рубрики икта ат-тамлик, но концепция ал-Маварди не увязывается с исторической действительностью, в частности с приведенным им самим фактом захвата этого вида земли частными лицами после сожжения Дивана во время восстания Ибн ал-Аш'аса. [83] Ал-Маварди имеет в виду восстание Абд ар-Рахман ибн-Мухамма-да ибн ал-Аш'аса, наместника Седжестана, в 700 г. против Халифа Абд ал-Малика и его наместника Хаджжаджа. В восстании приняло участие наряду с арабскими войсками, которыми командовал Абд ар-Рахман, множество шиитов и хариджитов. После ряда побед войска восставших в 702 г. потерпели одно из поражений у Дайра ал-Джамаджима, в окрестности Куфы. [84] В эту категорию входил первый подвид второго вида четвертой категории земли по приведенной нами классификации ал-Маварди. Вопреки утверждению ал-Маварди владельцы хараджных земель, обремененные тяжелыми налогами, продавали или дарили свои земли арабским феодалам, платившим по сравнению с ними незначительный поземельный налог ‑ десятую часть урожая. Халиф Умар II признал законность всех сделок, имевших место до 100 г. (718/19). [85] В эту категорию входил второй подвид второго вида четвертой категории земли по приведенной нами классификации ал-Маварди. [86] Гази («победитель неверных», «борец за веру») – почетный титул [87] Рум – Малая Азия (византийские и сельджукские владения в ней). [88] Аббасиды – династия арабских халифов (750–1258). [89] Неверные – немусульмане. [90] Правитель государства Сельджукидов в Малой Азии (Румский султанат) султан Алаэддин Кейкубад III (правил с перерывами с 1284 по 1304 г.). [91] Энгир – византийская Анкира, современная Анкара. [92] Гермияны – правители княжества в Малой Азии. [93] Тимар – «кормление», «содержание», пожалованная в лен земля. [94] Санджак – край, область. [95] Везир ‑ султанский министр. [96] Райят ‑ подданный, приписанный к земле феодала крестьянин. [97] Гулямы — низшая категория воинов, обслуживавшая ленников. [98] Т. е. немусульманами. [99] Яя ‑ пехота. [100] Сювари ‑ «всадник», владелец лена, конный рыцарь. [101] Аджеми-огланы ‑ «чужеземные мальчики». Так было названо учреждение наподобие военной школы, где туркизированные христианские мальчики подготавливались к несению военной службы. Было основано после завоевания Галлиполи в 1356–1359 гг. [102] Мехме́д II Завоева́тель (Фати́х) ‑ османский султан в 1444–1481. [103] Галата – торгово-ремесленный район Константинополя, расположенный на северном берегу залива Золотой Рог. [104] Азап ‑ рядовой пехотинец, не имевший права жениться. [105] Минарет ‑ башня при мечети (мусульманском храме) с которой созывают верующих на молитву. [106] Лепанто, средневековое название г. Нафпактос (Греция), в 60 км от которого, у входа в залив Патраикос 7 октября 1571 г. произошёл последний крупный бой гребных флотов Средиземноморья во время Кипрской войны 1570-73 между Турцией и Священной лигой (Венеция, Испания, папа римский, Мальта и ряд итальянских государств: Генуя, Неаполь, Сицилия, Савойя, Тоскана, Парма и др.). [107] Филипп II (21 мая 1527 – 13 сентября 1598) ‑ король Испании из династии Габсбургов. Сын и наследник императора Священной Римской империи Карла V. [108] Месси́на ‑ город в итальянском регионе Сицилия. [109] Дон Хуа́н Австри́йский (24 февраля 1547-1 октября 1578) – испанский полководец, незаконный сын Карла V и Барбары Блуменберг (или Бломберг), дочери регенсбургского бюргермейстера.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |