Правоотношения между супругами в браке «сине ману»
Со временем (в эпоху республики) власть над женой мужа стала заметно ослабевать в римских законах. На смену браку с полной мужской властью (кум ману) пришёл брак без таковой власти, называемый «сине манну». Основной причиной появления этой формы брака было разложение римской патриархальной семьи. Заключение «сине ману» проходило неформально, введением невесты в дом её супруга (то есть, обычное сожительство) или заключения брачного соглашения. Именно по этой причине этот вид брака довольно часто путают с конкубинатом, но в отличие от него в этом случае имелись все необходимые условия для возникновения брака и правовых последствий. При данной форме брака заметно сократилось число случаев, расторжения мужем брака – ведь теперь это допускалось только по одной причине – прелюбодеяние, однако позже и данное право исчезает. Кроме того, теперь право расторжения брака предоставлялось и жене.
На протяжении одного года после дня заключения брака «сине манну» жена обязана была проводить вне дома мужа три ночи (правило троеночия) для того, чтобы автоматически не попасть под полную власть мужа. Данная процедура должна была повторяться из года в год. Таким образом, данный вид брака являлся формой брака, которая основывалась на супружеском равенстве. Женщине доставались работы по дому и воспитанию детей, а остальными вопросами занимался исключительно муж. Данное юридическое равенство отразилось не только на личных, но и имущественных отношениях.
В браке «сине манну» муж не имел никаких прав на имущество, которым обладала жена до брака с ним (а также приобретённое для себя в браке). Закрепился режим супружеского имущественного разделения. При расторжении брака всё приданое снова возвращалось жене. А в случае имущественных споров между супругами у них было право обращения в суд с иском друг против друга. довольно часто для того времени жена была в таком браке намного богаче мужа и заключала с ним различные сделки.
44. Приданое (dos) и свадебный дар (donatio ante / propter nuptias): правовой режим. С тех пор, как семья превратилась в союз потребителей, при заключении брака было необходимо наличие средств, служащих для удовлетворения потребностей новообразующегося союза между мужчиной и женщиной и их возможного потомства. Во времена, когда новая семья еще основывалась на принципах агнатического родства и еще существовала имущественная зависимость между главой семьи и лицами alieni juris, обязанности по внесению определенного количества добра для удовлетворения потребностей нового брачного союза и облегчения совместной жизни супругов возлагались лишь на семью жены. Между тем, когда распространилась когнатическая семья и когда лица alieni juris получили большую или меньшую имущественную самостоятельность, а особенно когда для супругов стало обычным организовывать свое собственное домашнее хозяйство, обязанности по обеспечению средств для совместной жизни были возложены также и на мужа. С тех пор имущество, предоставляемое в распоряжение супругов для удовлетворения потребностей их брачного союза, состояло из двух частей: из приданого (dos), которое вносила жена, и свадебного дара (donatio ante nuptias) мужа. а) Приданое (dos). — Имущество, которое в связи с заключением брака, жена отдавала мужу для удовлетворения потребностей совместной жизни, называлось приданым (dos): ibi dos esse debet, ubi onera matrimonii sunt. (133) Обязанность устанавливать приданое возлагалось или на саму жену, если она была sui juris, или на главу ее семьи, если она была alieni juris. Эта обязанность ложилась на отца невесты и в случае, когда дочь была эманципирована, а в виде исключения приданое могла вносить и ее мать. В зависимости от происхождения приданого, оно делилось на dos profecticia, или приданое, установленное pater familias жены, и на dos adventicia, или приданое, происходящее из других источников. (134) Способы установления приданого были различными: dos aut datur aut dicitur aut promittitur. (135) Datio dotis, или передача приданого, совершалась любым актом вхождения мужа во владение приданым жены (mancipatio, in jura cessio, traditio) или предоставлением возможности пользоваться приданым по какому-либо праву (квазивладение правом на основании стипуляции, цессия по требованию и т. д.) Promissio dotis и dictio dotis совершались по форме ритуальной односторонней клятвы, которая включалась в устный договор. В постклассическом праве, кроме перечисленных способов, приданое могло быть установлено и неформальным соглашением, называемым dotis policitatio, включаемая в pacta legitima. Правовой режим на имущество, составлявшее приданое был различным. В древнем праве действовало правило, что приданое после заключения брака переходило в собственность мужа или его pater familias, если муж был лицом alieni juris. Приданое оставалось постоянно в собственности этих лиц даже в случае развода супругов. Здесь применялось правило: dotis causa perpetua est. (136) По предписаниям классического права приданое не переходило в собственность мужа. Пока длился брак муж или его pater familias, имел право на управление имуществом приданого (libera administratio) и должен был использовать его для удовлетворения потребностей брачного союза — "ad onera matrimonii sustinenda". В случае неисполнения этой обязанности, у них могло быть отнято право управления приданым. Это было выражено в правиле quamvis in bonis mariti dos sit mulieris tamen est.
