Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Младших школьников с задержкой психического развития




Общая психолого-педагогическая характеристика

В зависимости от происхождения (церебрального, конституци­онного, соматогенного, психогенного), а также от времени воздей­ствия на организм ребенка вредоносных факторов задержка пси­хического развития дает разные варианты отклонений в эмоцио­нально-волевой сфере и познавательной деятельности. В резуль­тате изучения психических процессов и возможностей обучения детей с ЗПР был выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой сфере, поведении и лич­ности в целом. Были выявлены следующие общие для ЗПР раз­личной этиологии черты: низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости; незрелость эмоций и воли; ограниченный запас обших сведений и представлений;_обедненный словар­ный запас; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; неполная сформированность игровой деятельности. Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. Значительно повышается эффективность и качество умственной деятельности при решении наглядно-действенных задач. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогатель­ные средства для запоминания. Необходим более длительный пе­риод для приема и переработки сенсорной информации. Кроме этого, отмечается низкий уровень самоконтроля, что особенно про­является в учебной деятельности. К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не_ умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность.

Все вышесказанное отличает детей _с ЗПР от нормально раз­вивающихся сверстников. В условиях массовой общеобразовательной школы дети с ЗПР, естественно, попадают в категорию ста­бильно неуспевающих, что еще более травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению. Это в ряде случаев приводит к конфликтам между школой и семьей ребенка.

Только компетентная медико-педагогическая комиссия, состоя­щая из высококвалифицированных специалистов разного профи­ля, может дифференцировать ЗПР от умственной отсталости. При-


ведем лишь основные (иногда не очень ярко на первый взгляд
выраженные) признаки, отличающие_ ЗПР от умственной отста­
лости.

В_отличие от умственно отсталых детей у детей с ЗПР выше обучаемость, они лучше используют помощь учителя или старших и способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание или выбирать адекватный стереотип поведения в аналогичной ситуации.

При овладении чтением, письмом, счетом они часто обнаружи­вают ошибки такого же типа, что и умственно отсталые дети, но тем не менее у них имеются качественные отличия. Так, при сла­бой технике чтения дети с ЗПР всегда пытаются понять прочи­танное, прибегая, если надо, к повторному чтению (без указания учителя). Умственно отсталые дети не могут понять прочитанное, поэтому их пересказ может быть непоследовательным и нело­гичным.

В письме обращает на себя внимание неудовлетворительный навык каллиграфии, небрежность и т. п., что, по мнению специа­листов, может быть связано с недоразвитием моторики, простран­ственного восприятия. Вызывает затруднения фонетический и фо-нетико-фонематический анализ. У умственно отсталых детей эти недостатки выражены грубее.

При изучении математики имеют место трудности в овладении составом числа, счетом с переходом через десяток, в решении за­дач с косвенными формулировками условия и т. д. Но помощь со стороны учителя здесь более эффективна, чем при обучении умственно отсталых детей. Учитывая это, необходимо при диффе­ренцированной диагностике ЗПР от умственной отсталости про­водить обследование детей в форме обучающего эксперимента.

Поскольку работникам дошкольных учреждений и учителям начальных классов достаточно часто приходится сталкиваться с этой категорией детей, остановимся несколько подробнее на ха­рактеристике особенностей овладения детьми с ЗПР основными общеобразовательными дисциплинами и особенностей их изуче­ния в специальных школах (классах) для этой категории детей1.. Анализ устной речи детей с ЗПР показал, что она удовлет­воряет потребности повседневного общения. В ней нет грубых на­рушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако речь детей в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчет­ливая, что связано с малой подвижностью артикуляторного ап­парата.

' Ниже авторы используют результаты работы научных сотрудников лабо­ратории обучения и воспитания детей с ЗПР НИИ дефектологии АПН СССР Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпиной, С. Г. Шевченко, Г. М. Капустиной, обобщенные в работе: Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. — М., 1987,

 

5 Заказ 2366


Недостатки произношения, а иногда и восприятия у некото­рых детей связаны с какой-либо одной парой звуков, при хорошем произнесении и различении всех остальных. Для коррекции де­фектов произношения в специальных школах для детей с ЗПР предусмотрены логопедические занятия.

Основные задачи подготовительного периода состоят в том, чтобы привлечь внимание детей к слову, сделать речь в целом предметом их сознания. Особое значение в этот период придается формированию и развитию фонематического восприятия, звуко­вого анализа и синтеза, внятности и выразительности речи.

Поступающим в школу детям с ЗПР присущи специфические особенности.психолого-педагогического характера. Они не обна­руживают готовности к школьному обучению, у них нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков. Поэтому они оказываются не в состоянии без специаль­ной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Они испыты­вают затруднения в произвольной деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Учащиеся с ЗПР быстро утомляются, иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 45; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.