Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональные праздники




Профессиональный праздник существует в культуре как исторически сложившееся явление, имеющее непосредственную связь с трудовым потенциалом общества. Праздник формирует положительное отношение к профессиональной деятельности, позволяет выявить те стороны, которые в повседневности ограничены или сдерживаются: потребность в разнообразных впечатлениях, азарт состязательности, стремление получить общественное одобрение и др. В праздниках профессиональных сообществ различают два аспекта — «внешний» и «внутренний». Внешне праздник воспринимается неким коммерческим «продуктом», элементом рекламы, презентации. Изнутри он возвращает участника действия к «вечному настоящему», к «мифологической модели», способствует культурному самоопределению. В празднике «культуросообразно» организованном эти проявления образуют единый праздничный текст.

Структура профессионального праздника обладает как общими, так и специфическими чертами, что выражено в особенностях событийной основы, хронотопе, символике праздничной трапезы. Мир символов праздника обеспечивает особое эмоциональное воздействие на участников праздничного события на их личностное мироощущение, способствует профессиональной адаптации и идентификации.

В процессе празднования помимо эмоциональной разрядки происходит трансформация ценностных установок участников в соответствии с аксиологическим потенциалом действа. Существует связь между восприятием трудовой деятельности в обществе и формированием профессиональных праздников, т.к. праздник находится во взаимной зависимости с ценностями, утверждаемыми в обществе в тот или иной период времени, является их проводником и развивается в соответствии с религиозной и культурной традицией.

Интегративная связь праздника и игры в профессиональных праздниках в яркой действенной форме помогает обыгрывать трудовой процесс. Игровая общность людей, возникающая в праздничном действии, служит проводником ценностных ориентаций и эмоционального отклика.

В системе организационной культуры праздник способен содействовать сохранению устойчивости норм и ценностей, неизменности жизни коллектива, соответственно заданным установкам, хранителем уникальных ритуалов, легенд, церемоний. Корпоративная культура получает раскрытие в празднике, проявляющем её возможности и смыслы.

Современные профессиональные праздники, помимо гедонистической и рекреативной функций, помогают адаптации человека к новейшим экономическим условиям, формируют ценностные установки и интерес к новым формам занятости. Представляя появляющиеся профессии, демонстрируя инновационные технологии, праздники могут содействовать осознанию профессиональных возможностей личности с учетом требований времени. На основе выявленных предпосылок показано, что наиболее общими тенденциями развития профессиональных праздников являются:

· возникновение новых форм трудовых праздников, позволяющих в яркой форме популяризировать результаты труда, утверждать ценность мастерства и профессионализма;

· расширение рамок праздничного общения между представителями различных сфер трудовой деятельности от межпрофессионального до международного

· возрождение в празднике этнической самобытности (в том числе, русской), духовно-нравственных основ народной трудовой культуры, построенной на ориентирах служения профессии, выполнения долга, идеалах любви, заботы, наставничества, в противовес всеобщей «экономизации»;

· наряду с массовым – развитие индивидуального начала, создание условий для равных возможностей и признания заслуг всех участников профессионального праздника;

· усиление роли профессиональных праздников в профориентации молодежи, популяризации дефицитных профессий;

· расширение технических возможностей используемых в праздниках, особенно если новации связаны с трудовым процессом, усиление влияния на культуру профессионального праздника телевизионной шоу-культуры как элемента глобализации.

При рассмотрении понятия «повседневность» и «праздник» выявляется взаимообусловленность этих феноменов. Событийная основа праздника, особенно трудового, как концентрированного выражения духовно-материальной жизни, формируется в повседневной действительности.

Праздник представляет собой сопредельное состояние между реальной жизнью и сакральной сферой, освященное переломным событием. Структурирование временного пространства, жизнь «от события к событию» является одним из фундаментальных признаков праздника. Вместе с тем праздник, не сопряженный с созидательным отношением к происходящему сам в этом случае не воспринимается как праздник, а, наоборот, становясь обычной передышкой в трудовом процессе, утрачивает культуротворческую миссию и включается во «временной контекст повседневности». Устанавливается взаимовлияние праздника и повседневности, акцентируется внимание на явном противопоставлении исследователями понятий «праздник» и «будни».

Профессиональный праздник позволяет человеку ощутить себя специалистом в избранной области с одной стороны, и членом единого профессионального сообщества, своего рода «посвященным» - с другой, позволяет увидеть результаты своих трудов, себя со стороны в оценке других людей, утвердиться в достижениях.

Атрибуты, тексты, предметы, перенесённые из бытового контекста в контекст празднования, окружаются аурой сакрально-традиционных смыслов. Показано, что сакральные истоки профессиональных праздников способствуют укоренению трудовой морали, сплочению профессиональных сообществ, формированию представлений о высшем предназначении человека.

Если обратиться к праздничной культуре как целостному явлению, то необходимо отметить, что она, безусловно, обладает общностью, характеризуемой единством компонентов в разных по тематике, содержанию и степени традиционности праздников. Однако нельзя не признать, что существует специфика праздничной традиции у праздников профессиональных сообществ, влияющая на структуру трудового праздника, определяющая её особенности.

Праздничное событие можно рассматривать как семиотическую систему, в которой свершившийся факт, интерпретированный в условиях современных реалий, получает дополнительные смыслы.

В празднике в полной мере проявляют себя древние архетипы, т. к. сам праздник, с одной стороны, обращен в прошлое, ведёт историю из самой глубокой древности, с другой – обращён в будущее, призванное сохранить в обществе историческую и национальную память. На это направлены все компоненты праздничного действия, его музыкальный, вербальный и танцевальный, изобразительный тексты. Чем глубже символические корни, тем эмоциональнее они воздействуют на человека, активизируют его подсознание.

Семантика отдельных обрядовых элементов определялась формированием мировоззрения человека, в частности, его представлений об изменениях окружающей природы, о своей способности влиять на мир вокруг, о продуцирующей силе тотемного животного, об участии умерших предков в жизни потомков. Поэтому в составных частях праздника нашли отражение архетипы - вода, огонь, очаг, а также аграрный, общинный культы, культ предков. Особую роль играет исторически сложившаяся связь профессионального праздника со святыми покровителями профессий. Все эти элементы находят отражение и в современных формах празднования, на их обыгрывания строятся церемонии, профессиональные ритуалы. Праздники несут в себе определенную концепцию пространства и времени, расставляя смысловые акценты в ритмическом чередовании будней, знаменуя прекращение одних циклов жизнедеятельности и начало других, поэтому важной смысловой основой является хронотоп.

Хронотоп праздника, являющийся отражением реального пространства, поставленного в связь со временем, включает в себя объединение трех обязательных элементов: реального отрезка времени в прошлом, в котором состоялось празднуемое событие, территории, на которой это событие произошло и восстановление в празднике пространственно-временного континуума, воссоздающего эмоциональный отклик на событие в сегодняшнем дне. Праздник, развиваясь во времени, всегда имеет чёткие пространственные контуры и привязан к определённой местности, а человек (общность людей), как субъект праздничного действия, выступает центром созданного им пространства.

С древних времен до настоящего времени период подготовки к празднику наполнен обрядами, имеющими сакральный, символический смысл, регламентация порядка и правил выполнения этих обрядов представляет культурную ценность для этноса и передается от поколения к поколению. На протяжении веков подготовка к празднику носила, прежде всего, духовный характер, материальная составляющая подчинялась духовной. Хронотоп праздника объединяет в себе временное измерение, выраженное в подготовке к празднику (создание праздничной ситуации), само праздничное действие и постпраздничную рефлексию (воплощение режиссерской сверхзадачи); придаёт праздничному действию подлинность, противостоит возможной фальши, посредствам реальных предметов, документов обобщённых до поэтического образа, ландшафтов и интерьеров, реконструирующих события в настоящем, помогает воссоздать эмоциональное состояние, присущее празднуемому событию в прошлом, вновь испытать катартические переживания, связанные с получением удовольствия, оказывающие очищающие, облегчающие и облагораживающее воздействия на человека, сплачивающее празднующую общность на основе единых интересов и устремлений.

Ярким примером функционирования праздничного хронотопа являются так называемые музейные праздники, при проведении которых соблюдаются условия, соединяющие «музейность» и «праздничность». Популярность музейных праздников обусловлена стремлением организаторов максимально включить участников праздничного действия в культурное пространство празднуемого события и увеличить познавательную функцию праздника, усилить эмоционально-позитивное воздействие. Пространство и время здесь объединяются здесь в единую праздничную точку.

Трудовой праздник, будучи многогранным, пластичным и системным явлением, обладающий аксиологическим содержанием, построенном на нравственных нормах профессии, способен пробуждать творческие возможности человека. Мир духовных ценностей и сфера трудовой, экономической деятельности человека, несомненно, взаимосвязаны, что делает возможным осмысление их единства как Профессию в широком смысле слова.

В течение последних лет трудовые ценности подверглись радикальным изменениям, начала утверждаться их ориентированность на истоки отечественной трудовой этики, формировавшейся в рамках православия. Этот процесс позволяет утверждать, что идет консолидация новой трудовой идеологии, что, к сожалению, не всегда находит отражение в праздничной культуре. Трудовой праздник в значительной мере утратил трансцендентное начало и зачастую декларирует сиюминутные материальные ценности. Причиной этому - тенденция отношения к празднику как к элементу массовой культуры, недооценка его философского, психологического и аксиологического значений.

Система общекультурных ценностей не только горизонтальна, но и вертикальна, где ценностная шкала восходит от жизненных, телесных ценностей в сферу духовных. В каждой профессии существует аксиологическое пространство, закреплённое постулатами профессиональной этики, PR-технологиями, рекламой и реализуемое через профессиональную культуру. На фоне происходящих процессов актуализация новых ценностных приоритетов делает насущным вопрос о новых формах праздников, не только отражающих систему ценностей трудовой деятельности, но стратифицирующих их в системе общекультурных ценностей.

Названными качествами в полной мере обладают отвечающие современности, и, вместе с тем, основанные на традиции, возрождающиеся праздники профессиональных сообществ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.