(137) Новое понимание собственности на приданое отразилось и на вопросах реституции приданого в случае прекращения брака. Если брак прекращался из-за смерти жены, требовалось реституировать dos profecticia, в то время как dos adventicia реституировался только в том случае, если при его установлении реституция была предусмотрена. При реституции dos profecticia муж имел право на удержание (jus retentionis) одной пятой приданого за каждого ребенка, рожденного в этом браке. Если брак прекращался из-за развода, применялось правило, что в таком случае реституция приданого должна быть хотя бы ограничена, так как "rei publicae interest quas nubere possunt". (138) Активную легитимацию на вынесение actio uxoria, служившей реституцией приданого, имели жена и ее pater familias. В решении о реституции приданого требовалось урегулировать и вопрос об удержании его части, которая оставалась у мужа. Муж имел право на удержание определенной квоты стоимости имущества "propter liberos, aut propter mores, aut propter res amotas". (139) Удержание на детей, если брак был расторгнут по вине жены, составляло одну шестую за каждого ребенка, но не более половины приданого. Удержание из-за поведения жены составляло одну шестую в случае неверности (mores graviores) и одну восьмую в случае более легких проступков (mores leviores). Часть, удержанная за подарки и унесенные вещи, устанавливалась при определении истинной стоимости предметов, а удержание за произведенные улучшения приданого — при определении стоимости произведенных улучшений, если речь шла об impensae necessarie, или расходах по сохранению приданого, если же речь шла о так называемых impensae utiles, или расходах полезных для приданого, удержание допускалось только с согласия жены, а при impensae voluptuosae, или затратах на роскошь, допускалось jus tollendi, или право отделить и вернуть произведенные улучшения, если это было возможно без нанесения вреда приданому. Принципы классического права о собственности на приданое и его реституции были усвоены и в постклассическом праве. Тогда же было установлено правило, что муж всегда возвращает приданое, если он не является наследником жены. Для возврата приданого служили actio ex stipulatu, созданные объединением actio rei uxoriae и прежнего стипуляционного иска, по которому требовалась реституция dos adventicia. Кроме того, тогда же жена получила право и на виндикационный иск по отдельным предметам приданого, а для обеспечения реституции приданого была введена привилегированная генеральная ипотека на все имущество мужа. б) Свадебный дар. — Во времена императора Константина распространился обычай, когда муж выделял часть имущества, равную приданому, и дарил ее будущей жене (donatio ante nuptias). Но средства, содержащиеся в donatio ante nuptias, оставались и далее под управлением мужа, и служили тем же целям, что и приданое. В случае прекращения брака из-за смерти мужа donatio ante nuptias доставалось детям, но жена имела право пользоваться его плодами. В случае развода по вине мужа, donatio ante nuptias переходило в собственность жены. В остальном donatio ante nuptias было уравнено с приданым: ex substantia nihil distat a dote ante nuptias donatio. (140) Именно этот институт был изменен в кодификации Юстиниана в donatio propter nuptias, так как Юстиниан позволил устанавливать этот дар и во время брака.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление